Форум » История » Загадочный народ фульбе » Ответить

Загадочный народ фульбе

ВЛАДИМИР-III: Не люблю таких названий "загадочный...", "тайны атлантиды" и т.д. Но что есть в фульбе, то есть. Для начала цитаты из не скажу чтобы обширных источников: [quote]Существуют разные версии происхождения народа фула: Они смешались с прото-берберами из Северной Африки и бафурами (людьми, населявшими Сахару) Вытесненные азиатскими кочевыми племенами захватившими Африку, пересекли Сахару и распространились по всей Западной Африке. Антропологи утверждают, что изучение строения подъемных механизмов показало, что они очень близки к эфиопам и что оба типа очень похожи на строение египетских кранов. По словам выдающегося антрополога Верно, происхождение Фула близко связано с Египтом. [/quote] Из русской статьи в википедии. [quote]The people who are known to English speakers as Fulani refer to themselves as the Fulɓe (Pullo, singular). In Nigeria, the Fulani are often categorized with the Hausa as a conglomerated ethnic group Hausa-Fulani. Following the Fulani War, their histories in the region have been largely intertwined. Outside Nigeria, the two groups are usually considered distinct. In the 9th century they may have been involved in the formation of a state with its capital at Takrur which is suggested to have had influx of Fulani migrating from the east and settling in the Senegal valley, although John Donnelly Fage suggests that Takrur was formed through the interaction of Berbers from the Sahara and "Negro agricultural peoples" who were "essentially Serer"[/quote] Из английской статьи в Википедии. [quote]Někteří věří,[4] že Fulbové jsou semitského původu. Podle tradice se oddělili od Izraelitů. Zatímco jedni Izraelité migrovali z Egypta do Palestiny a Sýrie, předci Fulbů se vydali do západní Afriky. Další teorie vysvětlující původ Fulbů: míšením protoberberského obyvatelstva severní Afriky a etnika Bafur, které obývalo Saharu, pocházejí z asijských pastýřských kmenů, které vtrhly do Afriky a rozptýlily se v oblasti Sahelu, antropologové tvrdí, že výzkumy lebeční struktury Fulbů naznačují silnou příbuznost s etiopským a egyptským obyvatelstvem. Tento fakt do jisté míry podporuje teorii o semitském nebo asijském prapůvodu Fulbů. [/quote] Из чешской статьи той же Википедии. Суть отрывка: фульбе имеют семитическое происхождение, их родина - Сирия или Палестина, при этом они антропологически весьма похожи на древних египтян. Что касается внешности, то вот типы женщин фульбе: А вот мужчина: Кстати, не стоит считать фульбе такими уж посланцами Ближнего Востока. Вот фотография девушек-фульбе 1945 года (одна из них вообще арабка): Так что, как говорится, одно мусульманство на языке у Гейдара Джемаля, а совсем другое - в дебрях Африки. Многие обычаи фульбе почти не отличаются от окружающих "автохтонных" племен. Например, свадебные обряды. Нет, это не невесты, как некоторые читатели, должно быть, решили. Это женихи. Подробнее - http://www.balto-slavica.com/forum/lofiversion/index.php/t3008.html

Ответов - 24, стр: 1 2 All

ВЛАДИМИР-III: Но начнем с начала. Фульбе, или фула, фулани (фула: fulɓe, ед. ч. pullo) — народ, проживающий на обширной территории в Западной Африке: от Мавритании, Гамбии, Сенегала и Гвинеи на западе до Камеруна и даже Судана на востоке. Говорят на языке фула атлантической семьи нигеро-кордофанской макросемьи языков. Атлантическая языковая семья включает в себя отнюдь не только фульбе. Дэвид Сэпир предложил предварительную классификацию западноатлантической семьи, разделив её на три группы: северную, южную и резко отличающуюся от них подгруппу биджаго, языки которой распространены на архипелаге Биджаго, или Биссагос, у берегов Гвинеи-Бисау. Классификация Сэпира в целом остаётся общепринятой, она используется также в [Wilson, W. A. A. (1989). Atlantic. In John Bendor-Samuel (Ed.), The Niger-Congo Languages, pp. 81-104] и в справочнике Ethnologue. Русские названия языков приводятся по [Бурлак, С. А., Старостин, С. А. (2006) Сравнительно-историческое языкознание. М.: Академия] Биджаго (бидього) — распространён в Гвинее-Бисау. Северная группа — за исключением фула, распространены в основном в Сенегале, Гамбии, Гвинее-Бисау и Гвинее Сенегамбийские языки Фула-волоф: волоф и фула (пулар-фульфульде) Серер (множество диалектов — серер-син, серер-сингадум и др.) Чангин: лехар, палор, ндут, сафен (сафи-сафи), ноон Бак Балант-ганджа: ганджа, нага (мане), контохе (фора-балант), кунант. Диола Байот Собственно диола: куаатай (кватай), карон, мломп, языки диола (большой диалектный континуум) Мандьяк-манкань (мандаку-пепель): Манкань (манканья), мандьяк (Манджак), пепель (папель), бок Языки восточного Сенегала и Гвинени[8] Баньюн: ньун Тенда: биафада, басари и др. Нун: касанга и кобиана Мбулунгиш-налу: бага-мботени, мбулунгиш, налу Южная группа — распространены главным образом в Гвинее, Сьерра-Леоне и Либерии Лимба Мель Буллом-киси Буллом: бом, буллом-со (ммани), шербро, крим Киси Гола Темне-бага: темне, ландума, бага (группа диалектов) Общая численность говорящих на языках атлантической семьи в настоящее время превышает 30 млн. человек., из которых на языке фульбе - т.н. фула - говорят не более 15 млн. В расовом отношении фульбе относятся к т.н. западносуданским переходным расам. И между прочим именно антропология резко выделяет их из других народов Верхней Гвинеи. Вот для сравнения представители близкого в языковом отношении к фульбе народа серер: Фату Диоме президент Сенегала Л.Сегнор

ВЛАДИМИР-III: В лице серер мы видим типичных негроидов. А раса фульбе вполне может иметь северо-западное (по отношению к Сенегалу) происхождение. Атлантические же языки отнюдь не только язык фульбе, и есть все основания полагать, что протофульбе (назовем так дофулаязычных фульбе) восприняли его по приходу в регион. Откуда?

ВЛАДИМИР-III: В историческом измерении нам известно, что фульбе в Х веке н.э. начали распространяться с территории Сенегала на восток (вплоть до Камеруна), и что, по всей видимости, уже в IX веке они были в Сенегале.


ВЛАДИМИР-III: Из нескольких статей о происхождении фульбе выбрал вот эту: http://www.ng.ru/science/2005-03-23/14_fulbe.html Все народы, среди которых они живут, – оседлые земледельцы; традиционное, исконное занятие фульбе – кочевое или отгонное скотоводство (разводят коров, овец, коз). Все окружающие их народы относятся к негроидной расе; у фульбе – узкое овальное лицо без прогнатизма, тонкие губы, прямой или слегка изогнутый тонкий нос, большие глаза, длинные волнистые волосы, желтый с красноватым оттенком цвет кожи, стройное сухощавое тело – типичные черты эфиопской расы. Впрочем, такой – «истинный» – тип фульбе в наше время можно увидеть редко: многовековое смешение с негрскими народами не могло не сказаться. Тем не менее мужчины и женщины фульбе, отвечающие нарисованному выше антропологическому портрету, и сегодня встречаются в аристократических кланах и среди фульбе – бороро (кочевников), значительно меньше метисированных. Как бы то ни было, своеобразие физического типа, пастушеский быт фульбе – все это и путешественников, и исследователей наводило на мысль, что народ этот – пришлый в Западной Африке. Откуда только не «выводили» фульбе, с кем только не «роднили»!.. Их объявляли потомками древних египтян, древних израильтян, «родственниками» цыган, басков, персов, вьетнамцев, полинезийцев, упоминаемого в Библии народа фут (фул), пришедших из Азии «светлокожих хамитов». Некоторые авторы говорят о берберском или арабо-берберском происхождении фульбе. Упомянутые предположения либо случайны, либо попросту фантастичны. Современная девушка фульбе. Большинство серьезных специалистов считали фульбе выходцами из Северо-Восточной Африки. Но их аргументация при внимательном рассмотрении оказывается далеко не безупречной. Гипотез много, сколько-нибудь удовлетворительного решения проблемы нет. В поисках прародины Этнографическая литература о фульбе обильна и разнообразна, но в реконструкции ранних этапов формирования этого народа она мало может помочь. Из множества этнографических источников и материалов остановлюсь на этногонических (о происхождении) легендах этого народа. Все они помещают прародину фульбе где-то на «востоке» или «северо-востоке», где фульбе с очень давних времен разводили коров и быков, счастливым обладателем которых стал когда-то их легендарный предок Фу. Легенды подчеркивают также, что фульбе – «белокожие» (или «краснокожие») люди в отличие от чернокожих народов Тропической Африки. Многие легенды составлены во второй половине прошлого тысячелетия, когда среди фульбе распространилась новая религия (ислам), принесенная в Африку арабами. Этим объясняется их содержание: они представляют фульбе потомками пророка Мохаммеда или его сподвижников, пришедшими в Африку, чтобы обратить в истинную веру язычников-негров. Другие легенды говорят о еврейском происхождении фульбе, указывая в качестве их предков различных библейских персонажей. Очевидна «политическая» подоплека подобных легенд; их главный мотив – «возвысить» фульбе над теми народами, среди которых они, пришельцы, оказались в ходе истории. Есть ли «рациональное зерно» в той информации, которая содержится в этих легендах? Это проблема. Скажем, библейские мотивы могли попасть в фольклор фульбе достаточно поздно. Что касается «указаний» на «восток» или «северо-восток», то, как точно отметил английский историк и писатель Б.Дэвидсон, «…в Западной Африке нет ни одного известного нам народа, который бы не сложил легенду о своем восточном или северном происхождении». Что говорит антропология? Исследователи считают, что расовый тип фульбе сформировался очень давно. Во всяком случае, некоторые черепа и костяки («возраст» их 4–6 тысяч лет) из неолитических стоянок у южной границы Сахары, как и наскальные «портреты» соответствующего времени, имеют явно «фульбоидные» черты. Французский антрополог Ж.Лески в начале 1950-х годов провела сравнительное биохимическое обследование представителей разных расовых групп. Оно дало очень любопытные результаты. В организме негроидов (волофы, сереры, бамбара) хлора и натрия содержится меньше, а калия и меди больше, чем в организме европеоидов (французы). Разница в содержании этих элементов определяет интенсивность пигментации; количество же соответствующих веществ зависит от функционирования надпочечников. Для нас особо интересен тот факт, что по содержанию указанных элементов фульбе заметно ближе к европеоидам, чем к негроидам. Это можно рассматривать как одно из доказательств их генетической связи с европеоидной расой. Что же касается выводов тех ученых, которые однозначно и безоговорочно относят фульбе к эфиопской расе, то они, думается, неоправданно прямолинейны и несколько поспешны. Анализ целого ряда антропологических характеристик фульбе и тех народов Эфиопии и соседних с ней областей, с которыми их сопоставляют, показывает немалые различия между ними. За помощью – к лингвистам Язык фульбе изучен сравнительно неплохо – и грамматическая структура, и словарь. Предметом острых дискуссий стал вопрос о месте языка фульбе в лингвистической классификации. Языковая близость часто является свидетельством родства соответствующих народов, общности их происхождения. Исследования установили довольно тесную связь языка фульбе с языками ряда народов Сенегала (в частности, с языком сереров). Как объяснить близость языков столь разных народов – сереров, негроидов, древних жителей Западной Африки, и фульбе, явных пришельцев? Видный исследователь языка фульбе А.Лабурэ полагает, что они «заимствовали» свой нынешний язык у сереров. Примеров потери своего языка целыми народами в истории множество; однако для этого должны быть весьма существенные причины. По численности фульбе намного превосходят сереров; о политическом господстве небольшого земледельческого племени над кочевниками фульбе нам ничего не известно; да и трудно представить такую ситуацию в принципе (кочевники легки на подъем: не сложились отношения с соседями – ушли в другие места). Что же могло заставить фульбе перейти на язык сереров? Приходится констатировать: серьезных аргументов в пользу этой гипотезы не приведено. Ценные соображения по этой проблеме высказаны известным американским лингвистом Дж. Гринбергом. Он весьма убедительно обосновал наличие генетических связей между языками сереров и фульбе. Работы зарубежных и российских языковедов показали, что существуют связи между языками народов Африки, живущих в различных ее регионах, удаленных друг от друга иногда на многие тысячи километров. С большой долей уверенности можно говорить, что искать объяснение этому следует в Сахаре, которая была общей колыбелью очень многих народов Африки, их культур, их языков. Данные, представленные археологией, биологией, климатологией, палеозоологией и другими науками, неопровержимо свидетельствуют, что на протяжении многих тысячелетий климат Сахары благоприятствовал жизни – растений, животных, человека. Русла исчезнувших рек, остатки каменной индустрии, петроглифы и фрески – порой удивительно прекрасные творения рук человеческих; изображения и окаменевшие остатки таких животных, как слон, носорог, гиппопотам, жираф (а кое-где до сих пор сохранились крокодилы, сомы, страусы, антилопы); остатки хвойного леса – все это говорит о том, что отнюдь не всегда Сахара была безжизненной пустыней. Находки неолитических стоянок вдали от современных источников воды говорят об относительно влажном климате Сахары еще в IV–III тыс. до н.э. Резкое усиление засушливости наступило в конце II тыс. до н.э.; с тех пор оно быстро прогрессировало. Во времена Геродота Ливия была уже безводной страной. Плиний, Страбон и другие древние авторы писали о Сахаре как о страшной пустыне. Люди жили здесь с древнейших времен: многочисленные находки каменных орудий датируются ранним палеолитом. В эпоху неолита (то есть с VI тыс. до н.э.) почти вся Сахара была заселена. Здесь проживали племена, относившиеся и к европеоидной, и к негроидной, и к эфиопской расам. Конечно, и археологически и палеоантропологически Сахара и соседние с ней регионы изучены пока что явно недостаточно. Но имеющийся материал позволяет предположить, что именно на этой территории скорее всего могли проходить в неолитическое время процессы взаимодействия племен из различных расовых групп, которым способствовали миграции, столь характерные для первобытного общества с его экстенсивным хозяйством (охота, собирательство, примитивное земледелие, кочевое скотоводство). Современная антропологическая карта Африки дает нам немало примеров смешанных в расовом отношении этносов. Так, характерные черты эфиопского типа отмечаются у народов нильской зоны, Северной Африки, Сахары и Судана, в основе своей европеоидов или негроидов. Думается, что именно к этой группе смешанных расовых типов можно отнести фульбе, в основе своей европеоидов со значительной эфиопской примесью, приобретших за тысячелетия совместного проживания с негрскими народами некоторые негроидные черты. Здесь, в Сахаре, складывались основы культурного и языкового родства между очень многими народами континента, различные проявления которого, иногда поражающие нас, наблюдаем мы сегодня. Ухудшение климатических условий в Сахаре привело к значительным изменениям в характере и направлении миграций. И земледельческие, и скотоводческие племена отходили в области, богатые водой: на север – к Средиземному морю, на восток и на юго-восток – к Нилу, на юг – к озеру Чад и к другим водным источникам (ныне не существующим). Но западные регионы Сахары еще долго предоставляли людям вполне приемлемые условия для жизни (нарастание засушливости в неолитическую эпоху шло с востока на запад). Раньше других ушли во влажные области Западной Африки земледельческие негрские племена; скотоводы же еще долго кочевали в сахарских степях и полусаваннах. Какое место в миграциях сахарских племен принадлежало «прафулаязычным» племенам? По мнению известного французского археолога А.Лота, скотоводы – «предки фульбе» – появляются в Центральной Сахаре в середине IV тыс. до н.э. Вот его аргументы. Среди изображенных на фресках пастухов преобладает эфиопский тип; сцены танцев посреди стад, культ быка напоминают соответствующие обычаи современных пастухов фульбе. Быки в наскальных росписях относятся к тем породам, которые и сегодня можно встретить в стадах фульбе. Лот говорит также о совпадении таких этнографических деталей, как формы лука, жилища (полусферические хижины), покрой одежды (окутывающее платье у женщин, короткая туника у мужчин), прически и головные уборы, напоминающие прически и уборы современных женщин фульбе. О малодоказательности подобных аргументов говорил в свое время видный российский африканист Д.А. Ольдерогге. Действительно, трудно допустить, чтобы женская прическа не изменилась за 4–5 тысячелетий!.. Наблюдения о породах скота свидетельствуют лишь о том, что фульбе – типично африканские скотоводы. Другие сопоставления – примеры сходных явлений, развившихся у разных народов независимо друг от друга. Например, жилища полусферической формы можно встретить у многих народов Африки. Более-менее достоверная история фульбе известна лишь с конца I тыс. н.э. Они кочевали со своими стадами в предгорьях Атласа и в западных областях Сахеля (зона полупустынь и опустыненных саванн). Их передвижение в Южную Мавританию – Сенегал было вызвано, видимо, миграцией к югу арабских и берберских племен, перешедших к верблюдоводству. Именно отсюда началось в последующие столетия их «обратное» движение (с запада на восток), расселение по территории Западного Судана, в разных областях которого постепенно складываются их государства. В XVIII–XIX вв. исламизированные фульбе – один из наиболее активных и могущественных народов этого громадного региона. * * * Что же мы имеем, как говорится, «в сухом остатке»? Даже схематичную картину ранней этнокультурной истории фульбе можно рисовать сегодня очень гипотетично. Мы не можем хотя бы приблизительно назвать их «прародину»; указать время и маршрут их движения на запад материка; дать удовлетворительное объяснение их языкового родства с негроидными народами. Однако у нас есть все основания отрицать любое неафриканское происхождение фульбского этноса. Его формирование проходило в течение тысячелетий на громадных пространствах Сахары и Судана в условиях тесных контактов и взаимовлияния племен, представлявших различные культурные, языковые, расовые типы.

ВЛАДИМИР-III: А вот статья из энциклопедии Народы и религии мира. М.,1999. ФУЛЬБЕ (самоназвание — «рассеянные», «распылённые», единственное число — пулло), филани, фулани, фула, феллата, фуланке, футанка, ифулан, афули, пул, пулбе, народ в Западной и Центральной Африке, населяющий компактные территории от побережья Атлантического океана до долины Нила и Красного моря. Почти половина фульбе обитает на севере Нигерии, преобладающее население они составляют на севере Сенегала, северо-западе Гвинеи и севере Камеруна. Общая численность 23 млн. человек, в том числе в Нигерии 14 млн. человек, Гвинее 2,5 млн. человек, Мали 1,4 млн. человек, Камеруне 1,2 млн. человек, Сенегале 1 млн. человек, Буркина Фасо 850 тыс. человек, Нигере 830 тыс. человек, Гвинее-Бисау 200 тыс. человек, Бенине 190 тыс. человек, Сьерра-Леоне 170 тыс. человек, Гамбии 160 тыс. человек, Чаде, Судане, Мавритании, Кабо-Верде. Небольшие группы фульбе проживают на севере ЦАР, Того, Ганы и Кот-д'Ивуара, а также во Франции. У фульбе-кочевников в относительно чистом виде сохранился древний «фульбский» антропологический тип, переходный от европеоидного к негроидному (худощавое телосложение, светлая красноватая кожа, невыраженность прогнатизма). Основные субэтнические группы: фута-торо (Сенегал), фута-джаллон (Гвинея), масина (Мали), липтако (Буркина Фасо), сокото (Нигерия, Нигер), северонигерийские фульбе, адамауа (Камерун), бороро (Камерун, Нигерия, Нигер, Буркина Фасо), водаабе (Сенегал, Мавритания, Мали, Нигер, Нигерия), ууда (Нигер, Нигерия), тукулор, или тукулёр (Сенегал, Мавритания). Среди фульбе Нигерии и Нигера различают торобе (торонко) — аристократическую прослойку, перешедшую на язык хауса; сиире — двуязычных (фула-хауса) горожан; на'и, сочетающих отгонное скотоводство (овцы) с оседлым земледелием. Говорят на языке фула, или фульфульде (фуль, филанчи, фелата, пулар, пуль) западноатлантической группы нигеро-кордофанской семьи. Главные диалекты: западные — фута-торо (пулаар, тукулёр), фулакунда-габу, фута-джаллон (дьяллон, фула); центральные — масина, вольтийские (липтако, ятенга, моси-гурма, туган), барани; восточные — сокото и западно-нигерские (даллол, зарма-каби и др.), центрально-северонигерийские (включая баучи и борну), адамауа, фулбере (багирми). Общей литературной нормы не существует. Язык межнационального общения в Гвинее, Сенегале и Камеруне. Письменность на основе латинского алфавита. В XVII—XVIII вв. была распространена арабская графика (так называемая аджами). Широко распространены французский и английский языки, а также хауса (Нигерия, Нигер), бамана (Мали), волоф (Сенегал), море (Буркина Фасо) и арабский. Большинство фульбе — мусульмане-сунниты, они издавна были активными распространителями ислама среди соседних народов; кочевники придерживаются традиционных верований. О происхождении фульбе существует множество гипотез. Вероятно, протофульбе сформировались в Восточном Судане на территории Сахары до её высыхания. К концу 1-го тысячелетия нашей эры они переселились в юго-западные районы Сахары и сахеля, а в X—XI веках обосновались в долине реки Сенегал и к югу от неё в области Фута-Торо, создав ряд раннеполитических образований, крупнейшими из которых были Текрур и Вало (Уало). В XI—XIV веках фульбе расселились по всему Западному Судану, а в XV—XVIII вв. на землях хауса и канури; цепь анклавов фульбе протянулась с запада на восток от побережья Атлантического океана до озера Чад. До XVIII века фульбе находились в сфере влияния правителей западно-суданских империй Гана, Мали, Сонгай, Борну и городов-государств хауса. В XVIII—XIX вв. в результате завоевательных войн под знаменем ислама фульбе создали несколько военно-теократических государств (эмиратов, ламидатов и др.): Фута-Джаллон, Фута-Торо, Сокото, Адамауа, Липтако, Масина, империя Хаджа Омара. Современные фульбе делятся на кочевников-скотоводов (бороро, водаабе, ууда), полукочевников и оседлых. Оседлых — большинство, и они подверглись сильному влиянию соседних земледельческих народов, особенно хауса и бамбара. В Нигерии формируется особая этническая общность хауса-фулани (см. Хауса). Фульбе-кочевники в большей степени сохранили основное традиционное занятие — кочевое скотоводство и связанную с ним культуру (особенно фольклор). Фульбе-полукочевники сочетают отгонное и пастбищное скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, ослы, лошади) с ручным земледелием (сорго, просо, фонио, рис, кукуруза, ямс, арахис, бананы, кофе, хлопок, табак, овощи); они славятся как профессиональные пастухи, которые берут скот у земледельческих народов на выпас в обмен на приплод и продукты земледелия. Основное занятие оседлых фульбе — земледелие. Основные ремёсла — кожевенное, ткацкое, окраска кож и тканей, гончарное, кузнечное, деревообработка, резьба по дереву. Традиционное поселение состоит из нескольких жилых и хозяйственных построек. Жилищем у оседлых фульбе служит круглая хижина с глинобитными стенами и конической соломенной крышей, спускающейся почти до земли, у скотоводов — конический шатёр. Традиционная мужская одежда — шаровары, длинная прямая рубаха с широкими рукавами (бубу), длинный шарф с бахромой (дисса), сандалии, шапочка (бонне). Женская одежда — длинный кусок материи, обёрнутый вокруг пояса, широкий платок, большое количество украшений. В холодную погоду надевается плащ, обычно тёмно-синего цвета. Пища растительная (кускус, каши, похлёбки, пирожки) и молочная. Основу традиционной социальной организации составляют большесемейные общины и патрилинейные роды. Брачное поселение вирилокальное, у водаабе — также дуолокальное. Распространена полигиния, у кочевников — кросскузенный брака. У оседлых фульбе сложилось сословно-кастовое деление на свободных, ремесленников (высшая каста — сказители-гриоты, затем кожевники и красильщики, низшая — кузнецы) и рабов (римаибе). Скот служит основной мерой обмена, богатства и брачного выкупа. Духовная культура в целом сильно исламизирована. Ислам стал неотъемлемой частью пулаку («фульбство», «фульбский мир») — особой этической системы фульбе. Распространены обрезание у мальчиков и татуирование нижней губы у женщин. Из домусульманских верований сохраняются культы предков, одушевлённых сил природы, магия и ведовство, культ верховного божества Гено. Из фольклорных жанров наиболее распространены песни, сказки, мифы, обрядовая и религиозная поэзия, эпические поэмы, рассказываемые гриотами («Жизнь Хадж Омара», «Силамака и Пуллори», «Хам-Бодеджо» и др.).

ВЛАДИМИР-III: Вероятно, протофульбе сформировались в Восточном Судане на территории Сахары до её высыхания. К концу 1-го тысячелетия нашей эры они переселились в юго-западные районы Сахары и сахеля, а в X—XI веках обосновались в долине реки Сенегал и к югу от неё в области Фута-Торо, создав ряд раннеполитических образований, крупнейшими из которых были Текрур и Вало (Уало). Таким образом можно говорить о пути фульбе из Судана (примерно из районов северного Кордофана) в район северного Мали, а затем в долину реки Сенегал. Остается вопрос о происхождении протофульбе. Вокруг до н.э. обитали самые разные народы. А именно: к югу - кордофанские народы, к востоку - мероэ (одна из групп нило-сахарцев), севернее, возможно, обитали предки племен культуры сао, которые в V веке до н.э. отправились к озеру Чад (неизвестной языковой принадлежности), а также афразийские племена, хотя они расселялись севернее и восточнее Кордофана. Если протофульбе были близки кордофанским народам, это должно сопровождаться их антропологической близостью. Однако, кордофанский расовый тип иной: Не стоит забывать, что генетически фульбе близки сомали, египтянам, оманцам (мужская гаплогруппа Т). В любом случае это указывает на самый северо-восток Африки. Не исключено, что протофульбе имеют отношение к тем племенам, которые кочевали между Нижним Нилом и Красным морем (иунтиу) и говорили на семитических языках типа эдомского - родственного амонитянам и моавитянам.

retrograde: Ну вот если вспомнить работу Tishkoff по генетике африканцев, то кластер, связанный с фульбе, вроде как близок к условно кушитскому кластеру. http://1.bp.blogspot.com/-a3IYsDTskXc/T7Mt2cisP6I/AAAAAAAAAQw/RQR3naWxrKA/s400/Fig.+S18.JPG Хотя я не разобрался, насколько далеко бьют эти все аутосомные кластеризации. Вроде бы всё-таки не так далеко как гаплогруппы. Геном одиночного "туриста" может практически вымыться за несколько поколений... Останутся в основном только гаплогруппы как бы. Надо генетиков запытать об этих кластерах.

ВЛАДИМИР-III: А вот расспросите - forum.molgen.org Это форум исторической генетики. Меня туда уже зазывали.

krolik: а сисьге даже ничего

retrograde: krolik пишет: а сисьге даже ничего по мне так среди темнокожих рас (не считая всяких американских мулатов) самые симпатишные - эфиопы и веддоиды.

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: Атлантические же языки отнюдь не только язык фульбе, и есть все основания полагать, что протофульбе (назовем так дофулаязычных фульбе) восприняли его по приходу в регион. Откуда? http://en.wikipedia.org/wiki/Senegambian_languages ну вот один из вариантов классификации одной из атлантических групп или семей. Если серер самые ближайшие родичи по языку у фульбе, то языковой дрейф надо искать при дивергенции праязыка для фульбе и серер. Вопрос только насколько общепринят этот вариант и какова его глоттохронология.

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: Фула-волоф: волоф и фула (пулар-фульфульде) А этот вариант, очевидно, говорит, что с атлантическими языками ещё разбираться и разбираться. Тут только одна надежда - на языке фульбе говорят миллионы и вымирать этот язык вроде не собирается, так что, думаю, что его ближайшую родню постараются изучить достаточно хорошо.

ВЛАДИМИР-III: krolik пишет: а сисьге даже ничего Тоже традиционная культура. А то думают, что "традиция" - это всегда с бородой и обиженно-настороженный взгляд на мир.

ВЛАДИМИР-III: retrograde пишет: http://en.wikipedia.org/wiki/Senegambian_languages ну вот один из вариантов классификации одной из атлантических групп или семей. Если серер самые ближайшие родичи по языку у фульбе, то языковой дрейф надо искать при дивергенции праязыка для фульбе и серер. Вопрос только насколько общепринят этот вариант и какова его глоттохронология. Не завоевание? Или не подчинение? Именно дивергенция? retrograde пишет: А этот вариант, очевидно, говорит, что с атлантическими языками ещё разбираться и разбираться. Вам представляется, что их структура сложнее? Аналогично кордофанским?

ВЛАДИМИР-III: А вообще, когда рассматриваешь африканские народы, нельзя отделаться от ощущения, что все их подвижки на протяжении последних 10000 лет - всего-лишь микромиграции: 100, 200, максимум 300 километров, к тому же размазанные на тысячелетия. Трансконтинентальных миграций, исчисляющихся тысячами километров очень мало - едва ли 2-3 (банту в т.ч.) Причем. в путь пускалась большая часть популяции, а аборигены на старом месте быстро ассимилировались. Именно здесь секрет такого рисунка языковых таксонов в Африке - 25 семей (возможно что и больше), но почти все какие-то локальные, малочисленные и почти реликтовые по своей глоттохронологии. Не было в Африке тех гигантских расселений, которые сформировали языковую карту Евразии. Не исключено, что Африка - реликтовая часть света, и именно так выглядела остальная планета 10000-15000 лет назад. Заодно такая специфика африканских миграций - удобоваримый ответ на вопрос: почему выжила мегафауна Африки (на фоне погибели мамонтов и саблезубых львов в других частях света). Дело в том, что микромиграции (не выводящие отдельные группы за рамки привычной экосистемы) способствовали более рациональному природопользованию, а крупномасштабные трансконтинентальные миграции, наоборот, приводили к разрушению биоценозов пришельцами, пока те учились на своих ошибках вживаться в новую среду. Этим я разрешаю спор Буровского с его оппонентами ( http://www.socionauki.ru/journal/articles/126879/ ) о достоинствах и недостатках палеолитических людей, и повторяю совет: не стоит видеть в палеолитическом человечестве одно сплошное пятно (светлое или темное), дифференцировать надо. Однако, в чем причина такой дифференциации. Климат? Нет. Климат Африки менялся в позднем плейстоцене - раннем голоцене ничуть не менее радикально, чем в северных широтах. Демография? Авторы монографии Atlas of World Population History. Нammond,1978. - Mc Evedy и Jones приводят следующие цифры финальнеопалеолитического населения по континентам: Азия: 2120 тысяч человек Америка - 200 тысяч человек Африка - 1200 тысяч человек Европа - 280 тысяч человек Австралия - 200 тысяч человек Не отвлекаясь на вопрос о справедливости абсолютных цифр, посмотрим на их соотношения. Средняя плотность населения квадратных километров на 1 человека: в Азии - 21 (с учетом незаселенных территорий немного меньше) в Африке - 25 в Америке - 210 (помним про незаселенные территории) в Европе - 38 (то же самое) в Австралии - 38 Нет, ничем Африка так уж не выделяется из других регионов мира (я думал, что большая плотность населения стимулирует более рациональное природопользование в Африке; хотя... если учесть, что мегафауна сохранилась именно в Африке и Южной Азии - где плотность населения была менее 25 километров на одного охотника, это может быть аргументом).

ВЛАДИМИР-III: Посмотрел еще раз на список множества фульбских языков и хлопнул себя по лбу - а где хронологическая граница распада этой семьи языков - насколько она вообще древняя? Нило-сахарцев изучил, а вот до нигеро-кордофанцев в целом пока не добрался.

thrary: ВЛАДИМИР-III пишет: Именно здесь секрет такого рисунка языковых таксонов в Африке - 25 семей (возможно что и больше), но почти все какие-то локальные, малочисленные и почти реликтовые по своей глоттохронологии А у Америці до Колумба що було?

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: Именно здесь секрет такого рисунка языковых таксонов в Африке - 25 семей (возможно что и больше), но почти все какие-то локальные, малочисленные и почти реликтовые по своей глоттохронологии. Георгий Старостин пишет в "Языках Африки" (в томе про койсанские), что до Гринберга африканистика имела дело с сотней с лишним языковых групп, родственные связи между которыми не были определены. Так что, если делать откат от Гринберга и начинать собирать африканские семьи заново, то их запросто может быть и минимум около 100.

retrograde: Просто мне кажется, что для "широкой общественности" (не узких спецов по данным таксонам) статус целого ряда минорных групп Африки неясен может быть. Например, всякие мелкие группы в районе плато Джос в Нигерии - что это вообще такое: группы? семьи? откуда можно получить достоверную информацию по всем ним?

ВЛАДИМИР-III: Если это горные районы, то сохранение в таких местах реликтовых групп вполне возможно. На этот предмет Африка еще толком не изучена.



полная версия страницы