Форум » Библиотека и кинозал » Реалии романа "Сегун" Джеймса Клейвела » Ответить

Реалии романа "Сегун" Джеймса Клейвела

ВЛАДИМИР-III: [quote]В бесконечной череде "мыльных" сериалов не так уж много кинолент, способных донести подлинный вкус экзотической, далекой от нас культуры. Вот почему, в свое время, сериал "Сёгун" привлек всеобщее внимание, породив новый всплеск "япономании". Хотя подлинная история английского шкипера, попавшего в страну гейш и самураев, во многом осталась за кадром. Морской волк Для начала, следует сказать, что американский писатель Джемс Клейвел, написавший роман "Сёгун" (литературную основу киноверсии) довольно вольно обошелся с реальными событиями. Чтобы избежать упреков в антиисторизме, он заменил настоящие имена реальных героев — выдуманными, но исторические прототипы остались понятны даже скрываясь за "псевдонимами". Подлинное имя "киношного" англичанина — Уильям Адамс, и прежде чем попасть в Японию, он избороздил немало морских просторов. Юность Адамса, напрочь выпавшая из круга как литературной, так и киноверсии, пришлась на яркое время в истории Англии. Уильям Адамс родился в один год с Уильямом Шекспиром в небольшом городке графства Кент. Он происходил из простой семьи и с 12 лет покинул родной дом, поскольку был отдан на обучение к корабельному мастеру. Долгие годы он провел на верфях полноводной Темзы, но море манило к себе, и 24-летний Адамс рискнул предложить свои услуги в качестве шкипера. Еще одно историческое (во всех смыслах) совпадение. В этом же, 1588 году от Рождества Христова, испанский флот, известный как "Непобедимая армада", направился на завоевание "еретической" Англии. Небольшой корабль шкипера Адамса не принимал непосредственного участия в громком морском сражении, но подвозил английской эскадре провизию и боеприпасы. Бравые английские пираты наголову разбили испанцев и получили полное прощение королевы Елизаветы и право захватывать и присоединять новые земли к английской короне. А Уильям Адамс, тем временем, обзавелся семьей. Он обвенчался с девушкой по имени Мэри Хин, вскоре у них родилась дочь Деливеренс. Обеспечивая семью, Адамс почти все время проводил в море. В составе английских и голландских торговых компаний шкипер Адамс плавал и к берегам Африки, и в стылые просторы Ледовитого океана. Целью последнего похода была попытка отыскать северный морской путь в Ост-Индию, в обход испанцев и португальцев, которые были в одинаковой степени врагами для англичан и голландцев. С голландскими купцами Адамс познакомился еще в Лондоне и завязал с ними самые дружеские отношения. Поэтому англичанин, не колеблясь, принял приглашение занять место штурмана в голландской флотилии из пяти кораблей, направлявшихся в поход на Дальний Восток через Атлантический и Тихий океаны. Зато Адамс и понятия не имел, куда заведет его этот путь. Опасный поход Голландские корабли по обычаю носили религиозные названия, но имели своей целью не только торговлю и, возможно, открытие неведомых земель. Им предписывалось нападать на испанские и португальские корабли и поселения. С самого начала небольшая голландская экспедиция наталкивалась на разнообразные трудности. Моряки познали все: голод, штормы, нападение аборигенов, вооруженные стычки с врагами и даже зимовку в Магеллановом проливе. Далеко не все выстояли в жестоких испытаниях. Первыми сдались моряки судна "Гелоф" ("Вера"), потерявшись в шторм, они не стали идти к условленному заранее месту сбора, а повернули домой. Экипаж "Троу" ("Обет") взбунтовался и также потребовал поворачивать назад, но корабль не дошел до Голландии — попал в португальский плен. "Блейд Бодскап" ("Благовещенье") был захвачен испанцами. Последним из строя вышел "Хоп" ("Надежда"), также потерявшись во время шторма. Оставалось уповать на "Милосердие" ("Лифде"), именно так назывался корабль, где за порядком следили капитан Якоб Квакернак и штурман Уильям Адамс. Более четырех месяцев "Лифде", в гордом одиночестве, сражался с далеко не спокойным Тихим океаном. Капитан и штурман вели корабль к неизведанным берегам, не имея четкой цели попасть именно в Японию, хотя и знали о ее существовании из географических описаний того времени. Тем не менее, японский берег оказался спасительным для европейских мореплавателей. 24 члена экипажа умирали от голода и жажды, только семеро из них, включая самого Адамса, держались на ногах, когда их корабль окружила стая юрких лодок и на борт стали карабкаться люди азиатского вида в странных одеждах. В стране Восходящего солнца Трагическое столкновение европейцев с незнакомой им восточной культурой, так красочно воспроизведенное в фильме "Сёгун", сильно преувеличено. Никто не варил несчастных матросов в котлах и не бросал в яму, наоборот, местные жители ухаживали за истощенными чужеземцами, ожидая распоряжения высших властей. А вот без козней португальских иезуитов, действительно не обошлось. Святых отцов не так беспокоило появление "еретиков" - голландцев, сколько опасение за отмену монопольного права торговли с Японией для Испании и Португалии. Иезуиты пытались представить вновь прибывших европейцев, как бродяг и разбойников. Косвенным доказательством служило большое количество оружия и боеприпасов, обнаруженных японцами в трюме "Лифде", но все зависело от того, что скажет сёгун. Один из виднейших лидеров Японии, выведенный в фильме под именем Торонага, на самом деле носил имя Иэясу Токугава. В книге и киноверсии присутствует и явное пренебрежение подлинной хронологией. Ко времени прибытия голландского судна, гражданская война в Японии уже подходила к концу и Токугава полгода как официально носил титул сёгуна. Правда, он еще не до конца расправился с бывшими недругами и потенциальными противниками. Огнестрельное оружие голландцев пригодилось ему как нельзя кстати. Сёгун также пожелал встретиться с кем-либо из командования корабля. Капитан Якоб Квакернак остался жив, но был еще очень слаб, и ко двору в Осака, на личной галере сёгуна, доставили Адамса. При первой же встрече, Адамс произвел на Иэясу Токугава приятное впечатление. Он говорил смело и откровенно. При Адамсе также были его морские карты, по которым он толково объяснил сёгуну каким путем голландцы прибыли в его страну. Токугава остался доволен разъяснениями, но политическая обстановка заставляла его действовать постепенно и осторожно. Шесть недель Адамс провел в тюрьме и, хотя с ним обращались, как с почетным заключенным, штурмана томила неизвестность. Он уже знал, что иезуиты пытаются склонить сёгуна к физическому устранению конкурентов-голландцев. Однако Токугава оставил в живых всех членов экипажа, более того, велел выдать им денежную компенсацию в размере 50 тысяч испанских дублонов и ежегодный пенсион с правом свободного проживания. Он не согласился только на одно — отпустить моряков домой. А штурмана, по-японски Андзин, оставил при себе, убедившись, что Адамс обладает многочисленными полезными знаниями. Прежде всего, Адамсу пришлось вспомнить о своем ремесле корабела: по приказу сёгуна он выстроил для него корабль европейского типа. Кроме того, Адамс был интересным собеседником и хорошим учителем, он преподавал Иэясу основы европейской математики. Токугава осыпал милостями своего нового придворного и друга. Адамс получил приличный самурайский надел и решил жениться. Его избранницей стала, влюбленная в европейца дочь местного чиновника, Магомэ Кагэю. Брак с Магомэ оказался счастливым, у них родилось двое детей: сын Джозеф и дочь Сюзанна. Надо отметить, что на протяжении всей жизни Адамс никогда не забывал свою английскую супругу и дочь. При первой же налаженной связи с европейскими моряками, он стал посылать на свою далекую первую родину щедрые денежные переводы. Япония же стала для него второй родиной и даже, получив впоследствии полное право распоряжаться собственной судьбой, вплоть до выезда в Англию, Адамс остался в стране Восходящего солнца. При всех поворотах судьбы Адамс никогда не пасовал перед трудностями и не упускал своей выгоды. Будучи человеком широких взглядов, он ни к кому не питал религиозного или иного предубеждения. При его поддержке в Японии обосновались голландские и английские купцы, но при этом Адамс активно участвовал в торговых операциях испанцев и португальцев. Даже когда ситуация значительно ухудшилась после смерти его покровителя Иэясу Токугава, Андзин-Адамс продолжал вести активный образ жизни, в том числе плавал штурманом на японских джонках. Сын Иэясу Токугава — Хидэтада начал проводить политику самоизоляции Японии, европейцы покидали страну, но и Хидэтада не посмел тронуть Адамса, хотя и отдалил его от двора сёгуна. Вернувшись из последнего рейса весной 1620 года, Андзин-сан тяжело заболел и больше не поднялся с постели. В своем завещании он велел разделить имущество на две равные части и первую половину отослать его английской семье, а вторую передать его детям, рожденным в Японии. Так Адамс разделил не только деньги, но и свое сердце. Может быть, именно поэтому он почитаем и в Англии и в Японии — штурман, проложивший путь между двумя культурами. Читать полностью: http://h.ua/story/44012/#photo#ixzz22P14WfSm [/quote]

Ответов - 0



полная версия страницы