Форум » Библиотека и кинозал » Новости российского книжного рынка » Ответить

Новости российского книжного рынка

ВЛАДИМИР-III: Полгода, даже больше, назад я написал вот этот текст. Сравнивал 2008 с 2016 годом. Что все же пишут современные писатели (на новоязе Оруэлла "писатель" означает карандаш)? Вопрос не праздный, потому что добрая половина людей, читающих эти строки, вообще не в курсе. Итак, кто есть кто? Два главных столпа современной российской литературы - Виктор Пелевин и Владимир Сорокин. Оба... как бы это сказать... вечные тинэйджеры (или вечные комсомольцы, как выражались в эпоху их детства). Один - турбореалист (турбореализм - это, когда сегодня вам плохо, но завтра будет еще хуже), другой - концептуалист (концептуализм - это то, что подоспевший А.А.Зиновьев еще в конце 1970-х назвал "грандиозно об убогом"). Тот, который турбореалист (Пелевин) еще имеет репутацию буддиста (но это совсем не то, что европейский необуддизм середины ХХ века, не ищите там ничего, напоминающего Германа Гессе). Тираж произведений - до 500000 экземпляров. Вообще, с тиражами у современных русских писателей... 200000, 100000, Быков так вообще ни разу не преодолел отметки 50000. Не хочу хвастаться, но мои тексты на https://www.proza.ru прочло 7000 человек, на атеистическом форуме - еще 10000 человек, а также несколько тысяч на других форумах и скачало с разных зеркал литературных сайтов (начиная с 2004 года). Так что здесь мы с Быковым примерно пропорциональны (при том, что для меня сочинительство раз в пять менее важно, чем для Быкова). Согласно - http://www.unkniga.ru/images/docs/2017/otr-dokld-kn-rynok-rossii-2016.compressed.pdf - с 2008 по 2016 годовой тираж книг и брошюр в России снизился с 760 млн. экз. до 446 млн. экз. (т.е. с 5,3 до 3,0 на д/н; для сравнения в СССР в 1988 - 8,0 экз. на д/н, а в РСФСР - еще больше). Художественной литературы в 2008 году выпущено 154,2 млн. экземпляров (средний тираж - 7600 экземпляров), в 2016 - 56,1 млн. экз. (абсолютное падение на 64%!) - средний тираж 3200 экземпляров. Из этих 56 млн. экз. худлита 75% приходится на иностранную литературу, еще 20% - на русскую классическую и советскую литературу, и только 2,8 млн. экз - это книги современных русских писателей. Первая десятка из них (Пелевин, Сорокин, Улицкая, Юзефович, Маканин, Кабаков, Лукьяненко, Акунин, Быков, Гришковец) вместе набрали 20 млн. экземпляров - т.е. до 40% всей вышедшей за последние 20 лет русской литературы. Из вышеперечисленных только Лукьяненко можно (условно) отнести к консервативно-патриотическому лагерю (патриоты Шаргунов и Прилепин не выходят за пределы 4000-5000 экземпляров). Таким образом, главным признаком современной русской литературы является ее малотиражность, малочитаемость и малоизвестность. Принято винить эпоху. Дескать, "проклятая молодежь" не читает, сидит за компьютерными играми, а вот в наше время... Нет, не читают (не только молождежь), потому что читать нечего, а вовсе не потому нет интереса, что у печатного слова появилился конкурент. То же самое возражение относится и к знаменитому сопоставлению западных писателей - "поденщиков полиграфической промышленности" и русских "властителей дум". Хотя каждый из писателей имеет микроскопический кружок фанатов (из которых немало знают друг друга лично - по интернет-переписке с литфорумов), можно сказать, что влияние Сорокина на умы россиян 2000-х было на порядки меньше, чем влияние Л.Н.Толстого на российское общество 1900-х, и причина этого вовсе не в наступлении капитализма (Толстой также жил при капитализме). Есть, правда, литературный ширпотреб: дамские романы, детективы, историческая беллетристика. Здесь свои лидеры. Я не стал бы так уж ругать бульварную литературу. Она необходима значительной (или даже большей) части читательской аудитории (ну, не всем нравится Кафка или Толстой - читать сложно, а это раздражает). Однако, называть это литературой можно очень условно. Вот данные по тиражам за 2008 и 2016 годы: Источник - см. выше. Донцова, Устинова, Маринина. Среди них и "мастеров западного детектива" (и здесь российским отечественным чертям не тягаться с Балдой) затерялись Акунин и Бушков, заменившие в нише историческогого чтива Пикуля и Дюма. Заметим, что общий спад 2008-2016 гг коснулся и этой части книжного рынка - особенно сдала Донцова, но все равно до них не дотянуть ни Пелевину-Быкову, ни Шаргунову-Прилепину. Вернемся, однако, к общим характеристикам современной русской литературы. Она разбита (как уже отмечалось выше) на два непримиримых лагеря (организационно с 1990-1991 гг): т.н. либералов и патриотов (в либералах либерализма нет ничуть, а патриот легко опознаваем по еще большему градусу безнадежности в своей писанине, хотя общий пессимистический настрой характерен для всех современных литераторов, вне зависимости от их политических взглядов. Странным образом, те писатели, которые находятся в оппозиции к существующему режиму и должны, соответственно, пользоваться меньшей популярностью у 86% "патриотического большинства", читаемы на порядок больше, чем их патриотические визави... Например. Вы хоть раз в жизни слыхали о таких писателях: Агафонов Николай Викторович Замыслов Валений Николаевич Ивлев Григорий Петрович Козлов Сергей Сергеевич Пересторонин Николай Васильевич Это всё современные православно-патриотические русские писатели (правда, Ивлев не написал НИЧЕГО, но зато является членом патриотического Союза писателей России; да писатель - это член Союза писателей; Джон Мильтон в нем не состоял и членских взносов не платил). Причина непопулярности патриотических писателей сравнительно с десяткой российских писателей-либералов проста: еще большая бездарность патриотов сравнительно с либералами. Художественная литература в настоящее время не привлекает способных людей - и это еще одна черта современной русской литературы. Гораздо больше свежих сил идет в научно-популярную, псевдопублицистическую, литературно-критическую - любую иную сферу, кроме худлита. Не правда ли, примечательно? Поэтому гораздо интереснее читать опусы Переслегина, исследования Сергея Солоуха, тот же Быков гораздо интереснее в качестве литературоведа, чем в качестве писателя. С т.з. общекультурной ценности дискуссия резунистов - антирезунистов дала несопоставимо больше, чем все литературные премии, которые... вы их тоже не помните? ни одной? Четвертым свойством современной русской литературы является отсутствие каких-либо общих тем, значимых для всех или большинства авторов. Собственно, уже в годы перестройки все понятия потеряли свой смысл, и турбореализм как основной (даже у тех писателей, которые формально к нему не относятся) стиль современной русской литературы оказался не роскошью, а неизбежностью. Сейчас - 2010-е годы - на литературном поле видим несколько замкнутых групп, иногда даже писателей-одиночек, которые замкнулись в своем междусобойчике, окруженные свитой немногочисленных (но от этого не менее ценных) фанатов и просто интересующихся читателей (каждый читатель в современной России ценен для писателя). Эти читательские группы почти совершенно не пересекаются между собой, и можно всю жизнь читать одни романы Пелевина или одни книжки серии МЕТРО 2033, ничуть не будучи знакомым с другими артефактами русской литературы (и кстати, ничего не потеряв от такого незнания). Отсюда делаем главный вывод - почему русская литература находится в полном и, по всей видимости, окончательном* упадке? Потому что, если ее не читать, и вообще не знать, кто такой Пелевин, Шаргунов или Быков - ничего в жизни не потеряешь. ________________________________________ * В 1993 году моя вузовская преподша русской литературы уверенно предсказывала возрождение малых форм прозы в середине 1990-х. а около 2000 года - новый русский роман. Да, предсказания яснее всего выглядят постфактум. P.S. И наконец, а как же русская литература выглядит в зарубежных переводах? Хм... Полина Дашкова (детективы), Дмитрий Глуховский (сказочная фантастика), Гарри Штейнгарт (а вы его знаете?), Николай Лилин ("клюква"), Улицкая замыкает список по размерам переводимости. И тоже - от их отсутствия ничего не изменится в мировой литературе.

Ответов - 11

ВЛАДИМИР-III: В начале 2019 года Российская Книжная Палата подвела неутешительный итог за 2018 - http://www.bookchamber.ru/download/stat/stat_2018.pdf К лучшему ничего не изменилось, наоборот: "вновь провал, который грянул как гром среди ясного неба: видимых предпосылок для него не было" http://www.unkniga.ru/bookrinok/knigniy-rinok/8677-ros-knigoizdanie-v-pervom-polugodii-2018-prervanniy-rost.html Надо же - видимых предпосылок нет, а оно проваливается... В статистике отдельных книжных жанров тоже никаких улучшений. В 2018 году выпущено 432 млн. единиц печатной продукции - на 3,1% меньше, чем в 2016, художественной литературы - 55,3 млн. экземпляров - на 1,5% меньше 2016. По прежнему тираж изданий на тему мистики и оккультизма (1385 тысяч) в 41 раз превышает тираж книг по логике (судьба России, таким образом, более чем понятна). Но вот двадцатка самых читаемых худлитовцев за 2018 год. источник см. выше.

ВЛАДИМИР-III: Из общего тиража этих двадцатников - 8523 тысячи (15% всей художественной литературы): 3895 тысячи экз. - импорт без всякой возможности импортзамещения; 3633 тысячи экз. - дамские романы и детективы отечественного производства; наконец, 995 тысяч. экз. - то, что принято называть русской литературой, в числе авторов жив на текущий момент только Акунин, да и тому уже 62 года... дело не в возрасте, а в том, что после него другого Акунина уже не будет. Бушков исчез из лидеров. Пелевина, Сорокина, Быкова (не смотря на его обиду) тоже читают мало, если читают вообще. У Быкова самый большой тираж одной книги - 15000 экземпляров, а многие книги по 3000. Писателей-патриотов не видно вообще.

ВЛАДИМИР-III: А уж Стивен Кинг в качестве самого читаемого автора в России (Донцова - не в счет) это сильно


ВЛАДИМИР-III: Если сравнивать с данными за 2008 и особенно 2016 годы,

ВЛАДИМИР-III: то серьезно сдали все дамы-романистки: Донцова, Устинова, Полякова, Вильмонт, даже зарубежная Мойес (хотя последняя все-же выигрывает у них всех вместе взятых). Лишь Маринина в 2018 вернулась в десятку лидеров, покинув ее в 2016. Выросли тиражи у Кинга и Ремарка, меньше стали читать Брэдбери. Акунин также вернулся в лидеры. Но в целом книжный рынок России сокращается. Мне могут возразить, что сейчас "новое поколение" читает в Сети. Нет. В сети, за редкими исключениями, книги просматривают, а не читают. И в целом трехкратное сокращение книжного рынка за последние 10 лет компенсировалось количеством "скачек" отнюдь не в три раза, а едва ли вполовину. Например, на рустрекере Достоевский (в разных изданиях) скачан: Собрание сочинений в пятнадцати томах 1988-1996 (за 20 месяцев) - 2890 раз. Собрание сочинений в 12-ти томах 2007-2009 (за 23 месяца) - 2894 раза. Дневник писателя (2 тома) 2011 (за 63 месяца) - 2607 раз. Как-то не так уж и много. А вот Собрание сочинений в семи томах Бальмонта 2010 года скачано (за 61 месяц) - 132 раза, т.е. не более 26 раз в год. Конечно, Рустрекер - не единственный источник, но все равно, включая все "скачки", миллионного тиража за 2018 у Достоевского не будет. Может 400-450 тысяч.

thrary: пишуть що у рублях очікують невеликого зростання

ВЛАДИМИР-III: В России сейчас вообще очень любят экспериментировать со стастистикой. Но цены на книги действительно растут, и моя библиотека (как и обещал, она приближается к 5000 томов) уже стоит очень прилично.

ВЛАДИМИР-III: А что в 2019 году на российском книжном рынке? http://www.fapmc.ru/mobile/activities/reports/2020/pechat1.html Тираж художественной литературы продолжал уверенно снижаться (2018 - 55,3 млн. экз, 2019 - 54,0 млн. экз. - получилось по 0,37 книги на одного человека в России). Тираж научной литературы также снижался (8,4 млн. экз. в 2018, 7,6 млн. экз. - в 2019; падение на 9,5% - действительно, зачем верующим наука? - никогда не понимал). Ср. с данными за 2018 год (см. выше) По отдельным авторам худлита картина интересным образом стала меняться (конечно, сравнение двух граничащих лет - не показательно, но все-же тенденция есть). По сравнению с 2018 годом в 2019 выросли тиражи у иностранных авторов (С.Кинг - соответственно 887 и 1103 тысяч экз., Брэдбери - 451 и 493 тысяч экз, А.Кристи - 382 и 420 тысяч экз) и наоборот, резко упали тиражи у дамских авторов предыдущего десятилетия (Донцова - 1053 и 776 тысяч экз., Маринина - 750 и 500 тысяч экз., Полякова - 534 и 476 тысяч экз., Устинова - 603 и 418 тысяч экз.). Акунин вообще выбыл из первой десятки, его сменил скандинавский автор детективов Нёсбе. Пристрастия книжного рынка стали более космополитическими, а все эти авторши иронических детективов то ли надоели, то ли исписались.

ВЛАДИМИР-III: Впрочем, вот 20-ка писателей за 2018 и 2019 для сравнения:

ВЛАДИМИР-III: И опять ни Быкова, ни этого... лысого писателя... (как его? дьявола? Каутского?... Нет! Прилепина), ни либералов, ни патриотов. Один российский ширпотреб и очень неплохой иностранный худлит.

ВЛАДИМИР-III: *PRIVAT*



полная версия страницы