Форум » Заклепкометрия » История Тувы » Ответить

История Тувы

ВЛАДИМИР-III: На последнем слете (в августе 2012 года) питерских альтисториков автор этих строк заспорил с гостем из Москвы (в роли последнего выступал Дэн, кстати, смахивающий на такого матерого московского журналюгу Дэн - в середине композиции) на тему Тувы и ее судьбы во время гражданской войны в России. Я пообещал более детально посмотреть этот вопрос, и вот что обнаруживаем. Во-первых, из Википедии: [quote]В марте 1917 года после сообщения о свержении царизма в России на территории Урянхайского края началось активное создание Советов. 11 июня 1918 года открылся V съезд русского населения края, а 13 июня — съезд представителей тувинского народа. Вопрос о самоопределении Урянхая составляет главный пункт в порядке дня урянхайского съезда, созванного Краевым Советом депутатов (председатели Совета — Беспалов С. К. (25.03.1918- 2.05.1918), Терентьев М. М.(7.05.1918-7.07.1918)). 18 июня 1918 года состоялось совместное заседание русского и тувинского съездов, на котором единодушно был принят Договор о самоопределении Тувы, дружбе и взаимной помощи русского и тувинского народов.[3] С 7 июля 1918 Урянхайский край был захвачен войсками Колчака. 14 июня 1919 войска Баджейской Советской Республики под командованием А. Кравченко и П. Щетинкина покинули территории Канского и Красноярского уездов России и ушли на территорию Урянхайского края. 18 июля 1919 они захватили столицу Урянхайского края г. Белоцарск. Советская власть в крае была восстановлена. В середине 1921 года местные революционеры, поддержанные Красной Армией РСФСР, приняли решение о провозглашении национального суверенитета Тувы. В июне 1921 года в центре западных кожуунов — Чадане — состоялось совещание с представителями двух хемчикских кожуунов, Даа и Бээзи (Бэйсе), где проживало большинство тувинского народа. Принятое совещанием постановление гласило: «Мы, представители двух хемчикских кожуунов, находим, что единственным, самым верным и лучшим путём дальнейшей жизни нашего народа будет именно путь достижения полной самостоятельности нашей страны. Решение вопроса о самостоятельности Урянхая в окончательной форме мы переносим на будущий общий урянхайский съезд, где будем настаивать на нашем теперешнем постановлении. Представителя Советской России просим поддержать нас на этом съезде в нашем желании о самоопределении». С 13-го по 16 августа 1921 года в селе Суг-Бажы прошёл Всетувинский учредительный хурал (съезд), в работе которого принимали участие представители всех кожуунов Тувы в составе около 300 человек (свыше 200 из них были аратами); на нём присутствовали также делегация Советской России и представители Дальневосточного секретариата Коминтерна в Монголии. В первый день хурал принял резолюцию о создании самостоятельного тувинского государства Танну-Тува. В резолюции было сказано: «Народная Республика Тану-Тува является свободным, ни от кого не зависящим в своих внутренних делах государством свободного народа, в международных же отношениях Республика Тану-Тува действует под покровительством Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.» 14 августа была провозглашена независимость Республика Тану-Тува. Были созданы органы власти, принята первая Конституция из 22 статей. Советские войска были выведены из Тувы к 1923 году[/quote] http://ru.wikipedia.org/?oldid=51414040 Но это не все. Вот данные из издания Гражданская война и военная интервенция в СССР. М.,1983: ст "Тува": "После Октябрьской революции феодалы и высш. ламаистское духовенство страмилось изолировать Туву от Сов. России" (сей эвфемизм означает, что в конце 1917 года власть перешла к местной знати. Далее, в марте 1918 года 4-й съезд русского населения (12 тысяч из общего населения в 70 тысяч человек) под руководством большевиков провозгласил Советскую власть. Образован Урянхайский краевой совет. Далее, 18.06.1918 5-й съезд русского населения и тувинцы подписали договор о самоопределении народов края, их дружбе и взаимной помощи (признание автономии Урянхая). Октябрь 1918 - советская власть свергнута колчаковцами (Тува под контролем Омского правительства). Октябрь 1918 - юго-западные районы Тувы заняты китайскими войсками (под командованием Ян Шичао) Ноябрь 1918 - юг Тувы занят монгольским отрядом под командованием Хатан Батора Максарджаба. Апрель-май 1919 - район Чиргакы под контролем партизан. Июль 1919 - колчаковцы ушли из Тувы. Август 1919 - китайские войска заняли весь запад Тувы. Тогда же монголы заняли весь район хребта Танну-Ола. май 1920 - русские и тувинцы формируют партизанские отряды (против кого?) декабрь 1920 - 5-я армия РККА вступает в Туву. марта 1921 - вся Тува под контролем РККА.

Ответов - 8

ВЛАДИМИР-III: 14.8.1921 провозглашена Танну-Тувинская Народная Республика.

ВЛАДИМИР-III: Это еще не все. Вот данные с http://www.worldstatesmen.org/Russia.htm#Tannu 17 Apr 1914 Declared a Russian 'protected' area (Urjanhai [Uryanhay] kray). 5 Jul 1918 - 15 Jul 1919 Occupied by Kolchak's "White" Russian troops. Autumn 1918 Southwestern Tuva occupied by Chinese troops. Southern Tuva is occupied by Mongolian troops under Khatan Bator Maksarzhab (b. 1877 - d. 1927) until Jun 1920. Jul 1919 - Feb 1920 Occupation by Russian Red Army. 19 Feb 1920 - Jun 1921 Re-incorporated into China. 14 Aug 1921 Independence declared (People's Republic of Tannu Tuva) under Soviet protectorate (the Russian population of Tannu Tuva is declared a "Russian Soviet autonomous territory"). 9 Sep 1921 Soviet Russia declares and end to its protectorate. Получается, что в июле 1919 пришли красные (партизаны, естественно, РККА была еще далеко), которые в феврале 1920 убрались, и с февраля 1920 Тува вернулась в состав Китая?

ВЛАДИМИР-III: Список правителей Тувы (оттуда же): Russian Commissioners for the Affairs of Urjanhai kray Apr 1914 - 1915 A.P. Cererin (Tsererin) 1915 - 1917 Yu.V. Grigoryev Commissar of the Provisional Government Oct 1917 - 16 Mar 1918 Aleksey Aleksandrovich Turchaninov (d. 1919) Chairmen of the Central Executive Soviet 18 Mar 1918 - 2 May 1918 S.K. Bespalov (d. 1918) 7 May 1918 - 7 Jul 1918 M.M. Terentyev (d. 1918) "White" Russian Governor 5 Jul 1918 - 15 Jul 1919 Pyotr Ivanovich Turchaninov Leader of the Siberian-Soviet Partisan Army Jul 1919 - Feb 1920 Aleksey Aleksandrovich Turchaninov (s.a.) Chinese Governor Jan 1920 - Jun 1921 Yan Shichao (Yan Shi-chao) Chairman of the Constituent Khural 14 Aug 1921 - 15 Aug 1921 Mongush Buyan-Badyrgy (s.a.) TPRP Удивительно, что в октябре 1917 - марте 1918 Туву возглавлял тот же человек, что командовал красными партизанами в 1919-1920. Алексей Александрович Турчанинов. В моей энциклопедии (Гражданская война и военная интервенция в СССР. М.,1983)о нем никаких сведений нет, поищем в Сети...


ВЛАДИМИР-III: Трудно найти этого человека. Вот короткая справка из ресурсов "Мемориала": Турчанинов Алексей Александрович Родился в 1896 г., Бугульминский р-н, г.Бугульма; русский; железнодорожник.. Проживал: г.Красноярск.. Приговорен: тройкой УНКВД Красноярского кр. 5 февраля 1938 г., обв.: ("а/с агитация"). Приговор: ВМН. http://lists.memo.ru/d33/f99.htm Тот ли это Турчанинов? Мог ли он быть в 21 год комиссаром всея Тувы? то есть Урянхая?

ВЛАДИМИР-III: Нет, не тот. Вот интересующий нас Турчанинов: Турчанинов Алексей Александрович. (?-1919). Родился в Санкт-Петербурге. Учился в Королевской Прусской Сельскохозяйственной Высшей школе в Берлине (1906-1908). С 1 марта 1914 г. назначен на должность старшего специалиста по сельскохозяйственной части с откомандированием в Урянхайский край. Районный агроном Урянхайского края, заведующий переселенческим управлением в Урянхайском крае. В 1917-1919 гг. - комиссар Временного правительства по делам Урянхайского края. http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/sb-confess/4_4.html Но если он погиб в 1919, то не мог править Тувой до февраля 1920 (или здесь перепутали с его братом - Петром Александровичем?) На этом же ресурсе содержится интересная дополнительная информация о Туве в 1917-1921 гг: Революция в России вновь поставила Туву перед выбором дальнейшего пути развития. В мае 1917 г. по инициативе Урянхайского временного краевого комитета было созвано предварительное русско-тувинское совещание, на котором обсуждались вопросы о статусе Тувы, о представительстве Урянхайского края в предстоящем Учредительном собрании. В президиум русско-тувинского совещания входили лидеры русской общины края и три тувинских уполномоченных чиновника, выбранных в таковом качестве еще в 1916 г., но часть тувинских лидеров игнорировали съезд. В ответ на сепаратистские настроения части тувинских представителей, А.П. Ермолаев заявил, что "покровительство России над Урянхаем незыблемо"22. Во вступительной речи А.П. Ермолаев заявил: "Каждая народность пусть живет и управляется своим обычаем"23. На встрече выяснились противоречия между тувинской и русской властями, в частности, тувинская сторона выразила недовольство по поводу попыток ввести в буддийских монастырях порядки по образцу бурятских дацанов. Для снятия напряженности, тувинской стороне была обещана полная независимость в вопросах религии. В телеграмме Иркутского краевого комиссара С.Н. Салтыкова А.П. Ермолаеву от 29 мая 1917 г. сообщалось: "Основным положением, определяющим курс наших отношений к Урянхаю, является необходимость сохранения спокойствия на нашей восточной границе. В связи с этим необходимо наладить добрососедские отношения, основанные на уважении прав урянхов, предоставлять им полное внутреннее самоуправление"24. Тувинские власти планировали отправить в составе краевой делегации в Петроград несколько своих представителей. Однако в начале июня 1917 г. тувинская делегация отказалась выехать в Петроград вместе с русскими представителями. Недовольство тувинских правителей было вызвано изъятием у них маньчжурских и монгольских печатей, что было воспринято, как стремление органов Временного правительства ограничить тувинскую автономию. Тувинские нойоны попытались найти покровительство у Монголии и Китая, посредниками, а иногда и инициаторами это выступали буддийские ламы. Например, летом 1917 г. лама Дагданай с ведома Даа-нойона Буян-Бадыргы ездил в Улясутай, где вступил в переговоры с китайскими властями на предмет принятия Даа-хошуна под китайское управление. Фактически, после свержения царя в России, лишь небольшая часть тувинской элиты сохранила верность "покровителю", но это "меньшинство" возглавлял самый авторитетный камбо-лама - Лопсан-Чамзы, что, возможно, предопределило сохранение протектората. Президиум II съезда русского населения края совместно с тувинскими правителями направил 8 июля 1917 г. министру иностранных дел телеграмму следующего содержания: "Представители русского населения Урянхайского края и Усинского округа совместно с представителями урянхайского населения собравшись на съезд в Белоцарске приветствуют Россию как единственную законную власть..."25. В феврале 1918 г. большинство лам Салчакского хошуна вместе с чиновниками провели тайное собрание, на котором решили отделиться от России и стать монгольскими подданными. После этого вооруженные араты напали на казаков, прибывших в хошун по просьбе нойона Идам-Суруна. Так произошли первые организованные вооруженные выступления тувинцев против русской власти. Новая Советская власть в Туве в 1918 г. формально не вступала в отношения и не апеллировала к буддийской сангхе. В начавшемся русско-тувинском военном противостоянии в конце 1918 - первой половине 1919 г. духовенство не выступало в качестве активной или самостоятельной силы. Однако монастыри не потеряли значения политических и экономических центров в регионе. Например, в марте 1919 г. китайский отряд перешел через Танну-Ола и расположился именно в районе Верхнечаданского хурэ, там же произошел и решающий бой, в котором "монголо-китайско-урянхайский" отряд потерпел поражение в бою с казаками. Установление "твердой" колчаковской власти в Сибири привело к тому, что часть тувинской элиты вновь стали связывать свое будущее с Россией. Камбо-ламы Лопсан-Чамзы и Тактан вместе с нойонами Буян-Бадыргы и Чымба обратились к комиссару Временного правительства А.А. Турчанинову26 с просьбой отправить в Омск к адмиралу А.В. Колчаку тувинскую делегацию. Эта просьба была удовлетворена, тувинский духовный лидер Лопсан-Чамзы отправился к Верховному правителю России со своей программой преобразований в Туве, в том числе и планами реформы буддийской сангхи. Камбо-лама Лопсан-Чамзы в своем прошении А.В. Колчаку предложил учредить в Урянхайском крае автономию местной буддийской церкви, ввести должность "Бандидо Хамбо Ламы". В это время в Омске Главным управлением по делам вероисповеданий была выработана "Временная инструкция по управлению делами буддо-ламаистов Урянхайского края"27. Омское правительство поддержало планы создания автономии буддийской сангхи от Монголии, но не приняла предложения Лопсан-Чамзы закрепления за тувинским бандидо-хамбо-ламой статуса светского правителя Тувы28. Встреча тувинских делегатов с министрами колчаковского правительства в Омске состоялась 2 июля 1919 г. После этого камбо-лама Лопсан-Чамзы был принят адмиралом А.В. Колчаком. 13 июня 1919 г. Указом Верховного правителя России Лопсан-Чамзы был утвержден духовным руководителем (Бандидо-хамбо-ламы) Урянхайского края. Первый формальный глава буддийской церкви в Туве был награжден орденом "Святой Анны" второй степени, получил в подарок автомобиль и моторную лодку, на развитие буддизма в Туве было обещано выделить 20 тысяч рублей серебром. Однако поражение колчаковцев в бою с красными партизанами под Белоцарском не позволило Лопсан-Чамзы вернуться в Туву, глава тувинских буддистов вынужден был выехать в Бурятию, где прожил год в Хурен-дацане, затем еще год находился в одном из дархатских монастырей в Монголии. В последующих политических событиях, приведших к образованию тувинской Народной Республики, главными действующими лицами были представители Сибревкома и тувинские нойоны. Буддийская сангха осталась важным институтом в тувинском обществе и государстве, получила дальнейшее развитие, но в качестве самостоятельной политической силы не выступала и не претендовала на качественно новый уровень своей автономии. В августе 1921 г. Всетувинский учредительный Хурал принял резолюцию о создании самостоятельного тувинского государства под покровительством Советской России.

ВЛАДИМИР-III: В общем, картина вырисовывается следующая: октябрь 1917-март 1918 - сохраняется российская администрация Урянхайского края (можно отмечать на моих картах гражданской войны тем же цветом, что и территории, сохранявшие (формально) верность Временному правительству после 7.11.1917) В марте - июле 1918 - Советская власть. октябрь 1918 - март 1921 - китайское вторжение и оккупация юго-западных, а затем западных районов (шли со стороны Джунгарии). октябрь 1918 - июнь 1920 - монгольское вторжение и оккупация южной части Тувы. июль 1918 - июль 1919 - колчаковская оккупация центральной и северной части Тувы. июль 1919 - февраль 1920 - власть в центральных и северных районах Тувы принадлежит красным партизанам. февраль 1920 - март 1921 - китайский режим оккупации (Монголия?) декабрь 1920 - РККА занимает Белоцарск, и в марте 1921 всю территорию Тувы.

ВЛАДИМИР-III: Между прочим, 29.10.1919 Монголия была оккупирована китайскими войсками, и 19.2.1920 аннексирована Китаем. Восстановление независимости Монголии (Монгольское Богдо-Ханское Государство) относится к 3.2.1921.

ВЛАДИМИР-III: А Унгерн поураганил там уже в 1921 году.



полная версия страницы