Форум » Заклепкометрия » ФИГАРО тут, ФИГАРО там! » Ответить

ФИГАРО тут, ФИГАРО там!

ВЛАДИМИР-III: Нашел (вчера) на просторах Сети полный (!) архив известной французской газеты "Ле Фигаро" (да, да, названной в честь героя пьессы Бомарше) с 1854 (!) года. Читай в прямом эфире хоть со времен детей капитана Гранта. Ежедневный выпуск - четыре полосы. Вот адрес - https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb34355551z/date Я не специалист во французском, но за 20 минут придумал как читать. Открывается сканированный номер газеты, потом (слева) нажимаете кнопку "скачать" (характерный значок), там - выбрать формат TXT, скачать "весь номер" и значок "согласен с правилами сайта". А полученную (в новой вкладке) расшифровку - в переводчик страницы. У меня все почти в прямом эфире переводится. Начал читать с 1914 года (пополняю свои уже довольно обширные хроники по дням), и сразу же нашел немало интереснейшей и уникальнейшей информации, которую не то что «скрывают», а просто забыли.  Один историк выписал из газет только то, что его лично заинтересовало, другой переписал уже из историка, а не из газеты и т.д.  А тут первоисточник. Например, в день убийства эрцгерцога Фердинанда: "Французские войска в Марокко заняли Баб-Мерзуку. Продолжается дружественный визит британского флота в германский Киль. Британские суфражистки вновь атаковали королевскую чету в Гайд-парке. Итальянский сенат ратифицировал итало-испанский торговый договор. Два поезда метро столкнулись в Лондоне между станциями «Лондонский мост» и «Кэнон-стрит».  Погиб 1 человек, 1 ранен". Да, британский флот накануне войны нанес визит не только в Петербург-Кронштадт, но и в Киль (в обстановке сердечной дружественности, что подчеркивает ФИГАРО!)

Ответов - 47, стр: 1 2 3 All

ВЛАДИМИР-III: Далее. 29 июня 1914 (все - новый стиль) Французская «Фигаро» пишет с сочувствием: «Наследник престола Франц Фердинанд пал жертвой разъяренного фанатика… В течение нескольких недель весь австро-венгерский народ и вся Европа с тревогой, утром и вечером, ждали бюллетеня о здоровье императора Франца Иосифа. Сами врачи долго не скрывали своего беспокойства. Со дня на день ждали фатального исхода болезни, которой был подвержен восьмидесятипятилетний государь. Франц-Иосиф, полностью оправившийся от болезни, уехал в субботу в Ишль, где в течение года он проходил лечение и занимался своим любимым видом спорта – трусил; его племянник, чье вступление на престол казалось неминуемым, погиб… Виновником этого двойного убийства является девятнадцатилетний юноша Гарила Принцип, родившийся в Грахово, который закончил учебу в лицее Сараево и некоторое время учился в Белграде. На допросе Принцип заявил, что давно намеревался убить некую высокопоставленную особу по мотивам националистического характера». Итальянская пресса выражает сочувствие «потере союзной нации».

ВЛАДИМИР-III: В переводе выглядит эта информация примерно так: Аргентина ИММИГРАЦИЯ 1904 1913 За последний десятилетний период, с 1904 по 1913 год, он въехал в Аргентину, по данным El Diariu, 2, 391,979 иммигрантов. В этом показателе французы занимают шестое место с 41,315 иммигрантами. Наибольшая иммиграция представлена следующими национальностями : ...- Испанские. 1.005.420 Итальянцы 916.224 Русские 128 615 Ottomans 114.217 Auslro-Hongrois 47.100 Французский 41.315 Португальский 20.930 Английский 18.357

ВЛАДИМИР-III: Продолжаю читать ФИГАРО и пополнять свои хронологические таблицы. Интересная новость: ФИГАРО за 5 марта 1915 года: Рим, 3 марта. Серьезное восстание произошло в австрийском полку, состоящем из чешских контингентов. Получив приказ отправиться в Галицию, 91-й полк, дислоцированный в Праге, поднял мятеж и поубивал всех офицеров. После того, как это восстание было подавлено самыми суровыми мерами, то, что осталось от полка, было отправлено в Брахов, недалеко от румынской границы, чтобы заменить 2-й полк, состоящий из румын Однополчане Швейка. Что там было у Гашека по довольно запутанной (как обнаружил Сергей Солоух) хронологии ШВЕЙКА в начале марта 1915?


ВЛАДИМИР-III: Информация в номере за 10.7.1915: В 1914 году во Французской Гвиане содержалось 2995 каторжников. Зарегистрировано 1111 побегов, которые в 1015 случае закончились поимкой беглецов.

ВЛАДИМИР-III: Продолжаю читать и выписывать интереснейшие сведения в свою ПОЛНУЮ И ПОДРОБНУЮ ХРОНОЛОГИЮ. Напр. 4.8.1917 (нов. стиль): В Петрограде создан женский военно-морской отряд, который планируется направить в Мурманск.

ВЛАДИМИР-III: Продолжаю читать подборку газет. Дошел до декабря 1917. Поначалу (после октябрьского переворота) во французской и британской прессе большевиков именовали "максималистами" (калька с "большевик", поскольку международное слово bolshevik (букв. по-французски «majoritaire») вошло в обиход не сразу (к конце гражданской войны в России), а "максималист" - букв. перевод. Тогда "меньшевики" должны переводиться как "минималисты"

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: Ottomans 114.217 В Аргентине? Наверное, это вовсе не турки, а главным образом армяне, греки и арабы (в основном христиане)?

ВЛАДИМИР-III: Да, но именовались именно турками. В современной Европе "египтяне", "иракцы" или "ливанцы" тоже преимущественно немусульмане. А среди иранцев заметная доля зороастрийцев. И вообще атеистов.

ВЛАДИМИР-III: 22 апреля 1918 Neue Europa публикует статистику германских потерь со 2 августа 1914 года по 31 июля 1917 года, составленную немецким военным писателем Карлом Барлом Бляйбтреном, включая погибших на поле боя и пленных: «Западный фронт – 1914: 669 800; 1915: 713 461; 1916: 901 250; 1917: 320 450. Итого 2 604 961. Восточный фронт – 1914: 163 900; 1915: 699 600; 1916: 359 800; 1917: 261 250; Итого 1 484 550. Общие потери 4 089 511. С 1 августа 1917 года по 1 января 1918 года общие потери на двух фронтах в 367 450; в общей сложности 4 456 961 человек». Номер ФИГАРО от 23 апреля 1918

ВЛАДИМИР-III: 11 мая 1918 Парижская «Фигаро» пишет: «Генерал Ренненкампф, чей блестящий успех в Восточной Пруссии в начале войны памятен всем, был убит в Таганроге большевиками». В целом, все или почти все пропагандистские штампы и приемы, которые свойственны для военно-патриотической риторики уже более 100 лет, присутствуют во французских газетах первой мировой. Ничего с тех пор нового, в сущности, не изобретено. Поэтому ФИГАРО 1914 года легко перепутать с ПРАВДОЙ 1941.

ВЛАДИМИР-III: А вот как испанка выглядела в Испании: Конец мая 1918 Испанский король Альфонс XIII заболел гриппом. Испанская пресса сообщает об эпидемии. Мадридский комитет по здравоохранению собрался под председательством губернатора и разработал серию советов для населения, направленных на предотвращение распространения эпидемии. В Мадриде театры и концертные залы почти пусты. Трамвайное обслуживание ограничено из-за недомогания некоторых сотрудников. Согласно сообщениям из провинции, около трети населения инфицировано. тоже из ФИГАРО.

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: но именовались именно турками. Армяне по имени турки, жуть.

ВЛАДИМИР-III: Ирландцы тоже числились "англичанами" т.е. британскими подданными. Впрочем, кажется, американская статистика их раличала.

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: Впрочем, кажется, американская статистика их раличала. Ну, американцы местами дотошны - они даже потомков ольстерских протестантов различают у себя как-то: https://en.wikipedia.org/wiki/Scotch-Irish_Americans

ВЛАДИМИР-III: Продолжаю читать ФИГАРО и пополнять свои хронологии. Вот, например (это когда итальянское правительство чуть не рассорилось с Антантой на Парижской мирной конференции по вопросу об Адриатике, и когда Орландо, сначала бравируя, заявил "Прекрасно - мы разошлись по всем вопросам!" - эту фразу потом смаковала советская историография): 4 мая 1919 года - На митинге в Риме с требованиями территориальных уступок правительству Италии в Адриатике Габриэлле д’Аннунцио заявил: «Никакие перспективы дальнейших жертв не остановят нас. Итальянская душа никогда не дрогнет! Италия – живая героиня! Ненависть, которая возникает против нас, - это всего лишь злоба ада против энергии жизни. Ненависть произрастает от ненависти к другим, энергия произрастает от нашей любви. Пусть наш взгляд будет устремлен на ее священное лицо, все еще увенчанное шипами, мокрое от пота и крови. Крик Италии выйдет за пределы Атлантики и будет повторен народом Соединенных Штатов. Итальянские солдаты хотели до последней минуты пожертвовать собой ради отечества, чтобы освободить от угнетателя еще один метр национальной территории. Мертвецы, которые находятся между римскими камнями Далмации, сегодня слышат ритм наших шагов!» ФИГАРО № за 5 мая 1919 года. Да, красиво. Современная политическая риторика в той же России, даже митинговая - дохлая и невыразительная. Люди, как литературу пишут - с явным нежеланием, точно также не хотят, ленятся что-то артикулировать на митингах. Что правые, что левые, что сухие-полукрепленые. Посодют, говорите. Ну да, хорошая отмазка. Для меланхолического флегматика. Иных в России почти уж не осталось.

ВЛАДИМИР-III: Продолжаю читать ФИГАРО и пополнять свои хронологии. Дошел до августа 1919 года. Вы не представляете, насколько чертовски интересно!!! Нет, никаких новых открытий нет. Никто не врет и не скрывает. Но все равно: прикосновение к этой материи истории, к этому первачу-самогону исторических событий дорогого стоит. Во всяком случае, людей в те времена интересовало нечто немного иное, чем интересует авторов учебников и книг по истории 100, а тем более больше лет спустя. Опять же, авторы имеют право интересоваться тем, что интересно их эпохе (в 2500 году о ХХ веке будут писать тоже немного не то, что пишут в XXI), но если вы хотите оказаться в прошлом, газету ничто не заменит.

ВЛАДИМИР-III: А вот с сайта Газетные старости: 9 января 1920 - Таллинская «Свобода России» пишет: «Английские газеты подтверждают недавнее сенсационное сообщение о существовании в Конго бронтозавров. Первое сообщение об этом было сделано бельгийским охотником Гапеллем, встретившимся с одним из этих чудовищ; второе – железнодорожным механиком Лепажем, за которым в течение некоторого времени гналось огромное животное, подходившее под описание Гапелля. «Таймс» сообщает, что на поиски бронтозавров уже отправилась американская экспедиция». Эта заметка первый раз попалась мне, 12-летнему, в 1986 году (!) – кажется, в Клубе кинопутешествий. Я взял и написал "детский", ужасный, графоманский приключенческий роман, перенеся действие в 1936 год – советская экспедиция на дирижабле отправляется в Бельгийское Конго. Полный набор персонажей Александра Беляева – во всяком случае, годная имитация под него. Вот чем я был занят в 1986 году...

ВЛАДИМИР-III: А как такая новость? 26 января 1920 - Маркони сообщает в лондонскую «Дэйли Мейль», что на беспроволочных телеграфных станциях за последнее время, как днем, так и ночью, замечены неправильности и знаки, представляющие собой бессмысленный набор букв, не существующих ни на каком языке. Эти знаки замечены одновременно и в Лондоне и в Нью-Иорке. О происхождении их Маркони заявил, что они, несомненно, вызваны неправильностями электрического тока, но весьма возможно, и попытками с какой-нибудь другой планеты войти в сношения с Землей.

ВЛАДИМИР-III: Новость петроградской жизни: 23 апреля 1920 - Петроградские «Известия» пишут: «В ближайшее время в Совете коммунального хозяйства с участием специалистов будет рассматриваться проект инженера отдела городских предприятий Л.Л.Гинтера об устройстве двигающегося тротуара на проспекте 25 Октября». Да, прошло сто лет, а воз и ныне там... Правда, есть траволатор на станции метро "Спортивная" - под рукавом дельты Невы. И еще раньше такие траволаторы были в Пулково - вели на летное поле.

ВЛАДИМИР-III: Еще по страницам петроградской прессы столетней давности: 16 мая 1920 - Петроградская «Красная газета» отвечает читателю А.Виноградову, который прислал письмо по поводу войны с Польшей со стихами «Опять поднялся спор Славян между собою»: «При чем тут «славяне»? Идет мировая последняя схватка между трудом и капиталом. Истинный смысл польской авантюры понятен теперь каждому рабочему и крестьянину; тем более обидно, что вам, «слушателю рабочего факультета», она рисуется всего в виде какого-то «спора славян между собою». Переубедить патриотов в том, что патриотизмом невозможно измерить большую часть исторических событий, в том, что люди мыслили иначе, чем он, невозможно. А надо ли? Если человек имеет неправильную картину мира, он принимает неправильные решения, и ему же хуже. Естественный отбор.

ВЛАДИМИР-III: В номере ФИГАРО за 27-10-1920 сообщается, что Франция назначила посла в Баварию. Вообще, в течении двух лет после ноябрьской революции Бавария активно претендовала минимум на статус конфедеративных отношений с Берлином. А то и независимость хотела получить. Забавная альтернатива: пересказал, помню, в 2017 попутчику в поезде из Минска в Запорожье, подарив свой АТЛАС ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ - если бы Бавария в 1919 стала независимой, и Гитлер пришел бы там к власти в 1933, но... в Баварии НСДАП жестко конкурировала с Баварской народной партией (местными католиками-партикуляристами), так что может повториться австрийский вариант 1933-1934 гг.

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: Вообще, в течении двух лет после ноябрьской революции Бавария активно претендовала минимум на статус конфедеративных отношений с Берлином. А то и независимость хотела получить. А там были бы швабский и франконский сепаратизмы?

ВЛАДИМИР-III: В 1914-1915 годах Антанта, видимо, всерьез рассматривала послевоенное раздробление Германии на отдельные княжества. Во всяком случае, Николай Второй, как пишет Морис Палеолог, прямо на торжествах по случаю объявления войны поклялся, что более никогда не примет посла Германской империи (именно Империи). Следуя логике монархической мысли, послевоенная Германия - это Пруссия и т.д. Но в 1918 как-то речи об этом не заходило. Т.е. Франция-то рада была бы получить хотя бы на своих границах систему мелких немецких республик, но нет. А Бавария плыла по течению своего партикуляризма. Швабский и франконский... трудно сказать. В момент Советской республики что-то там на севере шевелилось, но Мюнхен доминировал. Скорре уж Баварский Пфальц отпилили бы, как в 1946.

ВЛАДИМИР-III: Новость от 27.12.1920 Французское правительство уведомило королевское правительство Югославии о том, что оно отменило свое дипломатическое представительство при эмигрантском правительстве бывшего короля Черногории Николая и отозвало право представительства черногорских дипломатических и консульских агентов во Франции. Следовательно, формально Франция признавала Черногорию до 1920 года.

ВЛАДИМИР-III: И еще меня удивило, признаюсь, следующее. Есть такая тема как "Образ Парижа в латиноамериканской культуре". И обратная тема - "Образ Латинской Америки глазами француза". Не вдаваясь в подробности тем, замечу, что ежедневник ФИГАРО посвящает в 50% своих номеров – достаточно регулярно – целые рубрики событиям на Американском континенте. Целевая аудитория – деловой мир Франции, поэтому много финансово-экономической информации: урожайность, экспорт, добыча полезных ископаемых и т.п. Немало политических новостей. Причем, эти новости связаны практически со всеми странами региона. Не только Аргентина и Бразилия мелькают в рубрике (им посвящена чуть ли не половина всей латиноамериканской информации), но и Уругвай, Парагвай, Чили, Перу, Эквадор, Колумбия, само собой – много информации из Мексики (в 1910-1917 там революция), есть подробности политической и общественной жизни малых стран вроде Никарагуа и Гватемалы, Кубы, но... ничего или почти ничего нет о Венесуэле. В 1914-1920 годах (не поручусь за другие годы – пока не читал) Венесуэла для французской публики была неким белым пятном на карте Латинской Америки. Что удивительно, если учесть, что экономика страны именно в эти годы быстро развивается – нефтяной бум, а желающих свергнуть Хуана Винсенте Гомеса хватало даже среди его внебрачных сыновей. Т.о. ОСЕНЬ ПАТРИАРХА Гарсия Маркеса (а в главном герое легко угадывается именно венесуэльский диктатор 1909-1935 гг., хотя присутствуют черты и других каудильо континента, и соответственно страна – Венесуэла) снаружи выглядела как черная дыра, не посылавшая сигналов в остальной мир.

ВЛАДИМИР-III: ФИГАРО за 16.1.1921 По запросу правительств стран Антанты, германское правительство сообщило, что численность государственных служащих в 1913 году равнялась 189918 человек, в 1914 году – 201124, в 1920 – 688023. Численность железнодорожного персонала (не считая Эльзас-Лотарингии) составляла 740502 человека в 1913 году и 1044379 – 1920 году. В связи с начислением репараций. Обратите внимание на резкий рост числа чиновников - как до революции 1918, так и после нее. Большевистское правительство обвиняли ровно в том же самом. Да и Колчак создал в Сибири "полноценные дубликаты столичных министерств" (Щербаков), так что, если бы победили белые, чиновников вряд ли стало бы меньше, чем при Советах.

ВЛАДИМИР-III: Еще новости (в один день двум президентам не повезло): 24 мая 1920 Во время осмотра прибывшим на Польский фронт Председателем ВЦИК М.И.Калининым кавалерийской дивизии в составе 1-й конной армии состоялся митинг. Во время речи Калинина пролетевший польский аэроплан обстрелял митинг. Ранено 2 красноармейца. Ружейным огнем аэроплан отогнан. 65-летний президент Франции Поль Дешанель, ехавший в поезде по югу Франции, ночью в пижаме подошёл к широкому и низкому окну, специально сконструированному, чтобы президенту было легче отвечать на приветствия публики на вокзалах, потерял равновесие и выпал из него в 10 км от Монтаржи. Поезд шёл на низкой скорости, и Дешанель остался жив. Однако его свита и охрана пришла в ужас, обнаружив через несколько часов исчезновение главы государства, а когда на железнодорожную станцию Монтаржи явился пожилой человек в пижаме, весь в ссадинах, и заявил, что он президент республики, служащие, разумеется, не поверили ему, приняли за пьяницу и отвели в участок. Жена железнодорожного рабочего впоследствии рассказывала: «Я сразу поняла, что это барин: у него были мытые ноги!» По причине забастовки связистов новость о случившемся запоздала.

ВЛАДИМИР-III: Знаменитое воззвание А.А.Брусилова от 30.5.1920 и ответ на него: ВОЗЗВАНИЕ КО ВСЕМ БЫВШИМ ОФИЦЕРАМ, ГДЕ БЫ ОНИ НИ НАХОДИЛИСЬ. Свободный русский народ освободил все бывшие ему подвластные народы и дал возможность каждому самоопределиться и устроить свою жизнь по собственному произволению. Тем более имеет право сам русский и украинский народ устраивать свою участь и свою жизнь так, как ему нравится, и мы все обязаны, по долгу совести, работать на пользу, свободу и славу своей родной матери-России. В особенности это необходимо в данное грозное время, когда братский и дорогой нам польский народ, сам изведавший тяжелое иноземное иго, теперь вдруг захотел отторгнуть от нас земли с искони русским населением и вновь подчинить их польским угнетателям. Под каким бы флагом и с какими бы обещаниями поляки ни шли на нас и на Украину, нам необходимо твердо помнить, что какой бы ими ни был объявлен официальный предлог этой войны, настоящая главная цель их наступления состоит исключительно в выполнении польского захватнического поглощения Литвы, Белоруссии и отторжения части Украины и Новороссии с портом на Черном море (от моря до моря). В этот критический исторический момент нашей народной жизни мы, ваши старшие боевые товарищи, обращаемся к вашим чувствам любви и преданности к родине и взываем к вам с настоятельной просьбой забыть все обиды, кто бы и где бы их вам ни нанес, и добровольно идти с полным самоутверждением и охотой в Красную Армию на фронт или в тыл, куда бы правительство советской рабоче-крестьянской России вас ни назначило, и служить там не за страх, а за совесть, дабы своею честною службою, не жалея жизни, отстоять во что бы то ни стало дорогую нам Россию и не допустить ее расхищения, ибо в последнем случае она безвозвратно может пропасть, и тогда наши потомки будут нас справедливо проклинать и правильно обвинять за то, что мы из-за эгоистических чувств классовой борьбы не использовали своих боевых знаний и опыта, забыли свой родной русский народ и загубили свою матушку-Россию http://kuprin-lit.ru/kuprin/public/dva-vozzvaniya.htm и ответ на него: 25 июня 1920 Парижские «Последние новости» публикуют ответное письмо русских офицеров на обращение А.А.Брусилова: «Господин генерал! С пристальным вниманием и не без волнения прочли мы Ваше воззвание, если только оно действительно исходит от Вас, с призывом «добровольно идти с полным самоотвержением и охотой в красную армию, на фронт или в тыл, куда бы правительство Советской Рабоче-Крестьянской России нас ни назначило, и служить там не за страх, а за совесть, дабы... отстоять во что бы то ни стало дорогую нам Россию и не допустить ее расхищения». Мы не только не можем, по совести, последовать за Вами, не только не можем рекомендовать такой образ действий кому-либо из наших боевых товарищей, но и искренно сожалеем о том, что Вы своим именем и патриотическими лозунгами решились, по непонятным для нас побуждениям прикрыть и освятить недостойное и антипатриотическое дело большевизма. Мы охотно забыли бы и простили все нанесенные нам, часто незаслуженные и кровавые обиды, если бы хоть на минуту могли поверить, что большевики способны и склонны отстаивать русское национальное дело, дело демократического возрождения свободной России, отказывающейся от угнетения других, но не позволяющей посягнуть и на свои неотъемлемые права. Однако, Вам, генерал, отлично известно, не хуже, чем каждому из нас, что большевистская Россия не является в действительности ни рабочей, ни крестьянской, ни даже советской в сколько ни будь приемлемом смысле этого слова. Поддерживая партийную и жестокую тиранию большевиков, мы не только не совершили бы патриотического подвига, как Вы стараетесь нас уверить, но, наоборот, способствовали бы окончательном у разложению России, что было бы равносильно тягчайшей измене. Если бы даже к несчастию человечества, красной армии суждено было завоевать весь мир, то и тогда мы не приложили бы своих рук к созданию такого противоестественного Интернационала. Вопрос о границах России бледнеет для нас перед мыслью о необходимости восстановления путем тягчайших жертв и усилий, подлинной свободной России, хотя бы ценой отказа от некоторых спорных территорий. Мы не видим в теперешнем наступлении польских войск войны между Польшей и Россией. Будучи непреклонны в этом убеждении мы призываем к солидарности и всех остальных русских офицеров, в том числе Вас, господин генерал, ибо в этом вопросе мы одинаково авторитетны». http://starosti.ru/archive.php?m=6&y=1920

ВЛАДИМИР-III: Пардон, в "Последних новостях" от 25.6.1920 перепечатка из варшавского "Слова" от 22.6.1920

ВЛАДИМИР-III: ФИГАРО за 18.4.1921 Власти Парижа постановили размещать на наружной стороне автобусов информацию о маршруте и пунктах остановок. Вот, оказывается, откуда это.

ВЛАДИМИР-III: В прессе встречаются настоящие альтернативные истории. Вот например, ФИГАРО от 29.5.1921 года: Президент Аргентины Иригойен направил Конгрессу по случаю открытия новой сессии послание, в котором заявил, что он поддержал идею Лиги наций для укрепления всеобщего мира. В послании президента говорится, что республиканская идея реализуется через свободные выборы. Он также выступил за защиту общественных интересов в борьбе между капиталом и трудом, при обеспечении этой защиты на постоянной и окончательной основе. Упоминается развитие телеграфной сети страны, отличное состояние здоровья населения и деятельность по строительству дешевых домов. Муниципальные власти приложили все усилия для снижения стоимости жизни. Республика поддерживает теплые отношения со всеми народами, независимость которых недавно была признана: Венгрией, Эстонией, Литвой и Украиной. Создано 1806 начальных школ, 14 обычных школ, 11 национальных колледжей, 14 промышленных школ, 1 национальный прибрежный университет и 1 университет в городе Тукуман. Запланировано создание 7 авиалиний: в Паломар-Посадас, Корриентес, Жупуй, Риоху, Мендосу, Барилоче и Ушуайю. Состояние крупного рогатого скота отличное. Нет, речь не об УССР. Об эмигрантском правительстве? Но тогда почему оно поставлено в один ряд с Венгрией и Эстонией? Концовка хороша: вот откуда взялся знаменитый мем "и животноводство..."

ВЛАДИМИР-III: 9.10.1921 Парижская «Фигаро» пишет: «Нью-Йорк, 8 октября. Астроном Пикеринг только что провел наблюдения, которые, по его словам, вполне подтверждают существование жизни на поверхности Луны. «Мы находим, - сказал профессор Пикеринг, - что у наших дверей есть живой мир». В некоторых отношениях жизнь напоминает Марс».

ВЛАДИМИР-III: Продолжаю читать ФИГАРО - уже дошел до 1922 года. Вы не представляете, насколько это интересно! Да еще и эпоха прекрасная! Ряд интересных новостей. Оказывается, Артюр Рембо переводил на французский КОБЗАРЯ Шевченко (знал украинский?) - об этом в номере ФИГАРО за 9.3.1922.

ВЛАДИМИР-III: Новость от 23.04.1922: Патриотическая лига французских женщин объявила подписку в пользу вдовы австрийского императора Карла Зиты, ждущей восьмого ребенка: «Она француженка по крови и сердцу. Его братья защищали французскую землю. Кто во Франции может отказать ей в выражении сочувствия? Французская патриотическая лига считает, что идет навстречу каждому, открывая подписку, сбор от которой будет помещен в колыбель новорожденного. Мы должны поторопиться, ребенок, как ожидается, появится 15 мая». Это через три недели после смерти Карла в Фуншале на Канарах.

ВЛАДИМИР-III: Как вам такая новостная картина дня? 16 марта 1919 – Занятие Барановичей польскими войсками. Декрет СНК РСФСР о потребительских коммунах. В ЦК РКП(б) обсуждается вопрос о башкирской автономии. Принято решение об организации автономии и вхождении башкирских представителей во ВЦИК. Председатель ВЦИК Я.М.Свердлов на встрече с руководством РСДРП(и) призвал партию скорее присоединиться к РКП(б): «Нам марксисты нужны». Вечером Председатель ВЦИК Я.М.Свердлов скоропостижно умер от гриппа. Антисоветское восстание в Бугурусланском уезде. Крымскими властями арестованы и расстреляны члены Севастопольского стачечного комитета. Массовая демонстрация протеста против декрета президента Колумбии Суареса о закупках вооружения для колумбийской армии за рубежом. Полиция открыла огонь. Убито 10, ранено 15 демонстрантов. Канцлер Казначейства Великобритании Бонар Лоу совершил перелет из Парижа в Лондон на самолете. Он покинул Париж в 11:30 и приземлился в Хендоне в 11:55. В Каире происходит массовая манифестация египетских женщин, в т.ч. из высших классов общества, в поддержку ВАФД. На праздновании мнимого 50-летнего юбилея Горького в петроградском издательстве «Всемирная литература» Горький поднял тему физического бессмертия не в религиозном, а в материалистическом смысле. Настроенный скептически Блок заявил, что в бессмертие не верит. Горький в ответ возразил, что число атомов во Вселенной, каким бы невообразимо огромным оно ни было, - всё равно конечно, а следовательно вполне возможно «вечное возвращение». И через многие столетия опять может получиться так, что Горький и Блок снова будут вести диалог в Летнем саду «таким же хмурым вечером петербургской весны». «Известия» сообщают, что в составе эстонских войск в Нарве появились шведские добровольцы. Датская пресса сообщает о новом попытке покушения на Ленина. Из моей ХРОНОЛОГИИ

ВЛАДИМИР-III: Какие еще даты интересуют?

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: В Каире происходит массовая манифестация египетских женщин, в т.ч. из высших классов общества, в поддержку ВАФД. Ну, Египет около ста лет назад, наверное, был немножко другим. Влияние запада было тогда побольше, может быть; плюс ещё доля христианского населения была побольше, может?

ВЛАДИМИР-III: Нет, копты - те же 10%. При Насере их "задавили", отодвинули на второй план, но сейчас они воспряли.

ВЛАДИМИР-III: Дочитал ФИГАРО до конца 1922 года. Много интересных подробностей известных событий. Приход к власти Муссолини никто не воспринимал, как нечто эпохальное, даже в истории Италии.

ВЛАДИМИР-III: Закончил свою самую длинную ХРОНОЛОГИЮ - 28.06.1914-31.12.1922 Теперь на выбор две хронологии - 1900-1914 или 1923-1932. Какую предпочесть? Все больше склоняюсь к первой.

ВЛАДИМИР-III: Все-же предпочел период начала ХХ века. Я создал хронологии 1939-1945 и 1933-1939 в 2005-2014 гг., и хронологию 1914-1922 в 2015-2020. За пять лет теперь получится? Вот хронология катастроф и стихийных бедствий за период. 1900 1901 14.9 – Убийство президента США Уильяма Мак-Кинли. 1902 18.4 – Землетрясение в Гватемале. Погибло 12 тысяч человек. 6.5 – Затонуло британское судно «Каморта». Погибло 655 человек. 8.5 – Извержение вулкана Мон-Пеле на Мартинике. Погибло 36 тысяч человек. Извержение вулкана Суфриер на Гваделупе. Погибло 1570 человек. 24.10 – Извержение вулкана Санта-Мария в Гватемале. Погибло 6 тысяч человек. 1903 30.12 – Большой пожар в Чикаго. Погиб 591 человек. 1904 15.6 – Затонуло американское судно «Генерал Слокам». Погиб 1021 человек. 28.6 – Затонуло норвежское судно «Норге». Погибло 590 человек. 15.8 – Убийство президента Боливии Хосе Мануэля Пандо. 1905 10.9 – Затонул японский линкор «Микаса». Погибло 599 человек. 19.12 – Убийство министра-президента Греции Теодороса Делияниса. 1906 10.3 – Авария на шахте во французском Курьере. Погибло 1060 человек. 18.4 – Землетрясение в Сан-Франциско. Погибло 503 человека. 4.8 – Затонуло итальянское судно «Сирио». Погибло 442 человека. 16.8 – Землетрясение в чилийском Вальпараисо. Погибло 20 тысяч человек. 1907 14.1 – Землетрясение на Ямайке. Погибло 1,4 тысячи человек. 12.2 – Затонуло германское судно «Берлин». Погибло 129 человек. 6.12 – Авария на шахте в американской Мононге. Погиб 361 человек. 19.12 – Авария на шахте в американском Дарре. Погиб 239 человек. В 1907 – В ходе эпидемии чумы в Британской Индии погибло 1315 тысяч человек. 1908 4.3 – Большой пожар в американском Коллингвуде. Погибло 176 человек. 11.11 – Авария на шахте в германском Радбоде. Погибло 360 человек. 28.12 – Землетрясение в итальянской Мессине. Погибло 85 тысяч человек. 1909 26.7 – Затонуло британское судно «Уарата». Погибло 297 человек. 13.11 – Авария на шахте в американском Черри. Погибло 259 человек. 1910 21.12 – Авария на шахте в британском Халтоне. Погибло 360 человек. 1911 30.1 – Извержение вулкана Тааль на Филиппинах. Погибло 1,3 тысячи человек. 25.3 – Большой пожар в Нью-Йорке. Погибло 145 человек. 11.8 – Убийство президента Эквадора Элоя Альфаро. 25.9 – Затонуло французское судно «Либерте». Погибло 285 человек. В 1911 – в ходе наводнения в Китае погибло 100 тысяч человек. В ходе эпидемии чумы в Китае погибло 125 тысяч человек. 1912 11.1 – Затонуло российское судно «Русь». Погибло 172 человека. 5.3 – Затонуло испанское судно «Принсипе де Астуриас». Погибло 445 человек. 15.4 – Затонуло британское судно «Титаник». Погибло 1490 человек. 8.8 – Убийство президента Гаити Мишеля Леконта. 28.9 – Затонуло японское судно «Кичи-мару». Погибло до 1 тысячи человек. 12.11 – Убийство премьер-министра Испании Хосе КАналехаса-и-Мендеса. 1913 8.2 – Убийство президента Сальвадора Мануэля Энрике Араухо. 22.2 – Убийство президента Мексики Франсиско Мадеро. 18.3 – Убит король эллинов Георг I. 2.5 – Убийство президента Гаити Огюста Танкреда. 14.10 – Авария на шахте в Сенгенидде, в Уэльсе. Погибло 439 человек. 22.10 – Авария на шахте в американской Доусоне. Погибло 263 человека. 1914 24.5 – Затонуло британское судно «Эмпресс оф Айрленд». Погибло 1012 человек. Обратите внимание, что крушение "Титаника" почти не выделяется на общем фоне - были примерно сопоставимые катастрофы.

ВЛАДИМИР-III: Любопытная хронология электрического транспорта в 1900-1914 гг. Составлено по https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_town_tramway_systems 1900 15.1 – Пущен трамвай в Мехико. 25.1 – Пущен трамвай в южноафриканском Ист-Лондоне. 10.2 – Пущен трамвай в германском Карлсруэ. 15.2 – Пущен трамвай в германском Монхенгладбахе. 1.3 – Пущен трамвай в германском Детмолде. Пущен трамвай в румынских Яссах. 21.3 – Пущен трамвай в японской Одаваре. 25.3 – Пущен трамвай в германском Штральзунде. 10.4 – Пущен трамвай между германскими Мансфельдом и Эйслебеном. Пущен трамвай в германском Сташфюрте. 12.4 – Пущен трамвай в германском Хагене. 28.4 – Пущен трамвай в венгерском Шопроне. 1.5 – Пущен трамвай в ньюфаундлендском Сент-Джоне. 7.5 – Пущен трамвай в бразильском Сан-Паулу. 10.5 – Пущен трамвай в японском Ойта-Беппу. 1.6 – Пущен трамвай во французском Реймсе. 10.6 – Пущен трамвай в американском Ларчмонте. 21.6 – Пущен трамвай в австрийском Брюнне. 24.6 – Пущен трамвай в Астрахани. 25.6 – Пущен трамвай в румынской Брэиле. 26.6 – Пущен трамвай в румынском Галаце. 30.6 – Пущен трамвай в германском Регенсбурге. Пущен трамвай в британских Карлисле и Свенси. 1.7 – Пущен трамвай в американском Дюнкерке. 12.7 – Пущен трамвай в германском Ремсшельде. 13.7 – Пущен трамвай в британском Данди. 18.7 – Пущен трамвай в британском Саутпорте. 19.7 – Пущен метрополитен в Париже. 30.7 – Пущен трамвай в британском Норвиче. 8.8 – Пущен трамвай в венгерском Сатмаре. 15.8 – Пущен трамвай в британском Сандерленде. Пущен трамвай в канадском Ниагара-Фоллс. 25.8 – Пущен трамвай в германском Нордхаузене. 2.9 – Пущен трамвай в Сантьяго-де-Чили. 4.9 – Пущен трамвай в Гельсинкфорсе. 8.9 – Пущен трамвай во французском По. 22.9 – Пущен трамвай в египетском Порт-Саиде. Сентябрь – Пущен трамвай во французском Перпиньяне. 1.10 – Пущен трамвай в германском Идар-Оберстейне. 6.10 – Пущен трамвай в швейцарском Швице. 16.10 – Пущен трамвай в британском Дарвене. 23.10 – Пущен трамвай в новозеландском Маори-Хилле. 11.11 – Пущен трамвай в германском Падерборне. Ноябрь – Пущен трамвай в американском Померо. 10.12 – Пущен трамвай в германском Манхейме. 15.12 – Пущен трамвай в британском Олдхеме. 18.12 – Пущен трамвай в японской Ноде. 20.12 – Пущен трамвай в германском Билефельде. 23.12 – Пущен трамвай в Екатеринодаре. 29.12 – Пущен трамвай в Ярославле. 1900 – Пущен трамвай в Триесте. 1901 1.1 – Пущен трамвай в Софии. Пущен трамвай в британском Уолселе. 25.1 – Пущен трамвай в британском Вигане. Январь – Пущен трамвай в канадской Сарнии. 4.2 – Пущен трамвай в британском Биркенхиде. 14.2 – Пущен трамвай в британском Хаддерсфилде. 17.2 – Пущен трамвай в американском Бакерсфилде. 25.2 – Пущен трамвай в гвианском Джорджтауне. 3.3 – Пущен трамвай в мексиканском Лердо. 26.3 – Пущен трамвай в германском Дессау. 4.4 – Пущен электрический трамвай в Лондоне. 6.4 – Пущен трамвай в германской Иене. Пущен трамвай в британских Мертид-Тидфиле и Пуле. 8.4 – Пущен трамвай в испанском Санта-Крус-де-Тенерифе. 1.5 – Пущен трамвай в австрийской Остраве. 8.5 – Пущен трамвай в британском Гэйтесхиде. 11.5 – Пущен трамвай в швейцарском Шафхаузене. 14.5 – Пущен трамвай в британском Бирмингеме. 6.6 – Пущен трамвай в британском Манчестере. 26.6 – Пущен трамвай в британском Девонпорте. 1.7 – Пущен трамвай в германском Мюнстере. 19.7 – Пущен трамвай в британском Саутенде. 23.7 – Пущен трамвай в Риге. 26.7 – Пущен трамвай в германском Тильзите. 29.7 – Пущен трамвай в германском Нойвиде. 1.8 – Пущен трамвай в нидерландском Амерсфорте. 3.8 – Пущен трамвай в американских Вабахе и Перу. 5.8 – Пущен трамвай в германском Хофе. 7.8 – Пущен трамвай в австрийском Мост-Литвинове. 10.8 – Пущен трамвай в британском Говене. 12.8 – Пущен трамвай в американском Джунстон-Сити. 17.8 – Пущен трамвай в британском Челтенхейме. 21.8 – Пущен трамвай в британском Таунтоне. 23.8 – Пущен трамвай в американском Гловерсвилле. 26.8 – Пущен трамвай в британском Стокпорте. 28.8 – Пущен трамвай в Твери. 31.8 – Пущен трамвай в Лиссабоне. 5.9 – Пущен трамвай в Стокгольме. 6.9 – Пущен трамвай в австрийском Лайбахе. 24.9 – Пущен трамвай в британском Портсмуте. 26.9 – Пущен трамвай в британском Айре. 4.10 – Пущен трамвай в британском Салфорде. 14.10 – Пущен трамвай в германском Фрейбурге. 15.10 – Пущен трамвай в американском Невада-Сити. Пущен трамвай в германском Кельне. 20.10 – Пущен трамвай в Смоленске. 29.10 – Пущен трамвай в испанской Барселоне. 30.10 – Пущен трамвай в германском Крефельде. 10.11 – Пущен трамвай в индокитайском Ханое. 25.11 – Пущен трамвай в британском Брайтоне. 1.12 – Пущен трамвай в бельгийском Генте. 3.12 – Пущен трамвай в норвежском Тронхейме. 15.12 – Пущен трамвай в американской Доноре. 16.12 – Пущен трамвай в британском Барнлее. 21.12 – Пущен трамвай во французском Каене. 1901 – Пущен трамвай в итальянских Вентимиглии и Терни. 1902 1.1 – Пущен трамвай в британских Гримсби и Клифорпесе. 2.1 – Пущен трамвай во французском Аннемассе. Пущен трамвай в Ростове-на-Дону. 9.1 – Пущен трамвай в британском Фарнворте. 11.1 – Пущен трамвай в американском Эль-Пасо. Пущен трамвай в мексиканском Сьюдад-Хуаресе. 29.1 – Пущен трамвай в американской Каукане. Пущен трамвай в чилийском Пунта-Аренасе. 31.1 – Пущен трамвай в британском Барнсли. 6.2 – Пущен трамвай в британском Уолверхэмптоне. 23.2 – Пущен трамвай в германском Эмдене. 16.3 – Пущен трамвай в германском Кольмаре. 17.3 – Пущен трамвай в британском Уэлсее. 27.3 – Пущен трамвай в британском Миддлтоне. Пущен трамвай в Калькутте. 21.4 – Пущен трамвай в британском Варрингтоне. 1.5 – Пущен трамвай в южноафриканском Дурбане. 2.5 – Пущен трамвай в британском Кардиффе. 10.5 – Пущен трамвай в австралийском Калгурли. 12.5 – Пущен трамвай в австрийской Марианске Лазне. 13.5 – Пущен трамвай в британском Вестоне. 21.5 – Пущен трамвай в германском Бонне. 22.5 – Пущен трамвай в британском Рочдейле. 23.5 – Пущен паровой трамвай в нигерийском Лагосе. 30.5 – Пущен трамвай в германском Людвигсхафене. 2.6 – Пущен трамвай в американском Бирменгеме. Пущен трамвай в британском Донкастере. 11.6 – Пущен трамвай в американском Гринсборо. 17.6 – Пущен трамвай в британском Чэтеме. 19.6 – Пущен трамвай в британском Грейт-Ярмуте. 1.7 – Пущен трамвай в американском Джексонвиле. Пущен трамвай в американском Ла-Порте. Пущен трамвай в швейцарском Берне. 2.7 – Пущен трамвай в американском Си-Клифе. 4.7 – Пущен трамвай в американском Берлине. 2.8 – Пущен трамвай в британском Грейвсенде. 11.8 – Пущен трамвай в германском Фрейберге. 18.8 – Пущен трамвай в американском Нортпорте. Пущен трамвай в американском Редвуде. Пущен трамвай в шведском Гетеборге. 19.8 – Пущен трамвай в британском Ротсее. 2.9 – Пущен трамвай в бельгийском Антверпене. 12.9 – Пущен трамвай в американском Фресно. Сентябрь – Пущен трамвай в американском Лонг-Бич. 6.10 – Пущен трамвай в швейцарском Базеле. 9.10 – Пущен трамвай в испанской Сарагосе. 20.10 – Пущен трамвай в британском Атертоне. 7.11 – Пущен трамвай в британском Камборне. 24.11 – Пущен трамвай в новозеландском Окленде. 30.11 – Пущен трамвай в австрийском Дорнбирне. 14.12 – Пущен трамвай в американской Онейде. 31.12 – Пущен трамвай в швейцарском Биле. 1902 – Пущен трамвай в итальянской Специи. 1903 24.1 – Пущен трамвай в британском Петерборо. 31.1 – Пущен трамвай в британском Ротерхейме. 1.2 – Пущен трамвай в американском Кеноше. 7.2 – Пущен трамвай в американском Оклахоме-Сити. 18.2 – Пущен трамвай в британском Дьюсбери. 23.2 – Пущен трамвай в британском Нельсоне. 28.2– Пущен трамвай в британском Кирккэлди. 3.3 – Пущен трамвай в британском Кошен-Хорндине. 30.3 – Пущен трамвай в канадском Солт-Сен-Мари. 4.4 – Пущен трамвай в британском Рексеме. 6.4 – Пущен трамвай в британском Честере. 9.4 – Пущен трамвай в британских Ньюпорте и Ширнессе. 15.4 – Пущен трамвай в австралийском Бендиго. 21.4 – Пущен трамвай в германском Регенсбурге. 2.5 – Пущен трамвай в германском Хальберштадте. 17.5 – Пущен трамвай в германском Гейдельберге. 28.5 – Пущен трамвай в британском Литаме. 3.6 – Пущен трамвай в британском Бари. 9.6 – Пущен трамвай в американском Риме. 8.7 – Пущен трамвай в германском Котбусе. 22.7 – Пущен трамвай в британском Лоуэстофте и Мазевелле. Пущен трамвай в британском Ридинге. 23.7 – Пущен трамвай в британском Шипли. 3.8 – Пущен трамвай в британском Буртоне. 5.8 – Пущен трамвай в японской Исе. 22.8 – Пущен трамвай в Токио. 23.8 – Пущен трамвай в британском Глоссопе. 12.9 – Пущен трамвай в японской Осаке. 15.9 – Пущен трамвай в американском Эуреке. Пущен трамвай в американском Мак-Алестере. Сентябрь – Пущен трамвай в американском Батавии. 9.11 – Пущен трамвай в американском Френч-Лик. 23.11 – Пущен трамвай в британском Ипсвиче. 28.11 – Пущен трамвай в британском Кольне. Ноябрь – Пущен трамвай в американском Декатуре. 24.12 – Пущен трамвай в новозеландском Дундайне. Ноябрь – Пущен трамвай в египетской Александрии. 1903 – Пущен трамвай в итальянской Болонье. 1904 2.1 – Пущен трамвай в британском Бате. 6.2 – Пущен трамвай в британском Вустере. 16.2 – Пущен трамвай в американском Бисмарке. Пущен трамвай в американском Фарго. 18.2 – Пущен трамвай в британском Эйрдри. 24.2 – Пущен трамвай в германском Губене. Февраль – Пущен трамвай в мозамбикском Мапуту. 10.3 – Пущен трамвай в шведском Норчепиге. 28.4 – Пущен трамвай в американском Прескоте. 2.5 – Пущен трамвай в японском Кочи. 5.5 – Пущен трамвай в Пятигорске. Пущен трамвай в мексиканском Акапулько. 6.5 – Пущен трамвай в британском Скарборо. 18.5 – Пущен трамвай в британском Лейсестере. 24.5 – Пущен трамвай в австрийской Пуле. Май – Пущен трамвай в американском Шеффилде. Пущен трамвай в американском Ватсонвилле. Пущен трамвай в американском Диксоне. Пущен трамвай в американском Стерлинге. 7.6 – Пущен трамвай в датском Аархусе. Пущен трамвай в британском Престоне. 13.6 – Пущен трамвай в британском Пейсли. Пущен трамвай в новозеландском Веллингтоне. 17.6 – Пущен трамвай в индийском Мандалае. 1.7 – Пущен трамвай между американскими Хокси и Уолнут-Ридж. 4.7 – Пущен трамвай в бельгийском Шарлеру. 7.7 – Пущен трамвай в американском Окленд-Ричмонде. Пущен трамвай в испанской Гранаде. 14.7 – Пущен трамвай в британском Мейдстене. 15.7 – Пущен трамвай в японской Йокагаме. Пущен трамвай в германском Майнце. 21.7 – Пущен трамвай в британском Нортемптоне. 28.7 – Пущен трамвай в британском Колчестере. 31.7 – Пущен трамвай в Гонконге. 1.8 – Пущен трамвай между испанскими Линаресом и Баецей. 2.8 – Пущен троллейбус в венгерском Дейчендорфе (Попраде). 4.8 – Пущен троллейбус в венгерском Германштадте (Сибиу). 12.8 – Пущен трамвай между американскими Оровилем и Сакраменто. 15.8 – Пущен трамвай в британском Уэйкфилде. 16.8 – Пущен трамвай во Владикавказе. 18.8 – Пущен трамвай в германском Мемеле. 22.9 – Пущен трамвай в британском Свиндоне. Сентябрь – Пущен трамвай в американском Альбукерке. 10.10 – Пущен трамвай между канадскими Нью-Глазго и Трентоном. 12.10 – Пущен трамвай в британском Кейгли. 15.10 – Пущен трамвай в американском Херши. 27.10 – Пущен метрополитен в Нью-Йорке. 2.11 – Пущен трамвай в южноафриканском Питермарицбурге. 14.11 – Пущен трамвай в германском Сигене. 20.11 – Пущен трамвай в американском Гран-Форксе. 10.12 – Пущен трамвай в британских Килмарноке и Хейвуде. 12.12 – Пущен трамвай в британском Мюссельбурге. 14.12 – Пущен трамвай в германском Зиттау. 20.12 – Пущен трамвай в британском Честерфильде. 25.12 – Пущен трамвай в Тифлисе. 26.12 – Пущен трамвай в чилийском Вальпараисо. Декабрь – Пущен трамвай в мексиканском Торреоне. 1904 – Электрификация метрополитена Афин. Пущен трамвай в итальянской Брешии. 1905 1.1 – Пущен трамвай в британском Белфасте. 4.1 – Пущен трамвай в британском Радклифе. 19.2 – Пущен трамвай в американском Андерсоне. 1.3 – Пущен трамвай между американскими Пенталумой и Санта-Розой. 10.4 – Пущен трамвай в Маниле. 23.5 – Пущен трамвай на Мальте. 4.4 – Пущен трамвай в британском Эксетере. 23.4 – Пущен трамвай в американском Понтиаке. 7.5 – Пущен трамвай в британском Глочестере. 15.5 – Пущен трамвай в американском Мускоги. 18.5 – Пущен трамвай в британском Лейте. 6.6 – Пущен трамвай в новозеландском Крайстчерче. 8.6 – Пущен трамвай в германском Пирмасенсе. 15.7 – Пущен трамвай в австрийском Инсбруке. Пущен трамвай в британском Лемингтоне. 16.7 – Пущен трамвай в британском Мансфельде. 25.7 – Пущен трамвай в Сингапуре. 31.7 – Пущен трамвай в британском Гастингсе. 2.8 – Пущен трамвай в швейцарском Шпице. 7.8 – Пущен трамвай в германском Хильдесхайме. 18.9 – Пущен трамвай в нидерландском Роттердаме. 13.10 – Пущен трамвай в германском Трире. 21.10 – Пущен трамвай в британском Фэлкирхе. 30.10 – Пущен трамвай в австралийском Флемантле. 31.10 – Пущен трамвай в британском Перте. 4.12 – Пущен трамвай в австрийской Опаве. 18.12 – Пущен трамвай в американском Уэллей-Сити. 20.12 – Пущен трамвай в британском Госпорт-Фейрхеме. 1905 – Пущен трамвай в итальянских Катании и Местре. 1906 1.1 – Пущен трамвай в малайском Джорджтауне. 31.1 – Пущен трамвай в германском Оснабрюке. Январь – Пущен трамвай в американском Ардморе. 1.2 – Пущен трамвай в американском Лэйк-Чарльзе. 10.2 – Пущен трамвай между американскими Санта-Аной и Оранжем. 12.2 – Пущен трамвай в Йоханнесбурге. 14.2 – Пущен трамвай в южноафриканском Дурбане. 16.2 – Пущен трамвай в китайском Тяньцзине. 25.2 – Пущен трамвай в германском Бидгене. 23.3 – Пущен трамвай между американскими Личбургом и Аполло. 30.3 – Пущен трамвай в британском Соут-Шилдсе. 12.4 – Пущен трамвай в американском Александрии. 16.4 – Пущен трамвай в японском Омия-Каваго. 25.4 – Пущен трамвай в венгерском Нагивараде. Май – Пущен трамвай во французской Тулузе. 1.6 – Пущен трамвай в американском Тусконе. Пущен трамвай в Лиме. 15.6 – Пущен трамвай в американском Монро. 20.6 – Пущен трамвай в нидерландском Утрехте. 16.7 – Пущен трамвай в Харькове. 25.7 – Пущен трамвай в американском Майами. 26.7 – Пущен трамвай в американском Бессемере. 18.8 – Пущен трамвай между американскими Норвичем и Уэстерли. 25.8 – Пущен трамвай в швейцарском Альтдорфе. 11.9 – Пущен трамвай в германском Бад-Крейцнахе. Пущен трамвай в шведском Упсале. 11.10 – Пущен трамвай в австралийском Мельбурне. 27.10 – Пущен трамвай в германском Оффенбахе. 29.10 – Пущен трамвай в британском Кэстлфорде. 31.10 – Пущен трамвай в аргентинском Розарио. Пущен трамвай в бразильском Нитерое. 9.11 – Пущен трамвай в британском Ярроу. 10.11 – Пущен трамвай в Монтевидео. 14.11 – Пущен трамвай в американском Пало-Альто. 15.12 – Пущен трамвай в индийском Рангуне. 20.12 – Пущен трамвай в германском Херне. Пущен трамвай в шведском Мальме. 22.12 – Пущен трамвай в германском Вормсе. 24.12 – Пущен трамвай в американской Уалла-Уалла. 1906 – Пущен трамвай в итальянских Комо и Мераи. 1907 15.1 – Пущен трамвай в Каракасе. 7.2 – Пущен трамвай в османском Дамаске. 16.2 – Пущен трамвай в британском Мексборо. 20.2 – Пущен трамвай в британском Думбартоне. 22.2 – Пущен трамвай в германском Вальдорфе. 6.3 – Пущен трамвай в японской Тамагаве. 20.3 – Пущен трамвай в швейцарском Цуге. 4.4 – Пущен трамвай в британском Торги. Апрель – Пущен трамвай во французском Авранше. 7.5 – Пущен трамвай в Бомбее. Июнь – Пущен трамвай в индийском Канпуре. 4.7 – Пущен трамвай в американском Кламат-Фолсе. 6.7 – Пущен трамвай в германском Фленсбурге. 9.7 – Пущен трамвай в боливийской Оруре. 12.7 – Пущен троллейбус в австрийском Гмюнде. 15.7 – Пущен трамвай в мексиканском Монтеррее. 16.7 – Пущен троллейбус в австрийском Ческе-Веленице. 31.7 – Пущен трамвай в американском Белоуте. Июль – Пущен трамвай в американском Тулсе. 15.8 – Пущен трамвай в бразильском Белеме. 18.8 – Пущен трамвай в австрийском Унтерахе. 2.9 – Пущен трамвай в германском Потсдаме. 7.9 – Пущен трамвай в испанском Вальядолиде. 13.9 – Пущен трамвай в германском Нойкирхене. 14.9 – Пущен трамвай в мексиканской Гвадалахаре. 26.9 – Пущен трамвай в американском Юджине. 29.9 – Пущен трамвай на поверхности земли Санкт-Петербурга. 1.10 – Пущен трамвай в американском Оссининге. 1.11 – Пущен трамвай в германском Целле. 1.12 – Пущен трамвай в американском Сан-Диего. 18.12 – Пущен трамвай в американском Албиа. 25.12 – Пущен трамвай в американской Якиме. 29.12 – Пущен трамвай в американском Форт-Коллинсе. 1902 – Пущен трамвай в итальянской Падуе. 1908 1.1 – Пущен трамвай в британском Хаслингдене. 7.1 – Пущен трамвай в канадском Глэйс-бей. 9.2 – Пущен трамвай в австрийской Опатии. 21.2 – Пущен трамвай в британском Лутоне. 6.3 – Пущен трамвай в Дели. 12.3 – Пущен трамвай между американскими Уорреном и Бисби. 15.3 – Пущен трамвай в китайском Шанхае. 26.3 – Пущен трамвай в Варшаве. 19.4 – Пущен трамвай в османском Бейруте. 28.4 – Пущен трамвай в японском Цуйзаки. 10.5 – Пущен трамвай в американском Манкато. 22.5 – Пущен троллейбус в австрийском Клостернейбурге. 4.6 – Пущен трамвай в германском Бремерсхафене. 15.6 – Пущен трамвай в германском Ханау. 4.7 – Пущен трамвай в чилийском Консепсьоне. 5.7 – Пущен трамвай в нидерландском Эншеде. Пущен трамвай в мексиканском Веракрусе. 11.7 – Пущен трамвай в британской Рондде. 14.7 – Пущен трамвай в американском Бартлесвилле. 8.8 – Пущен трамвай в Люксембурге. 15.8 – Пущен трамвай во французском Андае. 1.10 – Пущен трамвай в германском Моэрсе. 4.10 – Пущен трамвай в мексиканском Чиуауа. 22.10 – Пущен трамвай в Саратове. 30.10 – Пущен трамвай в канадском Эдмонтоне. Октябрь – Пущен трамвай в американском Санта-Крусе. 1.12 – Пущен трамвай в венгерском Сегеде. 2.12 – Пущен трамвай в финском Або. 1908 – Пущен трамвай в итальянских Вероне, Сулмоне и Удине. 1909 2.2 – Пущен трамвай в японском Ивакуну. 9.3 – Пущен трамвай в австралийской Аделаиде. 13.3 – Пущен трамвай в американском Грендейте. 1.4 – Пущен трамвай в германском Хомберге. 28.4 – Пущен трамвай в бразильских Сан-Висенте и Сантосе. 4.5 – Пущен трамвай в австрийском Зальцбурге. 15.5 – Пущен трамвай в британском Ротенстеле. 10.6 – Пущен трамвай в американском Манхеттене. 15.6 – Пущен трамвай в австрийской Ческе-Будейовице. 3.7 – Пущен трамвай в американском Помоне. 5.7 – Пущен трамвай в канадском Калгари. 16.7 – Пущен трамвай в боливийском Ла-Пасе. 19.8 – Пущен троллейбус в венгерском Прессбурге (Братиславе). 22.8 – Пущен трамвай в аргентинской Кордове. 26.8 – Пущен трамвай в австрийском Юхлаве. 25.9 – Пущен трамвай в китайском Даляне. 31.10 – Пущен трамвай в японском Куре. 20.11 – Пущен трамвай в германском Гишене. 4.12 – Пущен трамвай во французском Лилле. 1908 – Пущен трамвай в итальянских Анконе, Бари, Больцано, Виареггио и Тренто. Пущен трамвай в австрийской Гориции. 1910 1.1 – Пущен трамвай в германском Шлейзвиге. 3.1 – Пущен трамвай в аргентинской Ла-Плате. 11.1– Пущен трамвай в американском Айова-Сити. 15.1 – Пущен трамвай в эквадорском Гуаякиле. 20.1 – Пущен трамвай в британском Йорке. 23.1 – Пущен трамвай в японской Вакаяме. 24.1 – Пущен трамвай в германском Баден-Бадене. Январь – Пущен трамвай в американской Хелене. 1.3 – Пущен трамвай в нидерландском Гронингене. 2.3 – Пущен трамвай в аргентинской Байе-Бланке. 7.3 – Пущен трамвай в Боготе. 9.3 – Пущен трамвай в японской Фукуоке. 14.3 – Пущен трамвай в нидерландском Залтбомеле. 25.3 – Пущен трамвай в японском Киото. 5.4 – Пущен трамвай в японском Кобе. Апрель – Пущен трамвай в американском Сендпойнте. 11.5 – Пущен трамвай в американском Миссоуле. 15.5 – Пущен трамвай в американской Фредонии. 19.5 – Пущен трамвай в швейцарском Мендрисио. 8.6 – Пущен трамвай в британском Эдинбурге. 1.7 – Пущен трамвай в германском Варнемюнде. 12.7 – Пущен трамвай в американском Чикаше. 10.8 – Пущен трамвай в японском Никко. 11.8 – Пущен трамвай в американском Шеридане. 18.8 – Пущен трамвай в Загребе. 25.8 – Пущен трамвай в бразильском Сан-Гонсалу. 30.8 – Пущен трамвай в американском Брикенридже. 1.9 – Пущен трамвай в германском Равенсбурге. Пущен трамвай в германском Эберсвальде. 3.9 – Пущен трамвай в германском Карлсруэ. 9.9 – Пущен трамвай в датском Фольклингене. 13.9 – Пущен трамвай в боливийской Кочабамбе. 24.9 – Пущен трамвай в Одессе. 25.9 – Пущен трамвай в финском Кулосаари. 22.10 – Пущен трамвай в аргентинском Тукумане. 1.11 – Пущен трамвай в американском Висконсин-Рэпидсе. Ноябрь – Пущен трамвай в американском Абердине. 1.12 – Пущен трамвай в германском Шверине. 10.12 – Пущен троллейбус в австрийском Юденбурге. 11.12 – Пущен трамвай в японской Нарите. 12.12 – Пущен трамвай в германском Шветзингене. 21.12 – Пущен трамвай в шведском Сундсвале. 22.12 – Пущен трамвай в Дубровнике. 1910 – Пущен трамвай в итальянских Виченце, Катанзаро,Лидо, Мессине, Парме, Пиацензе и Тревизо. 1911 1.1 – Пущен трамвай в португальской Коимбре. 11.2 – Пущен трамвай в японском Гифу. 12.2 – Пущен трамвай в австрийском Цешине. 15.3 – Пущен трамвай в венгерском Дебрецене. 18.3 – Пущен трамвай в австрийском Санкт-Пельтене. 1.4 – Пущен трамвай в германском Бранденбурге. 21.5 – Пущен трамвай в нидерландском Арнхейме. 4.6 – Пущен трамвай в нидерландском Ниймегене. 5.6 – Пущен трамвай в японском Китакуши. 1.7 – Пущен трамвай в американском Патчогью. 21.7 – Пущен трамвай в бразильской Витории. 27.7 – Пущен трамвай в швейцарском Лугано. 28.7 – Пущен трамвай в канадской Регине. 4.8 – Пущен трамвай в австралийском Ланцестоне. 6.8 – Пущен трамвай во французском Аркашоне. 7.8 – Пущен трамвай в венгерской Ньиредьхазе. 1.9 – Пущен трамвай в нидерландском Лейдене. 4.9 – Пущен трамвай в канадском Муз-Ло. 23.9 – Пущен трамвай в испанской Памплоне. 29.9 – Пущен трамвай в венгерском Уджвидеке. 2.10 – Пущен трамвай в бразильском Натале. 15.10 – Пущен трамвай в шведском Стоксунде. 21.10 – Пущен трамвай в бразильском Лаврасе. 15.11 – Пущен трамвай в бразильском Рио-Гранде. 19.11 – Пущен трамвай в британском Лланели. 20.11 – Пущен трамвай в американском Окмулги. 23.11 – Пущен трамвай в японской Хиросиме. Пущен трамвай в швейцарском Кларенсе. 28.11 – Пущен трамвай в германском Марбурге. 1.12 – Пущен трамвай в германском Пфорцхейме. 21.12 – Пущен трамвай в германском Кошалине. 1912 22.1 – Пущен трамвай в Пскове. Январь – Пущен трамвай в канадском Веланде. 15.2 – Пущен метрополитен в Гамбурге. 24.2 – Пущен трамвай в американском Рок-Хилле. 12.3 – Пущен трамвай в австралийском Гилонге. 16.3 – Пущен троллейбус в германском Бреслау. 4.4 – Пущен трамвай в американском Биллингсе. 12.4 – Пущен трамвай в бразильской Вила-Велхе. 5.5 – Пущен трамвай в японской Окаяме. 9.5 – Пущен трамвай во французском Тионвиле. 24.5 – Пущен трамвай в германском Эслингене. 16.6 – Пущен трамвай в Кемери (Юрмале). 24.6 – Пущен трамвай в бразильском Кампинасе. 20.7 – Пущен трамвай в австрийском Пиране. 24.7 – Пущен трамвай в германском Реютлингене. 24.8 – Пущен трамвай в швейцарском Мейрингене. 1.9 – Пущен трамвай в японском Оказаки. 8.9 – Пущен трамвай в финском Выборге. Сентябрь – Пущен трамвай в канадском Летбридже. 1.10 – Пущен трамвай в аргентинской Мендосе. 22.10 – Пущен трамвай во Владивостоке. 8.11 – Пущен трамвай в японском Матсуяме. 1.12 – Пущен трамвай в японской Кагосиме. 9.12 – Пущен трамвай в американском Мурхиде. 13.12 – Пущен трамвай в бразильском Петрополисе. 26.12 – Пущен трамвай в новозеландском Инверкаргиле. 1912 – Пущен трамвай в итальянских Виджу, Модене и Пизе. 1913 1.1 – Пущен трамвай в канадском Саскатуне. 7.1 – Пущен трамвай в бразильской Куритибе. 10.1 – Пущен трамвай в Ташкенте. 15.1 – Пущен трамвай в германском Ландшуте. 22.1 – Пущен трамвай в аргентинском Корриентесе. 20.2 – Пущен трамвай в аргентинской Сальте. 22.2 – Пущен трамвай в американском Бирлингейме. 17.3 – Пущен трамвай в германском Вильгельмсхафене. 1.4 – Пущен трамвай в японском Аракава. 3.4 – Пущен трамвай в бразильской Нова-Лиме. 22.4 – Пущен трамвай в Царицыне. Апрель – Пущен трамвай в американском Империал-Биче. 20.5 – Пущен трамвай в германском Саарлузе. 1.6 – Пущен трамвай в канадском Брендоне. Июнь – Пущен трамвай в американском Портедже. 10.7 – Пущен трамвай в парагвайском Асуньсьоне. 18.7 – Пущен трамвай в перуанской Арекипе. 1.9 – Пущен трамвай в японской Тояме. Пущен трамвай в австрийском Санкт-Флориане. 8.9 – Пущен трамвай в новозеландском Непьере. Сентябрь – Пущен трамвай в американском Гэдсдене. Пущен трамвай в мексиканской Пачуке. 4.10 – Пущен трамвай в испанской Соллере. 9.10 – Пущен трамвай в британском Абердейре. Пущен трамвай в бразильской Форталезе. 16.10 – Пущен троллейбус в аргентинской Мендосе. 20.10 – Пущен трамвай в венгерском Пече. 25.10 – Пущен трамвай в американском Ньютоне. 28.10 – Пущен трамвай в Виннице. 31.10 – Пущен трамвай в японском Хоккайдо. Октябрь – Пущен трамвай в американском Прово. 15.11 – Пущен трамвай в бразильском Сакраменто. 20.11 – Пущен трамвай в германском Дюрене. 8.12 – Пущен трамвай в бразильской Апарециде. 31.12 – Прекращено трамвайное сообщение в Лагосе. 1913 – Пущен трамвай в итальянских Алессандрии и Павии. 1914 25.1 – Пущен трамвай в Кишиневе. 1.2 – Пущен трамвай во французской Байонне. 16.2 – Пущен трамвай в мексиканском Сан-Луис-Потоси. 19.2 – Пущен трамвай в бразильской Жоао-Пессоа. 28.2 – Пущен трамвай в венгерской Кошице. 7.3 – Пущен трамвай в бразильской Гуаратингете. 25.3 – Пущен троллейбус в южноафриканском Боксбурге. Пущен трамвай в аргентинской Санта-Фе. 7.4 – Пущен трамвай в германском Мюльхейме. 9.4 – Пущен трамвай между германскими Опладенем и Литценкирхеном. 3.5 – Пущен трамвай в японской Нахе. 13.5 – Пущен трамвай в бразильском Ресифи. 14.5 – Пущен трамвай между венесуэльскими Ла-Гуайрой и Майкетией. 23.5 – Пущен трамвай в Евпатории. 25.5 – Пущен трамвай между германскими Веселем и Эммерихом. Май – Пущен трамвай в мексиканском Тампико. 12.6 – Пущен трамвай в бразильской Масейе. 14.6 – Пущен трамвай в американском Бентонвиле.

ВЛАДИМИР-III: Нет. период 1900-1914 - просто Клондайк для историка. За последние годы особенно много ЗАБЫТО. Много интересных дат и событий. Вот, например (за 1901 год): Конец года – Основана британская добровольная благотворительная организация Лига содружества Королевы Виктории. Начиная с 1861 года крестьянскими обществами России внесено в пользу государства 1,4 млрд. рублей в счет выкупных платежей. Оставшийся долг исчисляется 400 млн. рублей. По расчетам Министерства финансов России, долг по выкупным платежам может быть погашен к 1956 году. Интересная АИ?..

ВЛАДИМИР-III: Еще ряд интересных новостей: 11.3.1906 – В США основан Совет за упрощение орфографии, финансируемый Фондом Карнеги. Так что не только в России это замышляли тогда.

ВЛАДИМИР-III: Кстати, российская реформа "придумана" вовсе не большевиками (и И.Ильин со свои "кривописанием" просто нелеп): Реформа обсуждалась и готовилась задолго до её практического проведения. Впервые она оформилась в виде «Предварительного сообщения» Орфографической подкомиссии при Императорской Академии наук под председательством А. А. Шахматова (1904). В 1911 году особое совещание при Академии наук в общем виде одобрило работы предварительной комиссии и вынесло по этому поводу свою резолюцию: детально разработать основные части реформы; соответствующее постановление было опубликовано в 1912 году. С этого времени появляются единичные издания, напечатанные по новой орфографии[1]. Официально реформа была объявлена 11 (24) мая 1917 года в виде «Постановлений совещания по вопросу об упрощении русского правописания»,[2] а 17 (30) мая на основании указанных материалов Министерство народного просвещения Временного правительства предписало попечителям округов немедленно провести реформу русского правописания; ещё один циркуляр вышел 22 июня (5 июля)[3]. https://ru.wikipedia.org/?curid=164106&oldid=112212077

ВЛАДИМИР-III: Паромобили в XX веке не исчезли. Подробнее - https://de.wikipedia.org/wiki/Peerless_Long-Distance_Steam_Carriage_Company Из русскоязычной Википедии: В первой четверти XX века автомобили с паровой машиной и электромобили получили широкое распространение. В 1900 году примерно половина автомобилей в США была на паровом ходу. Паровые, электрические и бензиновые автомобили конкурировали десятилетия, пока в 1910-х бензиновые двигатели внутреннего сгорания не стали доминирующими. (особенно, когда Генри Форд наладил массовое производство знаменитой «модели Т», выпускавшейся с 1908 года). Однако в 1920-е годы популярность паровых машин поднялась из-за роста цен на бензин по сравнению с керосином и мазутом, на которые тогда был небольшой спрос, и, поскольку бензин стоил в несколько раз дороже вышеупомянутых видов топлива, многие коммерческие операторы грузовых машин предпочитали использовать паровые машины, работающие на жидком топливе, тем более, что это упрощало их эксплуатацию. Братья Стэнли производили около 1000 автомобилей на паровом ходу в год. В 1909 году братья открыли первую в Колорадо гостиницу люкс-класса, от железнодорожной станции до гостиницы гостей возил паровой автобус, что стало фактическим началом автомобильного туризма. Фирма Stanley выпускала автомобили на паровом ходу до 1927 года. Несмотря на ряд достоинств (хорошая тяга, многотопливность), паровые автомобили сошли со сцены к 1930-м годам из-за своей неэкономичности и сложностей при эксплуатации. Дольше всего промышленность выпускала паровые грузовики — до 1960-х годов. Весьма активно паровики использовались фермерами США и Великобритании: насчитывается 6 типов сельскохозяйственной паровой техники, работавших на фермах до 1950-х годов[8]. В Великобритании паровые грузовики были особенно популярны до 1933 года, когда законодатели ввели налог на грузовой транспорт, основанный на массе машины, что поставило тяжёлые паровые грузовики в невыгодное положение по сравнению с карбюраторными машинами и, с другой стороны, в 1934 году уменьшили тарифы на импортные нефтепродукты (в то время когда паровые грузовики «Сентинел» работали на недорогом местном угле). Энтузиасты паровых автомобилей склонны объяснять это как результат политического давления со стороны США, которые в то время являлись главным экспортёром нефтепродуктов. Однако, несмотря на это, паровые грузовики использовались там до 1950-х годов, и многие из них продолжают работать и по сей день в качестве туристских автобусов и музейных экспонатов на ходу.

ВЛАДИМИР-III: Погрузился в увлекательный мир начала ХХ века (1900-1914). С одной стороны, в СССР существовала мощная "матрица" восприятия эпохи через революционную борьбу, слежки, явки, пароли, ссылки, побеги - замечательный кинематограф, взошедший на этой ниве ("Динка прощается с детством", "Белеет парус одинокий" и пр. - хотя ходульный и идеологически стерильный: зрителю из будущего могло показаться, что все население предреволюционной России делится на жандармов и профессиональных революционеров). Потом этот взгляд подвергся ревизии, захрустела французская булка, и дореволюционная Россия стала страной обывателей из бунинских рассказов да эстетов из прозы вновь открытых авторов Серебряного века (когда я играл в бисер с 1913 годом в 1997, мои взгляды должны были совпадать с программой Всероссийского Национального Союза, хотя в 23 года еще не мог иметь избирательных прав в Российской империи...) Соль анекдота в том, что все было - и Динка, и французская булка. Российская империя начала ХХ века оказалась удивительно вместительным пространством (в отличите от скудности совр. России). Задача историка - определить пропорции, классифицировать, описать. Кстати, начиная с "Выборгского воззвания" и до марта 1917 Конституционно-демократическая партия находилась на нелегальном положении. Хотя фактически существовала, действовала, имела депутатов во II, III, IV Государственных Думах, объединенных в соответствующую фракцию, ее представители вели переговоры с правительством, выходили партийные газеты. Но МВД, которое занималось в дореволюционной России всем комплексом административных дел, ее принципиально не регистрировало, и 13.2.1908 Российский Сенат окончательно отказался легализовать деятельность Конституционно-демократической партии. Издан правительственный циркуляр о недопущении на государственную и общественную службу членов нелегальных партий и организаций.



полная версия страницы