Форум » Заклепкометрия » Грамотность и образованность в Российской Империи и СССР » Ответить

Грамотность и образованность в Российской Империи и СССР

ВЛАДИМИР-III: Споры о последствиях советского периода и "сталинской тирании" касаются не только количества маленьких засранцев, которых, видите ли, репрессировали, но и таких эффектор, как создание общества массовой образованности. Безусловно, главным преступлением сталинского режима следует считать резкое повышение образовательного уровня населения, что дает знать о себе и поныне, и очень пугает антисталинистов (вторым по значимости преступлением следует считать резкое снижение детской смертности, особенно, на селе). Оценки масштабов данного процесса разнятся, иногда возникают дискуссии о принципах самого по себе измерения, например - http://varjag-2007.livejournal.com/1554476.html Действительно, можно усомниться в достоверности критерия понятия "грамотность", а поэтому 70 миллионов неграмотных (в возрасте старше 9 лет) в 1897 и 13,3 миллиона неграмотных в том же возрасте в 1959 могут быть исчислены по совершенно различным критериям (иногда и по разным критериям разными переписчика в рамках одной и той же переписи). Есть, впрочем, более объективный критерий - уровень образования. К сожалению, в переписном листе 1897 года не было специальных вопросов об уровне образования (кроме простого вопроса о грамотности), однако, в 1959 году высшее образование имело 3779 тысяч советских людей (а вообще любое образование, от начального до высшего) имели 19378 тысяч человек - http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_edu_59.php. В 2002 году (согласно прошлой переписи населения России) в нашей стране высшее образование имели 57667 тысяч человек, а в целом образование имели 118067 тысяч человек - http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_edu_02.php. Если это экстраполировать на все пространство бывшего СССР, получаем не менее 75 миллионов людей с высшим образованием и еще 125 миллионов человек с иным уровнем образования (средним и начальным). Неграмотных в России к 2000 осталось лишь 670 тысяч. Важным показателем уровня образования является численность учащихся всех форм обучения. В 1898 - 27 тысяч студентов вузов (Брокгауз и Ефрон) 487 тысяч учащихся средних учебных заведений 3,5 млн. учащихся низших учебных заведений. Прошло 15 лет, и в 1913 (Россия. 1913 год. СПб.,1995) 124 тысячи студентов вузов. 768 тысяч учащихся средних учебных заведений. 5,6 млн. учащихся низших учебных заведений. Видно, что при общем быстром росте вузовского образования, среднее образование существенно отстает от него, а начальное по прежнему не охватывает более половины детей соответствующего возраста (7-15 лет). Население России вырастает в 1897-1913 на 29%, а численность учащихся начального обучения - на 60%. В целом можно говорить о наличии в 1897 году в Российской империи около 0,3 млн. людей с высшим образованием, а в 1913 - около 1 млн. В 1940/1941 учебном году обучалось (Ежегодник БСЭ 1957 год): в вузах - 0,8 млн. человек в начальных и средних учебных заведениях - 35,5 млн. Таким образом, если население нашей страны за 1913-1940 выросло на 20%, то численность учащихся начальных и средних заведений - в 5,5 раза, а численность студентов - в 6,5 раза.

Ответов - 0



полная версия страницы