Форум » Альтернативная история » Операция "Щука". A2WW » Ответить

Операция "Щука". A2WW

lalapta: Думаю, стоит наконец-то поговорить об одном из самых интересных и основополагающих моментов альтернативы. Первоначальное планирование операции началось вскоре после советского вторжения в Польшу в сентябре 1939 года и получило дополнительный импульс после начала Зимней войны в декабре 1939 года. В планы входил захват северной Норвегии и Швеции, а также продвижение в Финляндию чтобы прямо противостоять советским войскам, и военно-морские операции в Балтийском море. Однако эти планы рассматривались как дорогостоящие и неэффективные в борьбе с советской угрозой, хотя таким образом было возможно прекратить поставки в Германию железной руды из Швеции. Между тем, военные стратеги видели зависимость нацистской Германии от поставок ископаемых видов топлива из Советского Союза, более того этот канал поставок считался довольно уязвимым. Несмотря на оппозицию со стороны некоторых политиков, правительство Франции приказало генералу Морису Гамелену начать "план возможного вмешательства с целью уничтожить русские центры нефтедобычи", в это же время посол США Буллит сообщал президенту США Франклину Д. Рузвельту, что французское считает, что воздушные атаки французских ВВС в Сирии против Баку будут "самым эффективным способом ослабить Советский Союз." (Вагиф Агаев, Фуад Ахундов, Фукхат Алиев и Михаил Агарунов (Лето 1995 (3.2)). "World War II and Azerbaijan"). Согласно докладу генерала Гамелена, представленному премьер-министру Франции 22 февраля 1940 года, дефицит нефти будет серьезным ударом для Красной Армии и советских военно-воздушных сил, а также советских машинно-тракторных станций, в результате чего возможно широкое распространение голода и даже распад Советского Союза: "Зависимость от поставок нефти с Кавказа является фундаментальной слабостью экономики России. Вооруженные силы и сельское хозяйство полностью зависимы от этого источника. Более 90% добычи нефти и 80% переработки приходится на Кавказ (и в первую очередь Баку). Таким образом, прекращение поставок нефти в столь крупном масштабе будет иметь далеко идущие последствия и может даже привести к краху военных, промышленных и сельскохозяйственных систем России." С разрушением нефтяных месторождений нацистская Германия также лишается поставок важных нефтепродуктов. Серьезная подготовка началась после окончания войны СССР с Финляндией в марте 1940 года. К апрелю, британские планы бомбардировок кавказких центров нефтедобычи в Баку, Батуми и Грозном были полностью готовы. Бомбардировщики должны были стартовать с баз в Иране, Турции и Сирии. Планы были разработаны как "Western Air Plan 106" и получили кодовое имя Операция "Щука" (Патрик Осборн, "Операция "Щука": Британия против Советского Союза, 1939-1941. Greenwood Publishing Group). 28 марта 1940 года, французы и англичане провели обсуждение военной стратегии и решили провести минирование норвежских территориальных вод. С другой стороны, стороны не могли договориться о бомбардировке Баку. Французская сторона предложила ускорения планирования, в то время как британская сторона была более осторожной, опасаясь возможного образования германо-советский альянса после нападения (М.И Мельтюхов Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939-1941 (Документы, факты, суждения). - М.: Вече, 2000 С. 262-263). Советская сторона в этот момент также не сидела сложа руки. С 25 по 29 марта, руководящий состав Закавказского военного округа провел штабную игру. Согласно сценарию, «черные», продолжая свои действия против "коричневых" на Западном фронте, атаковали в сотрудничестве с "синими" и "зелеными" "красных" в Кавказском регионе, но были отброшены "красными", которые начали контрнаступление в направлении Эрзерума и Тебриза. В марте 1940 года, после окончания Зимней войны, британцы провели тайные разведывательные полеты с целью сфотографировать важные объекты на советской территории. С помощью специально модифицированных и немаркированных самолетов Lockheed Model 14 Супер Электра, использующих особую схему камуфляжа, разработанную Сидни Коттоном (который возглавлял Фотографические службу RAF - PDU), SIS организовала высотные разведывательные полеты с базы RAF Хаббания в Ираке. 30 марта, лишенный разметки RAF, с установленной батареей специальных камер, самолет покинул Хаббанию и пролетел через иранское воздушное пространство на высоте 20 000 футов, а затем над Каспийским морем и далее над Баку, где он провел более часа фотографируя город и его нефтепромыслы. 5 апреля британский самолет-разведчик вылетел из Хаббании, на этот раз, нарушая границу воздушного пространства Турции для фотографирования портовых сооружений Батуми. Хотя первая миссия прошла без осложнений, на этот раз советские батареи ПВО встретили самолет огнем, кроме того, его пытался перехватить истребитель. Последующий анализ фотографий на PDU показал, что нефтяная инфраструктура Баку и Батуми были особенно уязвимы для нападения с воздуха, поэтому более трудная цель - Грозный будет бомбится первым, чтобы использовать элемент неожиданности. Нефтяные месторождения должны были быть атакованы зажигательными бомбами, в то время как тесты, проведенные в Королевском Арсенале в Вулвиче показали, что резервуары на нефтеперерабатывающих заводах могли быть уничтожены только с использованием мощных авиабомб. На 1 апреля, четыре эскадрильи из 48 бомбардировщиков Бристоль Бленхейм Mk IV были переведены в подчинению командованию на Ближнем Востоке. Кроме того, командованию были переданы также ночные бомбардировщики Vickers Wellesley. Французские силы составляли 65 бомбардировщиков Martin Maryland и дополнительно 24 тяжелых бомбардировщика Farman F.222 выделенных для ночных операций в ходе кампании. Французы приготовили новые аэродромы в Сирии, которые, как ожидалось, будет готова к эксплуатации к 15 мая. Кампания должна была продлится три месяца. Для операции было выделено 1000 американских тонн (910 т) боеприпасов: 404 бронебойных бомб, 554 500 фунтов (230 кг) и 5188 250 фунтов (110 кг) авиабомб общего назначения, и 69 192,4 фунта (31 кг) зажигательных бомб. Немецкий блицкриг и быстрое падение Франции 10 мая 1940 сорвали эти планы, французские военные не смогли сдержать наступление нацистов. Немцы захватили поезд в деревне Ла Шарите-сюр-Луар, в котором содержались ящики секретных документов, эвакуированных из Парижа. Среди них были документы, касающиеся операции "Шука". 4 июля, во время пропагандистской кампании, оправдывающей вторжение во Францию​​, немецкое Бюро Новостей (DNB) опубликовало выдержки из захваченных документов, касающихся операции "Щука", утверждая, что "Германия должна была спасти другие государства [в том числе Советский Союз] от втягивания в этот хаос... поэтому она и приняла своевременные контрмеры, так быстро сокрушившие Францию". Операция была скомпрометирована, а планируемые стратегические бомбардировки англо-французской авиации советских целей были отложена и, в конечном итоге, полностью отменены. Это РИ. А теперь касательно самой альтернативы: как я и говорил, удар был бы сокрушительным. "Показания" Гамелена и Буллита вам в свидетельство. Через пару недель после удара закончатся запасы топлива на местах. Самое большое через месяц - закончится стратегический резерв. Это к тому, что бомбардировки обещают быть чертовски эффективными. Слово Патрику Осборну: It is clear that by this time the Soviets were apprehensive about Allied intentions in the Balkans and Near East. On March 15 Massigli passed on to Knatchbull-Hugessen a message from his counterpart in Moscow. Ambassador Naggiar had told Massigli that "the Russian are in a great panic about a possible bombardment of Baku from the air and had asked American advice as to what exactly would happen in such an event and how great the damage would be." What was more, Steinhardt had told the Turkish ambassador in Moscow that "the Russians are so anxious of the danger of fire and bombardment in the oil region of Baku that the Soviet Russian management has asked American engineers whether and how fire caused by bombardment could be fought with success." "The engineers are supposed to have answered," Massigli informed Paris, "that, as a result of the manner in which the oil fields have been exploited, the earth is so saturated with oil that fire could spread immediately to the entire neighboring region; it would be months before it could be extinguished and years before work could be resumed again." Вот так вот. Месяцы пока потушат и годы пока смогут возобновить добычу. И выходит, что еще несколько лет (5? 10?) танки в РККА ездить не будут, самолеты летать не будут. Урожай 1940-го года колхозники своими руками убрать не смогут - трактора в МТС без бензина и солярки превращаются в груды бестолкового железа. Вся РККА кроме как пехотой и кавалерией воевать не может. При этом пехота - это не те мобильные части, которые мы знаем по Великой Отечественной. Пехота - это пехота, такой, какой она была в Первую Мировую, когда основным средством передвижения были солдатские ноги. Сельское хозяйство возвращается, эдак на лет сорок назад во времени. Конечно, в 20-30-е русская деревня хронически голодала. А теперь прибавьте ко всему этому тот факт, что даже имеющееся зерно колхозы не могут взять. Это катастрофа для русского села! Глубоко наивны те люди, которые считают, что Сталин обрежет экспорт дабы накормить свой народ. Но ведь не помешало же это ему в 1932-33 и 1946-47. "Недоедим, но вывезем!" В начале тридцатых годов богатейшие сельскохозяйственные районы нашей страны, да и всей планеты - Украина, Дон, Кубань, Поволжье, - при рекордном урожае почему-то были охвачены чудовищным голодом. Люди ели собак, кошек, перешли на крыс, мышей, лягушек. Написал в свое время Михаил Шолохов книгу. "Поднятая целина" называется. Книга юмором искрилась и переливалась. Самая смешная сцена - дед Щукарь варит суп с лягушками. А товарищи партийные вереницами после этой книги к Шолохову в гости подались, за стол за один с ним садились: в доме товарища Шолохова икорочку потребляли не лягушачью. Добавьте ко всему тому тот момент, что и в 1933-м, и в 1947-м был мир. А тут война. Не ездят танки, не летают самолеты, а мы их достаточным количеством пехотинцев и конников восполним. Откуда солдат и лошадей брать? Да из той же деревни. И вот представьте себе ситуацию: мужиков из деревень забрали на войну, штурмовать Лапландию и Иран, некому больше на селе собирать, пахать да сеять, а знатная трактористка Паша Ангелина уже не бросит в массы лозунг "Сто тысяч подруг - на трактор!", ибо трактора стали металлоломом. Ничего, бабы и на конях смогут, да вот только и тут незадача - забрали всех коней в доблестную Красную армию, тягать орудия, возить боеприпасы, мчать на финские укрепления красных конников. Одно решение только - зубы на полку класть. Понятен расчет Гамелена. Это страшнее, чем 1933-ий и 1947-ой вместе взятые. Страна сама себя съест изнутри. И я бы не исключал возможности, что на этот раз режим Сталина действительно мог не выдержать.

Ответов - 78, стр: 1 2 3 4 All

kinhito: Давайте, всё-таки, не будем разжигать идеологические споры. Хотелось бы рассмотреть Альтернативу без коммунистических/антикоммунистических очков.

kinhito: Да, я как-то видел по Euronews сюжет про то, как в Палестинской автономии таксисты из-за топливного кризиса перешли с солярки на растительное масло. Говорят после 3-4 тыс. движок можно выбрасывать. Есть определённые проблемы (масло более вязкое, особенно зимой, или - разжижение моторного масла в картере), но, многие (на старых дизелях) езят годами. Я, одно время, серьёзно размышлял над переходом на масло. Но - для нашей темы это малозначительно - избытка подсолнечного масла, насколько понимаю, у СССР тоже не наблюдается...

ВЛАДИМИР-III: kinhito пишет: Давайте, всё-таки, не будем разжигать идеологические споры. Хотелось бы рассмотреть Альтернативу без коммунистических/антикоммунистических очков. Ну, рассудите нас. В смысле моих двух вопросов - Иран и Финляндия.


ВЛАДИМИР-III: kinhito пишет: Что касается прочих "антиколониальнах возстаний"... Быстро такие дела не делаются - нужно сеять и полевать. А Бос, таки, будет про-советским товарищем. Но - Индия - не так проста... Думаю, что даже Неру не откажется от советской помощи. Собственно. все лето 1940 то тут, то там будут вспыхивать восстания. Первыми, кстати, подымутся пуштуны. Знаете, сколько в РИ понадобилось Британии в 1939 для подавления нет, не восстаний, волнений в этом районе? 600 тысяч (правда, большей частью, не британских, а индо-британских).

kinhito: Ну, рассудите нас. В смысле моих двух вопросов - Иран и Финляндия. Мне кажется в этих спорах дискуссия идёт на слишком общем - глобальном, что ли? - уровне. В каждом случае надо разбираться более конкретно: когда происходят события? какие силы сторон? какова реакция окружения? С теми же бомбардировками Кавказа - сколько и каких смолётов будет участвовать в конфликте? Наземное ПВО? Маршруты полёта? И - прежде всего - цели, которые приследуют Западные союзники должны быть обоснованны, хотя бы на уровне реала. Ежели оставаться на типичном (к сожалению) уровне Аи - то СССР безусловно имеет возможность завоевать всю Финляндию и весь Иран. Но - трудности с этим не закончатся, а только начнуться. Советы столкнутся с тем, с чем столкнулась Германия - враждебное отношение местного населения, разжигание партизанкой войны (англичане это умеют). Ибо про-советских сил в этих странах, не более, чем было про-нацистских в Норвегии.

kinhito: Индия... на пути к Индии лежит Афганистан... http://www.litmir.net/br/?b=95013

kinhito: A propos: национальные формирования... Сама по себе тема: "Сталин и Национализм" трбует выяснения. У меня сложилось впечатление, что до ВОВ Сталин побаивался всякого проявления Национализма - репрессии против красных финнов и курдов пример тому, как были "проср.ны" потенциальные союзники. Хотя... конструкт "советского патриотизма" начал строится ещё до войны.

ВЛАДИМИР-III: kinhito пишет: Мне кажется в этих спорах дискуссия идёт на слишком общем - глобальном, что ли? - уровне. В каждом случае надо разбираться более конкретно: когда происходят события? какие силы сторон? какова реакция окружения? С теми же бомбардировками Кавказа - сколько и каких смолётов будет участвовать в конфликте? Наземное ПВО? Маршруты полёта? И - прежде всего - цели, которые приследуют Западные союзники должны быть обоснованны, хотя бы на уровне реала. Ежели оставаться на типичном (к сожалению) уровне Аи - то СССР безусловно имеет возможность завоевать всю Финляндию и весь Иран. Но - трудности с этим не закончатся, а только начнуться. Советы столкнутся с тем, с чем столкнулась Германия - враждебное отношение местного населения, разжигание партизанкой войны (англичане это умеют). Ибо про-советских сил в этих странах, не более, чем было про-нацистских в Норвегии. Вы правы. Я как-то принял за аксиому утверждение ув. лалапта, что бомбардировки Баку будут 100-5 успешными и уложатся в указанные сроки. А на самом деле все сложнее. kinhito пишет: Индия... на пути к Индии лежит Афганистан... Как раз в 1938-1939 англо-афганские отношения серьезно обострились. А пуштуны С-З провинции - готовая антибританская армия. Недаром англичане там держали 600 тысяч солдат.

lalapta: kinhito пишет: В каждом случае надо разбираться более конкретно: когда происходят события? какие силы сторон? какова реакция окружения? С теми же бомбардировками Кавказа - сколько и каких смолётов будет участвовать в конфликте? Наземное ПВО? Маршруты полёта? И - прежде всего - цели, которые приследуют Западные союзники должны быть обоснованны, хотя бы на уровне реала. Я все это привел еще в начале темы. Дата нападения 1 мая 1940-го (в стране праздник, а на боеготовность это влияет со знаком минус). Силы сторон - с англо-французской стороны: четыре эскадрильи из 48 бомбардировщиков Бристоль Бленхейм Mk IV были переведены в подчинению командованию на Ближнем Востоке. Кроме того, командованию были переданы также ночные бомбардировщики Vickers Wellesley. Французские силы составляли 65 бомбардировщиков Martin Maryland и дополнительно 24 тяжелых бомбардировщика Farman F.222 выделенных для ночных операций в ходе кампании. Предварительно проведена аэрофотосъемка местности, так что антантовцы знают где бомбить наверняка. С советской: Баку - 3 корпус ПВО (190, 196, 252, 339, 513 зенап, 3 прожекторн полк, 3 зенпульполки, 3 полк ВНОС, два формируемых зенап, 3-й дивизион аэростатов загражд, 30 отряд корректиров, авиаотряд). Батуми - Полк ПВО (3-х дивиз состава). Формируется из 381, 377 и 231 д-на ПВО. Грозный - нет. (не верите, проверьте - http://www.rkka.ru/handbook/doc/pril2-100440-skvo.htm). В перспективе можно использовать 55 авиаотряд ПВО. Систем предупреждения о нападении на Кавказе нет. Кроме того, еще один немаловажный момент: к началу ВОВ в частях уже были 85-мм зенитки, годом ранее - только 76-мм, устаревшие и снимавшиеся с производства. Так что есть возможность, что 76-мм зенитные орудия уже списали, а новых 85-мм - еще не получили. Аэродром базирования антантовской авиации - авиабаза RAF Хаббания в Ираке. Ради интереса - вот карта: Маршруты полетов: Баку-Грозный - над территорией Ирана и Каспийским морем (самолет покинул Хаббанию и пролетел через иранское воздушное пространство на высоте 20 000 футов, а затем над Каспийским морем и далее над Баку); Батуми - над территорией Турции. Запланированная длительность авианалетов: Баку - 15 дней; Грозный - 12 дней; Батуми - 1,5 дня. Чтобы оценить эффективность налетов советую перечитать первый пост еще один раз. Так что зря вы так, я всегда подходил к АИ с рационалистической т.з. ВЛАДИМИР-III пишет: в РИ лето-осень 1941 мы воевали ничуть не лучше, чем в финскую войну, но ничего - набрались опыта и победили. Коллега, вы что-то путаете. Боевой опыт - это не налет в часах (как у летчиков, которым можно его получить просто просиживая штаны на борту военного транспортника) и выслуга лет (типа на фронте год за два). Боевой опыт - это именно опыт ведения боевых действий. Не буду отрицать, в Зимней войне краскомы действительно получили такой опыт. Негативный. Начнем с самого начала: командиры совершенно не представляли, куда им предстоит идти. Перед войной советская агентурная разведка не доложила о существовании каких-либо оборонительных сооружений на Карельском перешейке. Что говорит не в пользу нашей разведки. Какому-нибудь дилетанту дали приказ: проверить наличие оборонительных укреплений на советско-финской границе - ну, он поехал куда-нибудь в Териоки, побродил часок по лесу и не увидев близ границы аналога Великой Китайской Стены на голубом глазу доложил в Центр, что укреплений нет. Конечно я утрирую, но что нельзя было завербовать какого-нибудь офицера средней руки в финском погранведомстве, который бы достоверно доложил: плотность минирования - такая-то, глубина - такая-то, сколько полос минирования, где располагаются, проволочные заграждения - длинна такая-то, сколько полос, где располагаются, плотность эскарпирования такая-то, глубина такая-то и т.д. Неужели нельзя так было сделать? И из-за разгильдяйства придурков из ГРУ и ГШ сколько народу бестолку погибло? Стандартная ситуация, первые дни войны: советская колонна танков, мотопехоты, артиллерии идет по лесной дороге. Впереди - мост. Первые танки вступают на мост, и вместе с мостом взлетают в воздух: заряды взрывчатки были вложены в опоры моста еще во время строительства; обнаружить их непросто, а если заряды и будут обнаружены, то любая попытка их снять приведет к взрыву. Что делать? Нужно освободить дорогу военинжинерам-мостовикам, чтобы те могли соорудить мост. Танки и грузовики потихоньку съезжают на обочины и тут же начинаются взрывы - обочина заминирована. Какой дальше выход? Автомобили и танки разворачиваются вокруг своей оси не покидая полотна проезжей части и потихоньку двигаются в обратном направлении. Теперь наступает очередь финских снайперов. И снова все тихо в лесу. А потом еще. Снайперы бьют откуда-то издалека. Густой лес искажает звуки выстрелов и из-за этого кажется, что стреляют с деревьев. Краскомы то ли сгоряча, то ли сдуру разряжают табельное в белый свет как в копеечку. А снайперы бьют только советских командиров. И комиссаров. Прочесать лес невозможно: справа и слева от дороги минные поля. Любая попытка советских саперов приблизиться к взорванному мосту или обезвредить мины на обочинах дороги завершается одиноким выстрелом финского снайпера. Скажите я вам "романы тискаю", а советская 44-я стрелковая дивизия, запертая на трех параллельных дорогах у трех взорванных мостов, за один день таким образом потеряла весь командный состав. Кроме того, все серьезные исследователи знают, что т.н. "Линия Маннергейма" состояла из полевых укреплений. Железобетонные ДОТы, бункеры, тоннели, которыми располагала линия были малочисленными и устаревшими. Единственной сильной стороной линии была мощная "полоса обеспечения", которую финны наращивали несколько лет. Но "полоса обеспечения" пройдена, а линию обороны советские войска прорвать не могут. В чем дело? А в том, что разведчики сообщали о том, что на Карельском перешейке вообще нет никаких линий обороны. Так получилось, что из-за специфики местности советские войска прямым курсом вперились в самые сильные полосы: Тайпале и Сумма. Краскомы проводят разведку боем: огонь пулеметных и артиллерийских расчетов равномерно прикрывает выделенную им полосу наступления. И начинается бестолковое бодание головой об стену. Причем если Сумма по крайней мере лежала на пути к Выборгу (хотя все-таки логичнее было ее обойти), то упорные попытки прорыва в Тайпале абсолютно необъяснимы. О бессмысленности штурма Тайпале говорит и статистика потерь Красной Армии. Если крупнейшая из советских армий, воевавших в той кампании, 7-я, понесла за 105 дней (всю войну) потери 16,422 убитыми и 2,037 пропавшими без вести, то 13-я армия, вдвое меньшая по численности, потеряла за 79 дней (с 26 декабря), штурмуя Тайпале - 16,878 убитыми и 3,826 пропавшими без вести. Общие потери 13-й армии составили более 61% ее состава. Бессмыслица? Только с т.з. разумного человека. Краскомы в Зимней войне проявили полнейшую безынициативность. Генштаб, находящийся за 700 км. от района боевых действий командовал чуть ли не каждой дивизией в "ручном режиме", а задача командиров заключалась в том, чтобы приказы вышестоящих инстанций передать своим подчиненным. Они даже не пытались самостоятельно наладить разведку за линией фронта, чтобы выяснить, слабые места финской обороны. И это с учетом того, что в каждой дивизии есть свой разведывательный батальон, а в каждом полку - своя разведывательная рота (по крайней мере так было, когда я учился). И это не считая всяких внештатных рот глубинной разведки и т.п. С учетом всего этого, можно прийти только к одному выводу - что краскомы были абсолютно некомпитентны и безынициативны. В пользу этого говорит и тот факт, что после Зимней войны было расстреляно за "вредительство" несколько десятков командиров. Так что только факты и мой антикоммунизм тут ни при чем.

ВЛАДИМИР-III: lalapta пишет: факты http://ru.wikipedia.org/?oldid=36157746 История создания. Подготовка к строительству линии была начата сразу же после обретения независимости Финляндией в 1918 году, само строительство продолжалось с перерывами вплоть до начала советско-финской войны в 1939 году. Первый план линии был разработан подполковником А. Раппе в 1918 году. Работу над планом обороны продолжил немецкий полковник барон фон Брандештайн (O. von Brandenstein). Он был утверждён в августе. В октябре 1918 года финское правительство выделило на строительные работы 300 000 марок. Работы выполняли немецкие и финские сапёры (один батальон) и русские военнопленные. С уходом немецкой армии работы были значительно сокращены и всё свелось к работам финского учебного сапёрного батальона. В октябре 1919 года разработан новый план оборонительной линии. Им руководил начальник генерального штаба генерал-майор Оскар Энкель. Основные проектировочные работы выполнял член французской военной комиссии майор Ж. Гро-Куасси (J. Gros-Coissy). По этому плану в 1920 — 1924 годах было построено 168 бетонных и железобетонных сооружений, из которых 114 были пулемётными, 6 артиллерийскими и одно смешанным. Затем наступил трёхлетний перерыв и вопрос возобновления работ был поднят лишь в 1927 году. Новый план разрабатывал В. Карикоски. Однако к самим работам приступили только в 1930 году. Наибольший размах они приняли в 1932 году, когда под руководством подполковника Фабрициуса было построено шесть двухамбразурных ДОТов. Главная оборонительная полоса состояла из вытянутой в линию системы узлов обороны, в каждый из которых входило несколько дерево-земляных полевых укреплений (ДЗОТ) и долговременных каменно-бетонных сооружений, а также противотанковые и противопехотные заграждения. Сами узлы обороны были размещены на главной оборонительной линии крайне неравномерно: промежутки между отдельными узлами сопротивления иногда достигали 6-8 км. Каждый узел обороны имел свой индекс, начинавшийся обычно первыми буквами близлежащего населенного пункта. Если счет вести от берега Финского залива, то обозначения узлов последуют в таком порядке: * «Н» — Хумалъйоки [ныне Ермилово] * «К» — Колккала [ныне Малышево] * «N» — Няюкки [не существ.] * «Ко» — Колмикееяля [не существ.] * «Ну» — Хюлкеяля [не существ.] * «Ка» — Кархула [ныне Дятлово] * «Sk» — Суммакюля [не существ.] * «La» — Ляхде [не существ,] * «А» — Эюряпяа (Лейпясуо) * «Ми» — Муолаанкюля [ныне Грибное] * «Ма» — Сикниеми [не существ.] * «Ма» — Мялкеля [ныне Зверево] * «La» — Лауттаниеми [не существ.] * «No» — Нойсниеми [ныне Мыс] * «Ki» — Кивиниеми [ныне Лосево] * «Sa» — Саккола [ныне Громово] * «Ке» — Келья [ныне Портовое] * «Tai» — Тайпале (ныне Соловьёво) Таким образом, на главной оборонительной полосе было сооружено 18 узлов обороны различной степени мощности. В систему укреплений входила и тыловая оборонительная полоса, прикрывавшая подступу к Выборгу. В нее входило 10 узлов обороны: * «R» — Ремпетти [ныне Ключевое] * «Nr» — Нярья [ныне не существует] * «Kai» — Кайпиала [не существ.] * «Nu» — Нуораа [ныне Соколинское] * «Kak» — Каккола [ныне Соколинское] * «Le» — Левияйнен [не существ.] * «A.-Sa» — Ала-Сяйние [ныне Черкасово] * «Y.-Sa» — Юля-Сяйние [ныне В.-Черкасово] * «Не» — Хейнъйоки [ныне Вещево] * «Ly» — Лююкюля [ныне Озерное] Узел сопротивления оборонялся одним-двумя стрелковыми батальонами, усиленными артиллерией. По фронту узел занимал 3—4,5 километра и в глубину 1,5—2 километра. Он состоял из 4—6 опорных пунктов, каждый опорный пункт имел по 3—5 долговременных огневых точек, преимущественно пулеметно-артиллерийских, составлявших скелет обороны. Каждое долговременное сооружение было окружено траншеями, которые заполняли также промежутки между узлами сопротивления. Окопы в большинстве случаев состояли из хода сообщения с вынесенными вперед пулеметными гнездами и стрелковыми ячейками на одного-трех стрелков. Стрелковые ячейки были прикрыты броневыми щитами с козырьками и амбразурами для стрельбы. Это защищало голову стрелка от шрапнельного огня. Фланги линии упирались в Финский залив и в Ладожское озеро. Берег Финского залива прикрывали береговые батареи крупного калибра, а в районе Тайпале на берегу Ладожского озера были созданы железобетонные форты с восемью 120-мм и 152-мм береговыми орудиями. Основой укреплений был рельеф местности: всю территорию Карельского перешейка покрывают крупные лесные массивы, десятки малых и средних озёр и речушек. Озёра и реки имеют болотистые или каменистые крутые берега. В лесах повсюду встречаются каменистые гряды и многочисленные валуны крупных размеров. Бельгийский генерал Баду писал: «Нигде в мире природные условия не были так благоприятны для постройки укреплённых линий, как в Карелии». Железобетонные сооружения «линии Маннергейма» делят на постройки первого поколения (1920—1937 годы) и второго поколения (1938—1939 годы). ДОТы первого поколения были небольшие, одноэтажные, на один-три пулемёта, не имели убежищ для гарнизона и внутреннего оборудования. Толщина железобетонных стен достигала 2 м, горизонтального покрытия — 1,75-2 м. Впоследствии эти доты были усилены: утолщены стены, установлены на амбразурах броневые плиты. Доты второго поколения финская печать окрестила «миллионными» или дотами-миллионниками, поскольку стоимость каждого из них превышала миллион финских марок. Всего было построено 7 таких дотов. Инициатором их постройки стал вернувшийся в политику в 1937 году барон Маннергейм, который добился от парламента страны дополнительных ассигнований. Одиними из самых современных и сильно укрепленных, были ДОТы Sj4 «Поппиус», который имел амбразуры фланкирующего огня в западном каземате и Sj5 «Миллионер», с амбразурами для фланкирующего огня в обоих казематах. Оба ДОТа простреливали фланговым огнем всю лощину, прикрывая пулеметами фронт друг друга. ДОТы фланкирующего огня имели название каземат «Ле Бурже», по имени разработавшего его французского инженера, и получила распространение уже в ходе Первой мировой войны. Некоторые ДОТы в районе Хоттинена, например Sk5, Sk6, были переделаны в казематы фланкирующего огня, фронтальная амбразура при этом замуровывалась. ДОТы фланкирующего огня, были хорошо замаскированными камнями и снегом, что затрудняло их обнаружение, кроме того, с фронта пробить каземат артиллерией было практически невозможно. «Миллионные» доты представляли собой большие современные железобетонные сооружения на 4-6 амбразур, из которых одна-две — орудийные, преимущественно фланкирующего действия. Обычным вооружением дотов были русские 76-мм пушки образца 1900 года на казематных станках Дурляхера и 37-мм противотанковые пушки «Бофорс» образца 1936 года на казематных установках. Реже встречались 76-мм горные пушки образца 1904 года на тумбовых установках. "Слабые стороны финских долговременных сооружений таковы: неполноценное качество бетона у построек первого срока, перенасыщение бетона гибкой арматурой, отсутствие у построек первого срока жёсткого армирования. Сильные же качества дотов заключались в большом количестве огневых амбразур, простреливавших ближние и непосредственные подступы и фланкировавшие подступы к соседним железобетонным точкам, а также в тактически правильном расположении сооружений на местности, в тщательной их маскировке, в насыщенном заполнении промежутков". — Генерал-майор инженерных войск А.Хренов, 1941. Основными типами противопехотных препятствий были проволочные сети и мины. Финны устанавливали рогатки, которые несколько отличались от советских рогаток или спирали Бруно. Эти противопехотные препятствия дополнялись противотанковыми. Надолбы обычно ставились в четыре ряда, на два метра одни от другого, в шахматном порядке. Ряды камней иногда усиливались проволочными заграждениями, а в других случаях — рвами и эскарпами. Таким образом, противотанковые препятствия превращались одновременно и в противопехотные. Наиболее мощные препятствия были на высоте 65,5 у дота № 006 и на Хотинене у дотов № 45, 35 и 40, которые являлись основными в системе обороны Междуболотного и Суммского узлов сопротивления. У дота №006 проволочная сеть доходила, до 45 рядов, из которых первые 42 ряда были на металлических кольях высотой в 60 сантиметров, заделанных в бетон. Надолбы в этом месте имели 12 рядов камней и были расположены посреди проволоки. Чтобы подорвать надолбу, надо было пройти 18 рядов проволоки под трех-четырсхслойным огнем и в 100—150 метрах от переднего края обороны противника. В некоторых случаях местность между дзотами и дотами занимали жилые постройки. Они обычно находились на окраине населенного пункта и были сложены из гранита, причем толщина стен доходила до 1 метра и более. Такие дома финны при надобности превращали в оборонительные укрепления. Финские саперы успели возвести вдоль главной полосы обороны около 136 км противотанковых препятствий и около 330 км проволочных заграждений. Практически же, когда в первой фазе советско-финляндской Зимней войны Красная Армия подошла вплотную к укреплениям главной оборонительной полосы и начала предпринимать попытки прорыва ее, выяснилось, что вышеуказанные принципы, разработанные до войны по результатам испытаний противотанковых заграждений на живучесть с применением находившихся тогда на вооружении финской армии нескольких десятков устаревших легких танков "Рено", оказались несостоятельными перед мощью советской танковой массы. Кроме того, что надолбы сдвигались с места под напором средних танков "Т-28", отряды советских саперов зачастую подрывали надолбы зарядами взрывчатки, устраивая тем самым в них проходы для бронетехники. Но самым серьезным недостатком, несомненно, был хороший обзор линий противотанковых надолб с дальних артиллерийских позиций противника, в особенности на открытых и ровных участках местности, как, например, в районе узла обороны "Sj" (Сумма-ярви), где и был 11.02.1940 осуществлен прорыв главной оборонительной полосы. В результате многократного артиллерийского обстрела надолбы разрушались и проходов в них становилось все больше. К началу войны и в ходе ее инженерная разведка в РККА так и не была оформлена организационно. Специальных разведывательных групп или подразделений инженерные войска не имели. По штатам военного времени в составе взводов управления саперных батальонов предусматривались отделения разведки, но они не были готовы к выполнению сложных и многообразных задач специальной инженерной разведки. Поэтому инженерные войска не имели конкретных данных о характере инженерной подготовки финских войск к войне. Описание укрепрайона на Карельском перешейке было дано общими штрихами, чертежи железобетонных точек в большинстве оказались неверными, а конструкции противотанковых мин явились неожиданностью. Не было достаточных сведений о видах противотанковых заграждений. Вместе со слабой подготовкой наступательной операции, недостатком сил и средств пришло понимание невозможности овладения с ходу главной полосой обороны. Лобовой таранный удар оказался невозможным. Становилось ясным, что для преодоления линии Маннергейма требовались совершенно другой порядок действий и основательная специальная подготовка. Для отработки действий на местности был приспособлен захваченный финский учебный полигон в Бобошино. Начальник инженерных войск 7-й армии А. Ф. Хренов разработал проект инструкции для прорыва линии обороны. Командующий фронтом утвердил ее, внеся несколько дополнений и уточнений. Инструкция предусматривала проведение основательной артиллерийской подготовки, ведущейся не по площадям, а по конкретным целям. Запрещалось бросать в наступление пехоту до того, как будут разрушены доты на переднем крае обороны противника. Для блокировки и уничтожения дотов предписывалось создание штурмовых групп из расчета трех на стрелковый батальон. В состав группы включались один стрелковый и один пулеметный взводы, два-три танка, одно-два 45-мм орудия, от отделения до взвода саперов, два-три химика. Саперам надлежало иметь по 150–200 кг взрывчатки на каждый дот, а также миноискатели, ножницы для резки проволоки, фашины для преодоления танками рвов. Кроме штурмовых групп создавались еще группы разграждения и восстановления. Организацию занятий и наблюдение за их ходом поручили А. Ф. Хренову. Учеба и тренировки велись днем и, что особенно важно, ночью. Начиналось занятие с имитации артподготовки. Затем под прикрытием стрелков и пулеметчиков вперед выдвигались саперы с миноискателями. На их пути встречались «мины», которые нужно было обнаружить и обезвредить, чтобы открыть путь пехоте и танкам. После этого саперы резали колючую проволоку и подрывали надолбы. Теперь вперед выдвигалась пехота и танки, выводилась на прямую наводку артиллерия. Предполагалось, что дот еще не подавлен, но боевая мощь его ослаблена. Действия пехоты, артиллеристов и танкистов должны были облегчить саперам выполнение главной задачи: выйти в тыл дота с необходимым количеством взрывчатого вещества и подорвать сооружение. Тем самым штурмовая группа выполняла свое назначение, и в атаку поднимался весь батальон. Через полигон проходили батальон за батальоном, полк за полком. Его не миновала ни одна из частей, которой предстояло действовать на любом из участков 110-километрового фронта. На отработку инструкции ушло около месяца. Помимо этого были разработаны и направлены в войска руководства, памятки, инструкции по инженерному делу. Они помогали личному составу инженерных войск лучше изучить инженерное вооружение финнов, различного рода препятствий, освоить новое инженерное вооружение Красной Армии и научиться его эффективному применению. Проведенные мероприятия дали возможность обеспечить потребность инженерных войск фронта подготовленными командными кадрами и красноармейским составом. Прорыв линии Маннергейма. 1 февраля 1940 года в 9.40 утра залпы продолжавшейся в течение двух с лишним часов артиллерийской подготовки возвестили о начале генерального наступления Красной Армии на Карельском перешейке. Артиллерийский огонь был долог и сокрушителен. В 7-й армии орудия били 2 часа 20 минут, в 13-й - 3 часа. Незадолго до окончания огня, пехота и танки выдвинулись вперед и ровно в 12 часов дня перешли в наступление.7-я армия ударила в линию Маннергейма западнее озера Муолаанъярви. Правый фланг армии устремился на Выборг через Кямяря, левый - на Макслахти. Следуя за огневым валом артиллерийских разрывов, подразделения 245-го полка 123-й стрелковой дивизии, по траншеям-сапам вплотную приблизились к линии надолб, и, совместно с двумя танковыми батальонами, короткой атакой захватили восточные скаты высоты 65,5(Укрепрайон Sj Сумма-Ляхде ) и рощу "Молоток". В ближнем бою сопротивление этих опорных пунктов Суммского узла обороны было сломлено и над центральным Дот Sj4 "Форт Поппиуса"(ДОТ №006) победно взвилось красное знамя с портретами вождей мирового пролетариата - Ленина и Сталина. Развивая успех 245-й стрелковый полк начал наступление в направлении рощи "Фигурная". К исходу дня 123-я дивизия, уничтожив 8 железобетонных ДОТ и около 20 ДЗОТ, продвинулась в глубину финской обороны на полтора километра. Части 24-й стрелковой дивизии в районе Вяйсяне-на вышли к опушке рощи "Редкая" и в рукопашном бою овладели ключевой позицией - высотой господствующей над рощей. 12-13 февраля прошли в упорных контратаках финских войск, пытавшихся вернуть утраченные позиции. Но клин советского наступления, неумолимо сокрушая финскую оборону, медленно расширял брешь прорыва. К исходу 13 февраля, на третий день наступления, 123-я стрелковая дивизия с приданными ей танками— 112-м танковым батальоном 35-й легкотанковой бригады и 90-м батальоном 20-й танковой бригады — прорвала главную оборонительную полосу на всю ее глубину (6—7 км), расширив прорыв до 6 км. Суммский узел сопротивления, с его 12 дотами и 39 дзотами, был полностью разгромлен. 14 февраля Президиум Верховного Совета СССР наградил 123-ю стрелковую дивизию полковника Ф. Ф. Алябушева орденом Ленина. Части 123-й стрелковой дивизии сумели продвинуться до 7 километров в глубину финской обороны и до 6 километров расширить прорыв по фронту. В ходе тяжелых боев было уничтожено 12 ДОТ и 39 ДЗОТ противника. Успешным действиям в полосе наступления дивизии во многом способствовала отличная работа артиллеристов. Немаловажную роль сыграли и два опытных образца танка "КВ-2", которые основательно проутюжили Суммский узел сопротивления, пока не менее основательно не засели в дебрях противотанковых заграждений. 14 февраля закрепляя успех 123-й стрелковой дивизии командование Северо-Западного фронта ввело в бой дополнительные силы. Развивая прорыв вглубь, 84-я стрелковая дивизия ударила в направлении Лейпясуо. Наступление 7-й стрелковой дивизии было нацелено на северо-запад в обход Хотиненского узла сопротивления. Выход в тыл финских позиций 7-й дивизии приковал к себе значительную часть 11-го финского корпуса, тем самым 15 февраля позволив 100-й стрелковой дивизии фронтальной атакой" взять Хотине. 16 февраля наступление 138-й и 113-й стрелковых дивизий создало угрозу обхода Кархульского узла сопротивления. Боевые действия на участке прорыва 13-й армии также развивались успешно. 11-го февраля наибольшего результата добились левофланговые части армии, 136-я стрелковая дивизия при поддержке 39-й танковой бригады прорвалась в глубину финской обороны в направлении перешейка между озерами Муолаанъярви и Яюряпяанъярви. Наступление на правом фланге несколько приотстало. В районе озер Пуннусъярви и Кирккоярви продвижение советских войск сдерживал мощный оборонительный узел противника. Упорные бои развернулись за высоты "Круглая", "Дыня", "Петух". К середине февраля части 13-й армии, преодолевая ожесточенное сопротивление финнов, вышли на рубеж Муолаа - Ильвес - Салменкайта - Ритасари. После войны финские оборонительные рубежи на Карельском перешейке подверглись разрушению. Специальные команды саперов демонтировали и взрывали долговременные огневые точки, уцелевшие в ходе недавних боев. Отдельные части финских дотов - осколки бетона и бронеколпаков - в качестве экспонатов заняли места в экспозициях московских и ленинградских музеев, посвященных отгремевшей войне. Весной 1941 года в Москву были доставлены бронеколпак, внутреннее оборудование, вентиляционные устройства и двери, демонтированные из ДОТ укрепленного узла Сумма. Восьмитонный смотровой бронеколпак был установлен в парке Центрального Дома Красной Армии. Остальные экспонаты планировалось представить на летних выставках в других парках столицы.

ВЛАДИМИР-III: ВЛАДИМИР-III пишет: Железобетонные сооружения «линии Маннергейма» делят на постройки первого поколения (1920—1937 годы) и второго поколения (1938—1939 годы). Это не Вы, ув. лалапта, случайно говорили о возможности устройства ровно таких же линий в любом районе Финляндии за месяц-другой? Действительно, происходило создание т.н. линии Салпа - http://ru.wikipedia.org/?oldid=35598141 Но оно заняло 9 месяцев (и линия не была достроена до конца на момент начала военных действий в 1941), причем в условиях мира.

lalapta: И смысл было копировать такие куски из Вики? Если есть желание окончательно сойти с ума, то можно еще поспорить на тему сколько на Карельском перешейке было бункеров, ДОТов и ДЗОТов. Мерецков писал о 350. Самая меньшая цифра - 66 - основана на оценке Маннергейма. Который, однако, имел в виду 66 узлов обороны, каждый из которых состоял из 2 или более бункеров (при этом надо учитывать, что бункер не всегда был ДОТом). При все при этом сам Маннергейм относится к оборонительным сооружениям крайне скептически: Укрепсооружения, построенные на нашей территории, также не могли служить фактором, выравнивающим соотношение сил. По конструкции они были весьма скромными и, за небольшим исключением, располагались только на Карельском перешейке. Вдоль оборонительной линии протяжённостью около 140 километров стояло всего 66 бетонных дотов. 44 огневые точки были построены в двадцатые годы и уже устарели, многие из них отличались неудачной конструкцией, их размещение оставляло желать лучшего. Остальные доты были современными, но слишком слабыми для огня тяжёлой артиллерии. Построенные недавно заграждения из колючей проволоки и противотанковые препятствия не вполне отвечали своей функции. Время не позволило эшелонировать оборону в глубину, и её передний край, как правило, являлся одновременно и главной линией обороны. Единственными укреплёнными сооружениями, о которых стоит упомянуть, были форты береговой артиллерии, прикрывавшие фланги главной оборонительной линии на берегу Финского залива и Ладожского озера. И еще, самое-самое: Невыгодное общее впечатление от действий советских вооружённых сил подпортило престиж тех кругов, которые находились у власти, и потребовало пропагандистских мер в противовес этому. Так, русские ещё во время войны пустили в ход миф о «линии Маннергейма». Утверждали, что наша оборона на Карельском перешейке опиралась на необыкновенно прочный и выстроенный по последнему слову техники железобетонный оборонительный вал, который можно сравнить с линиями Мажино и Зигфрида и который никакая армия никогда не прорывала. Прорыв русских войск явился «подвигом, равного которому не было в истории всех войн», как было сказано в одном из официальных заявлений русской стороны. Всё это чушь; в действительности положение вещей выглядит совершенно иначе. Как я уже говорил, оборонительная линия, конечно, была, но её образовывали только редкие долговременные пулемётные гнёзда да два десятка выстроенных по моему предложению новых дотов, между которыми были проложены траншеи. Да, оборонительная линия существовала, но у неё отсутствовала глубина. Эту позицию народ и назвал «линией Маннергейма». Её прочность явилась результатом стойкости и мужества наших солдат, а никак не результатом крепости сооружений. Кауфман и Юрга в "Fortress Europe" утверждают, что на линии Маннергейма было 150 пулеметных бункеров (из них 13 - двухпулеметных и 7 - трехпулеметных), 8 артиллерийских бункеров, 9 командных и 41 убежище. Причем большинство бетонных сооружений было на восточном участке линии Маннергейма, и так хорошо прикрытом Вуоксой. Большая часть остальных - на участке Сумма. ВЛАДИМИР-III пишет: Это не Вы, ув. лалапта, случайно говорили о возможности устройства ровно таких же линий в любом районе Финляндии за месяц-другой? Действительно, происходило создание т.н. линии Салпа - http://ru.wikipedia.org/?oldid=35598141 Но оно заняло 9 месяцев (и линия не была достроена до конца на момент начала военных действий в 1941), причем в условиях мира. Опять-таки сделайте поправку на то, что линия Салпа в отличие от линии Маннергейма была настоящей линией обороны: Было построено 728 бетонных сооружений, 225 км противотанковых надолбов, около 130 км противотанковых рвов, 350 км различных траншей, 3000 ДЗОТов, 254 шарообразных бункеров. Также имелось 315 км заграждений колючей проволоки. Большинство этих фортификационных построек расположено на участке между Финским заливом и озером Кивиярве (Сайма). Из-за недостатка артиллерии финны использовали старинные 9 дюймовые мортиры из батарей береговой артиллерии. И еще одна поправка: если у линии Маннергейма была протяженность 135 км., то у линии Салпа - 1200 км (от Финского залива и до Баренцева моря).

lalapta: kinhito пишет: A propos: национальные формирования... Сама по себе тема: "Сталин и Национализм" трбует выяснения. У меня сложилось впечатление, что до ВОВ Сталин побаивался всякого проявления Национализма - репрессии против красных финнов и курдов пример тому, как были "проср.ны" потенциальные союзники. Да, тема, конечно, золотая. Сталин в этом направлении кидался из крайности в крайность. Например, с национальными дивизиями РККА. Национальные дивизии существовали еще со времен революции, в 1938-м по постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О национальных частях и формированиях РККА» их фактически уничтожили. В 1941-м опять начали формировать национальные дивизии. Как по мне - очень правильное решение. Вместо того, что учить русскому языку "спустившихся с гор" было бы куда полезнее сводить их в национальные части. Командиры взводов и выше понимают по русски и достаточно. И не с национализмом в них надо бороться, а наоборот, поддерживать в разумных пределах. Как при царе: "Перед каждым столиком появляются священнослужители разных религий. Полковой священник с Крестом и Евангелием становится перед первым столиком, перед которым стоит самый большой «квадрат» новобранцев. Перед вторым столиком становится католический ксендз, перед третьим — лютеранский пастор, перед четвертым — мусульманский мулла, перед пятым — еврейский раввин, а перед шестым, около которого стоят только два гренадера, — нет никого. Начинается чин присяги, и к столику православных гренадер-новобранцев подносит знамя мой друг знаменщик Артур Степин, его настоящее имя Артур Стопинг, и сам он — финн-лютеранин, но свою почетную обязанность знаменщика он исполняет блестяще. В то же самое время к последнему столику подходит мой отец — командир полка, — и я вижу удивительную вещь, которая могла произойти только у нас, в старой России. Оба новобранца вынимают из карманов маленькие сверточки и тщательно разворачивают тряпочки, в которые они завернуты. Развернув тряпочки, оба вынимают из свертков двух маленьких деревянных «божков», выструганных из дерева и смазанных салом. Оба деревянных «божка-идола» водворяются на столик между моим отцом и двумя новобранцами, и только тогда мой отец, как высший в их глазах начальник, приводит обоих гренадер к присяге служить «верой и правдой» Царю и Отечеству." Чем это ценно для A2WW? Естественно, что сразу же после начала бомбардировок начнется сначала дипломатическая, затем военная подготовка ко вторжению в Иран. Хотя численность войск КЗакВО в данный исторический отрезок стабильно росла, но при этом часть войск из Закавказья и с Северного Кавказа была задействована на Финском фронте или перебазировывалась на западную границу. Кроме того, посевная в разгаре: забирать призывников из районов товарного производства зерна - это обречь страну на голод уже осенью. И вот здесь идеальным выходом было бы формирование новых национальных дивизий прямо на месте из азербайджанцев. И пропаганду среди призывников вести в таком же националистическом духе: мол, трудящиеся иранского Азербайджана стонут под игом местных сердаров и спят и видят как бы воссоединиться со своими советскими братьями. Генералов-азербайджанцев в те годы в РККА было предостаточно. Более того, что подобные телодвижения предпренимались и в РИ перед войной. В 1939 году, готовясь к вторжению в Польшу, Сталин укомплектовал 12-ю армию украинцами, видимо, рассчитывая на давнюю польско-украинскую рознь. Во главе армии встал С.К.Тимошенко, а рядом с ним мы находим множество командиров украинского происхождения. Армия создавалась в Украине. Поэтому и резервистов тоже призвала отсюда, и они составляли в 12-й армии устойчивое большинство. Далее, с конца лета 1940-го года началась трансформация 12-ой армии из украинской в кавказскую. Призывников с гор направляли не куда-нибудь, а именно в Украину. Начальником штаба армии был генерал Баграт Арушунян - с Кавказа, а начальником оперативного отдела Жуков назначил И.Х.Баграмяна, который до этого был преподавателем кафедры тактики высших соединений Академии Генштаба. Опять-таки, перед Зимней войной была создана 106-я горнострелковая дивизия, которая комплектовалась финнами и карелами, служившими в войсках Ленинградского военного округа. Чтобы возглавить ее с должности командира 147-й дивизии Харьковского военного округа был отозван финн, комдив Аксель Анттила. В ноябре 1940-го года Берия предложил сформировать из польских военнопленых дивизию. НКВД отобрало в лагерях подходящих польских офицеров среди которых был Зигмунд Берлинг. Правда решение о формировании 238-ой стрелковой дивизии было принято только 4 июня 1941-го. После начала войны и соглашения Сикорского-Майского она стала знаменитой "Армией Андерса".

ВЛАДИМИР-III: Какая же все-таки это гадость! Гадость! Вот это - http://truehistory.b.qip.ru/?1-0-0-00000034-000-80-0-1310575372 Зачем я стал копаться в этом дерьме?! Нет. Все. Отныне я занимаюсь прекрасной Античностью.

lalapta: ВЛАДИМИР-III пишет: Какая же все-таки это гадость! Гадость! Зачем я стал копаться в этом дерьме?! Правильно, коллега, нету большего на белом свете дерьма, чем эта ваша "атеизьма". Вы к батюшке сходите, причаститесь, исповедайтесь. Авось и полегчает... Вам по теме то есть, что сказать?..

ВЛАДИМИР-III: lalapta пишет: Вам по теме то есть, что сказать?.. Нет. Все. Отныне я занимаюсь прекрасной Античностью.

ВЛАДИМИР-III: lalapta пишет: Вам по теме то есть, что сказать?.. Да есть что, но сейчас занят - http://truehistory.b.qip.ru/?1-1-0-00000153-000-0-0-1311320923 Настоящая Эпическая Наука. А Вы пока проработайте тему. И ответьте сами на вопрос: а Вы бы что делали на месте Советского руководства. (Между прочим, чтобы нас не заела идеология, можем поменяться местами: я - за синих, Вы - за красных. Это даже будет предпочтительнее).

lalapta: Покопался в документах, пообщался с людьми. В общем, хочется сделать несколько поправок. Хочу сразу сказать, что они только подкрепили мою позицию: СССР действительно не мог ничего противопоставить бомбардировкам. Поправка первая: ИЗ ЗАПИСКИ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ФРАНЦУЗСКИМИ ВОЙСКАМИ В ВОСТОЧНОМ РАЙОНЕ СРЕДИЗЕМНОГО МОРЯ ГЕНЕРАЛА АРМИИ ВЕЙГАНА ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ СУХОПУТНЫМИ ВОЙСКАМИ ГЕНЕРАЛУ ГАМЕЛЕНУ И ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ ВОЗДУШНЫМ ФЛОТОМ ГЕНЕРАЛУ ВЮЙЕМЭНУ О ПЛАНЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ОПЕРАЦИИ ПО БОМБАРДИРОВКЕ НЕФТЯНЫХ РАЙОНОВ СССР НА КАВКАЗЕ 17 апреля 1940 г. В результате подготовительной работы по разработке плана операции бомбардировки нефтяных районов Кавказа представляется возможным определить сроки исполнения операции. Политические условия. Никаких сроков в этом плане не может быть предусмотрено. Операция не связана с заключением каких-либо договоров, тем более это соглашение с Турцией недостижимо. Французский посол в Турции информировал правительство о сложившихся по этому поводу обстоятельствах. В настоящее время невозможно получить ни разрешение на полеты над территорией Турции, ни тем более на использование [ее] территории как трамплина. Ожидать какую-либо , помощь также невозможно. Необходимое можно перевезти по железной дороге на линии Алеппо-Ниссибин без предварительных согласовании. Наиболее ранние соглашения предусматривают пользование этой дорогой на всем ее протяжении, включая участок дороги, проходящий по территории Турции. Определение сроков: а) подготовка аэродромов. В этом сезоне предстоит выполнить небольшой объем работ, предполагаемый срок— 15 дней; б) работы на железной дороге и по оборудованию депо (стрелки, рельсы, мотки железной проволоки), срок—15— 20 дней; в) для транспортировки французских грузов—горючего, боеприпасов, войск и обоза—потребуется 56 поездов. При отправлении 4 поездов в сутки перевозки займут 15 дней. То же самое для английских грузов. Таким образом, всего 30 дней. В общей сложности, считая, что работы, указанные в пунктах «а» и «б», будут выполнены одновременно, необходимо минимум 45-50 дней. И это при условии, что железнодорожное оборудование и снаряжение (английское и французское) прибудут без опозданий. Кроме того, необходимо предусмотреть время на установку оборудования и на прибытие бомбардировочной авиации. Это время не включено в указанные сроки. Что касается французских воздушных соединений, то необходимо отметить, что ни одно из них еще не прибыло на место. Возможно, что группа «Фарманов», давно используемая в авиации, сможет быстро прибыть на место. Но с другой стороны, на аэродроме в Леванте еще только приступают к приему бомбардировщиков типа «Гленн-Мартин», предназначенных для комплектования французских групп. Даже в инструкциях верховного командования воздушных сил предусматривается от двух с половиной до трех месяцев на обучение и ознакомление с оперативными планами пилотов для обеспечения максимального использования материальной части. Весьма возможно, что другие группы, укомплектованные самолетами «Гленн-Мартин» и ожидаемые в метрополии и Северной Африке, находятся в аналогичном положении. Заместитель командующего британскими воздушными силами в Мидл-Исте (Средний Восток А.С.) затрудняется в определении сроков готовности, так как до сих пор не получил самолетов. Необходимо добавить, что при обсуждении сроков подготовки к операции не затрагивается техническая сторона. Последняя включает фотографирование, выбор цели и бомб соответствующего калибра, то есть все то, что может повлиять на продолжительность сроков подготовки. Чтобы не ошибиться, срок завершения подготовки операции лучше всего назначить на конец июня—начало июля, тем более что предпринять операцию можно будет лишь при условии полного завершения всех подготовительных работ. Только таким путем техника будет использована максимально и можно будет получить значительные и наиболее быстрые результаты. Операция должна быть проведена массированными налетами в течение нескольких дней. Бомбардировке должны подвергнуться лишь те объекты, уничтожение или поджог которых признаны наиболее эффективными. Главнокомандующий французскими войсками в восточном районе Средиземного моря Вейган Таким образом, начало авианалетов переносится с 1 мая на 30 июня (пускай "конец" и "начало" - это последняя и первая недели соответсвенно, первый авианалет выгоднее организовать в воскресение (пример "22 июня" и "Пирл-Харбор"), а воскресение на рубеже июня и июля 1940-го - это 30 июня). К тому моменту антантовцы имеют довольно мощную инфраструктуру для нападения: кроме авиабазы RAF Хаббания в их распоряжении находятся 20 (!) запасных аэродромов в Сирии. 20 марта 1940 г. в Алеппо (Сирия) состоялось совещание представителей французского и английского командований в Леванте, на котором отмечалось, что к июню 1940 г. будет закончено строительство 20 аэродромов первой категории. 17 апреля 1940 г. Вейган доносил Гамелену, что подготовка воздушного удара будет завершена к концу июня — началу июля. (Органы государственной безопасности…, Т.1) Таким образом, ни о каком ответном ударе не может быть и речи. Даже если советские ВВС и устроят авианалет на Хаббанию (ПВО которой находится в постоянной боевой готовности в отличие от ПВО Баку), то есть еще 20 аэродромов, рядом с которыми расположены ремонтные команды. Поправка вторая: Предписывается принимать особые меры для обеспечения секретности данного документа Военный кабинет Комитет начальников штабов ОБ УЯЗВИМОСТИ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ РАЙОНОВ РОССИИ Препровождение министра: 1. Прилагаемая копия письма министра снабжения министру иностранных дел по распоряжению министра координации обороны направляется начальникам штабов на рассмотрение. 2. В предвидении указаний, которые должны последовать от начальников штабов, копии этого письма высылаются: а) в адрес объединенного разведывательного подкомитета для проверки изложенных фактов, и б) в адрес объединенного подкомитета по планированию с целью изучения стратегической стороны данной проблемы и подготовки проекта доклада. (Ричмонд-терес, Юго-запад, I. Подпись: Г. Л. Исмей 6 ноября 1939 г.) ===================== КОПИЯ ПИСЬМА МИНИСТРА СНАБЖЕНИЯ МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ от 31 октября 1939 г. «...Я полагаю, что в армиях многих государств заведен порядок, предусматривающий составление перечня целей, подлежащих первоочередной бомбардировке силами своей авиации. Я думаю, что почти во всех случаях по общепринятому убеждению в качестве цели № 1 указываются запасы нефти. Мне бы хотелось знать, исследовался ли Вами подобный вопрос в отношении СССР и вопрос об уязвимости его нефтяных источников. Говоря в общем, в СССР имеется три основных центра добычи нефти: Баку, Грозный и Майкоп. По своему значению они располагаются в том порядке, в каком я их назвал: Баку является самым крупным, а Майкоп — относительно меньшим. Ниже я предлагаю расчет, в котором указано соответственное удаление этих центров от северных и восточных границ Турции и от северных границ Ирана. Я имею в виду не точную географическую линию границы, а более или менее крупные населенные пункты, расположенные преимущественно на железнодорожных магистралях, как наиболее подходящие места, где бы можно было создать аэродромы. Мне неизвестны сведения, которыми располагает наш генеральный штаб об этом сравнительно редко посещаемом районе мира. Тем не менее я считаю, что чрезвычайно важно иметь в наших руках своего рода козырь при осуществлении сделок с СССР и мне кажется, что изучение нашим генеральным штабом совместно с иранским генеральным штабом вопроса, касающегося, скажем, возможности уничтожения нефтяных источников, могло бы оказаться очень эффективным средством устрашения. Если уничтожить русские нефтепромыслы (а все они представляют собой разработки фонтанирующего типа и поэтому могут быть очень легко разрушены), нефти лишится не только Россия, но и любой союзник России, который надеется получить ее у этой страны. Захват или разрушение противником любого крупного русского города, в частности Ленинграда, может оказаться сигналом для начала антикоммунистических выступлений внутри страны. В подобной же степени проникновение противника в район Черного моря создаст угрозу таким городам, как Майкоп, Грозный и Баку. Принимая во внимание эти соображения, я вновь хочу подчеркнуть всю важность северной границы Ирана и ее «абсурдной» близости к крупным нефтедобывающим центрам, каковыми являются Баку, Грозный и Майкоп. Я не привожу в своих расчетах соответственных расстояний от границ Афганистана, поскольку эта расстояния более значительны и поскольку мне кажется, что для обеспечения контакта с территорией СССР, при наличии дружественного к нам отношения со стороны Персии, ее северную границу можно будет подготовить намного легче, чем долину Аму-Дарьи. Приношу свои извинения за столь многословное послание. Это письмо написано в [реалистическом духе и написал его человек, который потратил очень много времени (курсив наш. — О. Р.) на изучение данной проблемы и пришел к убеждению в необходимости иметь "определенную возможность, позволяющую лишить своего потенциального противника «карбюратора», питающего весь его механизм". (Вторая война и современность, М., 1972) То есть, как и говорили американцы Р.Массигли нефтепромыслы Баку с воздуха разрушить просто, а тушить возникшие пожары и восстанавливать оборудование - долго. Кстати, для справки (это к вопросу о пожароопасности) В 1917 году на нефтепромыслах Грозного произошел грандиозный пожар. Он возник вследствие поджога чеченцами, тамошних нефтепромыслов. Погасить шесть крупнейших фонтанирующих скважин не удавалось полтора года (!), до мая 1919-го, пламя поднималось на высоту более ста метров, а нефти сгорело, по подсчетам специалистов, на сумму, равную четверти годового бюджета Российской империи. А в 1991-92 в Кувейте полыхали около 700 нефтяных скважин. Потушить их удалось только специалистам из Техаса и только через полгода. Кроме того, антантовцы отметили для себя и другие цели: Фотоснимки с воздуха были уже переданы штабу британских и французских ВВС на Ближнем Востоке. При этом уже января 1940 года существовало задание британского и французского правительства, просто «грандиозный» план: удар с воздуха по кавказским нефтяным полям в Советском Союзе. В течении 10-45 дней девять эскадрилий бомбардировщиков должны были разрушить до основания 67 нефтеперегонных заводов в Баку, 43 в Грозном и 12 в Батуми. «Уничтожение рассматриваемых целей», – как указывал штаб британских ВВС, должно «рано или поздно привести к полному уничтожению военного потенциала СССР и может решить исход войны». А.Якушевский. Агрессивные планы и действия западных держав против СССР в 1939-1941 гг.- Военно-исторический журнал,1981, №8 Кроме того, там еще была карта полетов 30 марта и 5 апреля 1940-го, с помощью ее можно примерно прикинуть как должны были выглядеть маршруты полетов бомбардировщиков: Чтобы не быть совсем однобоким нужно сказать о том, какие контр-меры предпринимало советское командование. В ходе дискуссии с одним небезызвестным критиком АИ (т.к. на моей памяти он ни одной альтернативы не родил) я выяснил, что под Баку были радары РУС-1 (в составе 28-го радиополка) переброшенные в мае 40-го из-под Питера. Однако, сколько их там было я так и не выяснил. С учетом того, что к 22.06.41 в Советском Союзе было всего 45 радаров из них 1 шт. РУС-2 (из них в войсках - 28 шт.). Весной 40-го под Ленинградом радаров РУС-1 было четыре штуки. К предполагаемому началу налетов все они были в Баку. Совсем другой вопрос, что это были за радары. Как показал опыт советско-финской войны после получения ПВО Ленинграда данных о вражеских самолетах, воздушная оборона не успевала подготовиться к отражению финского авианалета. передача данных шла медленно, т.к. до телеметрии ещё не додумались (додумаются в уже блокированном Питере). Сидит значит оператор, на стол из ондулятора выползает бумажная лента, он пытается понять, что на ей нарисовано (РУС-1 давал отметки только по направлению, но не по высоте, скорости и дальности самолётов противника, и даже количество определялось ОЧЧЕНЬ приблизительно - спутать группу и одиночный самолёт было куда как просто)... так вот, оператор значит считывает с ленты, шифрует, передаёт в штаб ПВО, там данные дешифруют, наносят на карту воздушной обстановки, принимают решение... ===================== управление истребителями, находившимися в воздухе, и наведение их на противника осложнялись недостаточным количеством бортовых радиостанций. Не только И-16 и И-153, но и новые Як-1 не имели в то время даже приемников ===================== Простой вопрос - в угрожаемый период ПВО будет держать в воздухе дежурные истребители? Наверное целые эскадрильи. Так вот, РУС-1 вполне способен перепутать одиночный истребитель с сотней Бленхеймов. Лучшее, что от него можно добиться - это направления на цели и очень условной оценки их количества. А с учётом реальной дальности обнаружения 30-40 км и очень продолжительной передачи данных - проку от него не больше, чем от простого наблюдателя со звукоуловителем и биноклем То есть эффективного ответа на нападение ожидать не стоит. Радары в описываемый период - это просто многообщеющие образцы (хотя и крайне технически несовершенные). Коммандор Слэзор о советской истребительной авиации также отзывался довольно однозначно: Slessor was not much concerned by Soviet antiaircraft capabilities, deprecating the ability of the stsndard Soviet fighters, the Polikarpov I.15 and I.16 models, to do demage to the British bombers. "They are likely to be ineffective against Blenheim aircraft with top speed of 280-290 miles per hour approaching from sea". Так что эффективность налетов вопросом не является. Совсем другая проблема: смогут ли финны продержаться на своем направлении аж до 30 июня. Конечно, летом оборону держать легче (льда на водных приградах нет, пешком их не форсируешь), добровольцы активно прибывают, запад оружием снабжает. Как аналог можно взять летнюю кампанию 1944-го на Карельском перешейке. Ни одно советское наступление не увенчалось успехом. Совсем другое дело как воспримут элиты установку "сражаться до последнего". Конечно, командиры вроде Ойша или Остермана в своих солдатах были уверены, но Маннергейм (а за ним и премьер, и кабинет) из чувства солдатского гуманизма склонялся к идее компромиссного мира. Ситуацию с удавшися "десантом" на правобержье Выборгского залива мы знаем по РИ, а если десант неудачный будут ли финны сидеть до июля месяца и ждать англичан чтобы при их помощи вернуть все потерянное?



полная версия страницы