Форум » История » К вопросу о кризисе Рима » Ответить

К вопросу о кризисе Рима

ВЛАДИМИР-III: "Кризис Рима" давно уже является общим местом в исторической литературе. Факт есть факт: около 1 года н.э. существовала огромное государство - Римская Свободная Республика (официально она так именовалась до 284 года до н.э.), но около 500 года до н.э. на ее месте (во всяком случае, на мест е ее западной части) существует несколько "варварских" королевств. Что такое был римский кризис, и как его датировать? Религиозные (христианские) историки заявляют, что кризис Рима начался уже в I веке н.э. - по случаю появления христианства. Эти историки (большей частью поздние, в Средние века таких утверждений не встречается) считают, что, хотя Римская империя стала условием широкого распространения христианства (и в этом теологический смысл ее существования), она - естественная антитеза христианской церкви (верующий историк церковью с большой буквы называет только свою религиозную организацию, вне зависимости от ее размеров и значения), и поэтому уже в момент рождества Христова была обречена. Отсюда верующий историк неизбежно будет искать кризисные явления в первые десятилетия н.э. - начиная с сумасбродств Калигулы и Нерона. Насколько это "духовное" значение кризиса соответствует экономической, демографической, идейной реальности римского общества первых веков н.э., верующих историков интересует мало. Историки-марксисты подходят к вопросу о кризисе Рима совершенно с другой, экономической т.з. Главный вопрос марксистской историографии позднего Рима: когда классическое рабство сменилось колонатом? и когда колонат стал приближаться к классическому феодализму. На первый вопрос обычно отвечают, что это случилось где-то во II веке н.э., но именовать Римскую империю даже V века феодальным государством марксисты не решались. Образцово-показательная СОВЕТСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (1960-х) находит истоки колоната в принудительной аренде эпохи Карфагена в Северной Африке и староримском патронате. Ранний колонат датируется еще II веком до н.э., а во II веке н.э. колонат как общественно-хозяйственная система переживает расцвет. В III веке н.э. общий кризис римской экономики и колоната в т.ч. Законы о прикреплении колонов к поместьям, аналогичные русским актам 1497-1649 гг., были приняты в Риме еще с середины III века н.э. по конец V. Вопрос о том, было ли классическое рабовладение господствующей формой экономики в античные времена, и какие формы рабской зависимости сохранялись после исторической даты 476 года, марксистов тоже не очень волнует. Каждый раз, сталкиваясь с несоответствием марксистской схеме общественно-экономических формаций, историк-марксист будет говорить о "своеобразии" и "исключении", но может оказаться, что исключений будет больше, чем правил. В современной феноменологической историографии обращают внимание на целый комплекс явлений, которые сопровождали падение Римского Запада: смена религии, демографический кризис, роль варваров, хозяйственный кризис и т.д. Но здесь необходимо четкое отслеживание подобных феноменов и их анализ в каждом конкретном случае. Посмотрим по порядку.

Ответов - 25, стр: 1 2 All

ВЛАДИМИР-III: В 14 году н.э. Рим практически достиг своих известных пределов (за вычетом Британии, завоеванной в 46 году, и ряда восточных территорий). Население - 54 млн. человек. Во главе Республики - Сенат, который не может не считаться с народным трибуном и принсепсом. При́нцепс (лат. princeps — первый) — первый в списке древнеримских сенаторов (принцепс сената (princeps senatus)), обычно старейший из бывших цензоров. В эпоху Империи почётное место принцепса после трансформации стало важным атрибутом императорской власти. В эпоху республики принцепс не имел особых полномочий и прав, кроме почётного права первым высказывать своё мнение в сенате по запросу консулов. Тем не менее некоторые принцепсы сената пользовались большим авторитетом и нередко оказывали сильное влияние на политику. В период Империи, начиная с Октавиана Августа, титул «Принцепс сената» обозначал носителя единоличной власти — императора. Титул «принцепс» не имеет государственно-правового значения, власть императора базировалась на сочетании занимаемых им магистратур. Принцепс одновременно являлся проконсулом Империи, что давало ему военную власть в императорских провинциях (в провинциях, отданных в управление сенату, легионы, как правило, не располагались). Он был верховным главнокомандующим всей римской армией. Принцепс также был отправителем официального религиозного культа, занимая должность верховного понтифика. Император как таковой был лишь командующим армии, но он же занимал должность народного трибуна. К примеру, вот должности Тиберия (Тиберия Цезаря Августа, сына Божественного Августа), который правил с 14 по 37 год н.э. С 15 по 37 год он занимал должность великого понтифика (верховного жреца в Риме), в 18, 21 и 31 годах н.э. - должность консула (одного из двух "сопрезидентов" Римской Республики). Консулы назначались (хотя и с перерывами после 542 года) вплоть до 699 года, и это были уже императоры Восточного Рима. Еще в 6 году до н.э. Тиберий стал народным трибуном, а затем, после перерыва 1 год до н.э. - 3 год н.э., вплоть до самой смерти занимал эту должность.

ВЛАДИМИР-III: Итак, первоначально власть в Риме - у императоров-народных трибунов и консулов из рода Юлиев-Клавдиев. Императора можно считать военным диктатором (не в древнеримском, а в более современном смысле), однако, диктатором, который вписан в традиционную политико-правовую систему Рима. Это (после Октавиана Августа) Тиберий (14-37), Калигула (37-41), Клавдий (41-54), Нерон (54-68). Если не считать убийства Калигулы и отравления Клавдия (впрочем, некоторые античные историки считали, что Клавдий умер естественной смертью) власть передается "естественным" (в существующей системе властных отношений) образом - от правителя к усыновленному им родственнику. Происходили и другие кризисы в форме заговоров и репрессий в отношении приближенных императоров, но, как правильно заметил английский писатель Р.Грейвз в романе "Я, Клавдий", эти события затрагивали только узкую прослойку людей, близких к верховной власти и почти не ощущались основным населением огромного государства. Экономика развивается, население растет. В 100 году оно уже составляет 80 млн. человек, а в 200 году - 100 млн. Вообще, все или почти все римские исторические труды предвзяты в отношении императоров. Иосиф Флавий объясняет это так: Многие писатели повествовали о Нероне; одни из них, которым он оказывал благодеяния, из признательности к нему извращали истину, другие из ненависти и вражды настолько налгали на него, что не заслуживают никакого извинения. Впрочем, мне не приходится удивляться тем, кто сообщил о Нероне столь лживые данные, так как эти люди не говорили истины даже относительно предшественников его, несмотря на то, что они не имели никакого повода относиться неприязненно к ним и жили гораздо позже их. Иосиф Флавий. «Иудейские древности», XX, 87.3 Это, впрочем, вовсе не означает, что не стоит доверять историческим трудам Светония или Тацита. Смешнее всего выглядят верующие историки (христиане), которые вычитывают из апокрифических легенд позднего происхождения информацию о том, что тот или иной римский император (Тиберий, например) "принял христианство" (этот процесс - начиная с 33 года - представляется верующим авторам столь естественным, масштабным и тотальным, что удивляет не переход римлян в христианство, а то, почему этот процесс растянулся на века), а поэтому им требуется "оправдать" этого императора. Кстати, легенда о распятии апостола Петра возникает в апокрифическом источнике ок. 200 года н.э. Понятно, что это не прибавляет аргументов в пользу историчности апостолов. В 68-69 годах в Риме происходит крупная гражданская война, но власть довольно скоро оказывается в руках Веспасиана (а надежды на то, что восставшие против Нерона генералы стремятся к независимости своих провинций - об этом упоминает Эрнст Ренан - оказались беспочвенны).

ВЛАДИМИР-III: Далее, в 69-79 правит Веспасиан, в 79-81 - Тит, в 81-96 - Домициан - все вместе из рода Флавиев. Т.о., имеем достаточно спокойное развитие Рима в I веке н.э. с одной только гражданской войной, причем, скорее всего, не затронувшей экономику страны. После 96 года в Риме недолго правил Нерва (также, как и Флавии, относящийся к окружению императоров рода Юлиев-Клавдиев). Он пришел к власти в результате военного переворота и усыновил следующего императора - наместника Верхней Германии Марка Ульпия Траяна (в Риме начался период адоптивных правлений - т.е. усыновления наследника предыдущим императором; император все чаще воспринимается как автократический правитель, не вписанный в политико-правовую систему Республики, а стоящий над нею). Траян правит в 98-117 годах и власть передает усыновленному им Адриану из рода Антонинов. Адриан правит в 117-138 году и передает власть сыну Антонию Пию (138-161), который в свою очередь усыновляет следующего императора - Марка Аврелия (161-180). Период 96-180 годов единодушно считается самым спокойным и креативным в истории Рима императорских времен. Не смотря на маркоманнские войны и чуму Антонинов 165 года мы не можем считать этот период, как и весь период 14-180 годов кризисным. За это время в Риме убили 1 императора, произошли гражданская война и один военный переворот. Редкая европейская страна в 1780-1950 могла похвастаться подобной степенью политической стабильности.


ВЛАДИМИР-III: Правление сына Марка Аврелия - Коммода (180-192) - период финансового кризиса, бездарно-административных попыток (путем конфискаций) предотвратить его, массовых волнений во многих провинциях: Северной Италии, Галлии, Испании, на Дунае, в Африке и Египте. Очередные сумасбродства императора только ухудшими ситуацию, и в 192 году он свергнут в результате государственного переворота. Наступает 193 год - т.н. год пяти императоров, перерастающий в гражданскую войну 193-197 годов - в чем-то типологически сходную с гражданской войной 68-69 году. В 197 году побеждает Септимий Север. Все его правление (197-211) - это эпоха милитаризации, ущемления прерогатив Сената, ухудшения экономической ситуации. Этот период, видимо, стал пиком римской демографии и началом сокращения (вначале небольшого) населения. Но правление Септимия и его сына Каракаллы (211-217) отличается относительной стабильностью (убийство Геты - незначительный эпизод на фоне последовавших катаклизмов). В 217-218 новая гражданская война привела к власти Элагабала (его настоящее имя было Марк Авре́лий Антони́н из рода Северов), но его правление не отличается стабильностью (новые восстания в провинциях). В 222-235 правил Александр Север, пришедший к власти после убийства Элагабала восставшими легионерами. Он также убит восставшими легионерами. Период 235-284 (49 лет) именуется обычно периодом "солдатских императоров" и отличается общей политической нестабильностью, сокращением населения (со 100-95 млн. до 60 млн.) и крахом имперской экономики. Но и здесь встречаются относительно стабильные периоды: например, правление Галлиена (260-268). От Рима отпадают Галльская империя, восточные провинции во главе с Пальмирой. Рим уходит из Дакии. Варвары (германцы, сарматы и в меньшей степени славяне) регулярно вторгаются в северные пределы Рима. На востоке - непрекращающиеся войны с Парфией и Ираном.

ВЛАДИМИР-III: Эпоха Домината - монархии в прямом смысле слова начинается с правления Диоклетиана (284-305). Ситуация стабилизируется, сепаратисты Галлии и Пальмиры побеждены еще ранее - в 273-274 годах. К IV веку Рим стабилизируется примерно в тех же границах, что и государство времен Октавиана Августа. Численность населения - примерно та же. После очередного раунда гражданской войны (305-206) правит Константин Великий (306-337), но уже в рамках системы Тетрархии (разные части империи управляются разными императорами и лишь иногда один из них сосредотачивает всю власть в своих руках). Династия Константина правит вплоть до 363 года (Юлиан - последний в ее списке), и этот период также можно считать эпохой относительной стабильности, экономической, политической и демографической. После еще одной замятни (363-364) у власти династия Валентиниана-Феодосия - вплоть до окончательного раздела Рима на Западный и Восточный в 395. На Западе эта династия правит вплоть до 455 года, на Востоке - до 457 года. Т.о. из 455 лет н.э. в истории Рима можно выделить 6 гражданских войн (68-69, 96-98, 193-197, 217-218, 305-311, 363-364 годов) и период солдатских мятежей (235-284). Переломным в развитии Рима становится в целом III век, но уже к концу столетия ситуация в значительной степени стабилизируется. Новый кризис, связанный с массовым расселением в пределах Рима северных варваров начинается только с 376 года, но еще в начале V века Западом и Востоком правит устойчивая династия. Ни о каком "кризисе" Рима в I-II веках говорить не приходится.

ВЛАДИМИР-III: Особая тема - роль христианства в "падении Рима". Пожалуй, первым, кто возбудил ее в академическом ключе, был британский историк Э.Гиббон в XVIII веке («История упадка и разрушения Римской империи»). До него авторы (христианские, прежде всего) если и противопоставляли Рим и христианство, то не в цивилизационно-культурном отношении, а в политическом, и после "принятия" христианства правящими императорами не видели ничего противоестественного в союзе трона и алтаря, а стало быть, относили упадок и разорение Рима не за счет христиан, а за счет варваров. Вообще, после Гиббона все или почти все истории Рима в его отношении с христианством отличаются метафизическим подходом к изучаемому - Рим и христианство описываются как некие противостоящие друг другу однородные сущности, и это противостояние (путем некритической интерпретации сообщений Светония и Тацита) относят еще ко временам Нерона, если не ранее. Буквально каждый литературные сюжет, посвященный этой теме (Пушкин тоже намеревался написать Повесть о древнеримской жизни), отличается тягостным однообразием - даже если речь идет о временах Нерона, обязательно надо показать кризис Рима, его мировоззрения и тут же - проникающую в самые высшие сферы (кому интересно читать о римских рабах? тут нужно писать минимум о сотнике такого-то легиона) "добрую весть", которая, разумеется (закон жанра) тут же принимается всеми аристократами (автор же не понимает, как ее можно не принять) и т.д. и т.п. Монолитному христианству (темы ересей и обращения римлян в христианство должны быть разведены) противостоят древние римские верования и т.д. и т.п. На самом деле ничего подобного, разумеется, не было. Не было ни монолитного "языческого" Рима, ни монолитного христианства с выработанными догматами - более того, каждая попытка в среде "традиторов" (так я бы назвал массовое "первохристианство", в основном в Малой Азии во II веке н.э., где оно и возникло) выработать некие единые догматы приводила к расколам и "ересям" - само собой победившая "ересь" становилась ортодоксией). Например, если во II веке н.э. большая половина христиан жила в Малой Азии (где их обнаружил Плиний Младший), монтанисты - сторонники Монтана составляли не менее половины христиан к 200 году (в т.ч. за пределами Малой Азии - во Фракии, Италии, Южной Галии, Африке - Тертуллиан). До 325 года никакого догматического и даже организационного единства христианских общин не существовало. Отсюда позволительно усомниться в описаниях "гонений" на христиан. Если арианин, а до того оригенит Евсевий Памфил описывает мучения, которым подвергались христиане при Диоклетиане, то перечисляемые им списки жертв ничтожны сравнительно с общей численностью христиан - получается, что либо репрессии касались не христиан вообще, а отдельных представителей их общин, причем по иному, нерелигиозному поводу, либо речь идет о сторонниках того течения, к которому принадлежал автор, а репрессированные сторонники иных течений не учитываются. Если верны сведения о принадлежности римских императоров Александра Севера и Филиппа Араба к христианам, то, не исключено, что они принадлежали к тем его течениям, которые после 325 года оказались проклятыми и запрещенными. То же самое касается "язычества". В Риме начиная с I века н.э. получают распространение т.н. "восточные культы" - митраизм (исключительно сильно повлиявший на христианство), культы Исиды и Осириса, Баала, Элгабала, Кибелы и Адониса, в греческом мире еще сохраняются остатки пифагорейцев и орфиков, в Италии формируется культ Сильвана, впоследствии повлиявший на бенедектинские монастыри. Множество гностических сект привлекают грамотеев. Причем, вплоть до IV века христиане составляли не только относительное меньшинство сравнительно с общим населением Рима, но и были малочисленнее митраистов и последователей Исиды и Осириса. Только долгое методичное распутывание сложных хитросплетений религии и политики в Риме позволит ответить на вопрос о реальном месте христианства в Римской империи и его роли в ее падении.

ВЛАДИМИР-III: Ну и заодно - статистика численности христиан. Д.Баррет в 1996 году насчитывал в % отношении следующую долю христиан в мировом населении: 100 год - 0,6% 200 год - 3,5% 300 год - 10,4% 400 год - 18,6% Народы и религии мира. М.,1999, с 856. Поскольку даны доли процента, Баррет считал тщательно, по населению стран, где распространяется в это время христианство, и, скорее всего, пользовался монографией Mc Evedy C. Jones R. Atlas of World Population History. Нammond,1978. Согласно последним, население мира составляло: в 100 году - 180 млн. человек. в 200 - 190 млн. в 300 - 190 млн. в 400 - 190 млн. Сами по себе эти данные занижены, но для нас важно установить % христианского населения в Риме. Авторы считают, что в 200 году население Рима не превышало 46 млн. (по моим подсчетам - до 100 млн.) Следовательно, численность христиан (по Баррету, опирающемуся на Мак Эведи и Джонеса): в 100 году - 1,1 млн. в 200 году - 6,7 млн. в 300 году - 19,8 млн. в 400 году - 35,3 млн. Получаем в 200 году 13% христианского населения в Риме, в 300 - 46%, а в 400 - 82%. Но такие цифры наоборот кажутся завышенными. В XIX веке А.Гарнак (а вслед за ним и авторы из России, чьи данные приводит Л.Тихомиров в МОНАРХИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ) считали, что вплоть до Константина доля христиан в общем населении Рима была мала - не более 10%. Но это опять же маловероятно.

ВЛАДИМИР-III: Получаем в 200 году 13% христианского населения в Риме, в 300 - 46%, а в 400 - 82%. Но такие цифры наоборот кажутся завышенными. Впрочем, для 400 года... правдоподобно. Христианство в 300 году еще не играло той роли, которую оно играет в 400 году. Огосударствление христианства (в 311-363 гг) резко увеличивает % христианского населения. Я оцениваю численность населения Рима следующим образом: в 200 году - 100 млн. в 300 году - 60 млн. в 400 году (обе империи) - 60 млн. Если цифры Баррета ориентировать на мои оценки (разница в населении всего мира по оценкам моим и Mc Evedy C. Jones R. не играет роль, поскольку Баррет считал, опираясь, прежде всего, на оценки населения Рима), то получаем % христианского населения в Риме: в 200 году - 6%, в 300 году - 32%, а в 400 - 57%. Тот самый демографический "перелом" происходит именно в начале IV века, когда, благодаря Константину, численность христиан резко возрастает - с 32 до 50%. С другой стороны, если в III веке численность христиан также быстро растет, и их удельный вес в населении возрастает с 6 до 32%, само по себе это как-то не вяжется с "гонениями". Трудно "гнать" религиозную общность (пока еще практически не организованную), чья численность доходит до 1/3 населения. Неужели прав Гарнак, который для III века называет цифру, не превышающую 12-13%? Гарнак считал, что даже в 325 году христианство преобладало лишь в Малой Азии, Армении и Фракии, пользовалось популярностью в Сирии, Египте, Северо-Западной Африке и некоторых других приморских районах. Слабое распространение христианства отмечается им для того времени в центральных областях Балканского и Пиренейского полуостровов, в Италии и Сицилии. В других же провинциях вообще не засвидетельствовано существование христианских общин. С другой стороны, если бы около 500 года христиане (причем, именно католики) не составляли бы устойчивого и организованного большинства на севере Галлии (франки первоначально контролировали только ее северную часть), с чего бы Хлодвигу было принимать христианство?

ВЛАДИМИР-III: Но в этом случае, самые быстрые темпы распространения христианства наблюдались бы в V веке, что малоправдоподобно с учетом нарастающей анархии на Западе Рима.

thrary: як це корелює? м.з. що це зовсім непов'язані речі. ну і приплив мігрантів аріан у РІ дійсно мав місце.

ВЛАДИМИР-III: thrary пишет: як це корелює? Додс в своей монографии ЯЗЫЧНИК И ХРИСТИАНИН В СМУТНОЕ ВРЕМЯ пытается доказать, что христианские общины в III-V веках лучше переживали кризисы, чем "язычники", но здесь слишком уж метафизический подход, а считать "язычество" чем-то единым и гомогенным с т.з. поведения и социальных реакций - моветон со времен замечатьельной книги Ф.Кюмона ВОСТОЧНЫЕ РЕЛИГИИ В РИМСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ (1906 год!) Я соглашусь, скорее, с теми историками, которые считают разрушение городской культуры в Западной Римской Империи в V веке одинаково разрушительным для христианства, поскольку (в отличие от Малой Азии) оно здесь долгое время "городская вера", а "паганус" - "язычник" - синоним селянина (от pagus «округ»). К 500 году (Гумилев прав) в сельской местности еще вовсю соблюдали нехристианские обряды. То же самое на Руси в конце Х - XV веке, сельская местность была более языческой, чем город. thrary пишет: ну і приплив мігрантів аріан у РІ дійсно мав місце. Здесь своего рода загадка: были ли все готы арианами? Вроде (по аналогии с князем Владимиром) можно предположить схему: князь и дружина крестятся, отсюда распространение на народ... Но в реальности... Вульфила не был первым епископом готов, им был Феофил (с 325). Но все равно период в 50 лет, разделяющий первое упоминание о Готской епархии и разгром гуннами, маловат для полной христианизации готов. Впрочем, франки не были арианами.

ВЛАДИМИР-III: Наконец нашел интересующую меня книжку Баррета о численности христиан - David Barrett & Todd Johnson. World Christian trends across 22 centuries, AD 30–AD 2200, illustrated by 26 statistical categories, 10 annual growth rates (p.a.) and 7 graphed lines (англ.). World Christian Trends, William Carey Library. Gem Network (2001) Не тут то было! Ссылка не работает. Поищу... Нашел!!! - https://books.google.ru/books?id=v-Q4vwEACAAJ&pg=PA42&hl=ru&source=gbs_selected_pages&cad=2#v=onepage&q&f=false

ВЛАДИМИР-III: Разбираюсь с Барретом. Увы... огромный статистический материал обладает качеством только на протяжении последних веков. Чем древнее эпоха, тем меньше ценность приводимых цифр. Например. Баррет считает, что в 100 году христиан в мире было 800 тысяч человек - в т.ч. 400 тысяч в Азиатской части Рима и прилегающих районах Ближнего Востока, 310 тысяч - в Европейской части и 90 тысяч - в Африке. Но еще в начале II века христиане оставались достаточно экзотической группой для жителей Западной части Рима (см. ПИСЬМА ПЛИНИЯ МЛАДШЕГО), и я не считаю, что за пределами Малой Азии (где христианство в I веке до н.э. - I веке н.э. выделилось из пестрого набора культов умирающих и воскресающих богов) около 100 года н.э. насчитывалось более нескольких тысяч христиан. Другое дело - 200 год н.э., когда христианство (как и другие восточные культы) широко распространяется по империи. Далее Баррет классифицирует течения внутри христианства едва ли не по эпохе нового времени (католики, православные, англикане - под последними он понимает всех христиан, обитавших в Великобритании вплоть до 1500 года). К сожалению, все остальные религии Баррета интересуют только после 1900 года, а ведь, если не учитывать эволюцию всех религий (в т.ч. демографическую), это не позволяет создать целостное представление о конфессиональной демографии прошлого. Ряд примеров. Согласно Баррету, общая численность христиан: 100 год - 0,8 млн. 300 год - 14,0 млн. 500 год - 37,8 млн. Это может быть правдоподобным вне зависимости от численности населения Рима (Баррет, как я уже говорил выше, опирается на статистику Джонеса и МакЭведи 1978 года). Например, в 300 году в Европейской части Рима (по Баррету) - 4800 тысяч христиан, в Африканской - 3000 тысяч, а в Азиатской (а также в Армении, Месопотамии и Аравии) - 6200 тысяч. Можно согласиться с такими параметрами, хотя, все же, в Европейской части должно быть поменьше. Соотношение между христианами Египта и остальной Римской Африки 2:1. То же касается соотношения христиан на Балканском (включая Грецию) полуострове и остальной Римской Европы - 3:2. Можно согласиться. В 500 году на территории бывшей Западной Римской Империи (по Баррету общее население там - 20000 тысяч) христиан 11,3 млн (т.е. 56,5%) Ну, допустим... В Северной Африке в это время - 5 млн. христиан (в т.ч. в Египте - 3,5, а в остальной Римской Африке - 1,5 млн.) Т.е. (опять сверяясь с Джонесом и МакЭведи) почти все население Египта и 60% населения Римской Африки (2,5 млн. в 500 году). На территории Византии в 500 году (включая Египет) - 11,5 млн. христиан (85% от 13,5-миллионого - по МакЭведи и Джонесу - населения). Хм... Можно согласиться. Еще 1,1 млн. христиан - восточнее, а севернее Дуная и восточнее Рейна (вплоть до Урала и Кавказа) - еще 1 млн. христиан (17% общего населения).

ВЛАДИМИР-III: Понятное дело, что оценки Джонеса и МакЭведи страдают европоцентризмом, и их корректировка происходит в сторону увеличения. У авторов в 1 году - 170 млн. в 200 - 190 млн. в 400 - 190 млн. в 500 - 190 млн. в 600 - 200 млн. Я насчитал: в 1 году - 282 млн. в 200 - 305 млн. в 400 - 260 млн. в 500 - 275 млн. в 600 - 292 млн. Превышение второго ряда цифр по сравнению с первым, прежде всего, за счет Индии и Китая, чье население британские авторы занижают. В Индии с III века до н.э. по XVII век н.э. население стабильно - около 100 млн. А население Китая "пульсировало" в зависимости от внутри- и внешнеполитических событий (есть достаточно подробные таблицы). Если в 1 году население Индии у авторов - 35 млн., то у меня - 105 млн., Китая - 53 млн. (у меня - 60 млн.) Впрочем, если речь идет именно о христианстве, этими отличиями можно отчасти пренебречь (поскольку речь идет о Западной части Старого Света).

ВЛАДИМИР-III: Скорректируем. Если (по моим расчетам) в 500 году население Византии - 26 млн., то христиан либо 11,5 млн. (44% - что занижено), либо 85% от 26 млн., т.е. 22,1 млн. (4 млн. - остальное, нехристианское население) - вот это, последнее, правдоподобно. Т.е. уже в 500 году наши с Барретом подсчеты численности христиан существенно разойдутся - минимум на 9 млн. т.е. на четверть.

ВЛАДИМИР-III: К тому же следует учитывать в населении Рима иные (нехристианские) религии. Отличительным признаком "модерновой" религии от "традиционного" верования можно считать сознательный выход религии за пределы этнической группы и ее интернационализацию путем прозелитизма. Индуизм именно в первые века н.э. приходит в Юго-Восточную Азию, иудаизм, кстати, также пытается вести проповедь среди других народов (и лишь позднейшее осознание неудач приводит к замкнутости этих двух религий). А это будут (в первые века н.э.) 1. митраизм (зародившийся в I веке до н.э. в Малой Азии, точнее в Киликии, и, по аналогии с христианством, лишь впоследствии оформленный одиночкой или небольшой группой единомышленников) Пик влияния и распространения в Риме - II-III века, но в V веке быстро исчезает. 2. Культ Исиды и Осириса. Получил распространение в Риме еще в республиканские времена. 3. Культ Сераписа. Тоже египетский, создавался еще Птолемеями. Сливается с предыдущим культом. Упоминается в источниках еще в раннем Средневековье - на Западе (т.е. в Италии, Испании и Галлии). Объединенное название... Изидизм?... Осиризм? Сепаписианство?... 4. Культы сирийских божеств - Ваала и Астарты. Усиливаются в Риме вплоть до III века, затем слабеют под напором христианства (вообще, IV век, действительно, переломный в смысле демографического роста христианских общин - из маргиналов они превращаются в приверженцев официального культа). 5. Фригийский культ Матери Богов - Кибеллы и Адониса (самый близкий к христианству, хотя культ Осириса и митраизм также оказали влияние на христианство) Также проник в Римскую республику еще во времена пунических войн, и был жив еще в IV веке н.э. в Галлии. В Малой Азии в это время происходит смешение иудаистических элементов с местными культами богов (гипсистиарии), что сыграло роль в сближении христианства и иудаизма. Так что, победи не христианство, а культ Кибеллы, в нем были бы элементы классического иудаизма. Центр культа - малоазийский Пессинунт. 6. Сабазианство - тоже малоазийский фригийский культ, близкий культу Кибеллы и Адониса. проникает в Грецию еще в V веке до н.э. Но не получил распространения к западу. 7. Культ Сильвана - в Риме, в Италии крестьянский культ трудолюбия и простоты. Разновидность вырастающего из греческого "язычества" культа Пана. В VI веке ассимилировался католицизмом в форме первого монашеского ордена бенедиктинцев.

ВЛАДИМИР-III: Как бы их назвать... кратко? Митраизм. Сильванство. Сабазианство. Серапианство. Исидаосирисианство. ваалианство? Какие-то ужасные термины получаются. Или по аббревиатуре КИОС - культ Исиды, Осириса и Сераписа?

ВЛАДИМИР-III: Итак, попробуем сделать расчет. Рим в 1 году н.э. Азиатская часть - 15200 тысяч человек. Африканская часть - 11000 тысяч. Европейская часть - 27800 тысяч человек. Азиатская часть: сирийские культы - 3000 тысяч. фригийский культ - 2000 тысяч. иудаисты - 1000 тысяч (еще 200 тысяч иудаистов в Азии за пределами Рима). митраисты - 500 тысяч (еще столько же в Армении и прочем Закавказье). самаритяне - 500 тысяч. египетские культы - 300 тысяч. сабазиане - 300 тысяч. иудействующие - 100 тысяч. протохристиане - 100 тысяч (в Малой Азии). сторонники традиционных верований - 7400 тысяч. Африканская часть: египетские культы - 6000 тысяч. иудаисты - 600 тысяч. иудействующие - 100 тысяч. сторонники традиционных верований - 4300 тысяч. Европейская часть: сильванианство - 1000 тысяч. египетские культы - 200 тысяч. иудаисты - 200 тысяч. сабазианство - 200 тысяч. сирийские культы - 200 тысяч. фригийские культы - 200 тысяч. сторонники традиционных верований - 25800 тысяч. Можно также прибавить остатки пифагорейской парарелигии, первых гностиков и сторонников культа Замолксиса во Фракии и Дакии.

ВЛАДИМИР-III: Рим в 100 году н.э. Все население - 80000 тысяч человек. Азиатская часть - 14600 тысяч человек. Африканская часть - 16000 тысяч. Европейская часть - 49400 тысяч человек. Азиатская часть: сирийские культы - 3500 тысяч. фригийский культ - 2700 тысяч. христиане - 600 тысяч. митраисты - 500 тысяч (еще столько же в Армении и прочем Закавказье, а также 200 тысяч в остальной Азии). сабазиане - 500 тысяч. египетские культы - 400 тысяч. иудаисты - 300 тысяч (еще 200 тысяч иудаистов в Азии за пределами Рима). самаритяне - 200 тысяч. гипсистарии - 100 тысяч. сторонники традиционных верований - 5800 тысяч. Африканская часть: египетские культы - 6500 тысяч (также 2500 тысяч в Судане). митраисты - 800 тысяч. иудаисты - 400 тысяч. сирийские культы - 400 тысяч. фригийский культ - 200 тысяч. христиане - 100 тысяч. сторонники традиционных верований - 7600 тысяч. Европейская часть: египетские культы - 5200 тысяч. сирийские культы - 2500 тысяч. фригийские культы - 2500 тысяч сильванианство - 2000 тысяч. митраисты - 1800 тысяч. иудаисты - 400 тысяч. сабазианство - 300 тысяч. христиане - 100 тысяч. сторонники традиционных верований - 34600 тысяч. Можно также прибавить остатки пифагорейской парарелигии, первых гностиков и сторонников культа Замолксиса во Фракии и Дакии.

ВЛАДИМИР-III: Рим в 200 году н.э. Все население - 100000 тысяч человек. Азиатская часть - 20000 тысяч человек. Африканская часть - 20100 тысяч. Европейская часть - 59900 тысяч человек. Азиатская часть: фригийский культ - 5000 тысяч. христиане - 4000 тысяч. сирийские культы - 3000 тысяч. митраисты - 1000 тысяч (еще 500 тысяч в Армении и прочем Закавказье, а также 500 тысяч в других частях Азии). сабазиане - 800 тысяч. египетские культы - 500 тысяч. иудаисты - 300 тысяч (еще 200 тысяч иудаистов в Азии за пределами Рима). самаритяне - 200 тысяч. гипсистарии - 100 тысяч. сторонники традиционных верований - 5100 тысяч. Африканская часть: египетские культы - 7000 тысяч (также 2500 тысяч в Судане). митраисты - 1800 тысяч. христиане - 1500 тысяч. сирийские культы - 800 тысяч. иудаисты - 500 тысяч. фригийский культ - 400 тысяч. сторонники традиционных верований - 8100 тысяч. Европейская часть: египетские культы - 15500 тысяч. митраисты - 7000 тысяч. сирийские культы - 6100 тысяч. фригийские культы - 5000 тысяч сильванианство - 2500 тысяч. иудаисты - 700 тысяч. христиане - 700 тысяч. сабазианство - 300 тысяч. сторонники традиционных верований - 36800 тысяч. Можно также прибавить остатки пифагорейской парарелигии, первых гностиков и сторонников культа Замолксиса во Фракии и Дакии. На территории Нубии египетские культы распространялись еще с начала Среднего Царства. Вплоть до середины VI века паломники из Нубии посещали храмы Исиды на юге Египта, пока Юстиниан их не разрушил.

ВЛАДИМИР-III: Рим в 300 году н.э. Все население - 60000 тысяч человек. Азиатская часть - 13000 тысяч человек. Африканская часть - 18800 тысяч. Европейская часть - 28200 тысяч человек. Азиатская часть: христиане - 5700 тысяч (еще 500 тысяч к востоку от Рима). митраисты - 3000 тысяч (еще 500 тысяч в Армении и прочем Закавказье, а также 1000 тысяч в прочей Азии). фригийский культ - 1000 тысяч. сирийские культы - 800 тысяч. сабазиане - 600 тысяч. египетские культы - 400 тысяч. иудаисты - 300 тысяч (еще 200 тысяч иудаистов в Азии за пределами Рима). самаритяне - 200 тысяч. гипсистарии - 100 тысяч. манихеи - 100 тысяч. сторонники традиционных верований - 800 тысяч. Африканская часть: египетские культы - 5800 тысяч (также 2000 тысяч в Судане). христиане - 5200 тысяч (еще 100 тысяч христиан в Судане). митраисты - 800 тысяч. сирийские культы - 600 тысяч. иудаисты - 400 тысяч. фригийский культ - 300 тысяч. манихеи - 100 тысяч. сторонники традиционных верований - 5600 тысяч. Европейская часть: митраисты - 9000 тысяч. египетские культы - 5000 тысяч. сирийские культы - 3000 тысяч. христиане - 2300 тысяч. фригийские культы - 2000 тысяч сильванианство - 1000 тысяч. иудаисты - 500 тысяч. манихеи - 200 тысяч. сабазиане - 100 тысяч. сторонники традиционных верований - 5100 тысяч. Можно также прибавить остатки пифагорейской парарелигии, первых гностиков и сторонников культа Замолксиса во Фракии и Дакии.

ВЛАДИМИР-III: Далее, в 500 году Баррет насчитывает в Европе - 13,8 млн. христиан, в Африке - 5,5 млн. (в т.ч. 500 тысяч за пределами бывшей Римской империи), в Западной Азии - 7,6 млн. - всего - 26,9 млн. По какой-то причине Баррет считает, что "христианство апостола Фомы" в первые века н.э. быстро распространялось в Индии и на прилегающих к ней с севера территориях (некритическое восприятие легенд о пресвитере Иоанне?). По Баррету получается, что в 100 году в регионе "центрально-южной Азии" насчитывалось уже 200 тысяч христиан, в 300 году - 2400 тысяч. в 500 году - 10900 (!) тысяч, что составляло (по оценкам Баррета) 18% населения региона. Лишь в XV веке христианская община в Индии подозрительно быстьро исчезает (согласно Баррету, в 1350 - 8 млн, в 1500 - 200 тысяч). Нет, осетра, как говорится, надо урезать. Христианство появляется в Индостане только в V веке, и численность его адептов не превышала 1 млн. вплоть до 1000 года (в основном несториане). Лишь в 1500 году численность общины достигла 3 млн. (3% населения). В Средней Азии христиане появляются в IV веке и также немногочисленны. Иначе христианство было бы заметно в культурной жизни Индии, но это не так.

ВЛАДИМИР-III: К 400 году христианская демография меняется: если в Западном Риме христиане по прежнему немногочисленны: (по Баррету в 500 году) в Италии и Испании - 80%, в Германии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Франции - 29%, то в Восточной Римской Империи (т.н. Византии) уже составляют большинство населения.

ВЛАДИМИР-III: Но в Западной Европе еще какое-то время сохраняются общины митраистов, египетских и фригийских культов.

ВЛАДИМИР-III: Что касается Византии, то этот Рим никуда не делся, и благополучно просуществовал еще как минимум до начала VII века. Т.о. мнение тех историков, которые возлагают главную вину за разрушение Римской империи на христиан, малоубедительно. Переформатирование, сколь бы болезненным оно не было, таких структур под новую религию вполне возможно. А вот Армения действительно прекратила существование в IV веке по причине длительной гражданской войны между христианами и частью армян, сохранивших верования, близкие митраизму и зороастризму. Что касается Византии, то ее население в 400 году составляло 34,9 млн. человек, в 500 году снизилось до 18,6 млн., а в 600 - выросла (в т.ч. за счет завоеваний в Италии, Африке и Закавказье) до 25,4 млн. человек (оценки О.Г.Большакова для 600 года завышены). Т.е. население Византии в конце V - начале VII века заведомо больше населения любого иного государства вокруг вплоть до Китая (в Индии с ним в 400 году может соперничать лишь Государство Гуптов). Население "варварских королевств" к западу - по нескольку миллионов человек, из которых половина настроена провизантийски ("последние римляне"). Это, естественно, делало Византию гегемоном в Средиземноморье и прилегающих районах. Таким образом, дата 476 год к Восточной Ромее никакого отношения не имеет. Лишь к 700 году на Ближнем Востоке происходит геополитический переворот - появляется Арабский Халифат, чье население к той же дате уже превышает 25 млн. человек, а в 800 году (без отпавшей Испании) - - 40 млн. человек. Население Византии сокращается до 11 млн. человек (в 700 году) и до 9,5 млн. - в 800 году (население Империи Карла Великого в том же году - 15 млн. человек), и она превращается, по меткому выражению одного из русских историков, из Ромейской империи в Греческое царство, чьи границы охватывают лишь Малую Азию, Южный Крым, побережье Балканского полуострова и Южную Италию. И хотя к 1000 году это царство усиливается, его геополитический вес существенно слабее, чем в доисламскую эпоху. Причина успеха исламских завоеваний, в принципе, верно сформулирована еще очень давно: взаимное ослабление Ирана и Византии в войнах 502-628 гг., но был и религиозный аспект - Сирия, Египет и Палестина - те территории, которые арабы "откусили" от Византии - страны с преобладанием монофизитов, и хотя православная прослойка там существовала. особенно в Палестине, погоды она не делала, и местное население, со времен Юстиниана ощущавшее себя второсортным сравнительно с православным Константинополем, сочло за благо не сопротивляться арабскому нашествию, поскольку мусульмане на первых порах отличались известной веротерпимостью, во всяком случае сравнительно с православным правительством Византии. Мобилизационный ресурс арабских народов под властью Мухаммеда на момент его смерти превышал 6 млн. человек. А вот население Ирана Большаков преувеличивает (16 млн.) На самом деле к 600 году в границах царства Сасанидов (Иран, Ирак. Азербайджан, часть Армении и Туркмении, Афганистан, Белуджистан, Бахрейн, Катар, часть Омана) - 12 миллионов (правда именно в 600 году надо прибавить 4-миллионое население богатого Йемена, но это Большаков не учитывает). В 500 году население Иранского царства не превышает 7 млн., и оно заведомо слабее Византии. После разгрома крестоносцами в 1204 ни о какой Византийской империи в смысле слова "империя" (т.е. многонациональная обширная держава) говорить не приходится. Небольшое Никеское греческое государство в конце концов отвоевывает Константинополь, но затем завоевания турок-османов превращают возрожденную "империю" в крупный (верно!) город-государство, лишь немногим превосходящий Флоренцию или Милан с округами. Таким образом, событие 1453 года реально гораздо менее значимо, чем событие 1204. Хотя первое событие произвело на Европу куда большее впечатление. Возможно, если бы кто-нибудь (кто?) остановил вторжение турок-сельджуков на Ближний Восток, судьба Византии сложилась бы иначе, но даже разгром Тамерланом Великого Османского Государства в 1402 году не переломил ситуацию. Следовательно, мы можем разделить историю Византии на три этапа: эпоха Ромейской империи (395-674; последняя дата - переломный год, начало первой осады арабами Константинополя), эпоха Греческого царства (674-1204) и эпоха Константинополя - города-государства (1261-1453).



полная версия страницы