Форум » История » Доистория Южной и Юго-Восточной Азии » Ответить

Доистория Южной и Юго-Восточной Азии

Андрэ Натальер: В новой темке хотелось бы собрать сведения по Индостану и прилегающим территориям. Исследовано мало и много о нём одновременно. Авось мы чего-нибудь интересного нароем.

Ответов - 107, стр: 1 2 3 4 5 6 All

ВЛАДИМИР-III: То есть два пути - в обход Гималаев и Тибета?

ВЛАДИМИР-III: Андрэ Натальер пишет: ТНК Каменного Века Следует отметить, что антропологи МГУ наблюдают сходство между атлантропами САфрики и "питекантропами" Явы (не ранними, а Тринильскими-?). На минуточку, это крайние точки обитаемого мира. Ашель Атласа из Тернифина/Тигенифа, 1200-800 тлн, - ашель с кливерами, т.е. возник под косвенным воздействием Южной Азии. Вот какую мыслю я думаю: не возникли ли атлантропы в Восточной Африке вместо Северо-Западной? Не мигрировали ли они в Магриб по следам олдувайских предтеч? И тада не исключено, что облик свой они получили от материнской и для них и для явантропов популяции обитавшей где-то в промежутке между крайними точками... Скажем, в Южной или Юго-Восточной Азии. А? Есть ли у этой хипотезы хоть какие-то материальные основания окромя кливеров? Извольте. Наибольшее схождение по антропологическим признакам с атлантропами показывают эректусы из Восточной Африки// Дробышевский, 2010. (Я даже задумывался о валидности выделения для Африки антропотипа западных эректусов, слишком близки по времени к нему и атлантропы и родезийцы. Время существования их сокращается между эргастерами и указанными выше палеоантропами Вопрос подвис). В разделе по антропологии Доистории так и отмечается вся северная Африка за атлантропами без эректусов. Почему я заостряю внимание на этом? Дело в том, что в Тернифине, как считается, впервые, а затем и по всей ойкумене прогремит революция мягкого отбойника (Палеолит Африки). Благодаря ему, камнеобработка достигнет своих вершин. Без мягкого отбойника не возможно создание технологии и орудий леваллуазского типа. Мягкий отбойник - ещё один кирпичик в здании сапиентации. Вроде бы застой в культуре, но миллион годков до нашей эры атлантропы на востоке своего ареала соприкасаются с традициями Индостана и распространяют их в своей среде. Технологически это может говорить, скорее, о медлительности прогресса. Каковы временные параметры данного расхождения?

Андрэ Натальер: ВЛАДИМИР-III пишет: То есть два пути - в обход Гималаев и Тибета? В работе Деревянко, посвящённой бифасам Восточной и Юго-Восточной Азии (Деревянко и ко, 2014), он на северном маршруте видит только несколько стоянок сопоставимой древности (привожу всё по памяти, возможны неточности в датах): - Сельунгур, СрАзия, 1150-600 тлн - Торгалык, Южная Сибирь, 800-700 тлн - Кэхэ, Ордос, 780-450 тлн По мнению маститого археолога, ни одна из них не связана с Южной Азией. Что касается южного маршрута, там у нас тоже не так много стоянок: - Юнксян, Южный Китай, 960-780 тлн - Пинлин, Южный Китай, 900-700 тлн - Мата Менге, ЮВА, 940-700 тлн - До, Вьетнам, 780-500 тлн - Кота Тампан, ЮВА, 450 - 250 тлн Фаактически, три нижние стоянки он напрямую связывает со своей теорией "Второй волны" расселения Хомо. Юнксян-Пинлин в его теорию не входят и объявляются автохтонными и конвергентными явлениями (как и Торгалык). Вторая волна у акад. Деревянко, действительно, идёт и севернее и южнее Гималаев, но северный маршрут не замыкается с южным в ЮВАзии, они встречаются в Китае. Я щетаю, что в этом он прав: Южный Китай, ИНдокитай и Индонезия заселялись из Южной Азии, южным же маршрутом. Не докатилась северная волна до Индонезии в период около 1000-787 тлн. ЧТо касается более поздних периодов, то об этом я буду говорить в разделах по ЮВАзии, когда будем анализировать антропологические находки там вместе с материалами С.В.Дробышевского (2010, 2013), в очередной раз подтверждая схему и данные Темплтона (2005). Касательно самого факта функционирования северного маршрута в период около 1000000 лн. Маршрут фунциклировал. Я приводил в соответствующем разделе его название Великий Каменный Путь (аналогия с ВШП) от китайского археолога Ху Ямей. Напомню: его действенность узнаётся по наличию и распространению минилитических индустрий от Нихэвани до Доггуто и Шуйдунгоу, от Бизат Рухамы и Кульдары до того же Сельунгура и Диринг-Юрях. Как-ото тако.


Андрэ Натальер: ВЛАДИМИР-III пишет: Каковы временные параметры данного расхождения? Если я правильно понял вопрос, то Вы спрашиваете о расхождении явантропов и атлантропов? и временни их соседства, а потом разделения на границах Восточной Африки-ЮЗАзии? Оцениваю предполагаемое расхождение так: В Тернифине атлантропы появляются 1300 тлн, В Восточной Африке останки Хомо, близкого атлантропу датируются временем пачки 2 Олдувая, т.е 1460-900 тлн На Яве популяция тринильцев (?) (вторая популяция Явы) датируется 1300 тлн или позже, надо уточнять по каталогам. Ашель с кливерами, карахтерный для ашеля Магриба сформировался в Южной Азии в районе 1700-1500 тлн. В Африке ашель с кливерами набирает высокую плотность так, чтоб совершать миграции примерно к рубежу 1500-1400 тлн. Фауна пинджор из Южной Азии мигрировала в Ю-В Азию, Индокитай и Южный Китай после 1720 тлн. Поэтому предполагаю совместное проживание материнской популяции на Северо-Западе - севере бассейна Индийского океана в промежутке 1500-1300 тлн. Затем стало происходить расселение, разделение групп архантропов, длившееся с 1300 по 800 тлн. Около 1000 тлн начинает нарождаться поколение палеоантропов, своё триумфальное шествие по планете начавшее около 787 тлн. После 787 тлн схождений популяций Магриба и Явы не наблюдается. Вновь близость антропологических останков фиксируется для 450 тлн и позже в линии: родезиец - нармадец- нгандонжец. В промежутке 787 - 450 тлн угадывается господство на Юге и Востоке Азии ранних синантропов.

Андрэ Натальер: Ашель Южной Азии в среднем плейстоцене. По большому счёту, в основных русскоязычных источниках по нижнему палеолиту Индии обычно описывается именно этот период. Даже в учебнике "Археология Зарубежной Азии" Бонгард-Левина и Деопика повествование ведётся отсюда. Фиксируются 2 центра концентрации культуры: Соан и Мадрас - и констатируется наличие промежуточных памятников с преобладанием то бифасов, то унифасов друг над другом в коллекциях. Кроме Соана и Мадраса в учебнике выделяются ещё несколько центров нижнего палеолита (археолита) в Индостане: Хунсги, Невасе и Бхимбетка. Однако ни их культурная принадлежность, ни их взаимная зависимость и/или место в палеолите Индии сопредельных территорий не указывались. Да и собственно, связанной истории Южной Азии этого периода ещё не было. Я не претендую на закрытие этих дыр в познании, но поделюсь несколькими соображениями по означенному поводу. Сортировка Признаться был несколько удивлён, что анализ доступных мне данных привёл к выделению тех же центров нижнего палеолита, что были выделены 30 лет назад уважаемыми авторами учебника. Удивлён аккуратности наших учёных и меткости, с которой выделили именно характерные памятники ьез распыления на прочие. Единственное, что у меня 6 традиций для этого времени, а у них только 5, но сложность с этим я объясню позже. Конспекту учебника более 10ти, а то и всех 15ти лет. Понятно, что тогда я и не думал систематизировать данные по ЮАзии. НО взявшись для этого форума за подобную работу, я сначала просто составил выписки памятников и краткие описания их коллекций из доступных источников по интересующему региону. На карте для указанного времени нанесён у меня 31 памятник. Географическое позиционирование помогает понять пространственно-временное взаимодействие культур. Замечу, что у Мортимера Уиллера всего 22 памятника на карте нижнего палеолита. А я ещё не включал объекты финального ашеля. Итак. Чистый Соан (плюс досоан, плюс махадевий) - в одну сторону, а вот с памятниками т.н. Мадрасской культуры пришлось повозиться. Все они - ашель (кстати, Соан, как ни крути, тоже ашельский или правильнее памятник универсаля, хотя в нём нет бифасов) и содержат рубила и кливеры, по замеанию Ш.Мишры, все относятся к крупноотщеповому ашелю, КОА. Поэтому я стал подбирать группы памятников по неким диагностическим признакаам (в основном, типологическим, по наличию/отсутсвию к.-л. типов орудий). Методики раскалывания почти всегда ускользали от анализа из-за минимума сведений, зато попался параметрический анализ ашеля ИНдии и количественный по ряду памятников. Чтоб не загружать сильно аудиторию всеми нюансами интересной только мне работы, перейду к описанию результатов. Честно, т.к. я тыкал пальцем в небо, выбирая признаки, я не знал в начале, являются ли они всамделе диагностическими. Отсюда обнаружение тождественных множеств и подмножеств более крупных подразделений. Когда же собрались колонки стоянок, сгруппированные по, скажем, наличию полиэдров в своём составе или присутствию техники комбева или др., то оставалось выделить кластеры с группами уникальных признаков. Повторю: и их получилось 6, и я их называл в сообщении выше. И вот, когда внутри кластеров я нашёл все памятники из старого учебника, разнесённые в особые группы, тогда-то я и удивлённо порадовался за наших учёных. Далее я поведу повествование уже об истории каждого из кластеров (обозначающего определённую камнеургическую традицию), потому что диагностические признаки я выбирал так, чтоб понимать место в историческом процессе для них.

ВЛАДИМИР-III: Андрэ Натальер пишет: Затем стало происходить расселение, разделение групп архантропов, длившееся с 1300 по 800 тлн. Около 1000 тлн начинает нарождаться поколение палеоантропов, своё триумфальное шествие по планете начавшее около 787 тлн. Кстати, вот события периода из моей ХРОНОЛОГИИ ЗЕМЛИ (13.729.213.000 год Вселенной соответствует заявленной вами дате): 13.729.112.000 – инверсия магнитных полюсов Земли. Уровень Мирового океана на 170 метров ниже современного. 13.729.172.000 - извержение вулкана Тоба на Суматре. 13.729.195.000-13.729.517.000 - межледниковье Гюнц/Миндель. 13.729.200.000 – гомо эректус вышел за пределы Африки. В Европе на основе гомо сепраненсиса возник гейдельбергский человек. 13.729.230.000 – вымирание в Африке последних непарнокопытных халикотериев. Появление в Южной Европе и Западной Азии пещерного медведя. 13.729.231.000 – вымирание в Северной Америке и Евразии последних гиппарионов. 13.729.232.000 – последняя инверсия магнитных полюсов Земли. 13.729.300.000 – львы мигрировали из Африки в Евразию. 13.729.360.000 – метеоритный дождь в Индонезии и Австралии. 13.729.363.000 – извержение Йеллоустоунского супервулкана. 13.729.412.000 – исчезновение последних остатков Паннонского моря. 13.729.500.000 – уровень Мирового океана соответствует современному.

Андрэ Натальер: Умоляю, поступите как Временное правительство, которое указывало даты по новому и (в скобочках) старому стилю! Менее информативным не станет изложенное, а к восприятию ближче буде. По существу же: оно. Динамичный был отрезок истории

Андрэ Натальер: Замечание Со среднего плейстоцена территория Индостана напоминает палимпсест. Новые группы населения пишут культурную историю заново, стирая (а чаще наслаиваясь на) наследие предыдущих групп. Отличие моих представлений о линиях культурного развития региона от представлений Бонгард-Левина, Деопика и авторов Истории Человечества заключается в том, что я выделяю в Мадрасской культуре 2 несхожих варианта: старомадрасскую и новомадрасскую культуры, тогда как прочие лишь выделяют этапы её одной. Поэтому у них 5 линий, а у меня - 6. Своё мнение я обосную, конечно, без претензий на абсолютность истины в моём изложении. Итак. Старомадрасская линия развития Мадрасская археологическая культура выделялась на материалах Аттирампаккама и Вадамадурай. Причём, Аттирам считался продолжением Вадамы. Позже их древность уравнялась и, наконец, Аттирам постарел внушительно. Так постарел, что Шейла Мисра считает его древнейшим ашельским памятником Индостана. Вместе с тем, орудийный набор самых нижних слоёв (7-8?) и среднеплейстоценового (6) почти не различаются. Индустрия памятника словно застыла на своих достижениях. Пропорции количественные менялись, но типология оставалась прежней: бифасы, кливеры, пики, КОАшель. Традиция Аттирампаккама отражает условное развитие первых универсальцев Южной Азии,т/с первой волны. По моим представлениям ашель, возникнув на Кавказе, вместе с населением стал распространяться южнее, достигнув восточным своим рукавом до Индостана. Всё. с тех пор и до 200 клн примесей инородных в материалах не указано. Вот эту традицию я и буду считать местной в дальнейших построениях. В отличае от новомадрасской, старомадрасская требовала меньших территорий, сконцентрировавшись в Тамил-Наду.

ВЛАДИМИР-III: Андрэ Натальер пишет: Умоляю, поступите как Временное правительство, которое указывало даты по новому и (в скобочках) старому стилю! Ну... я так гордился своей "новой хронологией"))))))) 13.729.112.000 [900000 лет назад] – инверсия магнитных полюсов Земли. Уровень Мирового океана на 170 метров ниже современного. 13.729.172.000 [860000 лет назад] - извержение вулкана Тоба на Суматре. 13.729.195.000-13.729.517.000 [837000-495000 лет назад] - межледниковье Гюнц/Миндель. 13.729.200.000 [812000 лет назад] – гомо эректус вышел за пределы Африки. В Европе на основе гомо сепраненсиса возник гейдельбергский человек. 13.729.230.000 [782000 лет назад] – вымирание в Африке последних непарнокопытных халикотериев. Появление в Южной Европе и Западной Азии пещерного медведя. 13.729.231.000 [781000 лет назад] – вымирание в Северной Америке и Евразии последних гиппарионов. 13.729.232.000 [780000 лет назад] – последняя инверсия магнитных полюсов Земли. 13.729.300.000 [712000 лет назад] – львы мигрировали из Африки в Евразию. 13.729.360.000 [652000 лет назад] – метеоритный дождь в Индонезии и Австралии. 13.729.363.000 [649000 лет назад] – извержение Йеллоустоунского супервулкана. 13.729.412.000 [600000 лет назад] – исчезновение последних остатков Паннонского моря. 13.729.500.000 [512000 лет назад] – уровень Мирового океана соответствует современному.

Андрэ Натальер: Культура бассейна Хунсги. Эта линия так же древняя и продолжает традиции Исампура. Мы упоминали эту линию развития прежде. Она несёт следы связей с западными ашельцами из Ю-З Азии. Однако в среднем плейстоцене собственно в Ю-З Азию приходят иные традиции, вытесняющие автохтонов Восточного Средиземноморья или ассимилирующие их. Реликтом же популяции, смешавшейся с ашельцами Индостана станут обитатели множества стоянок вокруг Хунсги (более 350-166 тлн), ещё южнее в Едурвади (более 350 тлн), и западнее: в Боури (780-540 тлн); и на севере в Раджастане, на стоянках Синги Талав и 16R (более 390 тлн). Мы объединяем их по признаку наличия полиэдров и даже сфероидов в коллекциях. Мы ранее предположили, что пришла эта технология из области распространения Убейдо-Латамнской культуры нижнего палеолита (=археолита) Леванта. И поддерживалась до расцвета Новомадрасской культуры ( после 350 тлн). Итак от памятников мадрасской культуры они отличаются наличием полиэдров и/или сфероидов. Вместе с тем формы ручных рубил и кливеров из района непосредственно Хунсги исследователями (Гаррод, 2010) сближаются с коллекциями Олоргессейлие/Вост.Африка, 990-700 тлн. Является ли это признаком функционирования приИндоокеанской контактной зоны, или признаком генетического родства популяций, не берусь судить. Контакты вдоль побережья подтверждаются и по другим материалам, а вот прямые миграции кажутся сомнительными. Хотя, впрочем, в Африке примерно в это время (граница нижнего и среднего плейстоцена появляются люди с признаками лантяньцев или даже синантропов, Дака/Эфиопия).

Андрэ Натальер: ПРоафриканская традиция Индии Мы упоминали традицию пришельцев - африканцев на Севере Индостана (Атбарапур), отмеченные следующими признаками: отсутствие пик, обилие рубил и кливеров, присутствие техники предварительной подготовки ядрища к раскалыванию типа Комбева. В среднем плейстоцене эта традиция проникает дальше на юг субконтинента, в Морегаон на Западе Индостана. Морегаон - один из старейших памятников региона, около 800-600 тлн. Шейла МИшра сближает его с Исампуром и Боури в рамках крупноотщепового ашеля. Однако, отмеченные мной признаки ставят его особняком. Если на севере ИНдостана эта традиция продержалась до 400 тлн, то на юге она была ассимилирована представителями предыдущей из указанных мной традиций и культур. В результате сложилась симбиотическая культура, наследница как Исампура, так и Атбарапура. О ней в следующем разделе.

Андрэ Натальер: Культура археолита Невасе. Стоянки Чирки-на-Праваре и Лакшми нала древностью 780-350 тлн расположены в Центральной Индии на Деканском плато, штат Махараштра. В орудийный комплекс орудий КОА входят как пики, так и рубила (на отщепах и на ядрище), кливеры на отщепах. Диагностическими признаками считаю соприсутствие как полиэдров, так и техники типа комбева. В отличие от культуры Атбарапура и Морегаона культура Чирки-Невасе имеет продолжение в среднем палеолите после 200000 лн. Если там не произошёл переход к леваллуа, то потомки Чирки-Невасе и Лакшми нала внедрили технологии интерлита. Это значит, что они продвинулись дальше на пути сапиентации. По моим представлениям, внедрение леваллуа связано с распространением за пределы Африки популяции хомо хельми. Т.о. можно предположить, что инвазия африканцев традиции Морегаона с хомо хельми не связана. Она ближе к родезийским людям. В то же время, по наличию полиэдров мы отслеживает связь традиции Невасе с культурой Хунсги и, вероятно, близкой Латамнской культуре Ханаана, Аравии и м.б. оазиса Харга в Египте (Амирханов, 2006). Важно, что синтез культуры, происходящей от Исампура в линии Исампур -Синги-Талав - Боури - Едурвади, и от Атбарапура в линии Атбарапур - Морегаон, начался здесь, на Праваре почти сразу, как только носители культур встретились. Создаётся впечатление, что традиция Хунсги двигалась с юга на север, а традиция с техникой Комбева с севера на юг (как и все почти пришельцы в Индостане. В Рисское время, в позднем ашеле/универсале культура Чирки-Невасе сольется с позднемадрасской культурой. О её происхождении позже.

Андрэ Натальер: Соанская культура. В моей версии реконструкции истории раннего Каменного Века Индостана Соанская культура не является автохтонной для региона. Это культура пришельцев. Если моя гипотеза верна, то будет интересно проследить, откуда пришли эти мигранты. Коренное отличие Соана от прочих культур Индостана это отсутствие двусторонних рубил и кливеров. Это радикально отличает стоянки от прочих, описанных нами выше. Традиционно унифасиальные индустрии Индостана разделяют на следующие этапы: Досоан (700-500тлн) Ранний Соан или Махадевий (500-300тлн) Соан (300-150тлн) Поздний Соан (150-60тлн) В чистом виде стоянки культуры встречаются только на С-З Индостана, на плато Потвар. И единственный памятник без бифасов - Ниттур в Карнатаке, на юге полуострова. Ещё в 2х местах слои с унифасами подстилают слои с ручными рубилами в Дараки -Читтан и в Бхимбетке. В остальных случаях учёные ХХ века говорили о смешанности коллекций соана и мадраса. Мы здесь рассмотрим Соанскую традицию на фоне прочих синхронных культур. Главное, что выделяет Соан из местных индустрий, - нежелание изготавливать бифасы. Этот фактор для матриарха индийской археологии Шейлы Мишры не является дифференцирующим. Она прямо заявляет, что в Индостане нет неашельских стоянок и культур. Соан приписывается к КОА. Однако я дополню список различающих признаков такой характеристикой, как отсутствие пик. В Соане на всех стадиях отсутствуют пики. Проблему вакуума пик хотелось бы рассмотреть подробнее.

Андрэ Натальер: Вакуум пик Сначала небольшое отступление. Хотя я буду спорить с мнением Ш.Мисры, начну с того, в чём я согласен с ней. Соан относится к крупноотщеповому ашелю. Действительно, в отличие от австраля и культур близких Олдуваю, орудия из долины Соана изготавливались на крупных отщепах, т.е. также как и в остальной Индии. Сама традиция орудий из отщепов присуща была ещё Ривату! Поэтому раньше я возводил досоан прямиком к традициям Ривата и датировал его 1500 тыс.лн. Увы, вероятно, это было слишком оптимистично. Средний плейстоцен дал старт нескольким унифасиальным традициям Ю-З и З Евразии. Полагаю, что Соан входит в круг таких культур и маркирует некую иную линию связей и развития в регионе, чем казалось прежде (5 лет назад). Досоан. Стадия характеризуется односторонне обработанными орудиями на ядре. Отщепы без ретуши, крупные отщепы, чопперы. Как и ранний Соан встречается на первой террасе реки. Культуры без бифасов, как теперь стало известно, вопреки мнению Мовиуса, не так уж распространены в среднем плейстоцене. И это не культуры Африки или самой Индии. Скорее, это культуры Центра и Востока Азии, а так же Сибири. Исток инвазии следует искать среди макролитистов Центральной Азии типа Сихоуду, НайринГол, Кульдара. Советские археологи (в частности Ранов) часто подчеркивали сходство раннего палеолита/археолита Средней Азии с Соаном. Только, если они считали Соан первичным, то я считаю ровно наоборот. Культуры Средней Азии - исток досоана. Соан - ответвление Великого Каменного Пути из Китая в Переднюю Азию. Махадевий. Стадия контакта пришельцев с местными. Орудия пока ещё односторонние, но уже на отщепах. Отщепы активно ретушируются, стадия характеризуется обилием скребел! Появляются первые смешанные стоянки типа Дуркади/Центральная Индия, где бифасы составляют 1% орудий. Пришельцы контактируют с группами линии Хунсги-Исампура, относящимся ко второй волне ашеля/универсаля Индостана. Портал Антропогенез даёт информацию, что человек из Нармады принадлежал культуре Махадевий. Из других источников приходят другие сведения. Указание же Дробышевским на присутствие ручных рубил, всё-таки заставляет усомниться в правильности такой атрибуции. Соан средний. Находки приурочены ко второй террасе реки. Откровенно, эта стадия уже не должна относиться к Соану. В местонахождениях полно ручных рубил. Это типичные стоянки новомадрасской культуры с обилием галечных орудий. Фактически, мы наблюдаем процесс ассимиляции пришельцев аборигенами. Есть однако у этого процесса один нюанс. К рубежу в 300000 лет кого более правомерно называть аборигенами: соанцев или новомадрассцев? Сочетание чопперов и рубил широко распространено: 1- в предыдущие периоды (в Африке, на Кавказе, в Ханаане), 2- к северо-востоку от Индостана в синхронное время. В Соан на этой стадии начинают проникать леваллуазские технологии. Это говорит о важных связях с Ближним Востоком и, скорее, подтверждает мою оценку Соана, уже как субкультуры в рамках новомадрасской мегакультуры. Поздний Соан мы рассматривать не будем, т.к. он относится к позднему плейстоцену. Однако замечу, что формальное отнесение стадий Соана к некой единой культуре - ошибочно. Как было заметно из вышеизложенного, стадии условной соанской культуры не принадлежат ни единой культуре по происхождению, ни по населению.

Андрэ Натальер: Ашель без пик. Вернёмся к некоторым, как кажется, существенным вопросам. Если принять версию Ш.Мисры, что Соан принадлежит КОА, то следует понять, к кругу каких культур ашеля он относится. Очевидно, что к кругу культур ашеля без пик. Что нам о нем известно? Кроме стоянок Соанской культуры, пики отсутствуют на стоянках про-африканской культуры Атбарапур-Морегаон, той, где используется техника подготовки ядрище к расщеплению типа Комбева. Ашель без пик присутствует в линии Новомадрасской культуры (о ней ниже). Ашель без пик в универсале Гешер-бенот-Яаков (Джиср-бнат-Якуб, ДБЯ) в Восточном Средиземноморье. Ашель без пик присутствует в культуре Майян-Барух/Израиль, когда станет повсеместно внедряться мягкий отбойник и рубила типа Микок, а так же технология леваллуа. Исследование по теме мягкого о отбойника и микокских рубил оставим на потом, здесь же заметим, что обе последних культуры тесно связаны с Африкой, а антропологически показывают экспансию из Африки ряда генных аллелей в хромосомах (согласно исследованиям Темплтона). Волны универсаля (=ашеля) в Индии Старомадрасская культура, принадлежащая первой волне раннего/изначального ашеля из Тамани и Кавказа, относится к ашелю с пиками Линия Исампура-Хунсги, принадлежащая второй волне ашеля с Ближнего Востока в рамках Убейдо-Латамнской общности, относится к ашелю с пиками. Собственно, весь ранний ашель Африки, Ю и Ю-З Азии относится к ашелю с пиками. А вот без пик ашель зарождается в Африке, в северной её части. Карри, Мелка Контуре, Эфиопия. Даже в Китай приходит двусторонняя обработка плюс изготовление тяжёлых пик (около 900000 лн). Однако ашель без пик прогрессирует в Африке. И, наконец, выплескивается в Азию в рамках культуры ДБЯ. Тем не менее, мы видели, что около 1000 тлн в Индостане была культура из Африки без пик, но с техникой расщепления Комбева. Этих данных в широком доступе прежде не было. Получается, что перед инвазией ДБЯ двигалась менее мощная волна комбевцев из Эфиопии южным путём, возможно, через Аравию (однако следов там не известно), когда Латамна ещё была сильна и её выселки встречались на Кавказе и Средней Азии, не говоря об Индостане. Не случайно наложение ашеля без пик и появление техники Комбева в одном регионе. Распространяясь в Северной Африке, техника Комбева достигнет Тернифина около 800 тлн. А на востоке она достигнет культуры Куль-Булак, 600-500 тлн. У ашеля без пик в Африке другая история. Он смещается к югу континента, а затем стремительно, как раз в районе 700-800 тлн достигает Магриба вместе с родезийскими людьми и культурой Сиди-абд-эр-Рахман. Именно импульс движения родезийцев через Африку породил появление культуры ДБЯ на БлВостоке. Таким образом выходит, что третьей волной ашеля становится волна, пришедшая с эфиопскими комбевцами. Четвёртой же станет волна потомков культуры ДБЯ в её поздней стадии, в стадии Майян Барух (после 290 тлн).

Андрэ Натальер: Четвёртая волна (Новомадрасская культура) Большинство памятников Мадрасской культуры относятся к ней. Так например, в районе Бхимбетки известно более 500 стоянок этой культуры. В коллективном исследовании по эволюции бифасов в Индии (Чиптон, Мишра, Паддайя, Дел, Ху, Гиллард и др., 2014) отмечается тенденция по уменьшению размеров рубил, утоньшению их лезвия, мастерству обработки. Эта же тенденция характерна для БлВ и самой Африки. Наблюдается отказ от пик, уменьшение количества галечных орудий. При картографировании стоянок мы видим распространение Новомадрасской культуры по всему Индостану. Появление в конце среднего- начале верхнего плейстоцена микокских рубил даёт ключ к интерпретации линии развития данной культуры. Практически полное соответствие орудийный комплекс Новомадрасской культуры имеет в лице культуры Майян Барух/Израиль (ок.500-200 тлн). Для ашеля Индостана становится характерен мягкий отбойник, появляются в орудийных комплексах ядрища и отщепы леваллуа. Древнейшие стоянки известны из долины Хунсги. Однако поверхностные сборы встречаются в низовьях Инда, в горах Виндхья, на притоках Ганга и даже в Ориссе. Взаимодействие со старомадрасской культурой можно охарактеризовать так: Застой технологий преодолён наплывом инноваций. Собственно, и традиция Хунсги преодолена через внедрение инноваций без отказа от старых форм. То же можно говорить о Невасе и о Соане. Переход осуществлялся плавно и мирно. Ощущение палимпсеста (наслоения нового на старое без уничтожения оного) я уже описывал. Каким-то образом стратегия освоения этого региона сохранилась до сих пор в менталитете культуры Новомадрасская культура налегает на слои Соанской там, где известны многослойные памятники. Я назвал её метакультурой потому, что она несла не саму себя, замещая старое, а заражала это старое, преображая инновациями. Поэтому я подозреваю близкородственные связи между носителями культуры Мадраса старого и нового образца и предполагаю существование огромной и протяжённой во времени и пространстве контактной зоны вдоль побережья Индийского океана во всём плейстоцене.

Андрэ Натальер: Гюльчатай, открой личико! С антропологическими останками в Индии прям бяда. Зуб в Ривате (2000-1200 тлн), череп из Нармады (470-230 тлн) и косточки из Одая (190-130 тлн). Всё. Не вырисовывается портрет населения как-то. Остаки со Шри-ЛаHки Без фактических данных мы можем лишь гадать, но не отягченные академическими заморочками, всё же попытаемси. Архантропы первопроходцы. Пожалуй, только дманисийские эргастеры и явантропы могут претендовать на роли прототипов. Явантропы близки макролитистам из Сихоуду. Поскольку господствующая индустрия ЮАзии была макролитической, предположу сходство архантропов с ними больше, чем с дманисийцами. Архантропы раннего ашеля. В этот период, кроме антропотипа явантропов, на роль представителя населения могут претендовать люди убейдо-латамнской традиции, вероятно, лантяньцы-синодонты, и эректусы Африки типа человека из Нарикотоме. Последнее поддерживается Ш.Мисрой. Она прямо утверждает, что эргастеры/эректусы зародились вне Африки и пришли туда вместе с ашелем из Индии. Поскольку тезис об ашеле из Индии я активно оспариваю, то принадлежность населения эректусам тоже под вопросом. Полагаю, что сложилось смешанное население между явантропами и лантяньцами, антропологические признаки которого не поддаются описанию. Архантропы перехода раннего в средний плейстоцен. Их портрет более-менее ясен, это портрет по останкам человека из Юнксяня и Пинлиня. Их культура принесена из Индии в южный Китай. Они похожи на лантяньцев с некоторыми специфическими признаками (вот почему я считаю, что предыдущее население тоже могло быть похоже на лантяньцев и убейдцев). Вторая группа населения - пришельцы из Эфиопии. Их портрет либо эректусы Восточной Африки, либо атлантропы Северной. Хотя обе группы в чём-то схожи, плюс к тому же в них сохраняется сходство с явантропами, по культурным признакам предпочтение отдаю атлантропам. Палеоантропы среднего плейстоцена. Начиная примерно с рубежа в 1000000 лет, нарождаются люди с более сапиентными признаками, увеличивается их массивность и объём мозга. Загадка их становления не разгадана. Здесь на форуме уже высказывалась идея происхождения палеоантропов от атлантропов... Как бы то ни было, новые популяции появятся в Африке и Азии. Вероятно, они затронут своим присутствием Индостан. Родезийцы? Гейдельбергцы? Синантропы? Судя по останкам из Утнора, фиксируется его близость черепу Кабве, Нгандонг и Чжоукоутянь. Этот круг схождений показывает нам варианты палеоантропов кроме гейдельбергца. Полагаю, что 3 группы населения обитало в Индостане в раннем среднем плейстоцене: Группа предковая для Юнксянь, близкая явантропам, отождествляемая с ашелем Хунсги, они же в Аттирампаккаме, они же в Невасе. Группа, связанная с носителями унифасиальных технологий из Центральной Азии, сопоставимая с синантропами среднего периода Чжоукоутянь и ранней группой Самбунгмакан из Индонезии. Наконец, третья группа, привязанная к влияниям из Африки и традициям Бхимбетки, соотносима с родезийскими людьми и группой типа Нгави-Нгандонг-Нармада, близкая поздним группам Самбунгмакана. Первые люди на Шри-Ланке принадлежат этой последней группе населения. Вместе с родезийцами проникали в Южную Азию и хомо хельми, ставшие доминирующей популяцией в конце Рисского времени. Вероятно, именно к хельми относятся останки из Одаи, датируемые 187 тлн.

Андрэ Натальер: Доистория Юго-Восточной Азии Вводные замечания Пожалуй, один из самых тёмных разделов (с ним сравниться разве только Центральная Африка) по количеству информации. Сразу прошу прощения за сбивчивость рассказа (я и так то не отличаюсь стройностью изложения мысли ). Я буду опираться на работы Бонгард-Левина, Деопика и др. "Археология Зарубежной Азии", традиционные для меня каталоги антропологических останков Дробышевского "Предшественники? Предки", "СИнопсис археологических памятников" Дж.Гаррода, и другие исследования наших и зарубежных авторов, изложенные в монографиях или диссертациях. Едва ли удастся открыть что-то новенькое. В основном соберу доступные мне сведения и попрошу дополнять их, если у кого-то есть выходы на более побробные источники. Ю-В Азия одновременно и тупик и перекрёсток дорог Евразии. Здесь можно попасть в ловушку Зондии, а можно проследовать как по мостику между Восточной и Южной Азией. Зондский архипелаг временами объединявшийся в субконтинент Зондию (не любо мне название Сундалэнд из аглицких источников) совместно с Малайзией и Индокитаем, составлял огромные участки суши. Временами же Зондия погружалась в воды океанов. Располагаясь на стыках плит и подвергаясь нередким катаклизмам, регион так-таки притягивал к себе первобытных людей. Эта особенность шельфового существования, возможно, скрывает многие страницы своей Доистории на дне прибрежных вод. Видимо поэтому картина весьма мозаична. Есть один плюс у региона. Если в Индостане имеем обилие археологических памятников и скудость антропологических находок,то в ЮВА с точностью до наоборот: обилие человеческих останков компенсируется скудостью каменных индустрий. Мы хорошо знаем, кто жил, но очень слабо, что он делал, какова его материальная культура. Ещё одной важной, на мой взгляд, особенностью является факт переживания древних технологий до времён хомо сапиенс сапиенс. Это не только указывает на отсталость местных сапи-сапиенсов, но и на разумность древних изобретений: кажущаяся примитивность древних технологий говорит о применимости и удостаивании чести их использовать самым-пресамым разумным существам на планете (вот почему близка мне идея А.Тома, Волпоффа и А.Темплтона о единстве рода Хомо и наделении эректусов таксонмической номенклатурой Хомо сапиенс эректус).

Андрэ Натальер: Первопроходцы Как было сказано, Доисторию будем рассматривать в свете изменения и движений палеонаселения, а не археологических культур. Канва повествования сплетётся вокруг историй популяций. На протяжении Четвертичного периода я выделил 8 или 9 групп палеонаселения в регионе. За их сменой и сосуществованием с другими группами и проследим. Древнейшие останки в регионе встречаются на его юго-восточной оконечности, на о.Ява, в Моджокерто. Ребёнок из Моджокерто является самой древней из находок в популяции Сангиран-Моджокерто, 1810-1600 тлн. Стратиграфия находок подсказывает принадлежность палеомагнитному эпизоду Олдувай (есть вариант интерпретации останков, как принадлежащих эпизоду Харамильо, 1100 тлн). Никто из антропологов не сомневается, что группа архантропов Сангиран-Моджокерто прибыла с материка. С.Кучера указывает на сходство останков этой группы с останками из Сихоуду, Ордос, Китай. Теперь эти останки интерпретируются как останки хомо эргастеров древнейшей волны заселения Евразии (у Зубова: хомо пре-эректус). По данным Дробышевского на портале Антропогенез, размеры их мозга малы, проходя по нижней границе азиатских архантропов, и уступают африканским и европейским. Однако после флоресцев и гоминида 5 из Дманиси ссылаться на мозговой индекс ужо не совсем комильфо. Налицо локальный вариант специализации хомо эргастер. К тому же в архантропы той же Европы записывают весьма поздних Хомо. Как их сравнивать?! каменных орудий не известно. Следующей группой останков, найденных в несколько более молодых слоях,датируемых 1660-1020 тлн, будет группа Сангиран-Триниль. Их-то в полной мере можно называть явантропами. Они показывают продолжение локальной специализации популяции через утолщение стенок черепа, через увеличение широтных размеров черепа и очень широкое межглазничное расстояние (крупнейшее среди всех архантропов по абсолютным показателям). Для этой группы известны каменные орудия Солойской культуры. Это режущие орудия из миниотщепов. Известны и следы на костях животных из слоёв с находками людей. Если помните, в моих построениях по археолиту Восточной Азии прослеживались судьбы макро- и минилитистов (макро- и минилитоидных индустриальных традиций нижнего палеолита) Китая. Была получена "картинка" чересполосного заселения региона, когда определённый водораздел занимает группа либо с макролитической индустрией (Рензидонг, Сихоуду), либо с минилитической (Лонггупо, НИхэвань). Возможно, что эта картинка повторилась и для Зондии. Т.о. первопроходцы, сходные с останками из СИхоуду были макролитистами, а тринильские явантропы - представители минилитистов.

ВЛАДИМИР-III: Это все надо как-то систематизировать. Хочу опять карты нарисовать.



полная версия страницы