Форум » Библиотека и кинозал » Люди, книги, фильмы (продолжение) » Ответить

Люди, книги, фильмы (продолжение)

ВЛАДИМИР-III: Здесь предлагаю размещать краткие аннотации (отзывы) по поводу известных личностей и результатов их деятельности (например, книг и фильмов). В идеале - состоящих из одной фразы.

Ответов - 210, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

ВЛАДИМИР-III: По-другому тогда смотрели европейцы на Азию, Африку - как на объект колонизации. Да и народу там было во много раз меньше. 1 миллион на всю совр. Киргизию.

thrary: Я дуже мало бачу там колонізаторства. Європейські марксисти(та супутники) екзальтовані перемогою Більшовиків та знищення експлуатації робочої людини вирішили подивитись, як живеться людині вільної від кайданів. Зрозуміло, що потім усіх тих хто не помер від голоду пустили під ніж.

ВЛАДИМИР-III: Роман Энтони Берджеса "Семя желания" (1962). Антиутопия. В некоем далеком (или не очень) будущем Великобритании (и всему Англоязычному Союзу вместе с ней) грозит перенаселение: Большой Лондон разросся на половину Англии, причем в Русскоговорящем Союзе - то же самое (как и предупреждал Одоевский в "4338 году" - Москва и Петербург срастутся в один мегаполис). Насчет политической географии романа многое неясно, но РусСоюз включает территории от Эльбы до Шанхая, а АнгСоюз - все остальное; французский язык вымер, но им интересуются, как древнегреческим. Неясно, есть ли в РусСоюзе коммунизм, но у англичан - полный государственный контроль, даже полное огосударствление, смешение рас и поощрение гомосексуализма с целью борьбы с рождаемостью. [Вообще Берджесу не повезло: он писал уже тогда, когда антиутопия стала кичем, а нашрайбать типовую антиутопию стало проще простого: берешь какую-нибудь черту - хоть запрет на пользование ложками в угоду вилкам, абсолютизируешь эту черту в будущем: смертная казнь за хранение ложек! описываешь нравственные (и физические!) страдания людей от нового порядка, причем "человеческая природа" где-то на уровне инстинктов сопротивляется ложкофобии и т.д. и т.п. У Берджеса всегда были непростые отношения с Оруэллом, и здесь он временами то троллит Эрика Блэра, то рабски ему подражает]. Но утопия/антиутопия, как известно, скучнейшее место на Земле, а потому автор допустил развитие событий ("Но работать без подручных может грустно, а может скучно" - Высоцкий почти о том же в ту же эпоху), и на перенаселенной (но сохраняющей все традиционные черты, включая жаргон кокни и пролетарские забастовки) 50-миллиардной Земле элементарно закончилась еда. То есть совершенно. Люди (а человек - это такое вредное насекомое, которое завсегда выживет - авторитетно заявляет А.А.Зиновьев) тут же нашли выход: начали есть друг друга. Под это дело легализовали религию, коль скоро боженьку (по аналогии) тоже можно есть. Унылая огосударствленная либеральная вегетарианская цветная асексуальная (вот так сочетание черт!) Британия мигом (!) превратилась в веселую мясожрущую белую совокупляющуюся страну частной инициативы и консервативных ценностей. И уже через несколько недель мир стал напоминать (в т.ч. по численности населения и техническому укладу) первую половину ХХ века (попасть туда - заветная мечта многих людей 2018 года), причем Китай отделился от СССРа (в 1962 это звучало как предсказание боев на Даманском))). [Я подозреваю, Берджесу надо было просто написать хороший роман о первой или второй мировой или об ожидании тех же войн в обществе британских интеллектуалов - по образу и подобию романа Ивлина Во "Больше флагов", а тему перенаселения, которой такие как он пугали наших дедушек-бабушек 50 лет назад, притянул из какого-то ухарства]. Правда, в романе витает душок цикличности: все повторяется, фаза Пелагианства (либерализма и проч. - в такой по-свифтовски карикатурной форме Берджес изобразил потуги британского лейборизма с 1945 по 1979 годы - влияние линии Эллиота - Хаксли?) переходит в фазу Августинианства, потом снова будет либерализм-содомия-перенаселение и так бесконечно, но мое чутье читателя и историка (специалист... который критически смотрит на мучения неспециалистов, делающих эту самую историю) подсказывает: не-е-ет, все уже не будет как раньше. [Опять теория антиутопии: ее можно создать на любом пустом месте - действительно, самый заурядный ужин (Герман Кох???) можно описать как антиутопию вилок и ножей - Свифт это тоже предсказал в описании Великанов, все зависит от принятого масштаба, который испугает наблюдателя, но... стоит ли овчинка выделки? Мой литературный герой возмущался тем, что любая фантастика есть до неприличия упрощенная реальность, и ведь он прав. Закрытие жанра? Что нового? А то ведь повторяются, и из подкладок пиджака Берджесса уже Уэллс выглядывает вкупе с тем фантазером, который в апокалипсисе Иоанна превратил рутинную регистрацию торговцев на рынке в знак антихриста и последних времен. Считать ли в этой связи Берджеса еще одним пленником постмодернизма в его неприглядности? Каждая эпоха имеет свои страхи, и в 2018 люди боятся, что они вымрут, хотя либерализм и гомосексуализм по прежнему - свита ужасов конца человечества]. Завершается антиутопия вполне себе порядочной умеренной утопией британской уверенности в том, что "все меняется, и ничего не меняется": отслуживший в армии главный герой (типичный в английской литературе ХХ века герой - препод-очкарик) живет в большой квартире освободившегося от съеденных пространства и преподает (а что он еще умеет?) в Техническом колледже, и к нему вернулась жена с двумя близнецами - как это похоже на реальноисторический 1962 год! P.S. БУДУЩЕЕ Глуховского откровенно списано с этого романа Берджеса. Увы... русская литература более не существует. Конечно, и Пушкин с Достоевским-Толстым где-то подражали Диккенсам, Гюго и Байронам, но не до такой же степени... P.P.S. Роман читается на удивление легко - я проглотил за день.


thrary: AmbaSSada (2013) Юліуш Міхульський. Романтична комедія з елементами альтернативної історії, попаданства та теорії змови. Молоде подружжя повертається з якоїсь глибокої польської дупи, де перебувало два роки до Варшави, на квартиру стрийка молодого, який лишає на кілька тижнів місто по справах.. Ніби-то він письменник і пише історичну книгу, про вдалий замах на Гітлера у 40х і його двійника Лепкеа що до травня 1945 року обов'язки фюрера виконував. Вона здається акторка, але що там і де вона грала ті роки у глибокий польської дупи -- невідомо. У пари яскрава криза другого року шлюбу. І шлюб насправді тріщіть. Але у результаті все закінчується добре. imdb 4,6/10 Не дуже розумію, чого там такий сміттєвий рейтинг. Звісно це далеко не Deja-vu чи Sexmission, але другий раз подивитись цілком можна. А 4,6 це коли і перший раз подивитись фільму неможна.

ВЛАДИМИР-III: В польских фильмах оптимистический конец всегда предпочтительнее пессимистического.

thrary: Ну і Deja-vu чи Sexmission також закінчувалися добре.

thrary: СЯУ В США, как правило, «цветным» человек считался, если у него было 1/4 чёрной крови, однако в ряде других штатов этот закон был более жёстким. На 1/8 негром человек считался во Флориде, Мэриленде и Миссури. На 1/16 в федеральном округе Колумбия. На 1/32 в Луизиане. На 1/64 в Джорджии, Алабаме, Техасе, Оклахоме, Теннеси. В Арканзасе если у человека предок в седьмом поколении был чёрный. B связи с данными законами в Америке официально проживало много «белых негров», чьи права приравнивались к чёрным. Все люди в зависимости от степени кровосмешения получали собственные названия, которые широко использовались в американских судах. Белый — 100 % европеец. Тригинтадуон — 1/32 чёрный, 31/32 белый; 3 % чёрный, 97 % белый (а также порой тот, кто имеет хотя бы одного чёрного в давнем поколении). Седецимион — 1/16 чёрный, 15/16 белый; 6 % чёрный, 93 % белый. Октрон — 1/8 чёрный, 7/8 белый; 12 % чёрный, 88 % белый (Пушкин, Александр Дюма-сын). Квартерон — 1/4 чёрный, 3/4 белый; 25 % чёрный, 75 % белый. Мулат — 1/2 чёрный, 1/2 белый; 50 % чёрный, 50 % белый. Чёрный — 100 % негр.

ВЛАДИМИР-III: Советские источники 1980-х называют 90% афроамериканцев смешанными типами.

thrary: ВЛАДИМИР-III пишет: Советские источники 1980-х называют 90% афроамериканцев смешанными типами. Наразі генетичні дослідження говорять, що в середньому афроамериканець на 55% відсотків европеєць, на 5% америнд та азієць і на відсотків 40% належить до негритянської раси.

ВЛАДИМИР-III: thrary пишет: на 5% америнд та азієць Смесь индейцев и негров назвали в Латинской Америке "самбо".

ВЛАДИМИР-III: Фильм Андрея Тарковского "СОЛЯРИС" (1972). Странно: в подростковом возрасте (я увидел первый раз этот фильм в 13 лет) Наталья Бондарчук мне показалась слишком великовозрастной для роли Хари, а вот сейчас пересмотрел - и ничего. Впрочем, ей было-то всего 22 (Хари - 19). Тогда - в 13 - ночной кошмар сопровождался появлением Хари в моей комнате (роман читал еще в 11 лет, и большого впечатления сравнительно с ЭДЕМОМ и НЕПОБЕДИМЫМ он не произвел, но Крис Кельвин у Лема получился отлично, и идентификация читателем себя с главным героем происходила легко). И еще мне непонятно: кого играл в фильме 48-летний Банионис?..

ВЛАДИМИР-III: Две "СОБАКИ БАСКЕРВИЛЕЙ" - советская (1982) и британская (1983). Да, два фильма вышли почти синхронно (нет, британская экранизация не замышлялась как отклик на советскую, в Великобритании эту повесть Конан Дойла экранизировали 11 раз), и их можно сравнивать. Прежде всего по отношению к экранизированному тексту (ничего не могу с собой поделать - у меня наследственная тяга к точному воспроизведению написанного на экране, и чем точнее, тем лучше). Здесь мы наблюдаем едва ли не противоположности, при том что Масленников все-же гораздо ближе к тексту. Если советский вариант (как и вся серия о Шерлоке Холмсе) изо всех сил старался создать атмосферу чопорной и исторически достоверной Англии, то британский... Как назвать вопиющее пренебрежение деталями сюжета, если не самим сюжетом? Другие экранизации (например, 1959 года) тоже не так уж дотошны, но опус 1983 года побил все рекорды. Кого только не ввели режиссеры в качестве действующих лиц: художник Лайонс собственной персоной - домашний тиран и пьяница, бродячий цыган-карманник, Лейстред, который ловит Сэлдена и с самого начала толчется близ Баскервиль-Холла. Сюжет хорошо описывается (в качестве эпиграфа) Тимуром Шаовым: и все они бухали, и Мусорский бухал! А сэр Хьюго Баскервиль еще и изнасиловал перед смертью безымянную девицу. В общем, получился очень неанглийский фильм: если англичанина (об этом предупреждал еще Джордж Оруэлл) спустить с цепи, он (радый неожиданной свободе) взбесится.

ВЛАДИМИР-III: Der Teufel wollte heiraten, Sah sogar die Frau an. Этот стишок - в стиле вагантов - родился в студенческие годы, когда мы играли в буриме. Потом ожил в НАШЕМ СВЕТЛОМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ - http://www.e-reading.club/bookreader.php/8953/Bulat_-_Nashe_svetloe_srednevekov%27e.html Кстати, меня уже в Индонезии знают - https://id.bookmate.com/books/xdlWtcbL/related?fa821dba_ipp_uid2=Ng4tivquoH0aD3bR%2fk8hJYPLDkKnmEQQBrw5fCw%3d%3d&fa821dba_ipp_uid1=1526309080540&fa821dba_ipp_key=1526309080547%2Fm3aiKUJuML6ynn8zMnz7Lg%3d%3d

ВЛАДИМИР-III: Утренняя почта 1985 года - пародия на Фестиваль в Сан-Ремо (с 18:35)

ВЛАДИМИР-III: Человек занимающийся самообманом, занимается им в надежде, что ему удастся обмануть хоть кого-нибудь еще, кроме себя.

ВЛАДИМИР-III: Олдос Хаксли - британский автор "ДИВНОГО НОВОГО МИРА", "ОБЕЗЬЯНЫ И СУЩНОСТИ" и "ВЕЧНОЙ ФИЛОСОФИИ". Я ничего не могу сказать хорошего о Хаксли. Он совершенно незаслуженно именуется гуманистом, сатириком и пацифистом. Нет, Хаксли пессимист, мизантроп и верующий. Живи он несколько веков назад, он вполне подошел бы на должность "адвоката дьявола" в процессах о канонизации. Все варианты развития человечества для него однозначно плохи: либо человечество уничтожает себя, либо оно сохранится, только для того, чтобы впасть в тоталитаризм. Может все проще: утопии сочиняют оптимисты, а антиутопии - пессимисты? (дополнительный вопрос: что сочиняют хорошо информированные оптимисты?) Забросить бы этого "хорошо информированного" пессимиста в средневековье: как должна была повлиять на польского поэта Кохановского смерть его трехлетней дочери Уршули (нет, не от радиации - от простой "хвори", которую в XVI веке лечить не умели), или на Опица, Олеария и других членов "Плодоносного общества" - Тридцатилетняя война, в ходе которой верующие единомышленники Хаксли уничтожили в борьбе за истинную веру 40% населения Германии, поставив несомненный рекорд в сравнении со всеми потугами ХХ века? "Обезьяна ему не нравится!" - иронизирует персонаж ПРИКЛЮЧЕНИЙ ПРИНЦА ФЛОРИЗЕЛЯ. На самом деле есть то, что есть: люди смертны, войны, революции и прочие исторические процессы (начиная с дележа охотничьей территории двумя ордами неандертальцев) делают их еще более смертными. Но вопреки всему человечество существует, разделенное языками, патриотизмами, религиями, и даже радуется жизни: Рабле смеется, Шекспир сочиняет пьесы, дона Флор из романа Жоржи Амаду кулинарничает - на этом фоне мировая скорбь (Weltschmerz - этот термин введен немецким писателем Жан-Полем в романе «Зелина, или Бессмертие Души» (1810, опубликован в 1827)) Хаксли недорого стоит. Он был востребован американской публикой середины ХХ века, у которой поехала крыша около 1946 от нежданно свалившейся геополитической роли, и нашими современниками, обитающими в ареалах цивилизационного маразма - в культурологии тоже действует закон сохранения: где сколько прибавится, в другом месте столько же утеряется.

ВЛАДИМИР-III: Александр Беляев - писатель-фантаст. Беляев перед первой мировой войной был достаточно состоятельным человеком - знакомый всему Смоленску адвокат с солидной практикой (да и в детстве жил безбедно - вырос в священнической семье). Эта тяга к роскоши сквозит во всех его романах - особенно на фоне скромного существования советского юриконсульта, а затем собкора "Вокруг света". Все или почти все персонажи Беляева - те, кому довелось жить на загнивающем Западе ("СССР - зеленая ветвь на усохшем древе мира" (с) ЧУДЕСНОЕ ОКО) - стремятся обустроить свое жилище с роскошью: Антонио Престо, доктор Сальватор... Бласко Хургес путешествует в Европу на пароходе миллионеров...

ВЛАДИМИР-III: ФОМЕНКОВЩИНА ИЛИ СТИЛИЗАЦИЯ БИОГРАФИЙ... Анри де ла Тур Д"Овернь, герцог Тюренн (1611-1675) родился слабым и болезненным, но проявил интерес к военному делу, начал военную службу в 14 лет рядовым, но в 34 года уже был маршалом, а в 1660 - главным маршалом. Отличался невероятной скромностью, проявлял искреннюю заботу о нуждах простых солдат, стал героем солдатских песен. Одержал множество побед. Написал мемуары. Убит при реконгсцировке в 1675 году. Александр Васильевич Суворов (1727 или 1730-1800), князь Италийский граф Суворов-Рымникский. Также родился слабым и болезненным, но также проявлял интерес к военному делу и начал службу (записан в полк) рядовым (мушкерером) в 1742 (12 или 15 лет от роду). В 1794 - генерал-фельдмаршал (за взятие Варшавы, а вовсе не за Измаил), а в 1800 - генералиссимус. Естественно, отличался скромностью и заботился о простых солдатах, стал героем солдатских песен. Одержал победы в 60 сражениях. Высоко отзывался о Тюренне. Умер в Петербурге в 1800 году после изнурительного и безрезультатного итальянско-швейцарского похода.

ВЛАДИМИР-III: Иоганн Георг Гаман - немецкий философ (1730-1788) С тех пор, как прочел эссе Исайи Берлина СЕВЕРНЫЙ ВОЛХВ, хотелось взглянусть самому Гаману в глаза (в пересказе не всегда то). Оказалось, его даже издавали в СССР (хотя реакционер реакционером). И вот приобрел - в компании с Якоби (тоже был консерватор-клерикал). Да, несомненно, "Буря и натиск" - не обязательно ведь быть одномерно прогрессивным, как советский справочник по марксистскому пониманию философии. Но его иррационализм (тот иррационализм, который потом завлекал Честертона, Ницше - он то там как оказался? - и всяких современных апологетов музейных форм религии) снимается ("снятие" - вполне философская категория) одним щелчком пальца. Сколько бы Гаман не намекал (намек - его творческий метод; все-таки Ницше рубил правду-матку прямо) на иррациональность окружающего мира, ограниченную познаваемость его и проч. увертки торговца лежалым товаром, у него-то самого цель самая что ни на есть рациональная: защитить религию от безбожия, защитить вполне прусским королевским бюрократическим манером - и ради этой (вполне рациональной) цели он что хошь сделает, хоть станцует. Вот уж трагедия: рациональный человек в иррациональном мире. Нет, не дурак (чай с самим Кантом завтракал - еще один несостоявшийся Воланд; кстати, как у булгаковских героев было с иррационализмом?), но простой вещи не понимает: ожегшись на рационализме верующий естественным образом хочет переменить декорации, но не заблудится ли в девственных лесах иррационализма? найдет ли там то, что ищет? не запросится ли назад - на свет? А то ведь обещать - одно, а расплачиваться по векселям с реальностью - совсем иное. Тут и до манихейства недалеко, раз разум губит, а иррациональное уводит от. Делать вид можно, но недолго.

ВЛАДИМИР-III: Ле Корбюзье. Когда соборы были белыми. Путешествие в край нерешительных людей. М.,2018 (1937). Не все читатели Дрюона знают, что одна из первых глав его цикла о проклятых королях - КОГДА СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ БЫЛ БЕЛЫМ - это парафраза на книгу Корбюзье. Читаешь Корбюзье, слушаешь его голос - и обнаруживаешь (да простят мне французы или переводчики), что беседуешь с Андре Мальро или Экзюпери (не в МАЛЕНЬКОМ ПРИНЦЕ, а в других произведениях). Общий настрой французской литературы 1930-х?



полная версия страницы