Форум » Заклепкометрия » Статистика мусульман » Ответить

Статистика мусульман

ВЛАДИМИР-III: Познания среднестатистического немусульманина о мусульманстве и его разновидностях крайне элементарны. Человек европейской культуры еще может отличить шиита от суннита, но что такое сунна объяснить вряд ли сможет. Аналогии с христианством не работают. Суннизм не только не равен, но и приблизительно не равен католицизму, а шиизм совершенно не похож на протестантоизм (православие вообще сюда не относится). Из 1,5 млрд. мусульман (по состоянию на 2015 год) к суннитам относит себя 1262 млн. (подсчеты автора с учетом % атеистов в мусульманских странах по опросам Гэллапа), а еще 246 млн. (16,3%) - несунниты (шииты, хариджиты и маргинальные мусульманские культы). Сунниты делятся на 4 мазхаба. Мазхаб — широко распространённый исламский термин, которым в богословской литературе обозначают учение, доктрину, толк, школу или способ прохождения мистического пути (в суфизме). Наиболее устоявшееся значение — богословско-правовая школа. К настоящему времени среди суннитов, которые составляют абсолютное большинство мусульман мира, распространение имеют четыре канонические школы права: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы. Несколько суннитских мазхабов (захиритский, аузаитский и др.), которые в прошлом доминировали в различных частях исламского мира, ныне почти полностью исчезли. У наиболее многочисленного шиитского течения двунадесятников распространён джафаритский мазхаб (государственная правовая система Ирана). У других шиитских течений (зейдиты, исмаилиты) имеются свои собственные богословско-правовые школы. У малочисленного течения ибадитов (большинство населения Омана), которые не причисляют себя ни к суннитам, ни к шиитам, также имеется свой, отличный от других мазхаб. Несмотря на то, что основа исламского законодательства — Коран, между мазхабами существуют некоторые разногласия по второстепенным вопросам. Эти разногласия в основном исходят из второго по важности источника исламского права — хадисов Мухаммеда. Так как мазхаб является мнением одного или группы учёных-богословов, до них могли не дойти некоторые из хадисов, на основе которых представители другого мазхаба могут вынести отличное от их решение, либо (чаще) они эти хадисы рассматривают в качестве недостоверных. Однако следует отметить то, что в основе исламских знаний между мазхабами нет никаких разногласий. статья и карта суннитских мазхабов - https://ru.wikipedia.org/?oldid=99615250 Статистика численности суннитских мазхабов (рассчитана мной по оценкам населения и конфессионального состава стран мира на 2015 год): ханафиты (мазхаб основан в VIII веке в Куфе) - 562 млн. приверженцев (44,5% суннитов). шафииты (мазхаб основан в IХ веке) - 366 млн. приверженцев (29% суннитов). маликиты (мазхаб основан в VIII веке в Медине) - 297 млн. приверженцев (23,5% суннитов). ханбалиты (мазхаб основан в IХ веке в Ираке) - 24 млн. приверженцев (1,9% суннитов). Остальные 13 млн. суннитов проживают в странах Запада и трудноклассифицируемы.

Ответов - 6

ВЛАДИМИР-III: Также в IX-XV веках в Ираке, Иране и Испании доминировал захиритский мазхаб. В XVI веке полностью исчезает. В VIII-XI веках в Сирии доминировал аузатский мазхаб. Также исчез. В IX-X веках в Табаристане получил распространение джариридский мазхаб. Исчез. В VIII-X веках в Египте получил распространение лайситский мазхаб. Исчез. В VIII-XI веках в Испании получил распространение сауритский мазхаб. Вытеснен маликитским.

ВЛАДИМИР-III: Таким образом, мазхаб как суннитское явление (хотя есть и шиитские мазхабы, но они не пересекаются с суннитскими) появляется в VIII-IX веках, но разнообразие богословско-правовых школ уменьшается к 1500 году, и с тех пор в суннитской среде сохранились только 4 мазхаба, более менее четко дифференцированные по географическому принципу: шафииты - по берегам Индийского океана, кроме Индостана, маликиты - Северная и Западная Африка. Ханафиты - Азия и Восточная Европа.

ВЛАДИМИР-III: Теперь шииты. Это ни в коем случае не "протестанты ислама" (как называют их иногда невежественные обозреватели). Хотя бы уже потому, что шиизм возник не после суннизма (в качестве реакции на него), а одновременно с суннизмом - в первые десятилетия ислама. К 700 году оба течения уже сформировались, однако их регионализация (распределение по известным местностям с преобладанием среди мусульман суннитов или шиитов) наметилась только в X-XI веках. В настоящее время насчитывается семь основных разновидностей шиитов: имамиты - 154 млн. в 2010 году (распространены в Иране, Ираке, Азербайджане, Афганистане, Пакистане). исмаилиты - 23 млн в 2010 году (распространены в Иране, Бадахшане, Индии, Сирии и Саудовской Аравии). Аль-илахи - 16 млн. в 2010 году (распространены среди курдов Ирака и Ирана) зейдиты - 8 млн. в 2010 (некогда были основным течением в Магрибе и мусульманской Испании после XI века, но сейчас в основном Йемен). нусайриты, они же алавиты - 3 млн. в 2010 году (Сирия, Ливан и Турция) шейхиты - 2 млн. в 2010 (распространены по берегам Персидского залива) друзы - 1 млн. (распространены в Сирии, Ливане, Израиле). В VIII-IX вв. существовало небольшое шиитское течение кайсаниты.


ВЛАДИМИР-III: Общеизвестно, что шииты и сунниты друг друга в гробу видали, но вдобавок к этому различные шиитские течения также недолюбливают друг друга, и хотя имамиты составляют главную часть шиитов (74%), никакого авторитета среди прочих шиитов у них нет. Отдельный вопрос - соответствие доктрины различных шиитских течений религиозной доктрине ислама (которая по большей части ассоциируется с простым суннизмом). Имамиты и алавиты сближаются с имамитами, но первые ближе к исмаилитам. Отличительной чертой всех шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам — назначенным Аллахом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы, а не выборным лицам — халифам. Шииты критично относятся к халифату первых трёх халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. Так как Абу Бакр был избран небольшим числом сподвижников, Умар был назначен Абу Бакром, а Усман был избран из шуры (совета) из шести претендентов, которых назначил Умар с такими условиями, что избрание кого-либо, кроме Усмана, не было возможным. По мнению шиитов, избрание руководителя — имама мусульманской общины, подобно избранию пророков, является прерогативой Аллаха. Имамитское вероучение сводится к пяти «корням», или «основам» (усуль ад-дин): учение о единобожии; вера в божественную справедливость; признание пророческой миссии Мухаммеда и предшествующих пророков; вера в потустороннюю жизнь, Судный день и воскрешение; учение об имамате. Первые четыре догмата, в сущности, во многом совпадают с суннитскими представлениями (есть некоторые различия в понимании божественной справедливости). Но имамитская доктрина имамата радикально отличается от суннитской теории халифата. В основе доктрины лежит вера в божественную природу имамата, в скрытое существование имама и в его возвращение, с которым имамиты связывают надежды на раскрытие истинного смысла Корана и на установление на земле идеального порядка, заложенного в божественной справедливости. Имамитские идеологи, опираясь на доктрину имамата, пытаются доказать, что новое «исламское правление» — это путь к реализации божественного установления, к восстановлению справедливости. Религиозная практика незначительно отличается от практики суннитов. Среди них широко распространен культ «мучеников», к которым они причисляют 12 имамов, и в первую очередь Хусейна, внука пророка Мухаммеда. Паломничество к могилам «мучеников» и «святых» в Неджеф, Кербелу и другие места — важный и обязательный элемент религиозной практики. Исмаилиты в отличие от имамитов и алавитов последовательно признают семь имамов до Джафара ас-Садыка, но после него возводят имамат не к Мусе аль-Казиму, а к другому сыну Джафара — Исмаилу, который умер раньше своего отца. Аль-илахи - религиозная группа крайне шиитского мистико-гностического толка, основанная Султаном Сахаком в конце XIV века. Вместе с другими, еретическими с точки зрения ислама течениями, бытующими у курдов, их иногда включают в условную группу под названием «язданизм». Аль-илахи также обнаруживает сходство с сирийской религиозной группой алавитов, с которой это течение объединяется в группу «гулат» — шиитов, обожествляющих Али ибн Абу Талиба или его потомков. В основе вероучения аль-илахи лежат представления о последовательном воплощении божества, реинкарнации и достижении спасения через самосовершенствование под руководством духовного наставника. Несмотря на то, что зейдитов относят к шиитам, во многих вопросах их учение схоже с суннизмом. В вопросах догматики зейдиты заняли позицию, наиболее лояльную к суннитскому исламу. В противоположность остальным шиитам, зейдиты не признавали учения о скрытом имаме, о «благоразумном скрывании» своей веры (такия), отвергали антропоморфизм и учение о безусловном предопределении. В богословии зейдиты следуют мутазилитам. Алавиты - представители особой религии, которую можно рассматривать и как эзотерическое ответвление персидского направления ислама и даже шиизма, с которым алавитов объединяет культ зятя и двоюродного брата пророка Мухаммеда Али. Некоторые мусульманские теологи (например, последователи знаменитой фетвы (толкования/взгляда на проблему) Ибн Таймийи считают, что алавиты откололись от шиизма и отошли в своих взглядах и религиозной практике от доминирующих исламских направлений так далеко, что во многом потеряли право считаться частью ислама вообще, превратившись в особую религию — смесь ислама, христианства и доисламских восточных верований («джахилия»). Главная идея шейхизма состоит в неизбежности скорого пришествия мессии — скрытого имама махди, который уничтожит распространившуюся на земле несправедливость, а также появление человека, которого шейхиты называют «вратами» — «баб» — посредником между махди и людьми. Шейхиты отрицают воскресение тленного тела человека после смерти, полагая, что воскреснет другое, нематериальное тело, которым также наделён человек. Наконец, друзы (появившиеся в XI веке) некоторыми исламоведами также не относятся к собственно мусульманам в узком смысле слова. Среди западных и российских («ленинградская школа») востоковедов существовала и альтернативная типология друзов, согласно которой они не являлись самостоятельной религией, а были суфийским орденом в рамках исмаилитского направления ислама. Отмечалось, что в Сирии друзы в разговорах с иноверцами предпочитают называть себя мусульманами, а в Израиле — самостоятельной религией. Друзы принимают учение о переселении душ. По мнению друзов, существует ограниченное количество душ, которые переходят из одного тела в другое в момент смерти. Для души определены понятия, близкие к понятию кармы, сама душа при этом, возникнув от искры вечной воли, бессмертна. Все деяния души в течение всех её перевоплощений будут учтены на Страшном Суде. Учение о переселении душ служило важным фактором в морально-психологической подготовке знаменитой друзской кавалерии (британские вооружённые силы настаивали на формировании друзских эскадронов для своей армии даже во время Второй мировой войны). Так как душа возрождается в новом теле, то смерть не является пугающей для друзских бойцов, которые шли в атаку со знаменитым возгласом «Во чреве матери» (я вновь появлюсь). Под вопросом остаётся наличие души у женщины. Ряд источников утверждает, что согласно друзским верованиям у женщин бессмертной души нет, однако более достоверные источники сообщают, что друзы полагают, что душа по своей сути беспола, а следовательно, может возрождаться как в мужском, так и в женском теле. Это нашло отражение в ливанской школе психоанализа. Доктрина Танасух находит своё отражение в друзской литературе и фольклоре, где как литературный приём часто используются воспоминания о предыдущих жизнях лирического героя. Очень часто описывается лирический герой, проживающий множество жизней. Таким образом, некоторые течения шиизма далеко выходят за пределы собственно ислама. И если уж кого считать "протестантами" (т.е. требующими "возрождения" "исконной религии"), то на их роль больше претендуют сунниты (особенно после XIV века, когда мусульманская философия выхолостилась).

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: Теперь шииты. Реально ли вообще определить их точную демографию? Например, по тому же Пакистану проценты прыгают (см. английскую википедию).

ВЛАДИМИР-III: Переписи тоже не всегда адекватны. В Иране должно быть больше суннитов, а в арабских странах - больше шиитов. Примерные оценки демографов и религоведов: 90 к 10 в пользу суннитов.



полная версия страницы