Форум » История » План: книга о XVI веке - Нострадамус глазами исторической науки » Ответить

План: книга о XVI веке - Нострадамус глазами исторической науки

ВЛАДИМИР-III: Тоже давно лелеемый мной замысел - написать книгу о Нострадамусе и его книге предсказаний, но не с мистической, астрологической и историонической ("историоника" - придуманный мной в 2003 году термин, которым я обозначил опрокидывание современных политических вкусов и проблем в прошлое, желание заручиться поддержкой специально интерпретированного прошлого в настоящем и будущем), а с научной точки зрения. Это должен быть обзор политической карты Европы 1550-1560 годов, затем биография Нострадамуса и история создания его катренов, затем выделение основных тем катренов (навязчивые идеи Нострадамуса - как я это называю), затем сопоставление "идей" и геополитических реалий середины XVI века. Вот карта Европы 1560 года (не вполне объективная за ее пределами):

Ответов - 68, стр: 1 2 3 4 All

ВЛАДИМИР-III: Страх Нострадамуса в отношении османского нашествия на Европу вполне объясним, исходя из всей предыдущей истории Великого Османского Государства, которое на протяжении 300 лет непрерывно расширялось и в середине XVI веке нацеливалось на дальнейшее расширение: в Центральной Европе, Западном Средиземноморье, Поволжье, Иране, Африке. Однако именно в последние годы жизни Нострадамуса и в первое десятилетие после его смерти османская экспансия останавливается и в лучшем случае топчется на месте. Неудачная для османов осада Мальты (которую Нострадамус считает обреченной), победа объединенного испано-итальянского флота на османским при Лепанто в 1571, битва при Молодях 1572 года (событие, не менее важное для истории России, чем Куликовская битва), которая положила конец османским планам закрепиться в Поволжье, наконец, еще ранее – в ходе австро-османской войны 1566-1568 – стабилизировалась граница османских владений на Дунае. Не смотря на множество внутренних европейских конфликтов, отвлечение значительных сил и средств на освоение заокеанских колоний, религиозный раскол и зверскую вражду между католиками и протестантами, открытое сотрудничество с Великим Османским Государством Франции, Нидерландов и Англии (после восшествия на престол Елизаветы) Европа в цивилизационном масштабе успешно противостоит османам, и ни о какой «Мечети Парижской Богоматери» в XVI-XVII веках речи быть не может. Конечно, Балканы, Подунавье и Северное Причерноморье ощущают на себе отпечаток исламской «азиатщины», а хантингтоновский цивилизационный рубеж Европы и Азии, проходящий через Запорожье – Трансильванию – Хорватию – Дубровник, дичает и становится необитаемым, как в былые времена пограничье Византии и Халифата или «ничейные земли» между Кастилией-Леоном и арабскими владениями в Испании XI века. Особый европейский дунайско-балканский мир был подмят османо-мусульманской цивилизацией, видоизменен и впоследствии – вплоть до начала ХХ века – был вынужден жить одной с нею судьбой, и даже сейчас Албания и Босния кажутся культурологически ближе Стамбулу, чем Парижу. Но и контрнаступление европейских держав против османов долгое время нельзя назвать удачным: австро-османская война 1593-1606, поначалу успешная (могло даже произойти освобождение от османской власти Валахии, Молдавии и Трансильвании), завершилась подтверждением статус-кво и отменой символической дани австрийского эрцгерцога османскому падишаху; русские попытки завоевать Крым в течение 200 лет также были безуспешны. В Азии и Африке в XVI веке не осталось ни одной державы, равновеликой Турции. Хотя некоторые европейцы все еще надеялись на чудесную помощь. Экспрессивная трагедия Кристофера Марло «Тамерлан» (1587-1590) – последний вздох легенды о Пресвитере Иоанне XII века. Тамерлан в пьесе – волжский татарин (собирательный образ Орды). Он завоевывает Персию, хранящую эллинистическую – языческую в основе своей, но с элементами монотеизма, культуру. Объединенными силами персы и Тамерлан громят османов (султан Баязид в пьесе – собирательный образ глав Турции XV-XVI веков; его вассалы – правители Алжира и двух марокканских государств XVI века - собств. Марокко и Феса). Потом приходит черед султаната Египта и собственно Турции. Пределы завоеваний Тамерлана, согласно Марло, достигают Испании и Подолии. Но Нострадамус уже не ждет никакой помощи из Азии, хотя Персия упоминается в Центуриях 8 раз – чаще, чем Англия.

ВЛАДИМИР-III: Что не предсказал Нострадамус? Первое, что бросается в глаза – странное игнорирование Англии. Роль Англии во французской политике (как внешней, так и внутренней) была более чем заметна в XII-XV веках – начиная с брака Генриха Плантагенета на Алиеноре Аквитанской в 1152 году, и даже еще ранее – начиная с нормандского завоевания Англии в 1066 году, но именно в XVI веке наблюдаем некоторую отстраненность соседних королевств друг от друга. Если считать войны вполне культурологическими факторами взаимосвязи воюющих народов, то трудно не согласиться с современным английским автором С.Кларком: Англия и Франция «любят ненавидеть» друг друга. С момента, когда Генрих II стал английским королем, и его Анжуйские владения стали частью огромной «империи» с центром в Лондоне (1154 год), Франция и Англия воевали 27 раз: в 1159, 1187-1189, 1193-1199, 1202-1206, 1214, 1235, 1294-1297, 1324, 1337-1360, 1368-1396, 1415-1453, 1475, 1488-1492, 1511-1514, 1521-1526, 1542-1544, 1549-1550, 1557-1559, 1627-1629, 1688-1697, 1701-1713, 1740-1748, 1756-1763, 1778-1783, 1793-1802, 1803-1814, 1815. Также английские добровольцы приняли активное участие в гугенотских войнах (впрочем, подобная интернационализация религиозных конфликтов в ту эпоху была в Европе нормой). За этот же период британские короли и королевы 28 раз заключали династические браки с иностранными державами, в т.ч. 9 раз королевами Англии становились французские принцессы (также 5 браков с германскими, 4 брака с испанскими). Период 1066-1366 годов вполне можно считать эпохой французского культурного доминирования в Англии. Но именно в период Итальянских войн Англия для французского наблюдателя должна была казаться далекой, малозначительной периферией главного европейского конфликта. Этим объясняется весьма скромное место Англии на астрологических картах-анаморфозах Нострадамуса. Столь же показательно игнорирование Нострадамусом событий в Восточной Европе – прежде всего возвышения Российского Государства. Иван Грозный (а точнее, Жестокий) вошел в историю не только своим эксцентрическим поведением (в этом отношении он мало отличался от своих современников), но и тем, что именно при нем Россия становится из небольшого северного княжества великой державой (по этой причине дед и особенно отец Ивана IV выглядят гораздо скромнее и мало кому интересны, кроме профессиональных историков). Касательно Нострадамуса зададимся вопросом о его источниках информации, которые, как мы выяснили выше, отнюдь не универсальны. Как быстро вести из Москвы, Вильно и Варшавы приходили в Париж, Рим, Мадрид? Известен нюрнбергский летучий листок Георга Бреслейна «Весьма мерзкие, ужасные, доселе неслыханные, истинные новые известия, какие зверства совершают московиты с пленными христианами из Лифляндии, мужчинами и женщинами, девственницами и детьми, и какой вред ежедневно причиняют им в их стране. Попутно показано, в чём заключается большая опасность и нужда лифляндцев. Всем христианам в предостережение и улучшение их греховной жизни писано из Лифляндии и напечатано», изданный в 1561 году («летучие листки» были непереодическими средствами массовой информации в германских и итальянских городах XV-XVI веков – в Венеции их стали называть «газетами» по наименованию мелкой монеты, полагавшейся за листок). Его появление означает, что максимальная срок распространения вестей, связанных с Ливонской войной в Европе, не превышал 3 лет. Следовательно, Нострадамус, взявшись за перо около 1550 года уже мог быть в курсе венчания Ивана Васильевича на царство, а в 1555 году европейцы вполне могли иметь сведения о взятии Казани (в 1549 году в Европе выходит обстоятельное описание России – «Записки о московитских делах» опытного габсбургского дипломата Сигизмунда Герберштейна; была ли эта книга известна Нострадамусу?) Из современников Нострадамуса о России упоминают Рабле, Томас Мор, Монтень, Боден, Меркатор (последнее неудивительно, ведь Меркатор – картограф). Молчание Нострадамуса на тему России и лаконизм по теме Англии можно попытаться объяснить параллельностью экономических и отчасти политических связей в двух системах XVI века. Россия со времен путешествия Р.Ченслера по инициативе Джона Ди, Себастьяна Кабота и Джона Дадли, создавших в 1551 году с целью поиска северо-восточного пути в Китай «Мистерию и компанию торговцев-авантюристов для открытия регионов, доминионов, островов, и мест неизвестных» – равноправный торговый партнер Англии (некоторое охлаждение отношений в 1569 не помешало развитию торговли при Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове). Английские авторы (включая Шекспира, чьи пьесы – не развлечение, но интеллектуальны, насыщены символами; впоследствии именно это обстоятельство породит пресловутый «шекспировский вопрос») именуют Россию империей (впрочем, версия, что в 4 катрене первой Центурии речь может идти именно о венчании Ивана Васильевича, выглядит слишком фантастической), и вышеупомянутое отчуждение Англии и Франции в XVI веке обоюдно: Францию интересовало направление Италия – Турция (Византия), Англию – направление Россия – Китай. Индия, которая в XVI веке продолжает быть вожделенной целью европейцев, достигнута иезуитами в 1541 году, но их сотрудничество с Акбаром, замыслившим объединить мировые религии, относится уже ко временам после смерти Нострадамуса.

ВЛАДИМИР-III: Таким образом, сочинение Нострадамуса, при научном историческом анализе, теряет все приписанные ему некритически настроенными популяризаторами черты универсального справочника на все времена и обнаруживает тесную связь с событиями середины XVI века во Франции и части прилегающей к ней Европы, связанными с завершающимися итальянскими войнами и надвигающимися гугенотскими войнами во Франции. Всякая иная интерпретация текстов «Центурий» будет требовать незнания реалий эпохи, в которой жил и писал их автор, и тем самым ценность такой интерпретации будет не выше, чем материалов желтой прессы, падкой на однодневные сенсации. Впрочем, и желтой прессе надо же чем-то питаться. Петербург, декабрь 2017 – январь 2019.


ВЛАДИМИР-III: Ну вот - моя книга уже внесена в список литературы по теме - https://ru.wikipedia.org/?oldid=107116965 Только почему-то книги не алфавитном порядке. Продается много где от 400 рублей (один из магазинов умудрился продать за 1240 рублей))))))

thrary: Вітаю

retrograde: thrary пишет: Вітаю В облаках витаете?

ВЛАДИМИР-III: Ну... лингвист! Это ж привечаю. По русски так не говорят, но по украински можно - на похвальбу. Сейчас читаю Гринберга. Интересный мужик. Пишет легко и четко. Особенно заинтересовал меня весь этот массив заимствований, в т.ч. готовых, из других языков. Как он борется с корнесловием. Не есть ли это тот неучтенный фактор, который, бывает, "портит" четкую хронологию полураспада ядерной лексики... Ну и настоящая ода полевым лингвистам, изучающим бесписьменные языки - вот кто герои.

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: Это ж привечаю. По русски так не говорят, но по украински можно - на похвальбу. Ох уж эти "ложные друзья переводчика" в близкородственных языках...



полная версия страницы