Форум » Альтернативная история » Статейка об альтернативной истории - Марш попаданцев » Ответить

Статейка об альтернативной истории - Марш попаданцев

ВЛАДИМИР-III: http://www.lgz.ru/article/15731/ [quote]Cовместный проект "Невский проспект" Марш «попаданцев» ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ Марш «попаданцев», или Ностальгия по альтернативе Недавно в интервью «ЛГ» (№ 10, 23–29 марта) главный редактор «Ленинградского издательства» Александр Сидорович признался, что одно из первых мест по читаемости в издаваемой им продукции занимает так называемая альтернативная история (АИ). Это очень показательно для города, от Александра Беляева до братьев Стругацких считавшегося центром отечественной фантастики. Если уж в Питере это пишут, издают и читают, то и в остальной России грех отставать. Похоже, действительно настало время АИ. Странная фраза написалась… Ведь «времён» этих может быть бессчётное количество. Жанр такой – фантастика, изображающая реальность, какой она могла бы стать, пойди история по другому пути. Жанр весьма почтенный – родоначальником его считается римский историк Тит Ливий, описавший возможную картину противостояния Рима и империи Александра Македонского, если бы тот не умер в молодости. Да и в дальнейшем к АИ прибегало немало прославленных мастеров. Но сейчас у нас бум лишь одного её подвида, а именно, историй о «попаданцах». Словечко родилось в литературных сегментах Интернета и обозначает героя или группу персонажей, попавших в некий континуум, отличный от его среды обитания. Это может быть прошлое, будущее, иная планета, мир параллельный или перпендикулярный и так далее. Собственно говоря, это тоже полноценный поджанр фантастики, но в рамках АИ он образует отдельную группу произведений – об угодивших в иные времена современных людях. То есть речь не о сюжетах, при которых изменение истории обусловлено каким-нибудь отличием от нашего мира, – как у Василия Аксёнова Крым остаётся белогвардейским потому, что в романе он остров. В рассматриваемой литературе все изменения случаются в результате именно деятельности «попаданцев». Одним из первых этот ход применил Марк Твен. Но он был гением – пусть мрачным и недобрым, и в своём романе «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» использовал приём, чтобы выразить некоторые мысли об истории, социологии и политике. Для чего плодят «попаданцев» нынешние российские авторы, разобраться сложнее. Как и понять, почему именно сейчас АИ вытесняет с книжных прилавков, а также из сердец читателей и вконец выродившееся героическое фэнтези, и недавно ещё сверхпопулярные вампирские саги. Для того чтобы прояснить феномен, стоит набросать стандартную фабулу нынешней АИ. Неким путём – научным, магическим или не разбери-поймёшь каким, главный герой (герои) попадает (вольно или невольно) в один из ключевых для России исторических периодов. Особой популярностью пользуются времена Ивана Грозного, XVII век до Петра, Петровское время, начало XX века и канун Великой Отечественной. Обладая знаниями и умениями современного человека (априори неизмеримо превосходящими знания местных жителей), «попаданец» начинает интенсивную деятельность, в результате чего ситуация меняется в благоприятную для Отечества сторону. Ну, например, петровский флот оснащается броненосцами и легко бьёт шведов (Алекс Кун «Броненосцы Петра Великого»). Крейсер «Варяг» не гибнет, а прорывает блокаду японского флота (Глеб Дойников «Варягъ»). Меняется ход Великой Отечественной войны (Александр Конторович «Чёрный бушлат»). И так далее. Тут есть множество забавных нюансов. Например, та лёгкость, с которой герой разбирается в совершенно незнакомой ему жизни, интегрируется в тамошнее общество, буквально ногой открывает двери сильных мира того, а те внимательно прислушиваются к его рекомендациям и тщательно их выполняют. Вдобавок «попаданец» сплошь и рядом весьма нечист на руку, проще говоря, тащит всё, что плохо лежит, и гордится этим. Но оставим эти чудеса на совести авторов. Отпустим им и «картонность» героев, скверную мотивацию их действий, даже многочисленные исторические ляпы. В конце концов авторы и не собирались писать нечто серьёзное, их цель – развлечь себя и читателя. Однако для того, чтобы понять смысл этого развлечения, следует вспомнить ещё один термин, пришедший из англоязычного Интернета – «мэрисьюшность». Мэри Сью – героиня некоей сетевой писательницы, сногсшибательная блондинка, наделённая множеством сверхспособностей. Термином определяют стремление авторов вставить в текст произведения «идеального себя». Так вот, у «попаданцев» «мэрисьюшность» очень даже заметна. Что неудивительно: авторы такого рода литературы в обычной жизни часто принадлежат к почтенной корпорации «офисного планктона», то есть жизнь их вовсе не богата событиями и яркими впечатлениями. А таковых хочется. И тогда в своих творениях они начинают отождествлять себя с крутыми парнями, парой слов изменяющих ход истории. То, что реальных интеллектуальных и бойцовских качеств на такие свершения у них, скорее всего, не хватит, нисколько их не волнует. Как и их читателей, в свою очередь, отождествляющих себя с героем. Одним просто нравится такое писать, другим – читать. Но «мэрисьюшность» – лишь одна из сторон явления. Другая (о ней в упомянутом интервью говорил и Александр Сидорович) имеет более серьёзные, я бы сказал, патриотические причины. Большинству авторов – от тридцати до пятидесяти, то есть они застали старческое величие и грандиозный крах СССР, что произвело в них некоторую психологическую травму. Детство и юность их прошли во внешне стабильном, защищённом от катаклизмов обществе. По крайней мере таковым оно им видится сквозь дымку лет. А потом настал хаос перемен, и страна на глазах превратилась из сверхдержавы во второстепенное государство. Всё это породило ностальгию по СССР и горечь за историческую судьбу отчизны, а соответственно желание каким-нибудь образом исправить положение. В реальности работать на исправление тяжело и нудно, зато бумага (вернее, компьютер) стерпит всё и позволит хоть как-то оформить победу над супостатами прошлыми, нынешними и будущими, а заодно явить величайший гений и прозорливость автора. И вот ветеран-афганец вселяется в тело Николая II и легко разруливает российские проблемы (Алексей Махров, Борис Орлов, цикл «Господа из завтра»). Что и говорить, приятно быть умнее «никчёмного» царя. Не мной подмечено, что в западной фантастике крайне мало произведений, в которых такое историческое «прогрессорство» одобряется. Почему-то западные авторы твёрдо усвоили, что такое «эффект бабочки», когда малейшее действие может иметь глобальные последствия. Потому у них на страже времени стоят суровые патрульные Пола Андерсона, да и не только его, хватающие за руку негодяев, посмевших покуситься на изменение истории. У нас же автор ничтоже сумняшеся засылает в XVII век группу современных учёных и инженеров, снабжённых всем необходимым для учинения промышленной революции, а заодно и отряд вооружённого автоматами и гранатомётами спецназа – для охраны «прогрессоров» (Дмитрий Хван «Ангарский вариант»). Какие хронопарадоксы за этим последуют, автора волнует меньше всего. В этом, разумеется, присутствуют симптомы тяги к безответственному социальному экспериментаторству, так дорого обошедшемуся нашей стране. Но не только. В самой глубине лежит пришедшая из восточной философии постмодернистская идеология множественностей. Мысля этими категориями, признаёшь сущим всё возможное, а значит, нивелируешь реальность до степени одной из вероятностей. Проще говоря, если миров много, ни один из них не есть настоящий. Майя. Иллюзия. Великая пустота. Тут невольно закрадываются конспирологические мысли: а не поощряется ли разгул «попаданского» АИ некими тёмными силами? Ведь это очень эффективный способ окончательно разрушить в умах множества сограждан память о подлинной истории, приучить к мысли, что истинны все «варианты» и «линии». Но, думаю, не стоит искать заговор там, где действует обычное недомыслие, помноженное на коллективный комплекс неполноценности. Только не надо думать, что я чохом отвергаю всю АИ. Нет, я просто сетую на её вырождение. Так и жанр фэнтези, при великом Толкиене глубоко нравственный и философский, выродился в бессмысленные хороводы эльфов-орков-гномов, ублажающие инфантилизм писателей и читателей. Впрочем, остаётся надежда, что в фэнтези, в альтернативной истории и в прочих жанрах, начисто задавленных графоманскими потугами, сохранился ещё потенциал, который рано или поздно будет реализован. В конце концов важно не что пишешь, а как пишешь. Павел ВИНОГРАДОВ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ[/quote]

Ответов - 2

ВЛАДИМИР-III: О комплексах геополитической неполноценности стареющих педофилов от альтистории в литературно-критических статьях на тему АИ мы уже слышали неоднократно. И пережевали (от слова "жевать", а не от слова "жить"). Но вот это: Какие хронопарадоксы за этим последуют, автора волнует меньше всего. В этом, разумеется, присутствуют симптомы тяги к безответственному социальному экспериментаторству, так дорого обошедшемуся нашей стране. действительно, что-то новенькое. Ах, безответственность! Ах, социальное! Ах, экспериментаторство! Ах дорого! Ах, обошлось! У меня к автору статейки только один вопрос: он, как? дрался в детстве хоть раз? Или пришел к выводу, что "безответственное" втягивание в драку ни к чему хорошему не приведет? И так и остался ни разу не дравшимся? Вот уж глупость от ума! Такими премудрыми пескарями заселена вся современная интеллигенция. Поэтому не ждите от нее НИЧЕГО! Потому что она НИ НА ЧТО не способна. Их императив: кабы чего не вышло, ведь страна потеряла в ХХ веке и т.д. И эти импотенты думают, что они будут нравиться (как минимум - соседской девчонке, как максимум - "народу" всей страны). Автор напоминает карикатуру: человек собрался зарезать курицу, чтобы съесть ее, и вдруг спохватился: а нравственно ли это???? И пришлось ему покупать курицу уже в готовом виде у соседа. Денег на покупку, правда, нет, и нравственник "утешает" себя: ах мы бедные, ах мы неразвитые, и не смотря на это еще находятся экстремисты, которые призывают к куроубийству. Да ну их к лешему! Живая жизнь всегда побеждала. И сейчас - не исключение.

ВЛАДИМИР-III: Люди вообще плохо умеют прогнозировать прошлое. Поэтому раз за разом удивляются - да как же такое...



полная версия страницы