Форум » История » Контекст ДОИСТОРИИ » Ответить

Контекст ДОИСТОРИИ

Андрэ Натальер: В разделе хотелось бы собрать материал о том пути, который прошло человечество до появления хомо сапиенс сапиенс. Какие ареалы и когда заняли древние люди? Какие индустрии камнеобработки использовали? Что за люди предшествовали человеку современного антропотипа?

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

ВЛАДИМИР-III: Вообще в каждом конкретном случае надо смотреть на обстоятельства. Вот взять, например, историю лука. Он, ЕМНИП, появился в Северной Сахаре, но исключительно быстро распространился по миру. В этом я видел доказательство в пользу тезиса о Северной Сахаре как родине ностратиков. А какие миграции были из Сибири (кроме Самаркандской культуры ВПЛ)?

Андрэ Натальер: Исход культуры ХП всё-таки драматичен. В пещере Классис Ривер обнаружены кости древних метисных сапиенсов со следами каннибализма. Судя по охотничье-рыболовным трофеям, местные жители не нуждались в такой стратегии выживания, отсюда предположение, что съедены были они пост-ховисонцами-чужаками (если исключить ёрничание, то, конечно, вариантов объяснения каннибализму масса). На сегодняшний момент ни генетических следов, ни тем более языковых от этого населения не осталось. Вместе с тем, местные стиллбейцы уже никогда не оставались прежними после Х-П. Спустя годы, они накопят достаточно навыков и обзаведутся потребностью в воспроизведении комплекса орудий, близкого х-портскому. Лично я предположу, что дальнейший расцвет Стиллбея напрямую связан с ассимиляцией культуры Х-П и её носителей. В позднем Стиллбее вся пластинчатая индустрия остаётся непризматической до наступления ПКВ Африки, который по времени относится к 40 тысячелетию до н.э. То есть в отличие от Солютре они получали пластинки с аморфных или леваллуазских ядрищ, но гранили их до получения совершенных лезвий (культура Бамбата). После проникновения с северо-востока навыка объёмного раскалывания пластинчатая индустрия Стиллбея сразу переквалифицируется на создание микролитов, только культуры эти называются Магозийскими и связаны с влиянием Хараманской культуры верховьев Нила. Вообще, как кажется, археологи Африки стали отходить от привязки к названию Стиллбей, они переименовывают весь СКВ Африки в стадии без названия и выделения культур, маркируя их цифрами. 4. Как бы я объяснил разрыв между прорывом Х-П и позднейшим наступлением ВПЛ? Эту мысль я нашёл у Вишняцкого. Всплеск технологий происходит на почве обострения конкуренции. Это подтверждает мысль, что Х-П индустрия создана пришлым населением, и раскрывает механизм возникновения ВПЛкой революции. Стиллбей – близкородственная среда сапиенсов. Нагорья Азии – близкородственная среда палеоантропов, Побережья Индики – близкородственная среда сапиенсов исхода. ЦАфрика – среда близких друг другу пракапоидов. САфрика – среда идалту, атерская общность. Конкурентной средой мог бы быть БлВосток, но тогда он сильно опустел из-за извержения вулкана. Пока он был конкурентной средой, в его недрах появлялся пре-Ориньяк, развитие технологий форсировалось. Климат разгонял конкурентов по благоприятным для них эконишам, и конкуренция ослабевала. Всё. Предпосылок для конкуренции не оставалось до тех пор, пока популяция послетобовских сапиенсов не стала напирать на ареалы распространения палеоантропов. Опять же в Австралии и Ю-ВАзии, где конкурентной среды не возникало, технологии остались на низком уровне, и революции не случилось. Итак всплеск технологий – результат гонки вооружений Каменного Века. Конкуренция популяций ведёт к обострению самосознания популяции и стимулирует мировоззренческий всплеск/сдвиг, который ведёт к появлению развитого символического искусства: например, с помощью раскраски тела создавать маркировки «свой-чужой», оберегать сосуды от вреда врагов видимых и потаённых, с помощью магии завлекать стада животных в свои загоны и засады. Движение технологий в том направлении, которое случилось (к созданию призматических ядрищ и пластин, снятых с них), обусловлено навыками палеоантропов и неоантропов предыдущих поколений в создании наступательного вооружения, более опасных лезвий и использовании для этих целей разных подручных средств (кость, рог, древесина и проч). В других областях вектор развития технологий был другим: обычно этот вектор определялся миниатюризацией каменных изделий, т.е. созданием минилитов и микролитов. Контакты популяций нео- и палеоантропов были разносторонними: от сотрудничества и обоюдных заимствований, до конкуренции и конфликта. Вот такая вот история Ховисонс –портской индустрии и смежных культур видится на сегодняшний день.

Андрэ Натальер: Сейчас можно перейти к комментариям на схему археологических культур. Связка Ашель/Африка-Микок/Европа имеет промежуточные стадии в виде Микок/Африка и Микок/ЮЗАзия. При этом очень вероятно создание мягкого отбойника (залога перехода к индустрии Микок) не в Африке, а на БлВостоке, т.о. ответвление на Микок должно исходить от Майянбарухской культуры и обратным движением идти к Микоку/Африка Ашель/Африка - Клэктон/Европа имеет посредующие этапы в стоянке Джиср-бнат-Якуб, далее в Культуре Майян-Барух/Палестина и на стоянке Ярин-Ка-На/Турция, а уж оттуда в Европу. Рас-БейрутI берёт своё начало от Убейдо-Латамнской культуры, в Вашем построении будет вернее вести от Латамны.


Андрэ Натальер: Связка Клэктона/Европа с Тейяком/ЮЗАзия опрометчива. Тейяк - это консервативные общины БлВостока, которые не восприняли технологию мягкого отбойника. Не перешли на леваллуа, но отказались от универсальных орудий - рубил. Эти общины происходят от Убейдо-Латамнской общности и формируют культуру пещеры Табун, нижних слоёв. Т.е. связка Уб-Латамна/ЮЗАзия - Тейяк/ЮЗАзия - ТабунскаяG=D. Умм-Катафа нижних слоёв включается в Табунскую культуру, я бы не выделял её отдельно. Зато потом она входит в Майанбарухскую культуру. Этот переход связан со сменой населения. Затем в ту же Умм-Катафу возвращаются местные ребята, обогащённые леваллуазкой технологией, происходит отказ от Микока и двусторонней обработки. К Табунской культуре следовало бы отнести и Рас-БейрутII

Андрэ Натальер: Рефаим-Бака и Йирон относятся к общей культуре Горного ашеля. Правильно, они происходят от культуры с клэктонскими элементами, но в Палестине такие элементы несут Дж-бнат-Якуб и Майан-Барух. По древности больше подходит первый и развите культуры идёт в рамках зависимости/близости к линии ДБЯ-Майян-Барух. Но. Потом на стоянках этой культуры появляется леваллуа. И населяют стоянки представители Ашело-леваллуазской культуры/ЮЗАзия.

Андрэ Натальер: Вернёмся к Тейяку. Происходит он от Убейдо-Латамнской культурной традиции (в ней впервые встречаются характерные элементы тейяка, но пока не складывают устойчивого культурного комплекса). И вытесняется с приходом африканских мигрантов из Магриба в северные области региона, т.е. на Кавказ и в Европу, где встречается уникально в чистом виде. Табунская культура - это реликт данной культурной традиции на БлВостоке. Носителями традиции Тейяка были поздние архантропы-гейдельбергцы: азыхантроп, человек из Араго, некоторые итальянские находки. Тейякская традиция в ЗапЕвропе Рисское время будет представлена двумя культурами: эвенозийской и таубахской. Обе они будут захлёстнуты позже новым населением - палеоантропами. Где-то в этот период произойдёт расслоение неандертальского населения на несколько популяций: группа, которая возьмёт курс в своём фенотипе на классического неандертальца Европы, и та, которая станет предковой для нас. От Тейяка произойдут как классическое, так и зубчато-выемчатое Мустье (Здесь схема верна) , Шарантское мустье типа Кина - тоже продукт Тейяка, опосредованный БлВосточными влияниями. А вот леваллуа не есть прямой продукт Тейяка. Это важно. Крайне важно. Да, на момент составления работы по ПЛ БлВостока считалось, что леваллуа появляется в Палестине, но сейчас всё далеко не так в интерпретациях. Леваллуа - это не культура, а технологическая индустрия, даже навык. Появляется в ЮЗАзии из Африки с определённым населением, людьми типа человека из Бодо или Ндуту, т.е гейдельбергскими людьми. Эти люди были предками как гейдельбергцев, так и родезийцев. Отвлечение. Здесь есть одна коллизия антропологическая и археологическая, я бы её расследовал чуток по-позжее. В связке с группой Бодо-Ндуту идут ещё и хомо хельми, и идалту, и первые неандертальцы. А заковыкой для меня было само появление гейдельбергца в Африке. Там ли он появился или пришёл туда из-вне... Вся популяция европейских архантропов ведёт к появлению гейдельбергцев, а по древности она старше группы Бодо-Ндуту... Как в этом разобраться?

Андрэ Натальер: Сделаю поправку. Амирханов в своей работе по палеолиту Аравии делает веское предположение о связи следующего круга культур на протяжении тысячелетий: развитая Олдувайская - Аль-Гуза/Аль-Габр - Убейдо-Латамнская культуры - ашель оазиса Харга. Эта общность, названная мной Прикрасноморской, просуществовала до времён появления сапиенсов и позже. Я всё больше и больше нахожу подтверждений его идее в антропологии, лингвистике, генетике и археологии. Эта общность только в результате каких-то невероятных катаклизмов разобщается, но потом на новом витке ист.развития снова объединяется так или иначе... Кстати, так же и с пространством Евразийских равнин - они всегда будут собираться воедино... Так вот, Тейяк происходит, если быть точным, не из убейдо-Латамнской культуры, а из описанной выше общности, потому что в латамнском виде (т.е. в сочетании с бифасами) он будет характерен для засахарской Африки. И просуществует весь развитой Ашель до широкого внедрения в культуры Азии и Африки технологии леваллуа. Из недр развитого Олдувая выйдет и клэктонская традиция Магриба. Там, в верховьях Нила разойдутся в разные стороны популяции архантропов. Одни повернут на Запад, другие продолжат путь на юг. Те, которые окажутся в Магрибе, будут культивировать двустороннюю обработку камня, и бережно сохранят клэктонские традиции своей родины - Олдувая. Среди же южан дольше сохранятся тейякские технологии, а клэктонская составляющая забудется почти (на юге Африки известны единичные клэктонские орудия). Южане окажутся более пассивными и консервативными, а северяне-магрибцы станут осваивать всё Средиземноморье, дойдут до Палестины и Малой Азии на востоке, а на севере, возможно, вторгнутся в пределы Альбиона. С чем связана сапиентация населения Магриба? То ли с приходом из глубин Африки родезийцев (следов этого проникновения ярких не знаю), то ли обменом генов с гейдельбергцами Европы через замерзающий Гибралтар (вероятным следом такого обмена являетс иберийский ашель, весьма напоминающий ашель Магрба).

Андрэ Натальер: И вот теперь мы можем прокомментировать ещё более точно. Леваллуа происходит от Тейяка опосредованно не через культуру стоянки Рас-Бейрут4. Следует понять, что ни леваллуа, ни тейяк не являются обычно названиями конкретных культур Каменного Века, а обозначают названия технологических навыков, возможно, технологических характеристик каменных индустрий. И всё. Если понимать в этом смысле данную часть схемы, то правомерность связки тейяк - леваллуа может быть подтверждена с некоторыми оговорками. Поскольку схема называется Схема археологических культур, то эта связка неправомерна. В отношении технологий. Комплекс тейяка суть производство орудий из отщепов без двусторонней подтёски заготовки. Навык леваллуа суть производство орудий из отщепов без двусторонней обработки заготовки, но с предварительной подготовкой ядрища к необходимому сколу. Получается, что леваллуа есть усовершенствование тейяка. Но все оговорки относятся к специфике этого усовершенствования. Возможным стало это усовершенствование только после изобретения техники мягкого отбойника, позволявшего делать с заготовки более точные, более правильные сколы. А вот применено это усовершенствование впервые было не к тейяку, а к ашелю (с маленькой буквы, как к технологическому процессу). Чем отличается ашельское производство от микока (тоже с маленькой буквы, т.к. это тоже название технологического приёма, а не культуры в данном контексте изложения)? Ашель суть получение стандартного каменного орудия на ядрище путём нанесения сколов приострения с двух обрабатываемых сторон. Микок суть получение стандартного каменного орудия как на ядрище, так и на отщепе путём нанесения сколов приострения с двух обрабатываемых сторон с применением мягкого отбойника. Всё. Разница между микоком и леваллуа? Микок суть получение стандартного каменного орудия как на ядрище, так и на отщепе путём нанесения сколов приострения с двух обрабатываемых сторон с применением мягкого отбойника. Леваллуа же суть (формулируем с привнесённой оговоркой) производство орудий из отщепов без двусторонней обработки заготовки, но с предварительной подготовкой ядрища к необходимому сколу с применением мягкого отбойника. Таким образом ашельская оббивка - грубая двусторонняя оббивка ядра, а микокская - тонкая двусторонняя и уже применима и к ядру и к отщепу; тейякская оббивка имеет целью орудие из грубого скола, а не ядро, а леваллуазкая оббивка позволила так обрабатывать ядро, чтоб получить с него эффективный утончённый скол.

Андрэ Натальер: Леваллуа происходит от тейяка только при знакомстве/соседстве обеих культур с микоком. Это было возможно только в Прикрасноморском регионе. Отсюда постулирую происхождение технологии микока в этом же регионе и предполагаю обратную миграцию технологии по Северной Африке. Поддержкой идеи обратной миграции является факт второй волны, следующей за первой, связанной с распространением ашело -леваллуа. Следующей поддержкой появления микока в Прикрасноморье является факт широкого распространения микокосодержащих культур на БлВостоке и оттуда в Европе. В случае Ближнего Востока посредующей культурой для появления леваллуа может быть только одна - Эвронская культура. Есть ещё одно место, по которому у меня мало материалов и которое могло бы быть катализатором появления леваллуа, - Принилье, оазисы типа Харга... Но у меня инфы по каменным индустриями стратиграфии этого региона нет.

ВЛАДИМИР-III: Андрэ Натальер пишет: то ли обменом генов с гейдельбергцами Европы через замерзающий Гибралтар Хм... А в период пика валдайского оледенения он ведь тоже был проходим.

ВЛАДИМИР-III: Андрэ Натальер пишет: Вот такая вот история Ховисонс –портской индустрии и смежных культур видится на сегодняшний день. То есть его исчезновение - результат ослабления конкуренции в южноафриканском регионе?

ВЛАДИМИР-III: Андрэ Натальер пишет: т.о. ответвление на Микок должно исходить от Майянбарухской культуры А хронологический разрыв между ними?

ВЛАДИМИР-III: Андрэ Натальер пишет: Рефаим-Бака и Йирон относятся к общей культуре Горного ашеля. Правильно, они происходят от культуры с клэктонскими элементами Тогда как датировать начало клэктона, если Рефаим-Бака начинается миллион лет до н.э.?

ВЛАДИМИР-III: Андрэ Натальер пишет: Леваллуа - это не культура, а технологическая индустрия, даже навык. Появляется в ЮЗАзии из Африки с определённым населением, людьми типа человека из Бодо или Ндуту, т.е гейдельбергскими людьми. Эти люди были предками как гейдельбергцев, так и родезийцев. То есть получается, что леваллуа повсеместно представлен (хотя бы на ранних стадиях) именно этими группами - гейдельбергцами и родезийцами?

ВЛАДИМИР-III: И получается, леваллуа происходит все-же от ашеля? А микок Ближнего Востока гораздо старше европейского?

Андрэ Натальер: ВЛАДИМИР-III пишет: То есть его исчезновение - результат ослабления конкуренции в южноафриканском регионе? Исчезновение - и есть результат конкуренции, после чего наступила стагнация, откат....

Андрэ Натальер: ВЛАДИМИР-III пишет: То есть получается, что леваллуа повсеместно представлен (хотя бы на ранних стадиях) именно этими группами - гейдельбергцами и родезийцами? Авторы Истории человечества,т.1 прямо пишут, что индикатором сапиентации населения в материалах археологических культур является технология леваллуа. С момента внедрения леваллуа-технологии в человеческих обществах процесс сапиентации оптимизируется и становится более динамичным. Это значит, что популяции гейдельбергцев, усвоившие леваллуа, прогрессируют в сторону неандертальцев, а популяции родезийцев - в сторону хельми... Древнее леваллуа представлено этими группами. А вот годика эдак с 300000го уже преднеандертальцами, хельми и прочими палеоантропами даже до неоантропов ВЛАДИМИР-III пишет: И получается, леваллуа происходит все-же от ашеля? А микок Ближнего Востока гораздо старше европейского? от ашеля, как от эпохи, - несомненно! обычно поздним ашелем в Африке, например, именуется та стадия, которая предшествует появлению элементов леваллуа. Микок - это не культура, а технологическое ноу-хау в контексте моих записей, поэтому ноу-хау появилось сначала на БлВостоке, но было включено в рамки других локальных культур, а потом с Ближнего Востока перенесено в Европу, где стало определяющим фактором некоторых культур.

Андрэ Натальер: ВЛАДИМИР-III пишет: Тогда как датировать начало клэктона, если Рефаим-Бака начинается миллион лет до н.э.? клэктон вообще - это не культура, а технология, которая может быть присущей разным культурам (что-то на подобие бронзолитейного производства) . В развитом Олдувае 1,4 млн лн элементы клэктона присутствуют уже. Тот клэктон, что обозначен Вами как Клэктон/Европа - начался в Европе 550 клн. Клэктонская индустрия, упомянутая в цитируемом издании Палеолит БлВостока, привнесена из ашеля Марокко вместе с культурой стоянки Гесер-бнат-Якуб (Джиср-бнат-Якуб; мост-сыновей-Якова) около 800 клн. Рефаим Бака и Йирон по тексту издания принадлежат Горному ашелю, а это по эпохе - лишь средний ашель, т.е не раньше 700 кл. Пардон, другими датировками не располагаю

Андрэ Натальер: ВЛАДИМИР-III пишет: А хронологический разрыв между ними? Если мы учитываем, что Майян-Барух - это название культурной общности Ближнего Востока, а микок в контексте издания "Палеолит БлВостока" обозначает лишь индустриальную традицию, то хронологического разрыва мы наблюдать не будем.

Андрэ Натальер: ВЛАДИМИР-III пишет: А какие миграции были из Сибири (кроме Самаркандской культуры ВПЛ)? Очень сложный вопрос! Так кажется, что отвечать на него придётся впервые... То есть все суждения будут оценочными... Пока замечу следующее. Мы стоим на пороге , когда неизбежна переоценка векторов развития и распространения многих культур. Традиционный в археологии ближневостокоцентризм (он активно конкурировал в ХХ веке с европоцентризмом и побеждал) отступает... Но я бы расширил Ваш вопрос: не только из Сибири, но и из ЦАзии в целом (+Монгольский Алтай, Восточный Казахстан, части Средней Азии).



полная версия страницы