Форум » Библиотека и кинозал » Люди, книги, фильмы (продолжение) » Ответить

Люди, книги, фильмы (продолжение)

ВЛАДИМИР-III: Здесь предлагаю размещать краткие аннотации (отзывы) по поводу известных личностей и результатов их деятельности (например, книг и фильмов). В идеале - состоящих из одной фразы.

Ответов - 210, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

ВЛАДИМИР-III: Эрнст Юнгер. В стальных грозах. 1920 год. Когда об этом произведении пишут, что его оценили одинаково положительно и милитаристы, и пацифисты, это верно. Это вам не сон кадета Биглера, и не мемуары ветеранов Великой Отечественной войны, списанные с зеленого двенадцатитомника официальной истории Второй мировой. Оттрубивший все четыре года войны Юнгер описывает в своем дневнике (на основе которого создавалась книга) реальную войну: грязь, земляные работы, разодранные снарядами трупы, опять грязь, опять земляные работы, кровь, скудная еда, хорошая заначка с едой (как правило, трофейная), ранение, опять разодранные снарядами трупы. Довольно однообразно: позиционная первая мировая "скучнее", чем маневренная вторая.

thrary: ВЛАДИМИР-III пишет: Джаред Даймонд. Ружья, микробы и сталь. М.,2017. даймонда обговорювали бо зна кілька разів. навіть у неділю як пив пиво з паном Кроликом його трошки зачепили. як читати тілько його книжку -- так навіть тоді теорії сипляться. ЗІ. раніше вважалось, що зупинялисься на Сейшелах. Нащо мальгашам, як вони раніше допливали до Африки раніш ніж до Мадагаскару продовжувати подорож? За джунглі землероби пройшли дуже піздно (з.і.т.з) скотарей там не було через муху це-це. Тому там нікого не було з (ну нехай) людей, окрім нечисельних бушменів (мабуть доволі смачних).

ВЛАДИМИР-III: Лето буду в Киеве - обсудим) thrary пишет: Нащо мальгашам, як вони раніше допливали до Африки раніш ніж до Мадагаскару продовжувати подорож? Банту выгнали. Так думает Даймонд. Но что на это говорит археология? thrary пишет: а джунглі землероби пройшли дуже піздно (з.і.т.з) скотарей там не було через муху це-це. Тому там нікого не було з (ну нехай) людей, окрім нечисельних бушменів (мабуть доволі смачних). Мальгаши тоже из джунглей вышли. На Мадагаскаре они населили именно северные влыжные лесистые районы, а южная "пустыня" пользовалась дурной репутацией (местное поверье запрещает людям ложиться спать головой на юг - так делают только колдуны, причем злые колдуны).


thrary: Я маю на увазі, що через джунглі банту хлібороби змогли перебратися дуже піздно.

ВЛАДИМИР-III: Нет, как раз их появление в Танзании и около того примерно совпадает с заселением мальгашами Мадагаскара (была еще гипотеза о домальгашском пигмейском населении Мадагаскара). А еще раньше там же были эти... племенные союзы ираку (кушиты, которые пришли из совр. Эфиопии и сокрушили в Кении первые начатки земледельческой культуры - вопреки Даймонду у койсанцев в том регионе она намечалась). Основное занятие мужчин Ираку — разведение скота (крупный и мелкий рогатый скот, овцы и козы), женщин — ручное тропическое земледелие (сорго, элевсина, кукуруза, бобовые, арахис). Но, кажется, они южнее Занзибара не проникали.

ВЛАДИМИР-III: Кристофер Прист. ОПРОКИНУТЫЙ МИР (1974) Пересказывать содержание нет нужды - неплохая аннотация в Википедии: Первая и третья части рассказываются главным героем — Гельвардом Манном — от первого лица, вторая и четвёртая — от третьего лица. Гельвард живёт в городе, называемом «Земля» или просто Городом, который постоянно движется по рельсам с юга на север, из прошлого в будущее, со средней скоростью примерно в одну милю за десять дней. Город вынужден постоянно двигаться на север, чтобы не отстать от некой точки, «оптимума», от которого Город относит движущаяся с севера на юг поверхность планеты. Из-за этого равномерного движения жители Города измеряют время в милях, например, совершеннолетие наступает в возрасте 650 миль. Гельвард после достижения возраста 650 миль решает пойти по стопам отца и стать членом одной из верховных гильдий, гильдии разведчиков будущего. Он проходит ученичество по очереди во всех других верховных гильдиях, чтобы обучиться всем необходимым навыкам, после чего ему дают задание отправиться на юг, в прошлое. Пройдя далеко на юг, Гельвард убеждается, что его мир имеет довольно странную структуру гиперболоидного вида, на юге поверхность планеты расплющивается, бесконечно растягиваясь по сторонам, а «прошлое» и «будущее» являются не просто названием направлений, так как на юге время течёт значительно медленнее, чем около точки оптимума. Гельвард возвращается в Город с твёрдой уверенностью, что Городу жизненно необходимо постоянно двигаться к ускользающему оптимуму. По прошествии некоторого времени Гельвард, разведывая местность в будущем, обнаруживает непреодолимое препятствие для Города — бескрайний водный простор. Как раз в это время он случайно встречает женщину по имени Элизабет Хан, которая утверждает, что прибыла из Англии, с Земли. Она очень удивлена существованием странного «города», так как на самом деле Город находится на Земле, на территории Португалии, а водная преграда, обнаруженная Гельвардом — Атлантический океан. Земля в прошлом пережила энергетический кризис, в результате которого цивилизация на части земного шара пришла в упадок. Элизабет отправилась в Англию, чтобы раздобыть сведения об этом городе, после чего вернулась и рассказала жителям Города правду о нём. Город — лишь передвижная исследовательская лаборатория, за двести лет до этого запущенная в Юго-Восточной Азии физиком Дистейном, который изобрёл способ получения неограниченного количества энергии благодаря так называемому транслатерационному генератору. Однако для получения энергии лаборатория с генератором должна держаться возле транслатерационного окна, постоянно передвигающегося по поверхности Земли, которое и провело Город через всю Евразию, будучи «оптимумом». Но транслатерационное поле имело побочные эффекты, влияя на органы чувств и генетический код жителей Города, из-за чего им казалось, что все астрономические объекты имеют гиперболоидную форму, а время течёт с другой скоростью вдали от транслатерационного окна. Таким образом, Город будет вынужден остановиться на месте, несмотря на непринятие Гельвардом и некоторыми другими гильдиерами новой, опрокинутой картины мира Меня другое удивило. Как те читатели детективов у Гарсия Маркеса, которые прочитывали до середины, а потом делились догадками насчет концовки, я. дочитав примерно до середины, попробовал предугадать. Вариантов было довольно много: другая планета, Земля, но изменившаяся до неузнаваемости в результате смутно упоминаемой катастрофы, опыт над людьми и еще несколько. Финал малость разочаровал: слишком уж стандартная концовка - появляется "разоблачитель", разоблачает, все прекращается... Я бы, скорее, сделал упор на: 1) неразгаданности тайны (в конце мы так и не узнаем, что там на самом деле, хотя можем оперировать несколькими версиями. в т.ч. авторской подлинной), 2) катастрофа Города и коллективное самоубийство, 3) еще что-то. Но оказался очередной обман, переросший в самообман (кстати, самым трагически и ожидаемым мной финалом было обнаружение того, что эти люди не могут выскачить из своей сферы и обречены в ней пребывать всегда (Гельвард молит Элизабет "забрать" его оттуда, но она может лишь находиться рядом с ним). А в общем и целом читатели правы: роман создает какое-то почти физиологическое ощущение.

thrary: З'ясував долю партій НДР. Там була зрозуміло багатопартійна система. Якщо конспективно(та значно спрощуючи) партійна система була дзеркальною до партійної системи ФРН і партії влилися у свої західні материнські структури. Правляча СЕПГ, що насправді була об'єднанням СДПН та КПН знову розділилися і східна СДПН ввійшла до західної СДПН. КПН перейменувалася у Партію Демократичного Соціалізму та після приєднання у 2005 до себе західних еврокомуністів перейменувалась на Ліву партію і наразі приймає участь у федеральних виборах та набирає біля 10% голосів. Східний ХДС влився у західний. Дві малі партії (включаючи партію нацистів перевертнів та офіцерів вермахту, що встали на шлях виправлення) влилися до Вільних Демократів. Остання мала партія пішла у вільне плавання і ще досі збирає свої кількасот голосів на федеральних виборах. Така небанальна доля східнонімецьких партій.

ВЛАДИМИР-III: thrary пишет: влилися до Вільних Демократів СвДП продолжила традицию германского национал-либерализма и выступала против проамериканского крена ХДС.

ВЛАДИМИР-III: Страх смерти - удел здоровых бездельников. Когда человек по настоящему тяжело и мучительно болен, ему не до страха смерти.

ВЛАДИМИР-III: Опять читаю Эрнста Никиша - того самого немецкого национал-большевика, который в 1949 примкнул к ГДР и даже предлагал переименовать этот немецкий "пьемонт" в Пруссию. Крайне неудачное, слабое эссе-памфлет "Гитлер - как злой рок Германии". Соперничает по неудачности разве что с димитровским определением фашизма, как "диктатуры крупного капитала". Никиш не нашел ничего лучшего, чем напористо (как агитатор за пятый срок путина) пугать немецких лютеран "католицизмом" Гитлера (подверстывая к католицизму итальянский фашизм и Версаль). В общем, лучше б он этого не писал. Впрочем, его видение мировой истории - вполне марксистское. Это потом уже - осенью 1945 - на развалинах своей Родины Никиш будет говорить соотечественникам самые оскорбляющие их чувства речи - его эссе "Изъян в немецком бытии" состоит из полного отрицания каких бы то ни было достоинств немецкого мiря, причем не во имя какого-то там "возрождения", а просто по факту - есть что есть. Но одни и те же феномены всегда можно интерпретировать диаметрально противоположно - и как победы, и как поражения, и, будучи всегда в политическом проигрыше, Никиш привык строчить филиппики, а вот если бы...

thrary: At that point, the Southern states, with 26 percent of the country's dairy cows, produced just 7 percent of produssed dairy product just as butter, cheese, ice crea or condenced milk. Black Rednecks and White Liberals Thomas Sowell

ВЛАДИМИР-III: Южане гордятся другим. Фолкнер в помощь желающим узнать, чем.

thrary: Наскільки я розумію цим -- A missionery estimated that more then nine-tenths women at whose weddings he officiated were already pregnant.

ВЛАДИМИР-III: Передача "Игра в бисер" Игоря Волгина, посвященная оруэлловскому роману "1984". Весьма нестандартный подход к пониманию Уинстона Смита - не как жертвы, а как довольно вредного субъекта, интеллектуала-обывателя. Сначала мне это даже понравилось, а потом отвратило: тут больше о Волгине (его стране), чем о Смите и Океании. То, что на Западе - катастрофа, в России - обычная жизнь (если русские патриоты надеются, что их кто-то испугается - на Западе - с непривычки к чрезвычайке и любви к комфорту, пусть надеются, их ждет неожиданностей много), а жизнь отдельного человека стоит гораздо меньше, чем могло бы быть при российском ВВП на д/н, поэтому русского Волгина злоключения Смита мало трогают.

ВЛАДИМИР-III: Японский фильм "ПОЗДНЯЯ ВЕСНА" (1949). Еще один интересный фильм о сразупослевоенной Японии. Отличная музыка!

thrary: Читав у когось про т.с. демографію індустріалізації після відміни кріпацтва і до РЯВ. Там казалось, що кількість робітників на заводах у середньому зростало за рік відсотка на два. А народжуваність у містах РІ була в середньому 1,9%. Тому міста на заводах для селян майже не з'являлися. І не зважаючи на зростання населені у сільській місцевості та головне зменшення наділів вони вимушені були лишатися там. Додам від себе або емігрувати, особливо це стосувалось етнічних та релігійних меншин, що переслідувалися до РЯВ як там -- жиди, старовіри, поляки, то що. Друге зауваження -- головні індустріальні райони РІ окрім Московського були у Західному Краї та Фінляндії, тому в реальності не лише вакансій для них не було, але і місць де ті вакансії могли з'явитися також не було -- до Москви у бараки та землянки, у трущоби.

ВЛАДИМИР-III: Собственно в цифрах это выглядит так: Европейская часть Российской империи. 1863 все население - 61537 тысяч. городское - 6087 тысяч. сельское - 55450 тысяч. 1897 все население - 94215 тысяч. городское - 12027 тысяч. сельское - 82188 тысяч. Получаем средний ежегодный рост всего населения за период - 13 промилле. городского - 21 промилле. сельского - 12 промилле. Хотя, да - поток селян в города был, но он почти никак не отражался на темпах роста сельского населения, потому что доля горожан была небольшой (10% в 1863 и 12,8% в 1897). Сельское население увеличилось естественным путем за 34 года почти на 30 млн., из которых в города мигрировало всего 3 млн (не считая поправок на миграции в Сибирь, Среднюю Азию и на Кавказ). Российская империя пореформенных времен больше всего смахивала на Индию, где в 1950-1983 годах при общем росте населения на 94% за период сельское население выросло на 80%, что сопоставимо с общим ростом. Типичный пример аграрного перенаселения. Кстати, помните наш разговор о населении Киева и Кишинева в XIX веке? Согласно Брокгаузу (как и все вышеприведенные цифры по России), в 1897 году население Киева - 247 тысяч, Кишинева - 109 тысяч. Но в 1860-х Киев - 68 тысяч, а Кишинев - 94 тысячи (!) Проверил по другим источникам - да, в 1865 в Кишиневе 94 тысячи. Почему такой медленный рост?

ВЛАДИМИР-III: Фильм Роланда Эммериха "АНОНИМ" (2011). Эммерих пользуется репутацией незадачливого сочинителя сценариев фильмов-катастроф с алкашами-метеорологами и ошибками в геологии. Но здесь он сам не свой. Хороший исторический фильм по мотивам т.н. "шекспировского вопроса" - автором шекспировских пьесс провозглашен Эдвард де Вер, 17-й граф Оксфорд (согласно книге Дж.Томаса Луни «Шекспир опознан», вышедшей в 1920). Правда, Елизавета Первая в фильме как-то очень неприлично смахивает на Елизавету Вторую не в первой и даже не во второй молодости.

ВЛАДИМИР-III: Садовников Г. Большая перемена (Иду к людям). СПб.,2017. // Азбука-классика. Давно (лет пять, а то и больше) не читал ничего из русской литературы, и вот это... Что-то все же "вынуто", удалено из русской литературы, и она перестала быть значимой, даже перестала читаться (нет, московское метро и сейчас самое читающее в мире, но на 75% это уже иностранка). В 1962 году Садовников написал нечто, наполненное ужимками, байками, противоестественными историями, "фантасмагорическими ситуациями и несуразным текстом" (это актер - Нестор Петрович - о первоначальном тексте, по которому его хотели заставить играть). Пушкин, Толстой, Чехов тоже писали не всегда достоверно, но того, что написал Садовников, просто не бывает - даже у Достоевского так не говорят и не действуют. Получилась "постклассическая" русская литература (год издания в этом отношении знаковый): вроде сотни людей что-то пишут, бумагу изводят, а почитать... (и не только по-русски: Ион Друце в своих пьесах сего не избежал). Попадись это под критическое перо желчного Бунина, он бы сразу поставил диагноз - отупление наследия Зощенко! И уж совсем неубедительно выглядят вставки (позние? самого уверовавшего автора или его наследников после 2012?) с библейскими аллюзиями и цитатами. Не было! Советский образованный человек просто не знал "священного писания", а на пожилых верующих в 1962 году смотрел с нескрываемым недоумением. В общем, фильм оказался несравнимо лучше книги - это осторожно признают кинокритики ("Конечный вариант сценария очень сильно отличался от первоисточника"). И просто в лучшую, в достоверную сторону: и Леднева в фильме не на две головы больше Нестора Петровича, а всего на полголовы, и Ганжа со Светланой Афанасьевной в законном браке, а не пришейкобылихвист, как в повести, добавлен эпизод со звонком, которого нет в повести, и который куда правдоподобнее, чем вырезанные режиссером за полной ненадобностью сцены повести с приставанием Нестора к девушкам на танцплощадке и финальным примирением с Полиной. Без преувеличения, режиссер - Коренев - поработал на славу: автор из кожи вон лез, выводя главного героя в роли блаженного, режиссер это заметно подкорректировал. Кстати, в повести выбран самый неудачный ракурс - повествование от лица главного героя. К счастью, режиссер изменил это на полицентрическую схему - каждый герой самодостаточен, и мы можем взглянуть на мир глазами то обаятельного Леонова, то веселого Крамарева, то самолюбивого Ганжи-Збруева (который в повести сделан дураком еще дурнее Нестора Петровича). Не поручусь, что Садовников лепил из Нестора что-то вроде князя Мышкина под Достоевского, но даже этого не получилось. Начинаешь думать, что расцвет советской кинематографии в 1957-1980 случился на фоне бесцветной "русскоязычной" литературы тех и последующих (да, да, и сейчас разумеется!) времен. Не помогли не литкурсы, ни вдохновляющие примеры Хэмингуэя или Ремарка.

thrary: https://site.ua/dmitriy.yakornov/13031-mmm-1924-cheho-polis-v-pusteli-i-yak-vajliva-dovira-v-suspilstvi/ МММ-1924; Чехо-поліс в пустелі; і як важлива довіра в суспільстві wiki про Бішкек: «24.04.1924 в місто прибув чехословацький кооператив «Інтергельпо», що фактично побудував сучасне європейське місто, за мірками того часу». «2000 чехів добровільно прибули після призову Володимира Леніна будувати соціалізм на територію нинішнього Киргизстану. Побудували за свої кошти електростанцію, залізницю, текстильну фабрику, плавильню, меблевий цех, лікарні, столярні майстерні, шкіряний завод, декілька кварталів і тодішню резиденцію уряду, виробляли 45% всієї промислової продукції КРСР». В 1921-му Рудольф з сім’єю повертається додому, вже «буржуазної Чехословаччини», і агітує переїжджати в СА: проводить мітинги на площах, реєструє кооператив. Кожен учасник повинен мати не менше 5 тисяч крон: 2 тис – оплата за дорогу, 3 тис - пай на покупку верстатів. Це великі гроші – зп робітника за декілька років. (дурдом! Платити, щоб відправитися «на колиму!») Кооператив «Інтергельпо» підписує з радянським урядом договір: від СРСР – 230 га напівпустелі біля Пішпеку, від кооперативу - кілька заводів. Влада Чехословаччини попереджала своїх громадян про реальний стан справ у СРСР. Однак це вважалося «антирадянською пропагандою», і за 3 наступних роки прибуло ще 3 ешелони з робітниками.



полная версия страницы