Форум » История » Пассионарные толчки в глубокой древности. » Ответить

Пассионарные толчки в глубокой древности.

ВЛАДИМИР-III: Не сочтите за альтисторическую тему, на мой взгляд, это как раз РИ. Я вообще не думаю, что теория этногенеза универсальна - т.е. в ее рамках невозможно изучать историю экономики или музыкальной культуры, но в рамках этнологии она адекватно описывает происходящее. Ладно, суть темы. Гумилев начинал этнологическую историю Европы с VIII века до н.э. - т.е. с прохождения через Галлию, Италию и Грецию пассионарного толчка, создавшего этносы кельтов (поздний гальштадт и ла-тен), лигуров, этрусков, италиков (в т.ч. римлян), эпиротов (но не остальных иллирийцев), Классическую Грецию, Лидию и т.д. На Ближнем Востоке Гумилев начинает счет с XVIII века до н.э., когда формируется Классический Египет Нового Царства, Хетты, Ассирия, древнейшие грузины, урарты и этносы Северного Кавказа (включая древнейших хазар в Дагестане). А что было раньше? Египет объединился около XXXII века до н.э. От 3200 до 1688 года, когда Египет завоевали гиксосы, прошло 1500 лет - в принципе норма целого витка этногенеза, хотя в истории Египта есть еще одна эпоха междуцарствия - между Древним и Средним царствами (2181-2040 гг до н.э.) Таким образом, пассионарный толчок мог иметь место около XXI века до н.э. Хотя, на мой взгляд, это обычные "перегрев" внутри витка этногенеза. В общем и целом, пассионарный толчок, создавший Древнейший Египет, можно датировать XXXII вв до н.э. Отметим это. В Европе Классическая Античность возникла на базе Архаического Периода - XII-IX вв до н.э. Этот период характеризуется мощными переселениями: дорийцев - в Грецию, иллирийцев - в Италию, возможно, какая-то этническая группа из Малой Азии в Этрурию (хотя я склонен считать этрусков синтетической нацией, основа которой - местая альпийско-ретийская). Не забудем также и "народы моря", которые дошли до Палестины и Египта. Это предантичное "переселение народов" сильно напоминает аналогичное в II-VI вв н.э.

Ответов - 3

ВЛАДИМИР-III: Датировать этот пассионарный толчок можно XIII веком до н.э., когда из Центральной части Восточной Европы (по мнению большинства археологов, из Трансильвании), стали распространяться племена полей погребальных урн, которые сформировали фракийские, иллирийские, древнекельтские и, возможного, ясторфские (древнегерманские) племена. В Польше и Чехии унетицкая культура сменяется лужицкой (древнейшие славяне), причем он отчень разнородны, и Унетица скорее относится к иберийско-колоколовидной традиции. Итак, фракийцы, иллирийцы, раннекельтские, ясторфские и лужицкие племена сформировались именно в XII веке до н.э. Кельты, иллирийцы и фракийцы относятся к гальштадту. К I веку до н.э. фракийцы и иллирийцы - безнадежные "старики", что объясняет относительно легкое их завоевание более "молодым" Римом. Правда, даки создали свою империю именно в I веке до н.э., но остальные фракийцы подобной пассионарности не проявляли (и в случае Буберисты здесь очевиден импорт скифской пассионарности; а у агафирсов вообще была скифская династия). Тот же пассионарный толчок затронул греков-дорийцев, живших в совр. Северной Греции, но не достиг Ахейской Греции, куда дорийцы вторглись сразу же вслед за Троянской войной и легко подчинили ахейские племена. "Народы моря", которых древние евреи называли пилистим, по египетским источникам классифицируются как "прст, чкр, шкрш, дйнй и вшш" (из египетской хроники Мединет-Хабу). "Шкрш" - это, возможно, сикулы, "прст" - филистимляне. Упоминаются также "шрдн" - сарды и "трш" - тирсены-этруски. Эти идентификации локализуют второй конец пассионарного толчка где-то в Западном Средиземноморье (Сардиния, Сицилия). Более того - дальше конец пассионарного толчка упирается в страны Магриба - и как следствие ливийские племена ассимилируют последние остатки иберов-машуашей (реликты великой Капсийской цивилизации) в Северной Африке и идут войной на Египет через всю Сахару. Таков пассионарный толчок XIII века до н.э. - от Трансильвании до Алжира.

ВЛАДИМИР-III: Греки-ахейцы пришли на юг Балкан в XXI-XX вв до н.э. В XXI веке до н.э. они заселили Фессалию, а в следующем веке - остальную материковую часть Греции. Это расселение синхронизируется с переселением хеттов с Балкан в Малую Азию. Но между XXII и XIII веками до н.э. в Европе было еще два события масштаба мощных пассионарных толчков - расселение культур курганных погребений из Центральной Европы в разные концы континента: венето-либурны - на Адриатику, италики - в Италию (еще в 1500 году до н.э. Аппенинский п-ов не был заселен индоевропейцами, но в следующие века происходит сложный процесс инфильтрации индоевропейских групп и их смешения с местными яфетически и возможно иберийскими племенами), северо-германские поля погребений (которые заметно отличаются от ясторфцев и обитали южнее их; я бы идентифицировал эту культуроу как позднейших бастарнов, оттесненных кельтами около 300 года до н.э. в юго-восточном направлении), а также лузитаны, которые индоевропейцы, но не кельты, проживали какое-то время в Аквитании, но затем продвинулись в Испанию, принеся туда кельтский гальштадт еще до кельтов (по языку лузитаны ближе всего к италикам). Кроме того именно около 1500 года до н.э. фригийцы впервые появляются в Малой Азии. Это предки современных армян. Вслед за ними - в XII веке до н.э. в Малую Азию переселились три племени фракийцев - мисы, вифины и пафлагоны. На другом конце Европы - на Нижней Волге Полтавкинская культура именно в XV веке до н.э. преобразовалась в срубную и заняла территорию Северного Причерноморья и Нижнего Поволжья. Это киммерийцы, которых некоторые исследователи считают промежуточным звеном между фригийцами и тохарами. Еще восточнее начался процесс расселения индо-иранских племен из Средней Азии в Иран и Индию (хотя митаннийская династия в Ханигальбате, арийская по происхождению, правившая в первой половине II тысячелетия до н.э. указывает на более ранний этап в истории индо-иранских народов; возможно, пассионарный толчок XVIII века до н.э. распространялся севернее Нижней Волги и создал индо-иранскую абашевскую культуру в российской лесостепи). Можно ли говорить о пассионарном толчке XVI века между Альпами и Аралом. Другая зона генерации - южная Испания и Португалия, откуда в XXI веке до н.э. стартовали племена колоколовидных кубков. Они - иберийские по языку - проникли в Бретань, Великобританию и Ирландию, потом в Бенилюкс и Северную Францию, дальше движение шло на восток, юго-восток и юг - вплоть до Вислы (Унетицкая культура), Нижнего Дуная (культуры инкрустированной керамики), Лазурного берега (лигуры). Этот марш замедлил и в некоторых районах даже предотвратил распространение баденской волны индоевропейских племен по Европе. К 1000 году до н.э. иберы заселяли всю Испанию, Португалию, Великобританию, Ирландию, большую часть Франции, Пьемонт, Корсику и Сардинию. Тартесс - юго-западная окраина иберийского мира. К 500 году до н.э. его история должна была насчитывать полторы тысячи лет, и его разрушение карфагенянами было фатально неизбежно. Итак, в XXI веке до н.э. через Андалузию и Алгарви прошел очередной пассионарный толчок. Может ли он как-либо коррелироваться с пока очень гипотетическим толчком той эпохи в Египте?

Пыльцын: Древние греки все же один этнос, а не разные. Если толчек для них датируется 8в. до н.э., то датировать толчек дорийцев 13в. до н.э. не имеете права. А иначе можно датировать ПТ русских 13в., украинцев - 16в., белоруссов - не поймешь вообще когда. К тому же раннекельтские племена у Вас имеют датировку - 13в. до н.э., а кельтские - 8в. до н.э. А какая между ними связь? Там что, два толчка с разницей в 5в. было?




полная версия страницы