Форум » Фон эпохи » Продажа жены в Англии » Ответить

Продажа жены в Англии

ВЛАДИМИР-III: http://ru.wikipedia.org/?oldid=30407788 [quote]Английский обычай продажи жены являлся способом прекращения неудачного брака по взаимному согласию. Обычай начал формироваться в конце XVII века, когда развод был практически невозможен для всех, кроме самых зажиточных людей. Приведя жену за поводок на шее, руке или талии, муж устраивал публичный аукцион и отдавал жену тому, кто предложит за неё наивысшую цену. Продажа жены служит фоном для романа Томаса Харди «Мэр Кэстербриджа», в начале которого главный герой продаёт свою жену, и этот поступок не даёт ему покоя всю жизнь, а в конечном счёте приводит к смерти. Хотя обычай продажи жены не имел правовых оснований и часто приводил к судебному преследованию, особенно начиная с середины XIX века, отношение властей к нему было неоднозначным. Письменно зафиксировано как минимум одно сообщение судьи начала XIX века, где он утверждал, что считает себя не вправе запрещать продажу жён. Известны случаи, когда местные уполномоченные закона о бедных заставляли мужчин отказываться от содержания семьи на территории работного дома и продавать своих жён. Продажа жён сохранялась в той или иной форме до начала XX века. Юрист и историк Джеймс Брайс писал в 1901 году, что в это время жён по-прежнему иногда продавали. Женщина, дававшая показания в полицейском суде Лидса в 1913 году, заявляла, что была продана одному из коллег мужа за 1 фунт стерлингов. Это одно из последних сообщений о случаях продажи жены в Англии. Продажа жены в её «ритуальной форме» является «изобретённым обычаем», который возник в конце XVII века,[2] хотя есть отчёт 1302 года от человека, который «Предоставил свою жену другому человеку по договору, закреплённому печатью».[3] С ростом популярности газет, сообщения об этой практике появляются все чаще во второй половине XVIII века.[4] По словам писателя 20-го века Кортни Кенни, этот ритуал был «обычаем, уходящим корнями достаточно глубоко, чтобы показать, что он не имеет недавнее происхождение»,[5] но касаясь в 1901 году вопроса о продаже жены, Джеймс Брайс писал, что «в нашей [Английской] юриспруденции нет никаких следов какого-либо подобного права».[6] Он также заметил, что, однако, «каждый слышал о странной привычке продажи жены, которая до сих пор иногда случается среди низших классов в Англии». До принятия Закона о браке 1753 года, официальная церемония брака перед священником не являлась юридическим требованием в Англии, и браки не регистрировались. Всё, что требовалось, было согласие обеих сторон на союз, при условии, что каждый из них достиг установленного законом возраста,[8] что для девочек было 12 лет и 14 лет для мальчиков.[9] Женщины были полностью подчинены своим мужьям. После вступления в брак, муж и жена становились одним юридическим лицом, а женщина получала статус замужней женщины. Как выдающийся английский судья сэр Уильям Блэкстон писал в 1753 году: «Само бытие или правовое существование женщины, приостанавливается в период брака, или, по крайней мере, оно объединено и включено в её мужа, под чьим крылом, защитой и прикрытием, она выполняет всё». Замужние женщины не могли владеть имуществом сами по себе, и были, собственно, сами собственностью своих мужей.[10] Блэкстон заметил, однако, что «даже ограничение право- и дееспособности жены по большей части, предназначено для ее защиты и пользы. Так велика благосклонность законов Англии к женскому полу». Пять различных методов прекращения брака существовало в начальный период новой истории Англии. Один из них — подать в церковный суд на разделение постели и стола, на основании супружеской измены или угрожающей жизни жестокости, но это не давало разрешения на повторный брак.[11] После 1690, развод был возможен только путем обращения в парламент, и этот процесс был длительным и дорогостоящим.[12][nb 1] Бракоразводный Акт от 1857 и суды для развода, созданные для реализации этого акта, сделали расторжение брака проще и значительно дешевле, но для бедных трудящихся классов, развод оставался чрезмерно дорогой возможностью.[12] Альтернативой было получить «частное разделение», соглашение заключенное между обоими супругами, воплощенное в акт разделения, составленный нотариусом. Дезертирство или побег были также возможны, при этом жена была вынуждена покинуть семейный дом, или муж просто создавал новый дом вместе со своей любовницей.[11] Наконец, наименее популярное ухищрение в виде продажи жены было альтернативным, хотя и незаконным способом прекращения брака.[15] Законы Уважения К Женщинам При Рассмотрении Их Естественных Прав (1777) отмечали, что для бедного, продажа жены рассматривалась как «способ расторжения брака», когда «муж и жена сильно устали друг от друга, и согласились расстаться, если у человека было намерение подтвердить подлинность намериваемого разделения, сделав его предметом общественной огласки».[14] Хотя некоторые жёны 19-го века и возражали, но записи жён 18-го века препятствуют тому, чтобы рассматривать их продажу, как не существовавшую. Без финансовых ресурсов и необходимых для независимой жизни навыков для многих женщин продажа была единственным выходом из неудачного брака.[16] Действительно, жена иногда, как сообщается, настаивала на продаже. Одна жена, проданная на рынке в Уэнлоке за 2s. 6d. в 1830 году, настаивала на завершении сделки, несмотря на опасения ее мужа в последнюю минуту: «её [муж] смутился и попытался прекратить сделку, но Мэтти вынудила его продолжить. Она хлестнула передником по лицу своего мужа и сказала: Негодяй. Я должна быть продана. Я хочу перемен».[17] Для мужа продажа была избавлением от супружеских обязанностей, которые включали финансовую ответственность за свою жену. Неясно, когда ритуальный обычай продажи жены на публичных торгах начался впервые, но, вероятно, это произошло где-то в конце XVII века. В ноябре 1692 «Джон, сын Нафана Уайтхауса, в Типтоне, продал свою жену господину Брасергёрдлу», хотя способ этой продажи не описан. В 1696 году Томас Хит Маулстэр был оштрафован за «сожительство незаконным образом с женой Джорджа Фулера из Чиннера … купив её у мужа за 2d.q. фунтов стерлингов»,[19] и эта практика, как представляется, получила широкое распространение и основательно укрепилась по всей Англии к середине 18-го века, сохраняясь вплоть до начала двадцатого века, хотя к тому времени в «продвинутом этапе разложения».[20] В большинстве отчётов указывается, что о продаже сообщалось заранее, возможно, путем объявления в местной газете. Она обычно принимала форму аукциона, зачастую на местном рынке, к которому жену вели за поводок (как правило, из веревки, но иногда из ленты)[5] на шее, или на руке.[21] Часто с покупателем было обговорено заранее, так что продажа являлась одной из форм символического разделения и повторного вступления в брак, как в случае из Мэйдстоуна, где в январе 1815 года Джон Осборн планировал продать свою жену на местном рынке. Однако, поскольку рынка в тот день не было, продажа произошла «напротив 'угольной баржи', в Эрл-стрит», где «очень регулярным образом», его жена и ребенок были проданы за 1 фунт стерлингов человеку по имени Уильям Сёржант. В июле того же года одна жена была привезена на рынок Смитфилд в карете, и продана за 50 гиней и одну лошадь. После того как продажа была закончена, «дама, с ее новым господином и повелителем, взобрались в красивый кабриолет, который ждал их заранее, и уехали». На другой продаже в сентябре 1815 года на рынке Стейнс «только три шиллинга и четыре пенса были предложены за лот, никто не решился бороться с заявителем за белокурый объект, чьи достоинства могли быть оценены только теми, кто знал их. Этот покупатель мог похвастаться, долгим и интимным знакомством».[22] Хотя инициатива исходила, как правило, от мужа, жена должна была согласиться на продажу. Доклад 1824 года из Манчестера говорит, что «после нескольких торгов она [жена] была сбита до 5s, но ей не понравился покупатель, и она была выставлена снова за 3s и кварту эля».[23] Часто жена уже жила со своим новым партнером.[24] В одном случае 1804 года лондонский лавочник нашёл свою жену в постели с незнакомым ему человеком, который после препирательства, предложил купить его жену. Лавочник согласился, и в этом случае продажа может быть приемлемым способом разрешения ситуации. Тем не менее, продажа иногда была спонтанной, и жена могла найти себя предметом предложений от совершенно незнакомых людей.[25] В марте 1766, плотник из Сауфуорка продал свою жену «в припадке супружеского безразличия в пивной». Протрезвев, мужчина попросил свою жену вернуться, и после того, как она отказалась, повесился. Домашняя драка могла иногда предшествовать продаже жены, но в большинстве зарегистрированных случаев намерением было завершение брака таким образом, чтобы дать ему легитимность развода.[26] В некоторых случаях жена сама организовывала свою продажу, и даже предоставляла деньги для своего агента, чтобы выкупить её из брака, как это было в деле 1822 года в Плимуте. В середине девятнадцатого века считалось, что продажа жены была ограничена нижними слоями рабочих, особенно, живущих в отдаленных сельских районах, но анализ профессий мужей и покупателей показывает, что обычай был сильней всего в «прото-индустриальных» общинах. Из 158 случаев, в которых занятие может быть установлено, самая большая группа (19) была вовлечена в животноводство или занята в транспорте, 14 работали в строительстве, 5 были кузнецами, 4 были трубочистами и 2 были описаны как господа, наводя на мысль, что продажа жены была не просто крестьянским обычаем. Наиболее высокого уровня был случай с Генри Бриджесом, 2-м герцогом Чандос, который, как сообщается, купил свою вторую жену у конюха примерно в 1740 году.[28] Цены, которые платили за жён, значительно различаются, от высокого уровня в £100 плюс £25 за каждого из её двоих детей в одной продаже 1865 года (что примерно эквивалентно £10800 в перерасчёте на 2010 год) до низкого уровня в стакан пива или даже бесплатно. Наименьшее количество денег, участвовавшее в продаже, было три фартинга (три четверти одного пенни), а обычная цена, как представляется, была между 2s. 6d. и 5 шиллингов.[29] По мнению писателей Уэйд Мэнселл и Белинды Мэтэярд, деньги, кажется, обычно были на втором плане,[4] более важным фактором было то, что продажа виделась многими, как юридически обязательный договор, несмотря на то, что она не имела никаких оснований в законе. Некоторые из новых пар оказывались при этом двоеженцами,[26] но отношение чиновников к продаже жены было двусмысленным.[4] Сельское духовенство и судьи знали об этом обычае, но, казалось, не были уверены в его незаконности, или предпочитали закрывать на него глаза. Записи были найдены в регистрах крещения, такие, как этот пример из Пэрлэя в Эссексе, от 1782: «Эми — дочь Моисея Стеббинга и его купленной жены, доставленной к нему на поводке».[30] В 1819 году судья, который пытался помешать продаже в Эшбурне, Дэрби, но был заброшен камнями и отогнан толпой, потом заметил: «Хотя настоящей конечной целью для моей отправки полицейских было предотвращение этой скандальной продажи, очевидным мотивом было сохранение общественного порядка … Что касается самого акта продажи, то я действительно не думаю, что имею право предотвратить её, или даже просто чинить ей какие-либо препятствия, потому что она опирается на обычай сохраняемый народом, и, возможно, было бы опасно лишить их его каким-либо законом, предназначенным для этой цели». В некоторых случаях, как в случае Генри Кука от 1814 года, власти Закона о Бедных заставили мужа продать свою жену, вместо того, чтобы сохранить её и её ребенка в работном доме Эфингема. Она была доставлена на Кройдонский рынок и продана за один шиллинг, приход оплатил стоимость путешествия и «свадебный обед». ыбирая рынок в качестве места для продажи, супружеская пара обеспечивала себе большую аудиторию, которая делала их разделение широко засвидетельствованным фактом.[32] Использование поводка было символическим, после продажи он вручался покупателю как знак того, что сделка завершена,[4] и в некоторых случаях вовлечённые лица пытались дополнительно узаконить продажу, принуждая победившего участника подписать договор, признающий, что продавец не имеет никакой дальнейшей ответственности перед своей женой. В 1735 году, одна успешная продажа жены в Санкт-Клементсе была обнародована обыкновенным глашатаем,[nb 2] который бродил по улицам, чтобы местные торговцы знали, что бывший муж не намерен больше погашать «какие-либо долги, которые она может сделать». Ту же самую цель преследовало объявление, размещённое в журнале Ипсвич в 1789 году: «ни одному лицу или лицам не доверять ей от моего имени … потому что она уже не моё право».[33] Те, кто участвовал в таких продажах иногда пытались узаконить эту сделку, о чем свидетельствует купчая на жену, сохранённая в Британском музее. Чек содержится в петиции, представленной Сомерсетскому суду в 1758 году женой, которая около 18 месяцев ранее была продана её мужем за £6 6s «ради его причуды». Ходатайство не возражает против продажи, а скорее направлено против того, что её муж вернулся через три месяца и потребовал ещё денег от своей жены и её нового «мужа».[5] В Суссексе, гостиницы и общественные здания были обычным местом для продажи жены, и алкоголь часто составлял часть оплаты. Например, когда один мужчина продал свою жену на баранью лопатку и огурец в Яптоне в 1898 году, покупатель заплатил 7s. 6d. (£30 в 2010) и 1 имперскую кварту (1,1 литра) пива. Продажа веком ранее в Брайтоне включала «8 горшков пива» и 7 шиллингов (£20 в 2010), а в Нинфилде в 1790 году человек, который обменял свою жену в деревенской гостинице на пол пинты джина, позже передумал и купил ее назад.[34] На продаже жены иногда присутствовали огромные толпы народа. Продажа в Халле в 1806 году «была отложена из-за толпы, которую собрало такое экстраординарное происшествие», давая понять, что продажи жены происходили относительно редко и поэтому обладали такой популяностью. Частота этого ритуала по разным оценкам составляет около 300 случаев в год между 1780 и 1850 гг., что относительно невелико по сравнению со случаями дезертирства, которые в викторианскую эпоху исчисляются десятками тысяч. Продажа жены, как представляется, была широко распространена в Англии, но довольно редко встречается в соседнем Уэльсе, где сообщается лишь о нескольких случаях, и в Шотландии, где только один случай был обнаружен. Английское графство с наибольшим числом случаев между 1760 и 1880 гг. был Йоркшир, с 44 случаев, что значительно больше, чем 19 случаев сообщённых в Мидлсекс и Лондоне за тот же период, несмотря на французскую карикатуру на Милорда Джон Булла «в ботфортах со шпорами, на [лондонском] смитфилдовском рынке, кричащего, 'à quinze livres ma femme!' [£15 за мою жену], в то время как Миледи с ошейником на шее стоит в загончике».[36] В своем отчете «Жёны на продажу» автор Самуэль Пайиэт Менфи собрал 387 инцидентов, связанных с продажей жены, последний из которых произошёл в начале 20-го века.[37] Историк Е. П. Томпсон рассматривал многие случаи Менфи как «расплывчатые и сомнительные», и считал, что некоторые случаи двойного счета имели место, но всё же согласился, что около 300 были подлинными, которые в сочетании с его собственными исследованиями в результате дали около 400 случаев.[38] Менфи утверждал, что ритуал являлся зеркальным отражением продажи скота — символическое значение ошейника; жёны иногда даже оценивались на вес, как домашний скот. Хотя поводок рассматривался, как ключевой элемент придания «законности» продаже, Томпсон предположил, что, возможно, Менфи не понимал социального контекста трансакции. Рынкам отдавалось предпочтение не потому, что там продавали скот, а потому, что они предлагали общественное место, где разделение мужа и жены могло быть засвидетельствовано. Продажи часто происходили на ярмарках, перед общественными зданиями или местными достопримечательностями, такими как обелиск в Престоне (1817) или «Болтонский газовый столб»[nb 3] (1835), где можно было ожидать массовое скопление людей.[39] С современной точки зрения, продажа жены, как движимое имущество, — унижение, даже если это рассматривать как форму развода.[40] Тем не менее, в большинстве докладов того времени подчеркивается независимость женщин и их жизнестойкость: «женщины описаны как 'красивая', 'полногрудая', 'хорошо выглядящая', 'привлекательная деревенская девушка' или как 'весёлая и шаловливая'».[41] Наряду с другими английскими обычаями поселенцы, прибывшие в американские колонии в конце семнадцатого и в начале восемнадцатого века, принесли с собой практику продажи жены, а также убежденность в её легитимности, как способе прекращения брака. В 1645 году «Особый суд» Хартфорда, штат Коннектикут, сообщил о случае Баггетта Эглстона, который был оштрафован на 20 шиллингов за то, что «… завещал после своей смерти свою жену одному молодому человеку». Бостонская Ивнинг Пост сообщила 15 марта 1736 года о споре между двумя мужчинами и одной женщиной, когда каждый утверждал, что она его жена, но вышло так, что один из них на самом деле предоставил свои права на неё другому за пятнадцать шиллингов. Покупатель, по-видимому, отказался платить в полном объеме, и пытался вернуть «свою» жену. Ему дали недостающую сумму двое щедрых прохожих, и он заплатил мужу, который тут же «… дал этой женщине скромный салют, желая ей всего хорошего, а своему брату Стерлингу пожелал много радости в его сделке».[42] В отчёте 1781 года Уильяма Коллингса из Южной Каролины записано, что он продал свою жену за «два доллара и полдюжины чаш грога». К концу восемнадцатого века некоторая враждебность по отношению к продаже жены начала проявлять себя среди широких слоев населения. Одна продажа в 1756 году в Дублине была прервана группой женщин, которые «спасли» жену, после чего муж подвергся судилищу и был помещён в загон со скотом до раннего утра следующего дня. Примерно в 1777 году, продажа жены в Кармартеншире вызвала в толпе «сильную тишину» и «чувство неловкости у собравшихся».[45] Сообщения о продаже жены участились от 2 за десятилетие в 1750-х до пика в 50 между 1820 и 1830 годами. По мере роста числа зарегистрированных случаев увеличивалось так же несогласие с практикой, которая стала рассматриваться в качестве одного из тех народных обычаев, которые социальная элита считала своей обязанностью искоренить. Мировые суды на квартальных сессиях стали более активными в наказании тех, кто участвовал в продаже жены, и некоторые пробные случаи в центральных судах подтвердили незаконность подобной практики.[46] Газетные отчёты часто были уничижительными: «Самая отвратительная и постыдная сцена» — так описывалось это в докладе 1832 года, но это было не ранее 1840-х годов, когда число случаев продажи жены начало значительно сокращаться. Томпсон обнаружил 121 опубликованный доклад продажи жены между 1800 и 1840 годом, по сравнению с 55 между 1840 и 1880 годом. Главный судья лорд Уильям Мюррей, первый граф Мэнсфилда, рассматривал продажу жены как сговор с целью совершения прелюбодеяния, но лишь немногие из упомянутых в газетах случаи такой продажи вели к уголовному преследованию в судебном порядке.[4] Таймс сообщила об одном таком происшествии в 1818 году, когда человек был осужден за продажу своей жены на Леоминстерском рынке за 2s. 6d.[47] В 1825 году человек по имени Джонсон был обвинен за то, что пел песню на улицах, описывая достоинства своей жены с целью продажи её тому, кто предложит самую высокую цену на Смитфелдовском рынке. Такие песни не были уникальными; примерно в 1842 году Джон Эштон написал стих «Продажа жены».[nb 4][49] Полицейский сотрудник, арестовавший Джонсона, заявил, что этот человек собрал «толпу всех видов бродяг, которые, казалось, слушали его песенку, но на самом деле, собрались для того, чтобы обчистить карманы прохожих». Ответчик, однако, заявил, что у него «и в мыслях не было, чтобы продать свою жену, которая, бедняга, сидит дома с голодными детьми, в то время как он пытается заработать кусок хлеба для них силой своих легких». Он также напечатал копии этой песни и рассказ о продаже жены, чтобы заработать деньги. Перед тем как отпустить его, Лорд-мэр, судивший этот случай, предупредил Джонсона, что эта практика не может быть разрешена, и этого впредь не должно повториться.[50] В 1833 году продажа женщины состоялась в Эппинге. Она была продана за 2s. 6d. с обязанностью доплатить 6d. Протрезвев и представ перед мировым судьёй, муж утверждал, что он был вынужден вступить в брак по воле приходских властей, «никогда не жил с ней, и что она жила в открытом прелюбодеянии с человеком по имени Брэдли, кем она и была куплена». Он был заключен в тюрьму за то, что «бросил свою жену». Продажа жены была изображена во французской пьесе 19-го века, «Лондонский марш».[52] Говоря о драматургии и современном французском отношении к обычаю в 1846 году писатель Ангус B. Рич пожаловался: «Они подсчитывают длинный и воображаемый список наших неудач [… Они] скорее откажутся верить в географическое и физическое существование Лондона, чем откажутся верить в изумительный факт, будто в Англии муж продает свою жену так, как он продает коня или свою собаку.»[53] Такие жалобы были по-прежнему обычными почти 20 лет спустя; в Книге Дней (1864), автор Роберт Чамберс писал о случае продажи жены в 1832 году, и отметил, что «Отдельные случаи продажи жены, которые вызывают у нас не более чем мимолётную усмешку, производят сильное впечатление на наших континентальных соседей, [которые] постоянно ссылаются на это, как свидетельство нашей низкой культуры».[54] Смущенный практикой, правовой справочник 1853 обязывал английских судей покончить с мифом продажи жены: «Это вульгарная ошибка, что муж может избавиться от своей жены, продав её на открытом рынке с петлёй на шее. Такие действия с его стороны должны быть жестоко наказуемы местным судьёй».[55] Первоначально опубликованное в 1869 году, руководство Бернса Мировой судья и приходской сотрудник утверждает, что «публичная продажа или покупка жены является явно уголовным преступлением … И многие дела против мужей за продажу, а других за покупку, были возбуждены в последнее время с лишением свободы на срок до 6 месяцев».[56] Другой формой продажи жены был договор за печатью о передаче правового титула. Хотя изначально гораздо более редкая форма, чем продажа через аукцион, эта практика стала более широко распространена после 1850-х годов, когда общественное мнение повернулось против продажи жены на рынке.[57] Вопрос об общепризнанной легитимности продажи жены был также доведен до сведения правительства. В 1881 году министра внутренних дел Уильяма Харкорта попросили прокомментировать инцидент в Шеффилде, в котором мужчина продал свою жену за кварту[nb 5] пива. Харкорт ответил: «Не существует свидетельств где-либо в Англии того, что продажа жён является законной» а также, «что не существует такой практики, как продажа жены».[58] Но даже ещё позднее, в 1889 году, один член «Армии спасения» продал свою жену за шиллинг в Хакнелл Торкард, Ноттингемшир, а затем привёл её на поводке в дом своего покупателя — последний случай, в котором упоминается использование ошейника.[57] Наиболее недавний английский случай продажи жены был зарегистрирован в 1913 году, когда женщина, дававшая показания в суде полиции Лидса, утверждала, что её муж продал ее одному из своих товарищей за £1 (что эквивалентно около £70 в 2010 году). Способ её продажи, однако, остаётся неописанным. [/quote] Все-таки плохо мы знаем Дальнее Зарубежье.

Ответов - 1

krolik: десь читав це зовсім недавно але дуже коротко, тут бачу грунтовно розібрали між іншим і гвалтувати жінок там мона, якщо звісно наші новини не брешуть( ): років з 10 тому якийсь англ згвалтував свою жінку, з якою вже розлучався, жив окремо але формально ще одружений. і адвокат заюзав прецендентне право



полная версия страницы