Форум » История » К вопросу о миграциях и субстратах древней Европы » Ответить

К вопросу о миграциях и субстратах древней Европы

ВЛАДИМИР-III: Издание моего ПОЛНОГО АТЛАСА АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ временно откладывается, поэтому воспользовался свободным временем (лето) и внес ряд небольших, но существенных дополнений. Во-первых, присоединил к источникам прекрасное издание: Сибирь. Атлас Азиатской России. Новосибирск, 2007. Издания, действительно, прекрасное. Люди постарались не зря. Чего только нет! Меня же интересовали исторические и археологические карты. Кроме того, уточнил некоторые сведения по археологическим сборникам и иным материалам. Вот - получилась новая карта 800 года до н.э. Европа выглядела в том же году следующим образом:

Ответов - 25, стр: 1 2 All

ВЛАДИМИР-III: К определенно индоевропейским народам Европы в этот период относятся 12.кельты (находились еще в зачаточном состоянии в эпицентре своего развития - Верхней Австрии и Южной Баварии). 184-185.лужицкая и высоцкая культуры, вероятно относящиеся преимущественно к древнейшим (эпохи погребальных урн) славянам. 186-191.древнейшие балты, ареал которых несколько сжался, под нажимом славян с юго-запада, племен бронзового века Скандинавии, а также финнских племен, вытеснивших балтов-фатьяновцев с Верхнего Поволжья в XIII веке до н.э. по мере похолодания, усыхания и наступления хвойных лесов, в экосистеме которых финны чувствовали себя привычнее балтов. Претензии М.Гимбутас на абашевцев безосновательны, однако, большая часть Прибалтики и Средней Европы, действительно в III - начале II тысячелетия до н.э. были зоной "янтарных народов" - боевых топоров и шнуровой керамики. 183.поморцы. Лужичане, боевые топоры и поморская археологическая культура составляют три ветви общности древних балто-славян. Поморцы впоследствии мигрируют в район Киевщины, станут Зарубинецкой культурой, а затем еще раз мигрируют на Оку, станут Мощанской культурой, смешаются с мигрирующими балтами и войдут в русские летописи под именем голядь. Впрочем, один из мигрирующих потоков лужицкой культуры где-то в конце VIII века до н.э. уже в Ютландии станут древнейшими германцами (ясторфская культура). В этногенезе этих племен сыграла роль т.н. северная бронза и "догерманский субстрат" - видимо, древнейшие бастарны севера Германии (60) - Порейнская культура. К числу индоевропейцев также относились: иллирийцы (62-83) (оранжевый цвет) от Нижней Австрии до Эпира и Южной Италии. Бытует мнение, что иллирийцы пришли на берега Адриатики с южного берега Балтийского моря, но археологически это не подтверждается. Скорее всего, они связаны с центральноевропейскими культурами. Между прочим, гальштадт как культурный тип связан отнюдь не только с кельтами, но и с рядом других среднеевропейских народов, в т.ч. с иллирийцами. Современные иллирийцы - албанцы. Во всяком случае, все остальные теории происхождения албанцев менее правдоподобны. греки (84-159) Впервые появляются на берегах Эгеиды около 2000 года до н.э., двигаясь с севера. Вначале населяли Фессалию и, возможно, Эпир (до иллирийцев-эпиротов). Первая волна греков - ахейцы, вторая - дорийцы (и ряд других племен: ионийцы и эолийцы). Ахейцы добрались до отдаленных уголков Средиземного моря и даже (вероятно) образовали правящий слой в Царстве гарамантов. македонцы (164) Согласно мнению большинства лингвистов (а также древним легендам), македонский язык - либо изолированный диалект ахейского языка древних греков, либо ближайший родственник древнегреческих языков. Причем, отделился он от древнегреческих относительно поздно. Во времена Троянской войны этого разделения еще не существовало. фракийцы (166-181) Не сохранившаяся в наше время языковая группа, которая переместилась на восток Балканского полуострова с Украины в XIII столетии до н.э. и, вероятно, связана с Белогрудовской культурой XV-XIII вв до н.э. Ее отдельные племена неоднократно вторгались в Малую Азию (вифины, мисы, треры). Треры, между прочим, имели высококачественную кавалерию. италики (32-41) Их внедрение в Италию - сложный процесс слияния пришлых племен полей погребений и местного, достаточно пестрого доиндоевропейского населения. К 800 году до н.э. этот процесс был отнюдь не закончен. лузитаны (5-7) Родственны не кельтам, как полагали ранее, а, скорее, италикам. Были первой волной раннего железного века в Испании. венето-либурны и другие племена курганных культур (47-59) Эпоха их господства в Средней Европе была относительно недолгой. К V веку до н.э. они были почти полностью ассимилированы кельтами и сохранились лишь на севере Адриатики, чтобы быть ассимилированными италиками к началу н.э. Разумеется, венеты Адриатики не имеют никакого отношения к венедам - латинскому названию древнейших славян. бастарны (60-61) Эта группа древних индоевропейцев также, видимо, связана с курганной волной XVI века до н.э. (если курганные племена действительно имели отношение к более северной группе балто-славян - боевых топоров). Именно они (а вовсе не кельты) с низовий Рейна в IX веке до н.э. высадились в устье Темзы. Античные авторы считали бастарнов, которые в III веке до н.э. переместились на юго-восток и увлекли с собой германское племя скиров, германцами. абашевские племена Верхнего Днепра и Десны (283-284) Абашевцы практически единодушно причисляются к древним индо-иранским племенам русской лесостепи. пеонки (165). Занимавшие территорию современной Македонии пеонки родственны древнеармянским племенам (в первую очередь фригийцам), еще в XV веке до н.э. начавшим перемещение в Малую Азию. киммерийцы (285). Расселявшиеся в степной части России и Украины с XIV по VII век до н.э. киммерийцы, несомненно, индоевропейский народ, однако, попытки отнести их к той или иной группе: иранской, кельтской, фракийской были неудачны. Скорее всего, киммерийцы - представители небольшой языковой группы, близкой тохарам и армянам. Происхождение киммерийцев связано с Полтавкинской культурой Нижнего Поволжья первой половины II тысячелетия до н.э. (некалибровано). Отсюда же иногда производят и андроновские (индо-иранские или близкие к ним племена). синды Тамани (288), которые, видимо, являются застрявшими в ходе великих миграций индо-иранцев на юг и юго-восток небольшой индоарийской группой. Ее влияние на окрестных меотов впоследствии было аргументом в пользу их принадлежности к индоевропейцам, однако, меоты (Прикубанская культура раннего железного века) - предки адыгов.

ВЛАДИМИР-III: Еще ряд народов гипотетически могут быть индоевропейцами. чернолесская культура (282) украинской лесостепи. Она, видимо, связана с катакомбной общностью XX-XIV вв до н.э. южных степей. После распространения срубных племен (киммерийцев) катакомбники отступили на северо-запад и закрепились в Киевщине. Кто были катакомбные племена? Явно они не были киммерийцами, хотя какая-то часть катакомбников, конечно, вошла в состав новой - срубной общности. Катакомбная культурная общность базируется на предшествующей - ямной общности, которую все единодушно считают древнеиндоевропейской, однако, очевидно передвижение значительных масс населения с Кавказа (видимо, родственных современным нахо-дагестанским народам) Это упирается в проблему этнической принадлежности Майкопской протоцивилизации. На ее индоевропейском характере настаивают Гамкрелидзе и Иванов, но для них это лишь необходимый этап распространения индоевропейцев с Ближнего Востока, что признано недостоверным. Скорее всего, Майкопская протоцивилизация создана предками адыго-абхазских народов, но на периферии она охватывала отдельные нахо-дагестанские и ямные группы племен. Волна расселения кавказцев в ХХ веке до н.э. докатилась до Подмосковья (Балановская культура, которая немного чресполосно с фатьяновцами просуществовала полный этно-цивилизационный цикл - ХХ-VIII вв до н.э.) В этой связи катакомбная культурно-историческая общность представляется этнически смешанной, но, видимо, с преобладанием северокавказских элементов. Полтавкинская культура, которая вместе с абашевской стала главным наследником индо-европейского этнического элемента в регионе, в XIV веке до н.э. отвоевала степи у кавказцев - сложилась срубная (киммерийская) общность. т.н. северная бронза (182), которая оставила значительные следы в культуре древнейших германцев. Однако, она не связана ни с индоевропейцами, ни даже с т.н. Северо-западных блоком культур. Северная бронза - это забредшие в Скандинавию племена колоколовидных кубков. Все гипотезы об индоевропейском характере племен этих бродячих торговцев и авантюристов разбиваются об один-единственный факт: самые древние находки культуры (около 2000 года до н.э.) характерны для Южной Португалии (а ни один из историков не включает этот регион в понятие прародины индоевропейцев). лигуры (13), которые быстро переняли из Центральной Европы железные технологии и принесли их около 1000 года до н.э. в Каталонию (это опять пытались приписать кельтам, которых еще не было). Но лигуры - это один из древнейших слоев населения Европы (вероятно, кардиальная керамика). этруски - несчастный народ, который появился на пересечении нескольких этно-культурных традиций, а поэтому ни при жизни, ни после исчезновения, не мог самоидентифицироваться. Я уверен, что попади наши исследователи в прошлое на машине времени - загадки этрусков не только не уменьшатся, но и возрастут. Самый древний слой этрусков и родственных им ретов связан с керамикой импрессо, но наблюдались восточные влияния - как индоевропейские так и доиндоевропейско-субстратные (близкие к яфетидам-чаталгеюкцам) сикулы (42) прибывшие на Сицилию в самом конце II тысячелетия до н.э. и принесшие железоделательные навыки. По языку близки к италикам. наконец пеласги (синий цвет на Пелопоннесе и в Истрии). Их принадлежность к индоевропейцам не подтверждается в связи с безуспешными попытками расшифровать пелагические надписи на Лемносе. Скорее всего, это также доиндоевропейский слой населения Греции, но не обязательно идентичный минойцам Крита, которые говорили на языке, отдаленно схожим с адыго-абхазскими. Следовательно, сикулы вполне могут быть отнесены к италикам индоевропейцам, а принадлежность остальных народов к нашей языковой семье проблематичны. Получается следующая карта распространения индоевропейцев к 800 году до н.э. индоевропейский ареал отмечен жирной красной линией.

ВЛАДИМИР-III: Таким образом, к 800 году до н.э. большая часть Европы (преимущественно, средняя полоса) уже была заселена индоевропейцами. Кто остальные? На крайнем севере Европы выделяется культура асбестовой керамики, которая, по всей видимости, не относится к финнам. Это т.н. дофиноугорский субстрат, который наблюдался повсеместно по берегам Северного Ледовитого океана - от Скандинавии до Таймыра. Круг культур ямочно-гребенчатой керамики формируется с начала IV тысячелетия до н.э. Существует две основных гипотезы происхождение уральских народов: согласно одной, их предки пришли на север Европы и в Западную Сибирь после таянья ледника с юга (вероятно, из Северного Ирана). Другая производит их из Европы, а точнее с приледниковых территорий Польши и Чехии, где к моменту таянья ледника сложилась Свидерская финальнопалеолитическая культура (а миграции вдоль восточного берега Каспия на север-северо-восток - это продвижения некогда многочисленных племен енисейской языковой семьи (в т.ч. кельтеминарских)). Современное представление об уральской языковой семье включает в ее состав три основные ветви - финно-угорскую, самодийскую и юкагирскую. Юкагиры в описываемую эпоху заселяли почти всю северо-восточную Азию, а одно из их племен (353) Коршаковская культура - переселилось с востока в устье Печоры. Самодийцы расселялись на Северном Урале и восточнее его, и время от времени испытывали вторжения с юга андроновских племен. Угры (326), которые слились с финнами уже после начала нашей эры в результате масштабных миграций из лесосте, то пей Западной Сибири на запад и северо-запад, едва ли были тот период заметным этносом. Правда, именно древним уграм иногда приписывают турбинско-сейминский феномен, и если это так, то Чирковская культура (199) Верхней Волги - это также угорское племя (правда, очень смешанное с абашевскими и фатьяновскими племенами). Финны (192-197) населяли тайгу Европейской части России. И выделяется также Скандинавия и север Западной Сибири, населенные племенами ямочно-гребенчатой керамики. В Скандинавии проживали предки совр. саамов. На Ямале - сииртя. Эти народы могли иметь отношение к уральской семье. Либо - это еще одна (достаточно отдаленная) ветвь уральской семьи, либо один из компонентов троичной надсемьи, включающей уральцев, гребенчатую керамику и эскимосско-алеутские группы. Последнее более вероятно, поскольку эскимоидные расовые группы бытовали в Скандинавии, на севере Великобритании и в Прибалтике в мезолите. Они относятся к потомкам Аренсбургской финальнопалеолитической культуры. Таким образом, перед нами арктические группы, в расовом отношении сохранившиеся только в саамской среде. Запад Европы населен потомками маршей племен колоколовидных кубков (XX-XVIII веков до н.э.) - северная бронза (182), притены (10), иерны (11), остримнии (9), а также возможно племенные союзы культуры каструмов в Галисии (4). В середине II тысячелетия до н.э. эти народы занимали большие пространства в Средней Европе и на севере Балкан, но два потока индоевропейцев - курганный и полей погребений за 700 лет поглотили их. Колоколовидные кубки распространялись из Южной Португалии, где уже в историческое время обнаруживает кинетов. Кинетская группа (назовем так всю группу колоколовидных кубков) могла относиться к протобасским иберийским народам (хотя, не исключено, что баскский язык произошел от наречий аквитанов - последних представителей Артенакской культуры близ Пиренеев). К иберам, вероятно, относились и тартессцы западной Андалузии. История иберов уводит в Северную Африку. Не исключено, что они - потомки Капсийской культуры, вытесненной из Магриба ливийцами после 2000 года до н.э. Балары Сардинии (15) также относятся к иберийским народностям. Другая крупная этническая группировка Средиземноморья - потомки культур керамики импрессо, распространившихся в Западном Средиземноморье после 4600 года до н.э. (некалибровано) Керамика импрессо происходит либо из совр. Туниса - т.е. также относится к капсийцам, либо с Балкан (и тогда они - яфетиды). К разным группам этой вымершей ныне языковой семьи относились этруски и реты, лигуры и корсы, а также аквитаны. К лигурийской группе относятся также сиканы Сицилии. В IV тысячелетии до н.э. до Испании добирались даже иерихонские племена Ближнего Востока (альмерийская культура и ее потомки), но к XIII веку до н.э. они все ассимилированы иберами и кинетами. Не совсем понятна принадлежность элимов Западной Сицилии, талайотской культуры Балеарских островов и северных пициенов Средней Италии. Элимы прибыли на Сицилию в ходе великого переселения "народов моря" около XIII века до н.э. из Малой Азии, поэтому непонятно относятся ли они к анатолийских индоевропейским народам или к доиндоевропейскому адыго-абхазскому (хаттскому) населению этого региона. Пициены - остаток доиндоевропейского слоя населения Италии и, вероятно, тоже относятся к народам - потомкам керамики импрессо. Талайотская культура также может быть связана со вторжением на Балеары "народов моря".


ВЛАДИМИР-III: Пеласги (даже если они действительно имеют какой-то древнеиндоевропейский - времен баденской культуры - элемент) - это потомки неолитическо-энеолитического блока балканских культур. Эти культуры почему-то хотят причислить к древним индоевропейцам, что никак не клеится ни к теории Гамкрелидзе-Иванова, ни к курганной теории степного происхождения индоевропейцев. Самая крайняя - Трипольская протоцивилизация, распространенная в IV-III тысячелетиях на юго-западе Украины, могла иметь какие-то индоевропейские элементы, но проникновение среднестоговских "полукочевников" на Дунай и Балканы относится уже к самому концу IV тысячелетия до н.э. (некалибровано). Тогда на Нижнем Дунае индоевропейская культура Чернаводэ сменила доиндоевропейскую яфетическую культуру Гумельница. Наконец, на Северном Кавказе обитали племена адыгов (287), гениохов - древнейших абхазов (372) и нахо-дагестанцев (289-292). К адыгам, скорее всего относились и тавры Южного Крыма. Нахо-дагестанский выселок - Балановская культура (292) - доживает последние годы в Подмосковье.

ВЛАДИМИР-III: Следы еще одной миграции присутствовали на юге Сардинии. Можно спорить, имели ли отношение племена керамики импрессо или колоколовидных кубков к афразийским народам Сахары (бытовала даже т.з., что один из этих потоков был в отдаленной степени родства с современными хауса Северной Нигерии, которые тогда жили в пределах Алжира, но поскольку баскский язык не обнаруживает связей с афразийскими, это маловероятно), но ливийцы-иолаи где-то в конце II тысячелетия до н.э. (на фоне беспорядочных миграций в рамках Средиземноморья) переселились на Сардинию и закрепились в южной части острова. Таким образом, видим картину непрекращающихся переселений, миграций, завоеваний, ассимиляций и вытеснения новыми народами старых. Все это происходило достаточно хаотически, хотя вековые и тысячелетние колебания климата могли придать миграциям определенные направления. К примеру, потепление около XVIII века до н.э. способствовало распространению протобалтских культур боевых топоров и шнуровой керамими по всей Прибалтике, на Верхней Волге и даже по берегам Ботнического залива. Финнские племена стали отступать на север. А общее похолодание XIII века до н.э. вернуло их в Верхнее Поволжье, а затем в Эстляндию и Лифляндию. Значительной была также миграция курганных племен в Средней Европе и миграция полей погребальных урн в Подунавье и на Апеннинах. Миграция эпохи "народов" моря - т.е. XIV-XII вв. до н.э. охватили как Западное, так и Восточное Средиземноморье. Все это происходило в условиях относительно редкой заселенности Европы. По минимальным оценкам (Mc Evedy C. Jones R. Atlas of World Population History. Нammond,1978) население Европы около 1000 года до н.э. - 11 миллионов человек. Максимальные оценки - 15,3 миллиона. Это означает, что на территории от Атлантики до Урала (10,5 млн. кв. км) на каждый квадратный километр приходилось 1-1,5 человека. Разумеется, средняя плотность населения возрастала к югу и уменьшалась на севере. Население в границах совр. Греции во времена Троянской войны доходило до 1 миллиона человек (http://en.wikipedia.org/wiki/Demographic_history_of_Greece), а в т.н. "темные века" снизилось до 700 тысяч. Это дает более 5 человек на квадратный километр. Причем, население Греции в архаический период быстро растет и к 400 году до н.э. достигает 4 миллионов, плюс сюда же 1 миллион греков в Колониях по всему Средиземноморью и Понту Эвксинскому. Взрывной характер, разумеется, роста населения способствовал усилению миграций. Примерно такая же плотность населения могла быть в Италии и южной части Испании. Там обитало соответственно 1,5 миллиона и 2 миллиона человек. Еще миллион человек жил на Балканах севернее Греции. От трети до половины населения Европы проживало в субтропиках вдоль Средиземного моря. Дальше на север плотность населения падает, и во всей Скандинавии должно было насчитываться не более 200 тысяч человек, большей частью на юге Швеции и в норвежских фьордах. На территории Европейской части бывшего СССР - 1 миллион человек, в т.ч. половина приходилась на киммерийцев. Население арктических культур у Северного Ледовитого океана - считанные тысячи человек.

ВЛАДИМИР-III: ВЛАДИМИР-III пишет: Все это происходило в условиях относительно редкой заселенности Европы. К тому же миграции бывали иногда даже малозаметны для окружающих народов по весьма существенной причине. Когда мы берем, например, территорию современной Венгрии. умножаем ее на среднюю плотность населения Европы (для широт Венгрии это справедливо) и получаем примерно 140 тысяч человек - фракийцев, иллирийцев и "круганников", разделенных на полдюжины нередко враждующих союзов племен, важно помнить, что они по территории совр. Венгрии расселялись отнюдь неравномерно. Земледельцы тяготели к поймам рек, скотоводы - к открытым пространствам степей и лесостепей. Дремучие леса, горы и ряд иных, еще хозяйственно неосвоенных местностей, были практически безлюдны. Это давало удобные коридоры для массовых миграций. Хотя, с другой стороны, новые пришельцы отнюдь не желали быть бедными родственниками на новом месте и начинали активную борьбу со старожилами за хозяйственно-экологические ниши, наиболее привычные для них в прошлом. Тем не менее, тяготение к привычному хозяйственному пространству не объясняет масштабных, иногда трансконтинентальных миграций очень многих народов. Причем. отнюдь не все они исчезали как вандалы, пришедшие из совр. Польши в Магриб. Например, обитатели лесов Средней Европы кельты неплохо прижились в Испании, на Британских островах и в субтропиках Италии. А кочевники русских степей еще ранее дошли до Ханаана и долины Инда. В первом случае они исчезли с этнической карты, во втором - породили ведическую цивилизацию. Но ни Ханаан, ни субэкваториальная Индия отнюдь не похожи на русскую степь и лесостепь.

ВЛАДИМИР-III: В Сибири к 800 году до н.э.ю имеем следующую картину.

ВЛАДИМИР-III: К востоку от киммерийцев - примерно на территории Актюбинской области Казахстана обитали скифы (293). Через 100 лет они начнут движение на запад, вытеснят киммерийцев и войдут в европейскую историю. Вокруг скифов по всей Средней Азии и Казахстану расселялись другие иранские народы: апасиаки (305), племена джетыасарской (306) и куюсайской (304) культур. Джетыасарцы, возможно, и есть те самые "хьяуна" (хиониты), которые напали на Арьошайану (445) и убили Заратуштру. Андроновские племена (культуры - наследники андроновской общины поздней бронзы) (294-298) могут быть смешанной тохарско-иранской общностью, а севернее - на юге Урала и Западной Сибири в состав т.н. "культур андроновского облика" могли входить и неиндоевропейские группы (скорее всего, самодийцы). Саки (307-309) появились относительно незадолго до того - в IX веке до н.э. в Киргизии (до того, там также жили андроновские племена дандыбаевской культуры). Часть саков откочевала в Западную Монголию (т.н. культура херексуров). Чемурчекская культура южной Джунгарии (303), не смотря на свой полигенизм, видимо, дала начало скифам. Одна из групп андроновцев - кайраккумская культура (457) около 1500 года до н.э. сместилась на Памир. Выделяются также еще несколько ныне исчезнувших языковых групп индоевропейцев Центральной Азии. Во-первых, т.н. туранская группа (314-316), которая долгое время сохранялась в лице населения Крорайны на юге Западного Края Китая. Во-вторых, это тохары, которых обычно связывают с афанасьевской энеолитической культурой Южной Сибири, но есть и другие версии, например, попытки связать тохар Центральной Азии с касситами, правившими в XVIII-XII вв. до н.э. Вавилонией. Касситы (394) сохранялись как этнический реликт в горах Загроса до времен Александра Македонского. В-третьих, юэчжи (310), которых относят то к иранцам, то к тохарам. В-четвертых, динлины (328), племена монгун-тайгинской культуры (327) и другие наследники афанасьевской культуры (в т.ч. тагарцы). В-пятых, жуны (333-349), которые расселялись от Черчена до Калгана к западу и северо-западу от Китая. Этническая принадлежность этих племён не ясна. Обычно их рассматривают как протомонгольские и прототангутские племена. Однако древние китайцы описывают их как людей со светлыми глазами и густыми рыжими бородами - типичных европеоидов. А в XXIII-XIX вв. до н.э. в Ганьсу и Циньхае существовала культура Цицзя, связанная с Афанасьевской. Не были ли жуны (конечно, перемешанные с бирмано-тибетцами на юге и с древними тунгусами (дун-и) на востоке) все-таки индоевропейцами? Если это так, получаем следующую конфигурацию расселения индоевропейцев в Азии к 800 году до н.э. (отмечены красной линией)

ВЛАДИМИР-III: Современным историкам - представителям тюркоязычных стран Средней Азии и республик России - очень обидно, что такие огромные просторы заселяли какие-то иранцы, которые сейчас сжались до одной Осетии, а три-пять групп индоеврпопейцев Центральной Азии вообще исчезли. Утешить их совершенно нечем. Ну разве что фактом тюркизации некоторых иранским народов (например, половцев) уже в I тысяелетии н.э. А то, что Бичурин в XIX веке н.э. считал население Средней Азии вечно тюркским - еще не аргумент. Впрочем, какие обиды? На территории современной Российской Федерации в 1 году н.э. не было ни одного представителя славянской национальности. Аналогично, на территории совр. Великобритании в доримские времена не жил ни один англ или сакс. И как-то населились.

ВЛАДИМИР-III: Помимо индоевропейцев в Сибири в это время можно выделить: культуры гребенчато-ямочной керамики - (317-319). Я кстати, причислил к этой общности также и Лебяжскую культуру Печоры и Мезени (197). Не исключено, что эти арктические народы могли быть ближе к юкагирам, чем к другим уральским группам. самодийские племена центра Западной Сибири (320-324) угорские племена Верхней Оби (325-326) карасукские племена (299-301), которые чаще всего сопоставляют с кетами. Данную гипотезу можно рассматривать как частный случай дене-кавказской гипотезы, однако её автор, Ж. ван Дрим, идёт в своих предположениях ещё дальше. Дрим указывает на сильное сходство в глагольной морфологии, в особенности в личных префиксах, между бурушаски и енисейскими языками (сохранившийся живой представитель — кетский язык, остальные вымерли). На этом основании он предполагает существование гипотетической семьи «карасук», включавшей бурушаски и енисейские языки, и связывает её с археологической культурой Карасук, существовавшей во II тысячелетии до н. э. Таким образом, гипотетический путь от культуры Карасук до современных мест проживания бурушаски должен был проходить параллельно пути распространения дардских народов, что должно объяснять многочисленные заимствования в бурушаски из дардских языков. Таким образом, бурушаски не мог быть языком, на котором говорило доиндоарийское население Индии — бурушаски проникли в этот регион параллельно индоарийцам. К кетам, возможно, относится и культура зубчатой керамики Западной Якутии (здесь впрочем у меня существенный пробел в информации). культура плиточных могил (329) - предки хуннов. Вот эти точно древнейшие тюрки. И вполне можно гордиться, что такой небольшой народ сумел населить огромные пространства и передать свой язык еще большему количеству народов. То же самое касается славян. древние монголы (330-331). к востоку от них - древние маньчжуры (сушэнь) (557) и эвенки (350). Огромные пространства Якутии заселяли юкагирские народы (не только омоки) (351-352). палеоазиаты (559-565), родственные современным чукчам и корякам, а также нивхи (558) - это уже совсем иной мир - мир Тихоокеанских народов побережья, а на север Японии (567) как раз вторглись некие пришельцы, которые создали легендарный племенной союз коробоккуру (вероятно, эскимосы). Странно, но в I тысячелетии до н.э. на Таймыре обитали достаточно близкие родственники американских апачей - племена семьи на-дене (354-355). В этом нет ничего удивительного, поскольку на-дене входят в единую макросемью сино-тибетцев. кавказцев и енисейцев-буришей. Вероятно, они тысячелетиями населяли Средний и Верхний Енисей и были последней группой, которая переселилась из Азии в Северную Америку (хотя, возможно, последними были эскимосы). Все население совр. Сибири не превышало тогда (как и в XVII веке н.э.) 300 тысяч человек.

ВЛАДИМИР-III: ВЛАДИМИР-III пишет: Не были ли жуны (конечно, перемешанные с бирмано-тибетцами на юге и с древними тунгусами (дун-и) на востоке) все-таки индоевропейцами? Да, были, но это перемешивание достигло еще в конце II тысячелетия до н.э. такой степени, что сейчас очень трудно сказать, к кому жуны ближе - к индоевропейцам или к тибето-бирманцам. Все началось еще с культуры Цицзя (2400-1900 гг до н.э.; калибровано) в верховьях Хуанхэ. С тех пор, как она была открыта в 1923 году шведским археологом Йоханом Андерсоном, ее приписывали и китайцам (луншаноидность). и индоевропейцам, и тибето-бирманцам, и. кажется, даже тюркам и монголам. Кстати, о претендентах. Ведь великие миграции - не только привилегия древних индоевропейцев. Другие народы также совершали совершенно фантастические рейды. Например, энеолитическо-бронзовая чемурчекская культура (2800-1800 гг до н.э.; некалибровано) из Синьцзяна имеет поразительное совпадение с археологическими культурами Франции начала III тысячелетия до н.э. И это удивительное соотнесение - вполне признанный факт (Ковалев А.А. Чемурчекский культурный феномен: его происхождение и роль в формировании культур эпохи ранней бронзы Алтая и Центральной Азии. // Западная и Южная Сибирь в древности. Сборник научных трудов, посвященный 60-летию со дня рождения Юрия Федоровича Кирюшина. Барнаул 2005. С.178-184) Кстати, во Франции в это время распространено население культур - потомков кардиальной керамики. То есть это точно не индоевропейцы. И эти племена прошагали (а они не были кочевниками) максимум за сто лет (а скорее всего быстрее, поскольку никаких промежуточных звеньев, типа Ботая для индоевропейцев, до сих пор не обнаружено) расстояние от Франции до Синьцзяна - 6000 километров по прямой - да еще и неплохо прижились на новом месте! Так что смело прибавляем к числу вероятных предков жунов еще и племена керамики импрессо (а они вышли, то ли из Восточного Средиземноморья, то ли из Туниса). Не была ли эта миграция побудительной и для мигрантов ямной культурной общности на восток? Индоевропейские потоки в Западный Китай тоже неоднородны. Тохаров некоторые современные ученые (тот же Ковалев) категорически отказываются роднить с Афанасьевской культурой юга Сибири (первой признанной индоевропейской культурой в регионе). Их выводят с гор Загроса, а уж откуда они туда попали - в этом сторонники Гамкрелидзе-Иванова и курганной теории существенно расходятся. Тохаров Загроса пытаются сопоставить с историческими касситами. Помимо всего этого в Синьцзяне чрезполосно обитали признанные тибето-бирманские культуры (вообще совр. Мьянма заселялась бирманцами с севера с конца IV тысячелетия до н.э., и эпицентр формирования этих племен расположен, похоже, где-то между совр. китайскими провинциями Циньхай и Юньнань, что ничуть не удивительно, ведь рядом древнейшая - еще мезолитическая - сино-тибетская культура Чжалайнор. Если проследить лингвистическую историю сино-тибетской семьи, то получается, что сино-тибетский праязык отделился от общего дене-кавказского праязыкового единства где-то в конце палеолита (13000 до н.э.) - географически речь идет о совр. Сирии или около нее - и, откочевав на восток, около 6000 года до н.э. разделился на протокитайский и тибето-бирманский праязык. Этот последний 4000 лет до н.э. начал распадаться на отдельные группы - всего 23 ветви, из которых бодская (тибетцы) и лоло-бирманская, хотя и составляют численное большинство, но есть еще 21 ветвь со своей своеобразной историей. История Тибета в этом плане представляется весьма пестрой. Современные тибетцы (бодская ветвь) пришли в долину Цангпо в VII-VI вв до н.э. До того Тибет заселяли, вероятно, народы западногималайской ветви. В Синьцзяне бирманцы смешиваются как с тохарами, так и с саками (иранскими племенами). Тохары, к тому же продвинулись далеко на восток - до Северного Хэбэя. Таким образом, карта 800 года в этой части Евразии мной подредактирована.

ВЛАДИМИР-III: В последующем ареале жунов видны культуры алато (314), шажинг (315), чаодаогоу (316), которые Кембриджская История Древнего Китая связывает с тохарами. 558 и 559 - тибето-бирманские культуры чавух и яньблак. Жуны как этно-культурное единство формировались по мере слияния тибето-бирманских, ирано-сакских и тохарских племен, соответствующих археологическим культурам. В Тибете в это время культура чжан чжун (336).

ВЛАДИМИР-III: Карта тибето-бирманской подсемьи в 800 году до н.э. Отмечены синей линией.

ВЛАДИМИР-III: Как я уже упоминал, всего выделено 23 ветви тибето-бирманской подсемьи: 1. Западно-гималайская ветвь (кинаури-алморская) - это, видимо, и было основное население археологической культуры чжан чжун. К ним же относились жангжунги, на языке которых под управлением сакской династии на рубеже эр написаны основные тексты религии бон - передицованного митраизма. 2. Центрально-гималайская ветвь 3. Дхимальская. К западу от Неваров. 4. Неварская (древние непальцы). Синий цвет. 5. Лепча (сиреневый цвет к востоку от лепча) 6. Бодская ветвь - это и есть тибетцы-цяны. Располагалась где-0то к северу от Тибета. 7. Ветвь киранти 8. Западноаруначальская ветвь 9. Хрусойская ветвь 10. Ветвь тани 11. Ветвь иду-дигар 12. Ветвь миджу 13. Ветвь бодо-гаро и связанная с нею качинская ветвь. Западнее нага - почти в дельте Ганга. 14. Ветвь микир. 15. Надветвь куки-чин-нага. Это и есть нага и ряд других родственных племен. 16. Гьялронг-цянская (тангутско-цянская) ветвь. Северо-восточнее Тибета. 17. Нунгская ветвь. 18. Ветвь пью. Север Бирмы. 19. Лоло-бирманская ветвь. К западу от Шу. 20. Каренская ветвь. Коричневатый цвет к югу от Шу. 21. Ветвь мру. 22. Ветвь туцзя. Население царств Шу и Ба. 23. Ветвь бай Западногималайские народы заселили Тибет (вытеснив оттуда и ассимилировав, вероятно, древнейшее население еще палеолитических времен, либо оттеснив к югу другие тибето-бирманские группы). Жуны, представлявшие вымершую ветвь, смешались с тохарами и иранцами севернее Тибета. Нага и каренская ветви заняли устойчивые местоположения, где существовали тысячелетиями, хотя карены стали в I тысячелетии до н.э. мигрировать на юг. Туцзя после эпохи культуры Синсиньдуй создали два крупных царства на юго-западных границах Китая. Пью первыми пришли в Бирму. Слава бирманцев и тибетцев была еще впереди. А остальные 16 ветвей уже тогда были реликтами, затерянными в Гималаях, и если они сохранились до нашего времени, то лишь потому что горы великолепно сохраняют реликтовые народы (ср. Кавказ). В эпоху, предшествовавшую приходу ариев в Индию, тибето-бирманцы (киранти), несомненно, заселяли какие-то районы к югу от Гималаев. Видимо, это и был доарийский субстрат, а вовсе не буриши, которых ассоциируют с кетами, и которые, следовательно пришли с севера едва ли не параллельно с дардами - т.е. немного ранее ариев (XIII-XII века до н.э.) в эпоху каравсукской культуры, которая принадлежит кетам.

хмык: Как я уже упоминал, всего выделено 23 ветви тибето-бирманской подсемьи: Ну, там разные варианты есть, встретил такую картинку (сино-тибетская семья в целом, кажется, 38 групп, включая отдельные языки на уровне групп) : http://www.bmanuel.org/corling/fallenleaves-4-L-1.jpg

ВЛАДИМИР-III: хмык пишет: Ну, там разные варианты есть, встретил такую картинку (сино-тибетская семья в целом, кажется, 38 групп, включая отдельные языки на уровне групп) : Как минимум 23. Насколько можно понять филологов - это таксоны масштаба балто-славянской ветви. То есть на фоне многих иных семей индоевропейцы - молодая в смысле периода полураспада и очень близкая внутри себя в языковом отношении общность.

ВЛАДИМИР-III: В целом же к 800 году до н.э. ареал индоевропейцев раскинулся от Кастилии до Ляонина и от Курляндии до гор Виндхья. Были, конечно, еще ряд выселков: ахейцы в Сахаре, хетты в Ханаане, но основная часть индоевропейцев, если не считать побережий внутренних морей Еврафрики, только еще начали выходить по-настоящему на побережья океанов. А так - типичная степная общность. Так что чересчур романтически настроенный Л.С.Клейн со своими кентаврами не так уж и не прав. Хотя выводить индо-ариев именно из катакомбной общности - это чересчур. Скорее уж абашевцы, которые хлынули на юг и привели в движение остальные индо-иранские общности, которые во II тысячелетии до н.э. уже заселяли значительную часть Средней Азии, а катакомбники так и остались в своем регионе. Кстати, киммерийцы (если считать срубные племена XV-VII вв до н.э. именно киммерийцами) побывали не только по всем берегами Черного моря, но и в Средней Азии. Есть основания связывать тазабагъябскую (1400-1000) и следующую за ней амирабадскую (1000-900) культуры Амударьи с выходцами из восточных районов киммерийской зоны. А это очень усложняет этнографию Средней Азии. Помимо иранской группы языков там присутствуют т.н. "туранцы", а также киммерийцы (которые, скорее всего, не иранцы по языку) и тохары. Оставались (во II тысячелетии до н.э.) и островки доиндоевропейского населения - кельтеминарцы (которых я лично отношу к древним енисейцам) и северные эламо-дравиды (Дашла).

ВЛАДИМИР-III: Бедные скифы. Им столько досталось за последние сто лет. От разного рода шарлатанов, которые обошлись с ними еще хуже, чем фоменкологи с Иваном Грозным. Какова реальная история скифов? Занимает она около 2000 лет - нормальный средний возраст этноса, прожившего все этапы этногенеза. В историческую ойкумену скифы "въезжают" в VII веке до н.э., и все историки сходятся на том, что они двигались с востока. До того история скифов скорее археологическая. А.А.Ковалев выводит скифов из Джунгарии, где бытовала во первой половине II тысячелетия до н.э. чемурчекская культура. Чемурчекская культура выводится, в свою очередь, из Франции в начале III тысячелетия до н.э. Разумеется, первые чемурчекцы не были индоевропейцами. Судя по стартовым позициям этой миграции (ареал шассе-капсийских племен Франции), они вполне могли разговаривать на языках, родственных рето-этрусским (!) А индоевропеизация чемурчекцев происходила на основе влияния елунинских племен Верхней Оби уже в начале II тысячелетия до н.э. Тогда же в ареал чемурчекцев пополнился небольшим количеством монголоидных генов, что иногда заметно в скифском облике. Около 1500 года до н.э. скифы уже существуют в Джунгарии. Л.Н.Гумилев датирует их продвижение на запад IX веком до н.э. - т.е. пассионарным толчком, породившим на другом конце линии этногенеза Чжоу. Так или иначе, между 1500 и 1000 годами до н.э. скифы продвинулись на запад - примерно на территорию совр. Актюбинской области. Кстати, соседство джунгарской Скифии с Сибирью привело распространению среди скифов одежды лесных племен Сибири и Арктики - штанов. Это колоссальное новшество, сравнимое с телевизором, и очень удобное для верховой езды, скифы распространили по всем степям Евразии, а с VI века до н.э. штаны носят южные иранцы и др. народы. К западу от скифов живут киммерийцы (срубные племена), к востоку и югу - позднеандроновские племена, в т.ч. южнодандыбаевские саки в Киргизии и Семиречье. В самом начале VII века до н.э. начинается движение скифов дальше на запад - в районы расселения киммерийцев. То ли в погоне за киммерийцами, то ли просто так, скифы проникают на Ближний Восток, 28 лет активно вмешиваются в его геополитический расклад (что позволило Геродоту даже говорить о владычестве скифов над Азией, что, конечно, преувеличение) и концентрируются (не в ущерб своих основным владениям в Северном Причерноморье) в Северо-Западном Иране - в районе Урмии. Во второй половине VI века до н.э. скифы осваивают Северное Причерноморье и отражают нашествие Дария. С этим событием связана интересная деталь политической истории скифов. Вероятно, в скифском руководстве (на уровне совета племенных союзов) произошел раскол по вопросу сопротивления персам. Партия войны - т.н. "царские скифы" свергли прежнюю элиту - соглашателей. Эти последние мигрировали на восток - на Средний Урал (реку) и появляются там в виде т.н. прохоровской культуры, скифо-сарматской по составу, но со скифской верхушкой. Впрочем, борьба с соглашателями - лишь гипотеза. Появление прохоровской культуры могло быть связано с банальными перекочевками тех групп скифов, которые более всего пострадали от персидского нашествия, однако сам смешанный характер прохоровской культуры указывает на незначительность количества таких переселенцев. Прохоровская культура существует в V и IV веках до н.э. и. видимо, участвует в нашествии сарматов. Нашествие сарматов с востока, совпавшее с нашествием бастарнов с запада, достигших излучины Днепра, разрушило систему скифских племенных союзов. К 200 году до н.э. скифы сохраняются лишь в трех регионах. Во-первых, это т.н. Малая Скифия в Добрудже, где скифы дожили до римских времен. Во-вторых, Скифское царство в Крыму и Северной Таврии, которое разрушено было готским нашествием III века уже н.э. Третья локализация скифов наиболее интересна. Птолемей и ряд других римских авторов упорно упоминают неких агафирсов к северу от сарматов. Геродотовы агафирсы - это, конечно, Румыния, и их племенные союзы исчезают где-то в IV веке до н.э. под натиском скифов с востока и кельтов с запада. Также известно, что династия агафирсов была скифская. Не могли ли эти скифы-агафирсы под нажимом бастарнов и даков переместиться на северо-восток - примерно в район запада Центрального Черноземья, где рядом с балтами и меланхленами (в которых некоторые ученые видят иранский субстрат позднейших хорватов) закрепились аж до времен аваров и славянской колонизации? 500 год н.э. - предельная дата этнической истории скифов. После этой даты они существуют лишь как реликты в Крыму, но весьма смешанные с готами. Местоположения скифов: 1.джунгарская прародина. 2.расселение на западе Казхстана в XI-VIII вв до н.э. 3.основное расселение в Северном Причерноморье в VII-III вв до н.э. 4.Ближневосточная Скифия около 600 года до н.э. 5.Прохоровская культура VI-IV вв до н.э. 6.Малая Скифия III века до н.э. - I века н.э. 7.Скифское Царство в Крыму. 8.Скифы-агафирсы в северной лесостепи. Вот и все. Такова реальная история скифов. И нечего дерьмом мазать себе мозг. Что же касается использования понятия "Скифия" в широком смысле (а античные авторы столь же широко используют понятия "Сарматия", "Ливия" и др), то ведь и мы называем Америку в целом (от Аляски до Огненной Земли) Америкой. хотя все нормальные люди понимают, что мексиканцы или боливийцы - это не американцы в этническом смысле. К примеру понятие "скифский (звериный) стиль" относится в целому неоднородному, кстати, комплексу художественных образцов, распространенных на огромных территориях, чье население на было этнически однородно даже в рамках иранской группы языков. Вот как выглядит география звериного стиля около 500 года до н.э. Составлено по: Сибирь. Атлас Азиатской России. Новосибирск, 2007, с 433. синей линией отмечен скифо-сибирский ареал звериного стиля. сиреневой - ареал скифо-сакского звериного стиля. оранжевой - ареал скифо-сарматского звериного стиля. зеленой - собственно скифский. Это, разумеется. не политические и даже не геополитические ареалы, а "художественные" зоны.

retrograde: http://www.eurekalert.org/pub_releases/2013-10/uog-poh100713.php 'Over 3800 years ago, a young male, possibly born in Skåne, made a journey of over 900 kilometers south, to Wroclaw in Poland. He died violently in Wroclaw, killed by Úněticean farmers, possibly due to romance with two local females, who were murdered together with him. This 'Bronze Age love story', with no happy end today is the first case of Swedish-Polish contacts in history ever', concludes archaeologist Dalia Pokutta, author of the thesis. Любопытно.

retrograde: Попался в русской википедии списочек субстратов в уральских. Со отсылкой на работу Хелимского "Уральцы и их предшественники: Белые пятна на этноисторической карте Северной Евразии и уральские языки." Жаль, сайт Хелимского, кажется, умер. Протосаамский язык в центральных и северных регионах Фенноскандии Неиндоевропейский субстрат в прибалтийско-финских языках Языки дофинно-угорской гидронимии Русского Севера Язык «прото-Югры» на современной этнической территории манси и ханты Язык т. н. сихиртя (сиртя) в прибрежных регионах Большеземельской, Ямальской и Гыданской тундры Язык досамодийского населения Таймыра Про первый из них уже много было разжёвано. А вот кто же такие остальные пять?



полная версия страницы