Форум » Библиотека и кинозал » Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу » Ответить

Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу

ВЛАДИМИР-III: http://ru.wikipedia.org/?oldid=23946094 «До́ктор Стре́йнджлав, или Как я переста́л боя́ться и полюби́л бо́мбу» (англ. «Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb») — кинофильм Стэнли Кубрика. Антимилитаристская сатира на военные программы и правительства сверхдержав (СССР и США) времён холодной войны. Снят в 1963 году и выпущен в прокат в 1964 году. СЮЖЕТ Командующий американской военно-воздушной базы бригадный генерал Джек Д. Риппер (в другом переводе Джек Потрошиллинг; роль исполнил Стерлинг Хэйден) на почве антикоммунистической паранойи возникшей в результате импотенции, начинает массированную атаку на Советский Союз бомбардировщиками B-52, несущими ядерное оружие. Он обосновывает свои действия якобы раскрытым им мифическим «коммунистическим заговором»: по убеждению генерала, проводимое с 1946 года фторирование воды было введено коммунистами с целью нарушения «чистоты жизненных соков» (в другом переводе «бесценных телесных жидкостей») добропорядочных американских граждан. Генерал блокировал возможность отозвать самолёты и отказывается сообщить командованию код отзыва. Персоналу базы объявлено, что СССР и США обменялись ядерными ударами, и в силу вступает «план R» — чрезвычайный военный план, позволяющий высшему офицерскому составу отдавать приказы наносить удары возмездия в случае уничтожения командования в Вашингтоне (включая самого президента) советской обезглавливающей атакой. Кроме того, Риппер приказывает конфисковать все радиоприёмники, чтобы вверенные ему войска не узнали о его афере. Во время чрезвычайного совещания в Пентагоне президент США Меркин Маффли (Питер Селлерс), генерал «Бак» Тёрджидсон (Джордж К. Скотт), постоянно жующий жевательную резинку, и другие высшие чины пытаются найти в этой ситуации оптимальный выход. Голоса тех, кто призывает использовать ситуацию и разделаться с СССР раз и навсегда, примерно равны голосам тех, кто настаивает на том, что войны нужно избежать любым способом. Президент решает поддержать вторых. Генерал Тёрджидсон, напротив, пытается убедить президента в необходимости использования «преимуществ» данной ситуации. По его мнению, в случае первого удара США уничтожат 90 % советских ракет ещё до того, как ракетные войска СССР смогут ответить, в результате чего Америка добьётся окончательной победы в глобальном масштабе с «допустимыми» потерями в 10—20 млн человек. Он шокирован, услышав, что президент Маффли срочно вызывает советского посла Алексея де Садецкого (Питер Булл). Генерал борется с дипломатом, у них в руках миниатюрная фотокамера, законспирированная под спичечный коробок. Версия генерала — советский дипломат ведёт шпионскую деятельность в сверхсекретной Военной комнате в Пентагоне. Версия дипломата — его подставили и пытались подсунуть камеру. В фильме не показано как было на самом деле. Генерал требует выставить дипломата, сорвав тем самым возможность мирного урегулирования. Противодействие «ястребов» не мешает американскому президенту связаться по горячей линии с председателем Совета Министров СССР (посол СССР на ломаном русском называет его «Товарищ председатель») Дмитрием Кисовым и, обменявшись любезностями, сообщить о «небольшой неприятности» с ядерной атакой. Поскольку Маффли не в состоянии отозвать собственные самолёты, он предлагает своему советскому коллеге всю необходимую информацию, чтобы попросту сбить их. Премьер СССР, находящийся в нетрезвом состоянии, отвечает, что этот вопрос «не к нему, а к командованию ракетными войсками в Омске» и предлагает американскому президенту позвонить туда через омскую справочную. Одновременно начинается штурм военной базы, на которой засел генерал Риппер. Среди офицеров базы оказывается капитан Британских ВВС Лайонел Мандрейк (Питер Селлерс), который, услышав по радио музыку вместо сигналов гражданской обороны, осознает весь ужас происходящего и безуспешно пытается выведать у Риппера код отзыва самолётов. Персонал базы отчаянно сопротивляется, так как Риппер заранее «предупредил» своих подопечных, что прибывшие американские войска «на самом деле» являются переодетыми русскими. Риппер и Мандрейк, выслушивающий безумные поучения о ценности дистиллированной воды и «жизненных соках» организма, составляют последний эшелон обороны, расстреливая через окно свои же войска из пулемёта. Когда база уже взята штурмом, Риппер кончает жизнь самоубийством, так и не выдав секретный код. Разбирая бумаги своего сумасбродного начальника, Мандрейк находит намёки на то, каким должен быть код отзыва. Тем не менее, его арестовывают (как «предводителя мятежа извращенцев» против Риппера), и он долго упрашивает полковника «Бэт» Гуано (Кинан Уин), чтобы тот разрешил ему сообщить код («OPE») в Вашингтон. Так как телефонная линия оборвана, Мандрейку приходится звонить с телефона-автомата, для чего он использует монеты из автомата с «Кока-колой» («Бэт» Гуано долго пытается противодействовать ему, считая частную собственность неприкосновенной). В это время советская ПВО пытается сбить американские самолёты. Подбит бомбардировщик под командованием майора из Техаса Дж. Т. Конга по кличке «Кинг» (Слим Пикенс), но самолёт продолжает лететь, хотя у него полностью уничтожены средства связи и на исходе горючее. Когда приходит код доступа, оставшиеся самолёты возвращаются на базы, и только самолёт майора Конга упорно прорывается к запасной цели. Он движется ниже зоны видимости советских радаров, поэтому советско-американские усилия остановить его терпят неудачу. В этот момент советский посол Алексей Садецкий сообщает президенту США, что в СССР построена управляемая ЭВМ Машина судного дня (о её существовании планировалось объявить на предстоящем партийном съезде), которая автоматически сработает и посредством взрыва «кобальт-ториевой» бомбы уничтожит всю жизнь на планете за десять месяцев, если хотя бы одна атомная бомба взорвётся на советской территории. Присутствующий на совещании эксцентричный эксперт по стратегии, прикованный к инвалидному креслу доктор Стрейнджлав (третья роль Питера Селлерса), немецкий учёный нацист после войны переселившийся в Америку, поясняет, как удобно и эффективно такое устройство, и что в случае его активизации противодействовать ему невозможно. Кажется, что перспектива уничтожения всего человечества в результате ядерной войны очень даже интригует доктора. В дальнейшем доктор Стрейнджлав с энтузиазмом предлагает использовать грядущую гибель цивилизации с пользой для дела — спрятать «лучших представителей человеческой расы» (включая, естественно, всех присутствующих), в подземных убежищах, чтобы они могли там беспрепятственно и усиленно размножаться, а через несколько десятилетий вернулись на очищенную от прочей жизни поверхность Земли. В силу ограниченности места в шахтах-убежищах число «избранных» Стрейнджлав ограничивает в 200 тыс. человек, отобранных в пропорции «десять женщин на одного мужчину». Довершает фашистско-евгеническую логику доктора предложение селективного отбора кандидатов на выживание: женщин следует отбирать по признаку молодости и привлекательности, а мужчин — умственных и физических возможностей, а также сообразно влиянию в политике и бизнесе. При этом доктор никак не может справиться со своей правой рукой, которая то рефлекторно вскидывается в нацистском приветствии, то начинает его душить. Ещё сложнее с обращением к президенту: Стрейнджлав называет его то «Майн президент», то «Майн фюрер» (нем. Mein Führer). В самом конце фильма, перед сценами с многочисленными ядерными взрывами, доктор Стрейнджлав встаёт с инвалидной коляски с возгласом «Мой фюрер, я могу ходить!». Самолёт майора Конга из-за утечки топлива не может добраться ни до главной (вымышленной базы Лапута, название которой является ссылкой на летающий остров из романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»), ни до второстепенной цели (находящейся вблизи Варшавы) его полёта, и его экипаж решает нанести удар по ближайшему советскому военному объекту. Достигнув цели, он пытается сбросить бомбы, но бомболюки заклинивает. Майор Конг лично спускается к бомбам, оседлав одну из них подобно ковбою, чинит механизм сброса и вместе с бомбой радостно улетает вниз, на советскую военную базу в Котласе. Поднимается облако ядерного взрыва. Под лирическую мелодию времён Второй мировой войны «Мы встретимся с вами снова» один за другим по всей планете взрываются ядерные заряды. ПЕРСОНАЖИ: Ключевые персонажи фильма носят выразительные имена-метки. Фамилию Президента США Меркина Маффли можно перевести как «глушитель», «бурчание под нос». Генерал Джек Д. Риппер назван по созвучию с Джеком Потрошителем (англ. Jack-The-Ripper). Фамилию генерала «Бака» Тёрджидсон можно перевести как «сын опухоли» (turgid — также «напыщенный»). Фамилия капитана Лайонела Мандрейка по-английски означает мандрагору, корень которой напоминает человеческую фигуру. Майор Дж. Т. «Кинг» Конг назван по созвучию с Кинг-Конгом. Советский посол Алексей де Садецкий назван по созвучию с маркизом де Садом. Кличка и фамилия полковник «Бэта» Гуано переводятся вместе как «помёт летучей мыши». Фамилия доктора Стрейнджлав переводится на русский как «странная любовь», причем из разговора других персонажей известно, что до принятия американского гражданства его немецкая фамилия звучала как Мерквюрдихелибе (нем. Merkwürdigeliebe), что также можно перевести как «странная любовь». ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ: Более точный перевод слова «worry» — «беспокоиться». Название фильма пародирует название книги Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить». По первоначальной задумке, Питер Селлерс должен был играть в фильме не три, а четыре роли, однако он не смог подобрать специфический техасский акцент для майора Конга, которого в итоге сыграл Слим Пикенс. В одной из сцен, показывающих атаку морских пехотинцев на базу генерала Риппера, бой ведётся на фоне плаката с фразой «Мир — наша профессия» (англ. «Peace is our profession»), являющейся девизом Стратегического авиационного командования США. Болезнь доктора Стрейнджлава — синдром чужой руки — после премьеры фильма стала также называться как «Синдром доктора Стрейнджлава». Идея Машины судного дня почёрпнута Кубриком из проектов кобальтовой бомбы Лео Силарда, а также реального термоядерного оружия образца Теллера-Улама. Конспирологическая теория о том, что фторирование воды является коммунистическим заговором, достаточно часто возникала в политической жизни США 1950-х годов[1]. По мнению многих ветеранов Стратегического авиационного командования США, именно «Доктор Стрейнджлав» наиболее точно отражает реалии этой организации[2]. В сцене, в которой майор Конг читает содержимое неприкосновенного запаса, в оригинале диалог звучал так: «Shoot, a fella could have a pretty good weekend in Dallas with that stuff!» («Черт, с таким оснащением мужику светит неплохой выходной в Далласе.») Так как незадолго до премьеры фильма в Далласе был застрелен президент Кеннеди, эту сцену передублировали на «Вегас» — однако, по губам вполне можно прочесть слово «Даллас». Сначала для фильма задумывался другой конец: политики должны были устроить в военном зале битву на тортах. Эта сцена была снята, но сохранилась исключительно в виде фотографий. Внимательный зритель обнаружит на заднем плане зала столы с приготовленными на них тортами. Дизайн военного зала создал Кен Адам, который был художником-постановщиком многочисленных фильмов о Джеймсе Бонде. Однако, в отличие от футуристического зала, некоторые из его разработок для «Доктора Стрейнджлава» выглядели чересчур реалистичными. Так, Стэнли Кубрик получил звонок от ФБР[источник не указан 238 дней], которые интересовались, какими источниками кинематографисты пользовались для воссоздания строго секретного внутреннего устройства бомбардировщика Б-52. Адам использовал фотографию из британского журнала авиации, в котором была изображена приборная панель этого бомбардировщика. История рассказывает[источник не указан 238 дней], что после своего избрания в президенты США Рональд Рейган захотел увидеть тот самый военный зал — в полной уверенности, что он существовал в реальности[источник не указан 238 дней]. В 1965 фантаст Филип Дик написал роман «Доктор Бладмани или Как мы жили после бомбы» (Dr. Bloodmoney, or How We Got Along After the Bomb), описывающий жизнь после ядерной войны. Фильм занял третье место в списке 100 лет… 100 комедий Американского института киноискусства

Ответов - 1

ВЛАДИМИР-III: Командующий американской военно-воздушной базы бригадный генерал Джек Д. Риппер (в другом переводе Джек Потрошиллинг; роль исполнил Стерлинг Хэйден) на почве антикоммунистической паранойи возникшей в результате импотенции, начинает массированную атаку на Советский Союз бомбардировщиками B-52, несущими ядерное оружие. Он обосновывает свои действия якобы раскрытым им мифическим «коммунистическим заговором»: по убеждению генерала, проводимое с 1946 года фторирование воды было введено коммунистами с целью нарушения «чистоты жизненных соков» (в другом переводе «бесценных телесных жидкостей») добропорядочных американских граждан. Конспирологическая теория о том, что фторирование воды является коммунистическим заговором, достаточно часто возникала в политической жизни США 1950-х годов[1]. Борцы со сталинизмом забыли еще одно его преступление. Надо им напомнить.



полная версия страницы