Форум » История » Контекст ДОИСТОРИИ » Ответить

Контекст ДОИСТОРИИ

Андрэ Натальер: В разделе хотелось бы собрать материал о том пути, который прошло человечество до появления хомо сапиенс сапиенс. Какие ареалы и когда заняли древние люди? Какие индустрии камнеобработки использовали? Что за люди предшествовали человеку современного антропотипа?

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Андрэ Натальер: Собственно, Прикрасноморье 400-300 клн. Здесь важны несколько тенденций. На предыдущем этапе, который мы здесь не рассматриваем, в регионе происходит движение африканских культур на север, в среду устаканившихся коренных традиций Прикрасноморья. Отмечу, что эти традиции проникнут в Южную Азию, сформировав там культуры мадрасского круга, проникнут в Среднюю Азию, затем потеснят первопроходцев Центральной Азии, достигнув Монголии-Гоби и, наконец, вторгнувшись в крайние оконечности Евразии, появятся в Китае и Корее. На этом пути отслеживается общий как археологический, так и антропологический след. Однако мощность влияния в Задней Азии будет слабой и вливание поглотится местными популяциями и культурами до следующей волны вливаний с Запада. Активность экспансионистскую проявляли родезийцы или смешанные популяции с архантропами. В интересующее нас время африканский комплекс культур освоился в регионе: ашель Майян-Баруха и Эль-Кома, распространится даже до Кавказа. Он будет родственен и Магрибскому позднему ашелю, который сформируется под влиянием переднеазиатских симбиотических культур, и Загросской культуре Барда-Балки (через ворота Барда-Балки опятьже прослеживается связь с Североиндийскими традициями ашеля). Вторая большая популяция Азии и Прикрасноморья – это убейдо-латамнцы, точнее их потомки. Эта группа претерпевала следующие изменения. В ареал её распространения проникает изобретение мягкого отбойника (затрудняюсь сказать, с севера или юга, думаю, что из Эфиопии) и люди делятся на несколько групп: признавших это нововведение и отвергших. Отвергших вытесняют на периферию Прикрасноморья – в Восточную Африку, в Европу, на Кавказ (две последние группы представляют чистые индустрии Тейяка в своих регионах, про Африку уже говорил, что там тейяк включён в состав ашеля с бифасами). Признавшие же группы… А про них в следующем разделе. По населению данные такие: поздние убейдо-латамнцы – это гейдельбергские люди, как в Европе, так в Азии. В Африке – они смешиваются с родезийцами и при общей близости оказываются почти неразличимы антропологически… Африканцы в Азии – это поздние эректусы и может быть люди близкие Бодо и Олдувай9. На Юге Африки – это родезийцы типа Салданья-Ндуту.

Андрэ Натальер: Теперь Европа 400-300 клн. В целом популяция сложносоставная. Археологических традиций я отмечаю 2: одна продолжает развитие заимствованного ашеля Магриба на Западе, иберийский и французский ашель, другая – берёт начало на Ближнем Востоке, вероятно, в той же убейдо-латамнской традиции, поскольку содержит как галечниковые орудия, так и бифасы. Носители второй культуры – гейдельбергцы, а первой – антесессоры или, скорее, уже метисы между антесессорами и гейдельбергцами типа Араго или Терра Аматы. Плотная связь с Ближним Востоком привела в Европу традиции Тейяка, они сопровождались отказом от бифасов и культивацией твёрдого отбойника, хотя в то же время они активно использовали деревянные древка для копий, но не для камнеобработки... Впрочем, могло случиться и так, что их достигла техника мягкой отбивки, и они, как на Ближнем Востоке, не восприняли нововведение. То есть параллелизм я допускаю в данном случае, поскольку постулировал выше общность/близость культуры и населения, предположил общность вызова, а потому допускаю общность реакции. Очень интересный эпизод в ашеле Европы – это вычленение из ашельского комплекса кливеров и формирование клэктонской индустрии без ручных рубил. Здесь на крайнем Северо-Западе обитали люди типа Сванскомб и Бильцингслебен.

Андрэ Натальер: Переходим к следующему этапу. Он осенён звездой техники леваллуа. Конечно, обычно считается, что возникла она ещё в предыдущий период, но расцвет её пришёлся на данный этап. Несколько предварительных замечаний. Появление мягкого отбойника в ашельской среде привело к возможности двух типов: доведению ручных рубил до совершенства формы, либо к созданию более рациональных отщепов. Поскольку ещё со среднего ашеля (т.е. ранее 650 клн) рубила изготавливались не только на ядрище, но и на крупных отщепах, то техника мягкого отбойника позволяла доводить до ума ядрище так, чтоб скалывать готовые отщепы-орудия, а потому можно было отказаться от двустороннего утончения заготовки. На первом пути развития камнеурги приходили к технике Микок, на втором – к технике Леваллуа. Реальность не была столь категорична, и в описываемый период мы будем наблюдать смешение упомянутых техник плюс ещё влияние культур, не воспринявших мягкую оббивку. Африка 300-200 клн. Центром влияний здесь была и остаётся Северо-Восточная оконечность континента, моё любимое Прикрасноморье. Однако описание я начну с Юга. В указанный промежуток времени на Юго-Востоке и Юге установилась стабильность археологическая и популяционная. Господствуют везде и во всём ашельские бифасиальные индустрии, производимые родезийскими людьми. Пережитки старого ашеля ещё теплятся на крайнем Юге, но дни их сочтены (пещера Линкольн/ЮАР). Влияние мягкого отбойника прослеживается в том, что из Эфиопии сюда проникают первые ласточки леваллуа. Появляется культура Санго. Её удревняют даже ещё больше, чем это делал я. В каком-то смысле она есть результат смещения на южную преиферию Прикрасноморья пост-убейдо-олдувае-латамнцев. Она венчает поздний археолит региона, распространяясь вдоль Замбези и из района озера Виктории продвигаясь в бассейн Конго. Об этой культуре мы говорили прежде в разделе первоначального человечества. Точно так же удревняют Форсмит, по останкам Флорисбадского человека, который теперь датируется вместо 40 тлн, 240 тысячами. Форсмит – культура, применявшая мягкий отбойник в полной мере. Но создавалась она более грациальными, чем родезийцы, людьми типа Элие Спрингс, Гуомде и др. Фактически эти люди были выходцами из Прикрасноморья, переселившимися в конце описываемого периода на крайний юг. Они могут связываться с какой-то из популяций хомо Хельми. Выше я говорил, что в популяции родезийцев наметился разворот в сторону неандертализации. Что я имел в виду? На африканских черепах этого периода отмечается: у одних - наличие затылочного шиньона, как у будущих неандертальцев, у других – отсутствие его же, как у более ранних архантропов и гейдельбергцев. Интерпретировать такой факт сложно, но он есть. Самый же ранний шиньон отмечен у человека из Ветёшсёллеша /ЦентрЕвропа, у человека из Дали/Китай и у человека из Нгалобы/ВостАфрика (Вот где бы пригодились более-менее точные датировки!).


Андрэ Натальер: ВЛАДИМИР-III пишет: Отличная подборка фактов, причем так интересно классифицированная. Cпасибо за ободрение. Увы, приходится скакать общо, через интереснейшие детали, выдавать приемлемые решения ряда проблем без обозначения их наличия и рассмотрения альтернатив. Собственно, приходится излагать некую интерпретацию, вместо описания научных проблем и фактов, да ещё и без обоснований, да ещё без тройной верификации, да ещё без авторитетных ссылок... Впрочем, сами знаете, что подобных работ действительно ещё никто не производил в популярном изложении последние лет 15-20(единственный мне известный на русском языке материал представлен в "Истории человечества", т.1, издавался к новому тысячелетию под эгидой ЮНЕСКО, где были собраны обощающие работы по археологии для всего мира ). И была ещё одна "Всемирная история" во множестве томов, издательства белорусского "Харвест", со многими переизданиями, где Каменному Веку был посвящён отдельный том, и она не была перегружена ссылками... но и материалы в ней не отличались современностью. Учебник археологии, который передо мной, всему Каменному веку уделяет 100 страниц, из них палеолиту 52, а рассматриваемому здесь интервалу - 14 страниц. Никакой соотнесённости палеоантропологических останков с археологическими культурами, как и попытки проследить конкретные перемещения популяций не производятся. Средний палеолит вообще даже не выделяется, а ведь именно тогда появляется человек современного антропологического типа. И это издание МГУ от 2006 года! Грустно.

Андрэ Натальер: На Северо-Западе Африки происходят небольшие изменения. Линия связанных ашельских культур Магриба-Ближнего Востока-Загроса сработала на обновление своего технологического состава. Сначала в Палестине, а затем на Запад и Восток распространится индустрия Микока. В Магрибе сложится финальный ашель с применением мягкого отбойника и совершенными ручными рубилами. Мы видим как бы культурный откат ответной реакции на раннеашельское вливание в Переднюю Азию из Магриба ашело-клэктонских технологий. Теперь в усовершенствованном виде они возвращаются индустрией Микока. Северо-Восток Африки. Он был транзитной зоной, т.к. в болотистых принильских поймах, окружённых полупустынями делать особо было нечего, и население концентрировалось, как сейчас, так и тогда в оазисах, через которые протекали реки-притоки Нила и которые наполнялись влагой озёр. Сюда быстро проникает леваллуа и смешивается с североафриканской среднеашельской традицией с кливерами-колунами. Принилье входило в контактную зону Убейдо-Латамнской культуры, когда та стала трансформироваться в направлении модернизации, но оазисы остались на периферии убейдо-латамнцев и подпали под влияние основной ашельской традиции Магриба, сформированной метисами атлантропов с родезийцами типа Сале или Сиди-Абд-эр-Рахман. В рассматриваемый период в Египте складывается ашело-леваллуазская культура финального археолита. Через Аравию Северо-Восток Африки поддерживал связь с котлом культур Ближнего Востока, поэтому мы встречаем здесь потомков Убейдо-латамнцев гейдельбергских людей азиатского типа (Гарба 3). По этой лини и происходила трансляция леваллуазких технологий в Азию. В указанное время здесь формируется ашело-леваллуазская общность. Её отличие от Санго и Форсмита в том, что эти вторые были наследниками мигрировавших на юг прикрасноморцев, а северо-восточное ашело-леваллуа было сформировано заполнявшими север Африки майян-барухцами (или как вариант, магрибцами, что менее вероятно).

ВЛАДИМИР-III: Андрэ Натальер пишет: Впрочем, сами знаете, что подобных работ действительно ещё никто не производил в популярном изложении последние лет 15-20 А за это время во-первых, сделано много новых открытий, а во-вторых, выдвинут ряд интересных гипотез, которые надо проанализировать. Тогда тем более - если не мы, то кто?

Андрэ Натальер: Вот мы и преходим к различению того, что происходило в Северном Прикрасноморье в Рисское время. Азия 300-200 клн. Сначала образовались 2 постубейдских традиции на местной основе восприятия мягкого отбойника: Ливано-сирийская без ручных рубил и без леваллуа и Палестинская, сохранившая и рубила и двустороннюю обработку и воспринявшая леваллуа. Фактически, в Палестине присутствовало ашело-леваллуа близкое С-В Африке. Местной тоже следует считать Табунскую культуру зубчато-выемчатых орудий типа тейяк. Население этой культуры, частично было ассимилировано пришельцами из Северной Африки, частично эмигрировало через Сирию, возможно, на Кавказ. Упомянутые пришельцы, на самом деле были уже освоившимися, натурализовавшимися переселенцами из Африки, поддерживавшими с ней тесные отношения. Это представители культуры Майян-Барух с бифасами, колунами клэктонского типа, микокскими орудиями. Эта культура была самой распространённой в регионе: она встречается в Турции (Ярин-Ка-на, Караин) и на Кавказе (Азых и Кударо; краткая фаза пребывания, была вытеснена дальше на Север в следующий период), в Сирии (Пальмирский оазис) и Палестине (ТабунЕ ), в Средней Азии (Сельунгур, Каратау) и в Индостане (Мадрас, Невасе, Бхимбетка), Иране (Барда Балка) и Корее (Чонгокни). Носителями этой мегакультуры были люди североафриканского типа, близкие и атлантропам и родезийцам, они же представлены в Утноре/Нармада, и на Востоке Азии. Моё предположение, что предки денисовского палеоантропа были из этой популяции. Понятно, что за время путешествия-расселения популяции этой культуры адаптировались к разным природным зонам и несколько изменялись, однако антропология маркирует нам их близость во всём ареале расселения.

Андрэ Натальер: Эти четыре традиции, точнее 3, т.к. в начале рассматриваемого периода Тейяк покинет регион и через Кавказ достигнет Восточной и Центральной Европы (Таубахская культура/Германия), а затем и Западной (Тейяк/Франция, Эвенозийская культура/Франция), породят несколько ярких феноменов Среднего Каменного Века мира. Ашело-леваллуа Палестины очень быстро сблизилось с ашелем африканским, который впитал леваллуазские традиции и составили культуру Горного Ашеля, точнее ашело-леваллуа, которое затем распространится в Сирию. Ливано-Сирийская культура разделится относительно восприятия леваллуа: часть, которая воспримет леваллуа, приблизится к становлению мустьерской технологии, а часть, которая не воспримет, породит Ябрудскую культуру без леваллуа и без двусторонней обработки. Для этой последней культуры я бы отметил как обязательные 2 вектора связей: один западный, даже северо-западный, который обозначает отсутствие ручных рубил и технологии леваллуа, свойственных для более позднего Шарантского мустье (тип Ля Кина) и восточный, который упирается в Позднесоанскую культуру. Она как и Ябруд отличается почти полным отсутствием рубил в своём составе, наличием разнообразных скрёбел и отсутствием леваллуа, в ней в большом количестве встречаются ябрудийские косые скрёбла дежете. Эта Позднесоанская культура имеет тесные контакты со Средней Азией и Таджикистаном, где на стоянке Хонако3 будет обнаружено нелеваллуазское производство отщепов-пластин. Это производство будет осуществляться мягким отбойником с ядрища, которое камнеург поворачивал, выбирая удобное место для нового скола, чтоб отсечь длинную и тонкую пластину. Напомню, что леваллуазские ядрища – плоскостные. В Хонако же – полуповоротные, подпризматические.

Андрэ Натальер: Во, я проглядел дубликаты сообщений! Да-а! Совсем старый стал! Господа форумчане, гости и просматривающие, исправляйте и комментируйте, а то ошибки неизбежны в таком деле!

Андрэ Натальер: На основании того, что и пластинчатое объёмное раскалывание и орудия дежете будут ещё встречаться в основном в Европе, я предположу движение какой-то части палеонаселения ЦентрАзии на Запад в промежутке между 240 и 130 клн. Маршрут этого движения пролегал через Ближний Восток. Представителями этого влияния оставались гейдельбергские люди. Одним из возможных вариантов развития событий стало вторжение нормадцев-родезийцев в Индостан с юга. Частью местное население было ассимилировано, частью откатилось на север. И хотя бифасиальная техника была отвергнута, а ведь она давала прекрасные лезвия рубил миндалевидных, сердцевидных, треугольных и др. похожих как две капли воды на Тернифинские из Магриба, но была воспринята идея мягкого отбойника. И вместо поворта ядрища, для изготовления из него орудия, они стали поворачивать ядрище для снятия с него сколов. Всё гениальное просто. Ко времени 240 клн бифасиальная традиция растворилась на просторах субконтинента, оставив после себя поздний Соан. Поскольку инородное влияние шло с Юга, автохтоны вынуждены были уклонятся: кто к северу в Ср Азию, а кто к Западу в Загрос. Рискну предположить, что в Среднем течении Евфрата происходила встреча популяций Юга и Юго-Запада Азии. Мост связей позволил проникнуть ноу-хау пластинчатой индустрии с подпризматическими ядрищами в Ябрудийскую культуру. Ябрудийская культура Сирии и Палестины – явление сложное. С одной стороны она чужда двусторонней обработке, с другой – исследователями отмечается существование ашело-ябрудской индустрии. Эта последняя представляет из себя реликт убейдо-латамнцев, воспринявших мягкую оббивку, создававших микокские орудия с бифасами, и показывает тяготение к объёмному раскалыванию и подпризматическим ядрищам в своём составе. Честно, создаётся впечатление, что учёным не хватает для интерпретации материалов пещеры Ябруд 1 какого-то озарения, чтоб понять и интерпретировать её стратиграфию, чтоб найти место феномену преориньяка на Ближнем Востоке. Что-то неуловимо напонятным остаётся в образе жизни первобытных людей. К преориньяку мы вернёмся в следующей части, а пока перейдём к Европе. Она нам предоставит в это время тоже много интересностей.

Андрэ Натальер: Европа 300-200 клн. Европа представляла из себя бурлящий популяционный котёл, который к концу периода под давлением РиссаIII сместится к югу, на Ближний Восток. Трём антропотипам людей отвечает большее количество традиций. Поздний ашель иберийского типа существует только на Западе – Юго-Западе континента. Его ответвлением становится клэктонская культура, по замечанию В. Титова, распространяющаяся к северу и Востоку от Ашеля. К концу периода она станет вытеснять ашель с его территорий, получив импульс от тейяка или азиатской шарантско-ябрудийской линии. Если в Азии прото-шарантские индустрии и микок и тейяк кажутся различимыми, то в Европу они проникают почти одновременно и становятся подосновой будущего Мустье. Все эти культуры формировались, видимо, в близкородственной среде или в рамках некой предковой общности (возможно, только культурной, а не кровнородственной). Она станет подосновой Мустьерской культуры. В Европу также просочатся влияния Леваллуа, которые будут принесены разными группами населения. Линия преднеандертальцев начинается с черепа Чепрано, или черепа Араго. При любых раскладах – это Юго-Запад региона. По мнению Дробышевского неандертализация – это процесс адаптационной специализации разношёрстной популяции, отчего она оказывается мозаичной по признакам. Для меня его формула означает то, что Европа превратилась в популяционный котёл. Связана ли неандертализация со смешением местных гейдельбергцев с пришлыми африканоидами, не знаю. Если это так, тогда пренеандертальцы – результат сапиентации архантропов-гейдельбергцев, под влиянием вливания генофонда из Африки (я упоминал, что среди атлантропов улавливаются влияния группы хомо Хельми и/или родезийцев по черепу из карьера Томас1). Поэтому черепа преднеандертальцев из Сима-де-лос-Хуэсос отчасти сопоставимы с ранним черепом из Эяси (А это, кстати, наличие шиньона у тех и у других). Неудивительно тогда, что среди неандертальцев на заре их появления уже обнаружатся разные антропотипы: с шиньоном и без, с высоким лбом и слабым надглазничным рельефом и наоборот. В котле произойдёт и смешение и разделение/дивeргенция популяций.

Андрэ Натальер: Линии с пережитками архаичности - А: Ла Моларе, Араго, Висоглиано, Галерея Песада, Монморен и др. Линия, приобретающая специализированные признаки - Б: Сванскомб-Штенгейм-Араго-Сима-Рейлинген. Атипичная линия - В: Эрингсдорф, Фонтешевад, Рейлинген, Зуттие. Видно, что каkие-то черепа относятся по ряду признаков в разные группы, что подтверждает мозаичность популяции. Линия-А имеет очевидное тяготение к Юго-Западу, а потoму соотносится может с позднеашельскими традициями Европо-Африки. Линия Б как раз маркирует популяцию, живущую чуть севернее и чуть восточнее от первой, а потому ничего нет удивительного, что мы узнаём в них преднеандертальцев, а в их культуре характерное смешение премустьерских традиций клэктона, тейяка и микока. К этой же группе обычно относят и Петралону, которую я увязываю с влияниями из Африки на Ближнем Востоке. Но кроме этого вместе с Петралонцами, вероятно, в Европу проникает леваллуа, после того как Майян –Барухская культура соединилась с ашело-леваллуа Палестины и стала распространяться на север в Сирию, потом в Турцию (средние слои Караина), а тут уж и Балканы. Именно в ассоциации с черепом из Петралоны, так похожему на родезийцев Восточной Африки, найдены леваллуазские изделия (250-150 клн). Линия В, возможно, происходит из Ближневосточных групп гейдельбергцев тоже сапиентизированных, которые принесут из Сирии в Европу протошарантские тарадиции (это тоже премустье, близкое тейяку) и, возможно, транслирует навыки объёмного раскалывания из своего восточного крыла. По поводу этой линии европейцев сначала я думал, что они пришли из Европы на Ближний Восток, поскольку датировки Эрингсдорфа были 350-250 клн, а Зутиех – 150 клн. Сейчас всё переменилось с точностью до наоборот: Зуттие датируется 350-250 клн, а Эрингсдорф 250-230. Раньше предположил, что сапиентность на Ближний Восток, а затем в Африку (хомо идалту из Херто находится с ними в одном подразделении) принесут эти преднеандертальцы Европы (тем самым, возрождая идею пресапиенса). Теперь получается, что это не так. Эйфория сходит. Зато теперь стала объяснима связь Эрингсдорфцев с Далисским человеком – это та самая связь культур позднего Соана и европейского премустье, о которой говорилоь выше. Культура Далиссца – это обилие скрёбел (один из признаков Ябруда и Позднего Соана), отсутствие леваллуа и двусторонней обработки (признаки сирийской традиции Среднего палеолита и С-З Индостана)- всё это в полной мере относится и к Таубахской индустрии Европы и отчасти к ней относятся Ильская стоянка на Северном Кавказе (нижние слои определяются как Шаранта с бифасами Микока) и Сталинградская на Волге (восточный Микок). Вообще, этот восточный Микок, как кажется, представляет собой смешение пост-майян-барухских традиций с пред- и просто мустьерцами горного пояса Евразии.Что же касается изменения вектора распространения антропотипа Эрингсдорф, то становится понятно, почему на кластерной диаграмме к этой группе максимально приближаются ранние хомо хельми. Это значит, что я ошибался, когда предполагал их исход из Африки в более позднее время (после 150 клн), значит они вышли, точнее, всегда обитали в контактной Афро-Азиатской зоне Прикрасноморья.

ВЛАДИМИР-III: Признаюсь только, так далеко я не заглядывал (решил ограничить свою работу рамками нашего биологического вида). Впрочем, хотя бы общие упоминания о "влившихся" неандертальцах, денисовцах и прочих неизбежны.

Андрэ Натальер: ВЛАДИМИР-III пишет: Признаюсь только, так далеко я не заглядывал (решил ограничить свою работу рамками нашего биологического вида). Впрочем, хотя бы общие упоминания о "влившихся" неандертальцах, денисовцах и прочих неизбежны. Эх-хе, скоро переходить придётся к пересекающимся темам, правда, для параллельных человечеств. Но в связи с плотными контактами этих групп на ранних стадиях сапиенсогенеза, эти темы тоже будут важны.

ВЛАДИМИР-III: И я заметил одну немаловажную деталь: нельзя выделить на всем пространстве заселенной разными видами людей Земли какую-то одну тенденцию. Да, шли волны новых традиций, накатывались на предыдущие, сливались с ними, но не было никакого единого центра Х. И все чертовски сложно. Что, собственно, и должно было быть.

ВЛАДИМИР-III: Андрэ Натальер пишет: А вот этого, пардон, не знаю. Есть ли направленность у эволюции? Действителен ли антропный принцип космологии? Нет, я имел в виду не некую идеалистическую цель, а нечто иное. Ну, примерно, как неизбежность падения камня на поверхность более крупного тела. Это все-же не атропный принцип.

Андрэ Натальер: Андрэ Натальер пишет: 200-150 клн – Африка: существование двух явных групп палеоантропов с неандерталоидным шиньоном на затылке черепа и без него, при этом хомо хельми можно относить к первым, а флорисбадских людей – ко вторым, здесь же стоит упомянуть некоторые находки совсем почти современного типа – Синга, Бордер, м.б. Мумба, Солеб, м.б. Омо1-так называемую расу идалту... 150-100 клн – ... Африка: продолжают существовать группы хельми, идалту и произошла инвазия из ПерАзии, которая привела к разделению идалту на чуть более архаичных (Классис, Бордер) и совсем модерновых людей типа Боури-Адума... Африка 200-100 клн: составляя большие стратиграммы развития африканских культур, вышел на констатацию следующего факта - ряд куьтур и культурных традиций, появляющихся на континенте в это время, не имеет прямых местных корней и является результатом определённых заимствований и миграций палеонаселения. Выше, в автоцитате приводятся к рассмотрению три популяции: североафриканская - хельми с шиньоном, восточноафриканская - идалту и южноафриканская - хельми без затылочного шиньона. Отмечу, что ареалы их обитания перекрывались отчасти. Позже я отмечаю вливание переднеазиатской популяции, стоящей антропологически как бы между хельми и идалту, а затем констатирую появление полностью современных неоантропов типа Боури-Адума. Теперь ещё добавлю тоже метисную популяцию автохтонов и пришельцев из Передней Азии - расу типа Темара Атерской культуры. Такими культурами заимствования являются: североафриканский Микок, набор леваллуа-мустьерских культур, преориньяк и частично Атер.

Андрэ Натальер: Индустрия Микок пришла в Северную Африку, вероятно, из Юго-Западной Азии. Приблизительное время появления 205 клн. Микок составляет основу магрибского позднего Ашеля. Стоянки с микокским комплексом известны в Сахаре. Если версия этого заимствования верна, то следует искать стоянки с Микоком в Египте, на пути из «варяг в греки», т.е. из культурного котла в Африку. Вероятнее всего искать их в оазисах западнее Нила. Само заимствование Микока предполагаю стало следствием интересного процесса, связанного с распространением в Передней Азии культуры типа Майян-Барух. Сначала из Африки на Ближний Восток проникают ашельцы особой фации, в которой рубила соседствуют с кливерами-колунами. Там они закрепляются серьёзно и надолго и, как мне думается, образуют связанную общность культур (кочевий, стоянок) вдоль Средиземного моря от Атласа до Малой Азии (стоянка Чубука). Обязательно есть связь и с Европой, но пока я её пропущу. Предполагается, что носителями этой культуры были архантропы-эректусы. Возможно, но на поздних этапах, а именно ко времени сложения микокской индустрии данную культурную общность уже контролировали родезийские люди. На самом деле, считается, что родезийцы были только африканцами, но неявно постулируется предположение по близости останков черепа из Кабве Утнорскому человеку и Нгандонгскому, что они совершили исход из ареала своего основного обитания. Я же предполагаю, что археологическим следом этого исхода как раз и является наличие ашело-клэктонских и, позже, микокских местонахождений. Распространение Майян-Барухской культуры на Ближнем Востоке до Евфрата и Загроса могло служить звеном трансляции культурных влияний из Африки в Азию, чему свидетельством является также линия близости стоянок Сиди-Зин/Магриб и Барда-Балка/Загрос, отмеченных, в том числе, наличием микокских орудий. Первое появление Микока относим к Ближнему Востоку, затем он распространится на юг в Африку и север в Европу (вплоть до распространения характерных форм орудий типа прондницких ножей, встречаемых в Восточном Микоке Европы!), а его место на Ближнем Востоке займёт леваллуа-мустье. Мы будем следить за этими миграциями впоследствии.

ВЛАДИМИР-III: Это существенные дополнения. Благодарю. Самое главное здесь то, что никаких технологических барьеров между разными видами людей не было (а то начинают старую песню: один вид - одна технология - один фюрер ) Это, не в последнюю очередь, должно было способствовать ассимиляции людьми разумными всех остальных. Если бы технологический уровень сильно разнился, коммуникации были бы проблематичны.

Андрэ Натальер: Появление леваллуа-мустье в Африке – это следующая инвазия из Юго-Западной Азии. То есть мы приводили данные, что само леваллуа появляется, вероятно, на Востоке Африки, о чём свидетельствуют данные по стоянке Гомборе4. Но вот комплекс с мустьерскими орудиями уже Африке не типичен, а потому констатирую его заимствование извне. Леваллуа-мустье типично для Ближнего Востока, для котла, сформировавшегося там в последний интерстадиал Рисса. Данная инвазия чётко ассоциируется с хельми по останкам в Джебел Ирхуд. Но также в обратном движении из Азии в Африку участвовали и метисные популяции хельми с преднеандертальцами типа, скажем, Зуттие или Хазорея. Сложносоставность данной инвазии отразилась в разнонаправленностии культурных вливаний: первая волна направлялась в Северо-Восточную Африку, вероятно, в Египет и Нубию. Вторая – в Северо-Западную Африку, в Ливию и Магриб. Правда, есть основания думать, что Киренаики леваллуа-мустье достигло позже всех по стратиграфии памятников. Таким образом, были сформированы три основные мустьерские общности Северной Африки: Магрибская, Киренская и Нубийская. Южнее Сахары леваллуа-мустье никогда не продвигалась, что, вероятно, обусловлено экологической приспособленностью данных культур. Важно ещё то, что распространялось леваллуа-мустье в среде близкородственных северных хельми, о которых я говорил в одном из предыдущих сообщений. Нужно сказать ещё следующее, что в основном Африка переварила эти вливания и приспособила их к себе, о чём речь пойдёт ниже.



полная версия страницы