Форум » История » Паровозный заказ: коррупция по-ленински » Ответить

Паровозный заказ: коррупция по-ленински

Panzer: Напомнили мне недавно о закупке советскими властями паровозов за границей Полагаю, статья уважаемого А.А.Иголкина на эту тему весьма познавательна: [quote]В самом начале 1922 г. В.И. Ленину прислали для ознакомления первый номер журнала «Экономист» за тот же год.[1] Реакция Ленина была неожиданной: он предложил - и ни кому-нибудь, а Ф.Э. Дзержинскому - журнал немедленно закрыть, а что касается сотрудников (и авторов) журнала, то дал им следующую оценку: «Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих «военных шпионов» изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу».[2] Принято считать, что на роль главного «военного шпиона», подлежащего «постоянному излавливанию», претендовал выдающийся русский ученый, один из крупнейших социологов XX в. Питирим Александрович Сорокин. Именно его статью в этом журнале попытался раскритиковать глава советского правительства (впрочем, совершенно безуспешно: теоретико-методологический потенциал был слишком не равен). Однако вполне возможно, что вызвавшие гнев вождя отдельные словосочетания, выхваченные из абсолютно не понятой им статьи П.А. Сорокина, были для Ленина лишь предлогом. Чтобы разобраться в теоретическом тексте ученого, нужно было обладать хорошим специальным образованием, и никакой особой опасности, с точки зрения пропаганды, как кажется, эта статья не представляла. Но в том же номере журнала «Экономист» была и другая статья, смысл которой был совершенно понятен любому человеку с тогдашним средним образованием. И смысл этот был таков: «Новые власти либо абсолютно, на удивление, не умеют хозяйствовать, либо, что более вероятно, вместо того, чтобы отстаивать национальные интересы в сфере международных экономических отношений, творят совместно с иностранными предпринимателями черт знает что, какие-то темные делишки в своих собственных интересах». Автором статьи о «темных делишках» был А.Н. Фролов, давший экономический анализ сделанного в 1920 - 1921 гг. большевиками так называемого «паровозного заказа за границей». Он спокойно, без эмоций, анализировал доступные ему цифры, сопоставлял, размышлял. Общий вывод Фролова таков: этот заказ был, в лучшем случае, большой технико-хозяйственной ошибкой.[3] ... Ленин знал: все, о чем писал А.Н. Фролов, было правдой. Хотя и не всей правдой: документация сделок по «паровозным заказам», а по сути – «паровозной афере», проходила как «совершенно секретная». На многих документах ставился гриф «отпечатано в одном экземпляре», а некоторые даже написаны от руки и в связи с ceкретностью не перепечатывались. Часть документов сегодня открыли, но только часть. Тогда, в 1922 г., журнал, попытавшийся разобраться в делах такой важности и секретности власти должны были закрыть немедленно под любым предлогом, лучше всего - под очевидно надуманным. И «вождь мирового пролетариата» потребовал от Дзержинского закрыть журнал… хотя бы потому, что в первом и втором номерах на обложке не был напечатан список сотрудников.[14] Действительно, интересное основание. Хотелось бы и в этом маленьком вопросе восстановить справедливость: на обложке первого номера (как раз того, где напечатана статья А.Н. Фролова) приведен полный состав редакционной коллегии. Вот они, эти, по словам Ленина, «крепостники, реакционеры» и - почему-то – «дипломированные лакеи поповщины»[15], а в действительности - весьма квалифицированные экономисты, кое-кто - с мировым именем: Б.Д. Бруцкус, А.И. Буковецкий, С.И. Зверев, Д.С. Зернов, Е.Л. Зубащев, А.С. Каган, В.И. Ковалевский, И.М. Кулишер, Д.А. Лутохин, Н.В. Монахов, А.Л. Рафаилович. [/quote] Полностью статья о "Паровозной афере" aka "Паровозный заказ", о том, кто проворачивал это дело и о том, кто покрывал его - здесь: http://www.nivestnik.ru/2004_1/4.shtml

Ответов - 1

Panzer: Еще довесок: Известно, как сильно противодействие некоторых ведомств, отрицающих необходимость в таких заказах. НКПС, например, категорически заявил о том, что он не нуждается в новых паровозах. НКПС при этом указывает на то, что при 40% довоенного грузооборота он имеет сейчас 2700 холодных паровозов, в то время как в довоенный период дороги имели их 2300. Проект обращения Высшей правительственной комиссии по металлопромышленности ко всем работникам отрасли 4 июля 1924 г. Источник: РГАЭ. Ф. 4086. Оп. 1. Д. 200. Л. 32-39. Председатель Высшей правительственной комиссии по металлопромышленности, председатель ВСНХ СССР Ф.Э.Дзержинский обратился в ЦК РКП(б) на имя И.В.Сталина с просьбой разрешить издание данного Обращения. Однако, согласия на то не было дано, и Обращение не было издано. Но основные положения содержавшиеся в проекте, Дзержинский огласил и обосновал в ряде своих выступлений и прежде всего в докладе на пленуме ЦК профсоюза металлистов (июнь 1924 г.). http://community.livejournal.com/su_industria/55772.html



полная версия страницы