Форум » Библиотека и кинозал » Люди, книги, фильмы (продолжение) » Ответить

Люди, книги, фильмы (продолжение)

ВЛАДИМИР-III: Здесь предлагаю размещать краткие аннотации (отзывы) по поводу известных личностей и результатов их деятельности (например, книг и фильмов). В идеале - состоящих из одной фразы.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

thrary: Andrei Istrate, I live in Romania ttps://www.quora.com/Why-has-Eastern-Europe-historically-been-less-prosperous-than-Western-Europe Схоже що автор просто нічого не знає про східну Европу. Каже вона дуже рано стала сировинним придатком східної і з цього усі її біди. Але і Скандинавія і Прусія з Австро-Угорщіною так само були сировинними придатками Західної Европи.

ВЛАДИМИР-III: Сложный вопрос. В какой момент Восточная Европа (а она около 1000 года - во всяком случае. ее балкано-византийская часть - была более развита, чем Западная) стала отставать? Кризис Византии? Османы? Альтернатива: МИР БЕЗ ОСМАНОВ (кажется, мы такую рассматривали) - здесь комплекс православных государств ЮВЕ мог сохраниться, но все равно под влиянием Генуи-Венеции. Насчет "сырьевого придатка"... Не исключено, что Европа захочет иметь "Китай" (т.е. зону, куда выносится промышленное производство, с дешевой рабочей силой) у себя под боком. Однако, для этого Польше-Румынии надо пережить Россию (во всех смыслах). Но в целом с 2000 по 2018 уровень жизни во всех новых членах ЕС заметно вырос. Румыния не исключения.

ВЛАДИМИР-III: Как можно сравнивать всю эту библейскую "субкультуру" с прекрасной светлой Античностью!?


thrary: Це звичайне -- раніше було краще. і елінізм і рим повністтю деградували к 4му сторіччю.

ВЛАДИМИР-III: Странно. Что значит "деградировали"? Я так намекаю на то, что Европа (которая христианская и т.п.) до сих пор живет на основе деградировавшей культуры эллинизма.

ВЛАДИМИР-III: В детстве мне больше всего нравился Демосфен, а потом - Одиссей, его бесконечные путешествия и, конечно же, хитроумие.

ВЛАДИМИР-III: Говорят, американского писателя Синклера Льюиса земляки - жители его родного города Сок-Сентр (штат Минессота) - настолько возненавидели (за его литературное творчество - а за что ж еще ненавидеть?), что обещали убить по приезду в родные пенаты (схожий сюжет с Томасом Вулфом). Но потом внезапно возлюбили его и теперь водят туристов по местам детства первого американского нобелевского лауреата по литературе. Я недоволен таким поведением земляков Синклера Льюиса. Категорически недоволен. В этой перемене отношения есть какая-то непоследовательность и неискренность (американское гостеприимство здесь не при чем). Отсутствие нравственного стержня, способности к последовательности и стойкости в убеждениях. Это плохо.

ВЛАДИМИР-III: Польские нобелевские премии по литературе за последние 40 лет: Чеслав Милош (1980) - "За то, что с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами"; Вислава Шимборская (1996) - "За поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности"; Ольга Токарчук (2018) - "За повествовательное воображение, которое с энциклопедической страстью представляет пересечение границ как форму жизни". Среди лауреатов Нобелевской премии по литературе за последние 20 лет нет великих писателей середины прошлого века, но все же величины достаточные: Мо Янь, Марио Варгас Льоса, Гюнтер Грасс, Орхан Памук, Эльфрида Елинек, Дж.Кутзее. Три польские премии указывают на определенное увелечение удельного веса Польши в мировой культуре. Век назад, когда Нобелевские премии по литературе получили Генрик Сенкевич (1905) и Владислав Реймонт (1924), эти награды отметили возрождение Польши, ее стремление занять подобающее место в Европе - рядом с немецкой, французской, испанской литературами. Помимо названных, нобелевскими лауреатами вполне могли стать Гомбрович и Станислав Лем (была такая задумка у польских властей в 1960-х). Почему в эти годы ни один (!) русский писатель (Светлана Алексиевич родилась в СССР и живет в Белоруссии) не получил Нобелевской премии по литературе? Неужели жидо-масонский заговор против России?))))) А кому давать? Водолазкину?

ВЛАДИМИР-III: Что может быть хуже "Не читал, но осуждаю?" "Не читал, но одобряю".

thrary: ВЛАДИМИР-III пишет: Почему в эти годы ни один (!) русский писатель (Светлана Алексиевич родилась в СССР и живет в Белоруссии) не получил Нобелевской премии по литературе? Вона вкрай політизована дуже давно. Понавидана багатьом письменникам, яких ніхто зараз не лише читає, але ніхто про них і не чув, і не мав чути, бо писати вони ніколи не вміли. А тих кого читають -- не давали.

ВЛАДИМИР-III: Нет, любую (именно любую, даже гибридную) войну можно описать талантливо, даже гениально, но... не судьба.

thrary: Ці поляки здається також у пику нагороджені. У ліберальній пресі польській дуже радіють -- дивіться пишуть, вони лайном ПіС та їх чесноти плюндрували, і мало того що задоволення з цього мали, так ще й нобеля.

ВЛАДИМИР-III: Нет, польская литература в целом - что 100 лет назад, что позже - достаточно сильна. Во всяком случае, самая сильная на Востоке Европы.

ВЛАДИМИР-III: Вторичная религиозность проявляется самым неожиданным образом. Например, на содержание ТРЕХ РАЗГОВОРОВ Владимира Соловьева оказали влияние многие авторы 1890-х годов, далекие от религии и пророчеств. Завоевание Европы Китаем в союзе с Японией списано с романа Мэтью Фипса Шила ЖЕЛТАЯ ОПАСНОСТЬ (1898). До того фантастика, наоборот, описывала завоевание Китая и всего мира европейскими державами. Скорее всего, сам Соловьев романа не читал, но слышал в пересказе. В эпоху блокбастеров вообще трудно описать апокалипсис без влияния голливудских фильмов.

ВЛАДИМИР-III: В средние века умели смеяться над идиотами. Сейчас это запрещено уважением к чиновникам, политкорректностью и отсутствием чувства юмора. Вот уж, века не те...

ВЛАДИМИР-III: Заметно влияние параутопического трактата Яна Амоса Коменского ЛАБИРИНТ СВЕТА И РАЙ СЕРДЦА (1623) на роман Джона Беньяна ПУТЬ ПАЛОМНИКА (около 1672). Учитывая схожее влияние концовки СИМПЛИЦИССИМУСА на сюжет РОБИНЗОНА КРУЗО и аналогичные влияния и переклички в сферах искусства, религии, философии и проч. между центральноевропейскими авторами XVII века и западноевропейскими авторами, жившими позже них, можно говорить о мощном потоке новаций, который шел в XVI – XVII веках из Центральной Европы на Запад (преимущественно в протестантскую Англию из протестантской же среды), что объяснимо закатом Центральной Европы в связи с религиозными войнами и общим наступлением Контрреформации, но эмигранты (и не только) несли достижения региона в новые страны, восприимчивые к таким влияниям. Это схоже с судьбой философских школ Дунайской Монархии и ее осколков в первой половине ХХ века (Венский кружок, Львовско-Варшавская школа), оказавших такое огромное влияние на западную философию в целом.

ВЛАДИМИР-III: Роман МЕЖ ДВУХ ВРЕМЕН Джека Финнея (1970) и его музыкальная тема. Фабула романа Финнея построена на использовании потенциала человеческого мозга – вслед за Альфредом Бестером (ТИГР! ТИГР!) он считает, что мы еще не научились как следует использовать этот важнейший орган человеческого тела (в конце концов, именно это - главное - отличает людей от остальных животных, и именно здесь следует ждать дальнейшей эволюции нашего биологического вида). Захотел – попал в прошлое, цепляясь за уцелевшие артефакты. Главный герой попадает из 1970 в 1882. Как читал это советский читатель, знакомый с переводом 1972? Взять и сбежать из застойного маразма во времена Чехова (это сейчас люди, большей частью незнакомы с застоем, вздыхают о нем, а попади туда из 2019 – даже из 2019! – мало-мальски мыслящий человек, следующей его станцией уже будет XIX век)? К сожалению. литературовед Е.Ю.Козьмина в своих работах, посвященных роману Финнея, 2013-2017 годов стала выражать его содержание через нечто прямо инородное – здесь и Топоров, и Бахтин, и Достоевского использовали по назначению – нет главного, самого интересного, чему бы я на месте Козьминой посвятил работу: вопроса, как американский читатель семидесятых годов прочитывал этот текст, что – какие ассоциации будил он в его сознании? 1960-1970-е годы – эпоха жесткого кризиса Америки, наверное, не меньшего по своей жесткости, чем "золотой и нежный" (с) брежневизм. Главный герой недаром перемещается именно в 1880-е – последнюю эпоху, предшествующую кинематографу, электричеству, бензиновым двигателям, всей этой суете ХХ века и ядерным рискам, которые американцы 50 лет назад воспринимали гораздо серьезнее (противник был на порядок крупнее, чем сейчас). Мир был не то, чтобы проще, но легче, хотя... эти "легкие" люди, они-то и создадут совсем скоро танки, самолеты, атомное оружие, оно уже в их ретортах, в т.ч. литературных, идейных... Хорошо! Сравним века. О ХХ веке сказано предостаточно: социальные революции и попытки регулирования общества, которое сметет любую элиту и даже не поморщится, две мировые войны (в первой погибло 14 млн. человек, включая гражданских, во второй – более 55), космос, терроризм, геноцид, синтетика, пестициды, искусственная колбаса, а под конец – СПИД. Население за 100 лет выросло в 4 раза. А что XIX? Население выросло за 100 лет (1800-1900) всего на 80%, да и то большей частью в Европе и Америках. Кости бенгальских ткачей белеют на берегах Ганга (всего умерло до 25 млн. человек). Колоссальная гекатомба восстания тайпинов (считается, что в ходе его подавления погибло до 30 млн. человек – 7% населения Китая). В наполеоновских войнах погибло до 1 млн. человек (разрушенная полоса западных губерний России, сожженная Москва). Не смотря на то, что в Латинской Америке жило в десять раз меньше народу, чем в Европе, жертвы войн за независимость исчисляются многими сотнями тысяч. В России (и не только) вплоть до 1861 года продавали людей (да, да, патриоты, в Америке – негров, а в России – белых). Оспопрививание медленно побеждало эпидемии, в целом смертность снизилась на 20-30%. Детская смертность снизилась с 50% до 25. Революции – вы помните о них? – о том, что в Париже затеяли всю эту перестройку времен барона Османа главным образом потому, что в главном революционном городе понадобились прямые перспективы, чтобы артиллерия могла прицельно стрелять по баррикадам? Вообще, под стабильностью XIX века скрыта клокочущая магма: "что заставляет видеть в культуре всего XIX века прежде всего мучительную историю творческой субъективности" (из критической статьи к ЗАСТОЛЬНЫМ РАЗГОВОРАМ У.Хэзлита) – не стоит так уж всерьез воспринимать Реставрацию после 1815 года; новые разломы и извержения формировали новую европейскую поверхность. А частная жизнь? Женщины средних и высших классов задавлены викторианской моралью (не только в Англии, даже во Франции), тайный гомосексуализм, специальная инструкция для кадетов Санкт-Петербургских императорских училищ на предмет посещения борделей (забыли?) Нет, люди XIX века не будут выслеживать вашу неприспособленность и сообщать в полицию, если вы не сумеете пользоваться каминными щипцами или править экипажем, своих чудаков здесь более чем предостаточно, к тому же люди никогда не были стандартными роботами – этим-то человечество и ценно! Главный герой Финнея мог неплохо устроиться (на свои доллары, которые ни разу не обменивались в стабильнейшей из экономик – в 1970 году американский государственный служащий получал в 15 раз больше, чем в 1882 – уж на десяток лет годового жалования хватит!) Когда вы вдохнете копченый стимпанком воздух, достанете из буфета заплесневелый хлеб и сыр и будете месяцами вспоминать обнаженную коленку проститутки с сифилитическими язвами на лице, подумайте и о достоинствах столетия – если, конечно, вы – пушкиновед или фанат творчества Оскара Уайльда. И еще: не забывайте чистить там зубы – современную бормашину еще не изобрели. Роман не был экранизирован, хотя переговоры о его экранизации велись. Я бы предложил в качестве музыкальной темы к фильму (минисериалу?) композицию Rolling Stones "Paint It Black" ("Покрасить в черный цвет") 1966 года. Вполне походит.

ВЛАДИМИР-III: Дмитрий Быков опять обвиняет СССР в атеизме (именно обвиняет). Учитывая мировые тенденции, из единомышленников у него остались только исламские фундаменталисты. А союзниками, то есть харчами в голодный год не перебирают. Ну а это как вам нравится? Быков: "Постхристианская эра для христианина немыслима"... Не мыслима вовсе не значит невозможна. Мышление вторично. Материализм.

ВЛАДИМИР-III: Исабель Альенде и проблемы магического реализма. Исабель Альенде хвалят все, и если бы моя задача заключалась в умножении количества похвал, я бы не стал браться за перо... пардон, клавиатуру (да, прав доктор Мортимер: времена меняются и мы вместе с ними, tempora mutantur et nos mutantur in illis). Но меня интересует иное. Как написать роман в стиле магического реализма? У каждого стиля есть свои незаменимые черты и обязательные элементы – нельзя писать готический роман без подземелья и полночного убийства, нельзя написать американский южно-готический роман без поиска сокровищ и заседания суда присяжных – у магического реализма также есть свои незаменимые черты. Должен быть Дом (есть у Альенде), должна быть многопоколенная семья (есть), чьи представители ведут нелепый, фантастический образ жизни, всегда одиноки, редко рождают детей, а если рожают, то не тех и не от тех (по этой причине в России не может быть романа в стиле магического реализма, потому что автора обвинят в очернении русских традиционных семейных ценностей и нарушении Федерального закона о мерах поддержки многодетных семей), должен быть особый латиноамериканский эротизм (есть), о котором мне заметил замечательный питерский индеанист Березкин, что это средиземноморское влияние и к традиционной индейской культуре не относится, должна быть мистика, но умеренная, скорее неортодоксальная, с пережитками еретических влияний Иберийского средневековья (есть), должно быть несколько насильственных смертей и какой-нибудь сверхъестественный долгожитель (тоже есть, причем это-то как раз чистый реализм), наконец, должно быть то, что Гарсия Маркес описал одной фразой: «И он вернулся из той поездки в приподнятом настроении, радостно открыв для себя, что ничто не может сравниться с милым сердцу запахом тронутых гнильцой гуайяв, с шумной рыночной сутолокой родных городов и селений, что ничем не заменишь пронзительного чувства грусти, которое возникает в час заката – здесь, в этой бедной стране, за чьи пределы он никогда не ступит» (ОСЕНЬ ПАТРИАРХА) – и это есть. Насколько Исабель Альенде шла на поводу у мужской прозы Борхеса, Астуриаса, Гарсия Маркеса, а насколько создала женский магический реализм? Вот здесь-то самое интересное! Мужчины современной России, жалующиеся на засилье женщин, на то, что везде (в детском саду, школе, поликлинике, вузе, собесе) главная кто? – женщина (по научному это называется «феминизация низшего управленческого звена»), упустили то, что как день ясно любому латиноамериканцу. Есть женская субкультура, и есть субкультура мужская. Их не соединить. Но их не переделать друг в друга. И уж совсем глупо апеллировать к другой субкультуре.

ВЛАДИМИР-III: Заметки к ВТОРИЧНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ. Нынешняя крайняя примитивность русской культуры (особенно по сравнению с XIX и XX веками) обеспечивает религиозное возрождение. В противном случае оно не смогло бы состояться.



полная версия страницы