Форум » Альтернативная история » Урумчи и Кашгар - государство Чокана Валиханова » Ответить

Урумчи и Кашгар - государство Чокана Валиханова

Panzer: Вспомнил свою старую тему (2005 года), от которой в архивах ФАИ оставили аж целых 6 сообщений: http://alternatiwa.org.ru/MOD/Urumchi%20i%20Kashgar%20-%20gosudarstvo%20CHokana%20Valihanova.htm , обрубив остальное. Может быть теперь что интересое из этой темы получится? [quote]ВАЛИХАНОВ Чокан Чингисович - казахский просветитель-демократ, путешественник, этнограф, фольклорист, исследователь истории и культуры народов Средней Азии, Казахстана и Западного Китая («Киргизы», 1858; «Очерки Джунгарии», 1861). Окончил Омский корпус. Поддерживал тесные связи с русской демократической интеллигенцией (Достоевский, Дуров, Потанин, Семенов-Тян-Шанский). Автор станковых рисунков и акварелей. В возрасте 37 лет заболел чахоткой, удалился в глухой аул у границ Западного Китая и там умер. [/quote] Павел АПТЕКАРЬ. ОТ ЖЕЛТОРОСИИ ДО ВОСТОЧНО-ТУРКЕСТАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. http://www.hrono.info/libris/lib_a/aptekar01.html [quote]Проблема Синцзяна в русско-китайских отношениях возникла еще в 70-х годах ХIХ века, когда местные мусульмане под руководством Якуб-бека фактически свергли китайскую власть на огромной территории и провозгласили образование собственного государства. В этой ситуации Цинская династия вынуждена была обратиться к России с просьбой о помощи. Россия не отказала и в Синцзян были введены части регулярной армии и казаки, которые подавили выступление Якуб-бека. Несмотря на очевидную легкость занятия, вернее оставления за собой этой провинции Россия передала ее Китаю согласно Петербургскому договору 1881 г. ... власть Китая в Синцзяне была весьма непрочной, и в провинции ощущалось сильное тяготение к России, вызванное относительным порядком во время русского военного управления. Тем не менее царское правительство не пошло на занятие Синцзяна несмотря на крайне сложное положение Китая в конце ХIХ - начале ХХ века, предпочитая иметь там своих представителей в лице купцов и представителей крупных торговых фирм, иногда выполнявших и разведывательные поручения. [/quote] Альтернатива: в середине 1860-х годов Российское правительство принимает решение создать в Уйгурии независимое от Китая государство под протекторатом России. Главой государства (наместником?), созданного (ориентировочно) в 1865 году, становится Чокан Валиханов, имеющий большие возможности для управленческих экспериментов ввиду удаленности и автономности от России. Последствия?

Ответов - 35, стр: 1 2 All

Panzer: Чокан (Шокан) Чингисович Валиханов (полное имя Мухаммед-Хана́фия, а Чокан — прозвище, данное матерью, ноябрь 1835, Кокчетавский уезд, Акмолинская область, Российская Империя — 10 апреля 1865, урочище Кочен-Тоган) — казахский учёный, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветитель, а также российский офицер и разведчик. Родился в ноябре 1835 года в Кокчетавском округе. Умер 10 апреля 1865 года. Чингизид (торе), правнук знаменитого Аблай-хана и внук султана Уали (Вали)-хана. 1853 — Окончил кадетский корпус в Омске, вступил в службу в Сибирское линейное казачье войско, назначен к исправлению должности адъютанта при командире Отдельного сибирского корпуса Гасфорте. 1854 — Знакомство с Достоевским и С. Ф. Дуровым. 1855 — Первая поездка в Семиречье. 1856 — Экспедиция в Семиречье и на Иссык-Куль. Поездка в Кульджу. Знакомство с Семёновым-Тян-Шанским. За отличие по службе произведён в поручики. 1857 — Избран в действительные члены Императорского русского географического общества. Командировка в Семиречье и на Иссык-Куль для подготовки экспедиции в Кашгар. 1858, 28 июня — Под видом купца присоединился к каравану, направляющемуся из Семипалатинска в Кашгар. 1859, 12 апреля — вернулся в караваном в укрепление Верное. 1860 — В начале года приехал в Петербург. Доклад в Географическом обществе, интенсивная научная, общественная и литературная деятельность. Произведён в штабс-ротмистры, награждён орденом Св. Владимира. 1861 — Возвращение на родину. 1862 — Выбран на должность старшего султана Атбасарского округа, но не утверждён генерал-губернатором. 1863 — Участие в комиссии по сбору народных мнений о судебной реформе. 1864, март — июнь — Участие в походе М. Г. Черняева. 1865, 10 апреля — Скончался в урочище Кочен-Тоган от туберкулёза (предположительно заразившись от бабушки Айганым).

Panzer: Чокан Валиханов родился в семье, где традицией, начиная с деда Вали, последнего хана Среднего Жуза и бабки Айганым была прорусская ориентация. К отцу Чокана Чингису царская администрация благоволила, о чем свидетельствует назначение его старшим султаном одного из округов и присвоение ему чина полковника. Чингис был образованным человеком, в частности, содействуя русским ученым в изучении фольклора и быта. Чокан Чингисович Валиханов (полное его имя Мухаммед-Ханафия, а Чокан прозвище, данное матерью) родился в ноябре 1835 года. Детство его прошло в степи, среди народа, первоначальную грамоту он получил в родном поселке Кушмуруне в частной казахской школе, где научился арабскому языку, получил представление о восточной поэзии и учился рисованию. Последнее занятие было его неподдельной страстью и сохранившиеся зарисовки Чокана говорят о том, что в нем жил талант недюжинного художника. Отец с малых лет привлекал Чокана к сбору материалов, касающихся легенд и народных преданий, и вовлек его в круг высокообразованных русских ученых, инженеров, офицеров. Годы наиболее интенсивного становления личности Чокана связаны с учебой в Омском кадетском корпусе. Здесь сложился круг общения, включавший и его наставников, так и однокашников в лице ориенталиста Н. Ф. Костылецкого, историка П. В. Гонсевского, публициста, исследователя истории народов Сибири и Казахстана Н. М. Ядринцева, выдающегося географа Г. Н. Потанина, Н. Ф Анненского и других. Впоследствии в этот круг вошли такие выдающиеся деятели как петрашевец С. В. Дуров, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Е. П. Ковалевский, Ф. М. Достоевский. Из учебы в кадетском корпусе вышел человек, в котором были посеяны семена русской и современной передовой культуры, науки и искусства. Дальнейшая карьера Чокана была предопределена семейной традицией и полученным образованием: он - российский офицер, разведчик, дипломат и чиновник, исполняющий различные поручения царской администрации. И в то же время он не мог не почувствовать своей собственной кожей, что он остается "инородцем" (к примеру, нижний сокращенный класс обучения в кадетском корпусе), не мог не видеть, какие притеснения и унижения испытывают его сородичи, подвергаясь беспредельному произволу со стороны самого последнего русского чиновника и жандарма и их местных прислужников. Оставалась единственная надежда остаться человеком - посвятить себя "нейтральному делу" - науке и литературному творчеству. Уже в кадетском корпусе у него зародилась страсть к путешествиям и мечта "открыть миру неизведанную Азию". Мечте было дано свершиться, но в более глубоком смысле, чем предполагал юный Чокан: он не только исследовал и описал "неизведанные" европейской наукой места как географ, путешественник, он приоткрыл завесу над самым центром Азии - человеком, его историей, образом мыслей и чувств. Касается ли дело его знаменитой Кашгарской экспедиции, благодаря которой он прославился на весь мир как отважный путешественник, Иссык-кульской экспедиции или поездки в Кульджу - везде он выступает не просто как географ, экономист, этнограф, агент, а через все это и помимо этого перед нами выступает человек, стоящий на стыке цивилизаций способный взглянуть на виденное как изнутри, так и извне, глазами образованного европейца. Наиболее древние и устойчивые корни казахского менталитета нашли отражение в ряде его исследований, в частности, в статьях "Следы шаманства у киргизов (казахов)", "О мусульманстве в степи". В исследовании зороастрийской природы шаманизма Чокану принадлежит безусловное первенство. Зороастризм принадлежит к семейству явлений универсального порядка, распространенных повсеместно. Ритуальные формы, символические действия, характерные для мифологии как всеобщей формы становления человеческого сознания, к которой должен быть отнесен шаманизм, имеют непреходящую ценность в культурной жизни человечества. Символы мифа пробуждают, направляют, упорядочивают и вовлекают личность в процесс жизни и смерти. Присущие зороастризму верования, требовавшие от индивида ответственности перед миром, людьми и перед самим собой, не потеряли своей непреходящей ценности. Зороастрийцы поклонялись множеству богов, силам природы, огню, воде, земле, солнцу, луне, ветру, отдельным абстрактным качествам справедливости, ярости разуму, истине. Принцип "истина - лучшее благо", требование жить в соответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом содержат в себе нравственность самой высокой пробы. Огонь и солнце почитались особо. Свойственный шаманству культ огня в целом и в деталях, как правильно отмечает Валиханов, зороастрийского происхождения. Почитание огня, солнца, обожествление неба и небесных светил, культ предков, признание богов-покровителей отдельных сторон бытия кочевников, кодекс должных поступков и запретов сохранились, по Чокану, от зороастризма у казахов в "совершенной целостности". Всезнающему, премудрому и верховному божеству соответствует переданное через тюркскую традицию обозначение Тенгри - небесная обитель и само верховное божество. Отсюда выражение: "да наградит тебя небо", "проклятый небом", "клянусь небом" или "да побьет меня небо". Огонь считается прародителем всего сущего, очищает души от скверны, гнев страшен, целительное значение всеобъемлюще. Огню приносят жертвы в самых сокровенных случаях: при рождении ребенка или вступлении невесты в дом отца или деда мужа. О целительной силе воды, о святости Матери-Земли упоминается в древнетюрских рунических памятниках Кюль-Тегину и Бильге-кагану. О святости воды свидетельствует народный обычай ушыктау - опрыскивание водой. Стихиям и некоторым предметам казахская традиция приписывает силу кие, поклоняясь которой и соблюдая определенные обряды, человек получает благословение от нее - кут, то есть счастье и благополучие. Но эта же сила обладает и карательной функцией кеср. Благословляющих и опасных сил полон внутренний мир человека, здесь непоправимое влияние слова и конкретное действие глаза. Синкретизм шаманства с исламом проявляется в таких принципиальных представлениях, как Аллах, отождествляемый с Тенгрием, Азраиль - со смертью, святость и святые - с арвахами, с духами предков. При этом фактом является то, что Чокан Валиханов был резким противником ислама среди казахов и выступал за поголовное их крещение. Прожив два года в Петербурге, Чокан работал в Главном штабе над подготовкой к изданию карты Азии, он участвовал в изданиях трудов Русского географического общества, членом которого он был избран в 1860 году. Здесь Чокан публиковал работы, посвященные истории и культуре Средней Азии и зарубежного Востока; среди них исследования "Киргизы" (так тогда называли казахов), "Следы шаманства у киргизов", "Киргизское родословие", "О кочевках киргиз" и другие, в которых собран и обобщен огромный материал об истории, этнографии казахов, их быту, обычаям и культуре. Устному народному творчеству казахов посвящены статьи "Предания и легенды большой Киргиз-Кайсацкой орды", "Очерки Джунгарии" и другие.

Panzer: Экспедиция в Кашгарию Всего четыре европейца побывали там до Валиханова: в XIII веке знаменитый Марко Поло, в XVII — некий монах-иезуит Гаес и во второй половине XIX века — англичанин, имя и судьба которого остались неизвестными да отчаянный немецкий путешественник, ученик великого Гумбольдта, Адольф Шлагинтвейт, исчезнувший бесследно в ходе своей дерзкой экспедиции в Центральную Азию. Китайские власти всячески препятствовали проникновению иностранцев в южную Джунгарию. Любой европеец, оказавшийся в Кашгаре, рассматривался ими, как шпион, и подлежал смертной казни. В июне 1858 года Валиханов отправляется в путешествие, навсегда оставшееся в анналах российской географической науки. Ему исполнился тогда 21 год. В путь Чокан тронулся с караваном семипалатинского купца Мусабая Тохтубаева. Он путешествовал под вымышленным именем Алимбая, переодетый в восточную одежду и с обритой, по местному обычаю, головой. За полтора месяца достигнув верховий реки Или, купцы провели затем месяц, занимаясь торговлей с киргизами, после чего караван двинулся к китайской границе. Пройти через Тянь-Шань в сентябре оказалось делом нелёгким. При переходе через перевалы в высокогорных снежниках и ледниках погибла большая часть баранов, верблюдов и лошадей (из 101 верблюда с гор спустилось лишь 36). Кроме того, несколько раз пришлось отбиваться от нападений разбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. При входе в город караван по приказу китайских властей был подвергнут тщательному обыску. Во время пребывания в Кашгаре Валиханов познакомился со многими купцами, чиновниками и другими местными жителями. Ему удалось собрать сведения о населении и дорогах «страны шести городов» (Алтышаар), как называли уйгуры Кашгарию. Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, её экономике. Он сумел установить подробности гибели в Кашгаре отважного Шлагинтвейта, которому отрубили голову у городской стены. 12 апреля 1859 года, через 11 месяцев после начала путешествия, Чокан Валиханов вернулся в Верный. По итогам экспедиции он написал отчет «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малый Бухарин) (1858- 1859)». Труд был высоко оценен востоковедами России и за ее пределами и вскоре издан на английском языке. Тяжелые условия путешествия, нервное напряжение и лишения, встретившиеся в пути сказались на здоровье молодого ученого. По возвращении домой Ч. Валиханов заболевает. В 1860 г. по вызову Военного министра исследователь Кашгарии приезжает в Петербург где был встречен как отважный путешественник и знаток жизни народов Средней Азии и Казахстана, нaгражден орденом Святого Владимира и повышен в чине.


kvs: Panzer пишет: в середине 1860-х годов Там еще не до конца с казахами разобрались, да и среднеазиатские государства не подчинили. Трудно будет удержать, растояние очень большое и территория неподконтрольна.

Panzer: В.А. Моисев Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX в. - 1917 гг.) Содержание Введение Глава 1. Установление русско-китайских отношений в Центральной Азии в 1850-1860 гг. Глава 2. Начало русско-китайского разграничения в Центральной Азии. Чугучакский протокол 1864 г. Глава 3. Мусульманские восстания в Синьцзяне и политика России. 1864-1871 гг. Глава 4. Дискуссия между правительством и туркестанской пограничной администрацией по вопросу о занятии Кульджи в конце 60-х - начале 70-х гг. ХIХ в. Глава 5. Оккупация русскими войсками Илийского края в 1871 г. Глава 6. Кульджинский вопрос в русско-китайских отношениях в первой половине 70-х гг. ХIХ в. Глава 7. Карательный поход цинских войск в Синьцзян и позиция России. Вторая половина 70-х гг. ХIХ в. Глава 8. Русско-китайские переговоры о возвращении Кульджи. Ливандийский (1879) и Петербургский (1881) договоры Глава 9. Передача Илийского края Китаю и завершение русско-китайского разграничения в Центральной Азии Глава 10. Нормализация русско-китайских отношений в Центральной Азии. 80-90-е гг. ХIХ в. Глава 11. Усиление экономического и политического влияния России в Синьцзяне в конце 90-х - начале 900-х гг. Глава 12. Политика России в Синьцзяне накануне и в годы Синьхайской революции Глава 13. Национально-освободительное движение в Западной Монголии в 1911-1913 гг. и политика России Глава 14. Русско-китайские отношения в Центральной Азии в годы первой мировой войны Заключение Summary Список сокращений Источникик и литература Терминологический словарь http://new.hist.asu.ru/biblio/ruskit/index.html

inkvizitoR: его Е.И.В. Александр недолюбливал. имел наглость инородец с императором о свободе казахов разговаривать. так что ИМХО, нереал. Кстати, он там ещё и женился. была временная жена, и как гласят легенды - даже дети... кстати, теперь я и тута есть! расползаюсь, коллеги!

Panzer: Вот его и выпихнули бы - к уйгурам, правильную политику проводить. Поехал бы, куда бы он делся

inkvizitoR: после того разговора его отдалили от двора. вот и зачах добрый молодец.

Panzer: ну-с, разговор-то мог и не состояться или состояться в другом ключе - если бы Валиханова прочили на пост главы Кашгарии - то разговор шел бы о конкретных планах относительно Кашгарии, а казахи если бы и мелькнули, то как второстепенная тема разговора, например в плане формирования отрядов из казахов русского подданства для охраны Кашгарии от китайцев

inkvizitoR: а когда вы хотите устраивать разговор Шокана с императором?

Panzer: Полагаю, непосредственно перед отбытием, чтобы уже не переиграть

inkvizitoR: не. император заметил-то Шокана исключиетельно после рекомендаций, которые он получил вследствие своей поездки. а до этого он был никто и звать его было никак.

Panzer: inkvizitoR пишет: император заметил-то Шокана исключиетельно после рекомендаций, которые он получил вследствие своей поездки. а до этого он был никто и звать его было никак Все правильно. Но тут рекомендации будут уже как на выгодного российской политике кандидата в правители Кашгарии. Т.е. пока Валиханов в России - он поднимает вопрос относительно казахов российского подданства, когда же он вне пределов России - он ведет себя предельно пророссийски

Panzer: Ведь А3 его не сам лично заметил, а после того, как ему о Валиханове рассказали те, кто знал его как исследователя и армейского агента

inkvizitoR: опять же не. ибо Шокан крепко головой ударился в своей поездке на тему широкой автономии казахов. почему уж - не знаю, но факт - что он бредил этой идеей, и считал, наивный, что как только он всё императору распишет и картинку покажет, всё будет оллрайт. надо, чтобы он не ударился головой. тогда всё будет окей. например, женить его толи на Тане, то ли на Наташе, не помню, уж кто там у него был в Питере... и - женить ДО поездки

Panzer: inkvizitoR пишет: чтобы он не ударился головой Ну, это допущение вполне нормальное. Уровень "Ленин и кровельщик" ввиду неопределенности истинных причин ударяния

inkvizitoR: а потом? Шокан - человек мягкий довольно-таки, весь в деда - Вали-хана (тряпка был, прости господи), очень сильно похож на Лермонтова. Поэт, рыцарь светлого образа, герой, но не правитель. Ему бы сестру в соправители (мужиком натуральнейшим была баба).

Panzer: inkvizitoR пишет: женить его толи на Тане, то ли на Наташе, не помню, уж кто там у него был в Питере... и - женить ДО поездки Ну, это вообще элементарно, в свете запланированных армейцами перемен в его статусе - подольше будет в Питере, плюс перспективы... видный жених

Panzer: inkvizitoR пишет: Ему бы сестру в соправители А кто может помешать его сестре приехать следом за братом?

inkvizitoR: особенности тамошнего менталитета. женщина - на уровне собаки в лучшем случае. Это у демократичных казахов сестра могла на коне скакать, да батыров ссаживать дубинами. я к сожалению, оставил у родственников подробнейшую книгу - жизнеописание Шокана, как доберусь - напишу. у него по-моему, был брат - жёсткий мужик, наследник султанской кошмы. вот их бы в Кашгар надо.



полная версия страницы