Форум » История » Христианский социализм » Ответить

Христианский социализм

ВЛАДИМИР-III: Если кто-либо утверждает, что христианство и социализм - это некие антиподы, то это наглая брехня, столь откровенная, что лечится только одним способом - битьем насмерть. Других способов бороться с этим нет. [quote]Христиа́нский социали́зм — направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску (объединяющее социалистическую модель экономики и традиционную христианскую этику). Возник в первой половине XIX века. В числе родоначальников — Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Морис, Ч. Кингсли (Великобритания). Во второй половине XIX века О. фон Бисмарк обозначал свою программу социальных реформ как «прикладное христианство» и «государственный социализм».en Ряд принципов христианского социализма включён в социальную доктрину современного католицизма. В ряде стран существуют христианско-социалистические партии (Швейцария, Италия, Чили, Эквадор) и группы в социалистических партиях (Германия — в партии «Левые», Великобритания — в лейбористской партии)[/quote] [quote]Римско-католическая церковь в своем социальном учении изначально жёстко отвергала социализм (Rerum Novarum). В современной своей социальной концепции РПЦ призывает к справедливому распределению продуктов труда, но осуждает «передел собственности с попранием прав ее законных владельцев».[/quote] А среди современных православных находят особенно "духовные", которые осуждают отмену крепостного права (правда, вряд ли они имеют в виду нарушение права частной собственности помещиков). [quote]Материалистический марксизм изначально находился в остром конфликте с христианским социализмом. "Христианский социализм — это лишь святая вода, которою поп кропит озлобление аристократа". (Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии, ч. 3.1.1.) Большевизм декларировал сотрудничество с христианами-социалистами, отрицая теорию христианского социализма. "Единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе" (Ленин В. И.)[/quote] В этой связи можно сделать вывод, что Сталин всего лишь действовал в рамках ленинской тактики на создание широкого фронта революционной борьбы (против Гитлера в т.ч.), разрешая религиозную деятельность в 1943. [quote]Ламеннэ (Félicité -Robert Lamennais) — аббат, знаменитый французский писатель (1782—1854). Происходя из состоятельной дворянской семьи в Бретани и будучи воспитан в духе религиозного фанатизма, Ламеннэ в ранней молодости, под влиянием сочинений Руссо, обнаружил некоторое свободомыслие в религиозных вопросах; но этот период сомнений продолжался недолго, и он принял священство. Первое его сочинение: «R éflexions sur l'état de l'é glise en France» (1808), изданное анонимно и конфискованное администрацией, представляло собой резкое обличение философии XVIII века и недостаточного рвения католического духовенства. В 1814. г., в сотрудничестве с братом, он издал «Tradition de l' église de France sur l’institution des evê ques»; своим ультра-клерикальным направлением оно так раздражило правительство Ста дней, что, приняв на себя одного авторство, Ламеннэ на время удалился в Англию. В своем «Essai sur l’indiff érence en matiè re de religion» Ламеннэ, вооружаясь против равнодушия в вопросах веры, ищет новых доказательств истинности католичества и находит их во всеобщем признании. Критерий истины, по мнению Ламеннэ, лежит не в индивидуальном уме, как полагает философия, а в убеждении народов. Истинная религия — католицизм, потому что на его стороне большая часть человечества. Авторитет церкви, опирающейся на традицию и на народную веру, так велик, что ему должно внимать государство. Государства не может быть без религии, религии — без церкви, церкви — без папы; на этом Ламеннэ строит суверенитет папы, как в религиозных, так и в светских делах. Его политический идеал — христианская монархия. Те же мысли, но в применении к Франции, развивались им во многих журнальных статьях и в сочинениях: «La religion consid éré e dans ses rapports avec l’ordre politique et civil» (1826) и «Les Progr ès de la Révolution et de la guerre contre l'é glise» (1829). В первом Ламеннэ критикует декларацию 1682 г. и так назыв. «галликанские вольности». Резкость, с которой им осуждалось правительство за его якобы «атеизм» и «либерализм», навлекла на автора судебные преследования. Во втором сочинении ультрамонтанская оппозиция Ламеннэ достигает своего апогея. Законы 1828 г., ограничившие права духовенства в деле народного образования, дают ему повод обрушиться на министерство Мартиньяка. Он требует, чтобы духовенство перестало поддерживать правительство, враждебное религии; предостерегая его также и от союза с либеральной партией, Ламеннэ тем не менее высказывает последней большее сочувствие, чем партии реакционной. Безусловное осуждение либерализма сменяется теперь условным. Либерализм прав, требуя гарантии личности против тирании правительства, «но, отделенный от духовной сферы, он вынужден искать гарантию там, где ее нет и быть не может: в формах правления». Отныне Ламеннэ пишет на своем знамени: «свобода совести, свобода печати и свобода обучения». Революция 1880 г. находит в Ламеннэ открытого сторонника и наталкивает его на мысль об издании, в сотрудничестве с Монталамбером, Лакордером и др., журнала «L’Avenir». Программа последнего сводится к след. пунктам: 1) отделение церкви от государства; 2) гарантии личности (свобода совести, печати, преподавания, союзов, труда и промышленности); 3) уничтожение палаты пэров и крайностей централизации; 4) уничтожение избирательного ценза и установление всеобщего голосования. Невмешательство государства в церковные дела должно быть куплено, по мнению Ламеннэ, отказом папы от светской власти и духовенства — от государственного жалованья. Осведомившись о неудовольствии, которое возбудил в папе новый журнал, Ламеннэ, со своими товарищами, отправился для объяснений в Рим, но не получил здесь никаких ясных указаний и продолжал издавать «l’Avenir» по старой программе. Только в 1832 г., ввиду категорического заявления папой своего неудовольствия, журнал был окончательно прекращен. С Ламеннэ была истребована подписка в том, что он не будет писать ничего противного учению и интересам церкви. Это не помешало, однако, Ламеннэ, после тяжелой внутренней борьбы, выступить на дорогу радикальной и социалистической оппозиции, изданием замечательной книги: «Paroles d’uncroyant» (1834), имевшей громадное влияние на тогдашнее французское общество. В форме библейских псалмов и евангельских притч, Л. нападает здесь на существующий экономический и политический строй, стоящий в противоречии с требованиями религии, и выступает защитником кооперации, права на существование, равенства полов и народного суверенитета. Специальной энцикликой от 15 июля 1834 г. «Paroles d’un croyant» были осуждены папой. Окончательно отрешившись от католической церкви («Affaire de Rome», 1836), Л., в дальнейших своих сочинениях («Le Pays et le gouvernement», 1840; «Une voix de Prison», 1841), становится в ряды наиболее передовой политической партии и подвергается неоднократно преследованиям за свои нападки против июльской монархии. В 1848 г. он издает газету «Le Peuple constituant», поссорившую его с некоторой частью рабочей партии, так как Л. высказывается здесь против ассоциаций по типу Луи Блана; его социализм предполагает лишь добровольное проявление братских чувств, людьми, просвещенными истинной верой и любовью. Особое место среди сочинений Ламеннэ занимает «Esquisse d’une philosophie» (1841—1846), где он выступает в качестве философа-спиритуалиста. Как всякое живое существо, человек подчинен закону прогресса. Доктрина первородного греха, поэтому, ошибочна и внутренне противоречива: как проявление индивидуальной воли, грех не может быть наследственным. Познание добра и зла было не грехом, а первым шагом человека на пути прогресса. Причина нравственного зла лежит в борьбе между законом единства всего человечества и индивидуалистическими стремлениями каждого человека; зло это- эгоизм, предпочтение своего «я» семье, семьи отечеству, отечества — человечеству, человечества — Богу. Количество зла на земле постепенно уменьшается. Философия Ламеннэ, не будучи оригинальной (она отражает на себе всего больше влияние Платона, св. Фомы и Шеллинга), возвышенна и характерна, как опыт совмещения религии с наукой. В сочинениях социально-политического характера и как инициатор журнала «L’Avenir», Ламеннэ является первым провозвестником католического социализма; влияние его заметно на многих представителях французского духовенства 40-х гг. (аб. Констан, Шантом, и др.), на Берне (которым «Paroles d’un croyant» переведены на немецкий яз.) и Ренане. [/quote] http://ru.wikipedia.org/?oldid=22988451 [quote]Чарльз Кингсли (Чарльз Кингслей англ. Charles Kingsley; 1819—1875) — английский романист и проповедник. Окончив курс богословия в Кембридже, получил место приходского священника в Гемпшире, где и прожил почти всю жизнь, изредка только совершая поездки в Лондон и на континент. Противник школы Ньюмана, в которой он видел только проповедь нездорового аскетизма и клерикального догматизма, Кингсли зачитывался Карлейлем и усердно изучал «Kingdom of Christ» Мориса (англ. Frederick Denison Maurice), проповедовавшего не возврат к первобытной церкви, а веру в непосредственное и непрерывное откровение божественного начала в человеческой жизни. Работая над улучшением нравов в своем запущенном приходе, Кингсли обратился за советами к Морису и вскоре примкнул к начатому по его инициативе «христианско — социальному» движению, развитию которого содействовал статьями в «Politics for the people» и «Christian Socialist», под псевдонимом Parson Lot (в конце 40-х и начале 50-х годов). В том же духе христианского социализма произнесена была Кингсли наделавшая шуму проповедь: «The Message of the Church to the Laboring Man»; из-за нее Кингсли чуть было не был лишен права проповеди, а с другой стороны, приобрел большую популярность среди рабочих. В драматической поэме «The true story of Elizabeth of Hungary» (1848) Кингсли рисует поэтическую картину средневекового пиетизма и задевает вместе с тем религиозные вопросы дня. Романы его «Alton Locke» и «Yeast» (1849) полны глубокой симпатии к страданиям рабочего и сельского населения; они беспощадно обличают несправедливость землевладельческих законов, возмутительность постановки вопроса о браконьерстве и т. п. Вполне, однако, К. к радикалам не примыкает; он защищает палату лордов, права и привилегии сельских священников и т.п., стремясь не к перемене существующего строя, а к лечению слишком наболевших ран. В 1853 г. появился один из самых знаменитых романов Кингсли: «Hypatia» (есть русский перевод), воспроизводящий, с глубоким пониманием отживших цивилизаций, картину нарождающегося христианства в борьбе с греческой философией в Александрии V в. (см. Гипатия). В 1855 г. издан был исторический роман Кингсли «Westward Но!», с большим талантом и яркостью красок описывающий Англию времен Елизаветы. «Two Years Ago», со своими поэтическими описаниями Девоншира, и исторический роман «Hereward the Wake» (1866) о национальном англосаксонском герое Хереварде заключают собой серию романов К. С 1860 по 1869 г. он был профессором истории кембриджского университета и напечатал за это время «The Limits of Exact Science as applied to History» и «The Roman and the Teuton». В 1871 г. совершил путешествие в Вест-Индию и по возвращении описал свои впечатления в книге «At Last». В 1873 г. назначен был духовником королевы. Отличительные черты Кингсли, как романиста, — живой юмор, тонкая наблюдательность, гуманное отношение к страждущим и пылкий энтузиазм, рядом с которым постоянно чувствуется горячность полемиста. Он любил сам говорить про свою «мускулистую христианскую веру». Собрание сочинений К., в состав которого вошли его романы, критические этюды и проповеди, заняло 28 томов (1879-81). [/quote] http://ru.wikipedia.org/?oldid=23246919

Ответов - 1

ВЛАДИМИР-III: ВЛАДИМИР-III пишет: Революция 1880 г. находит в Ламеннэ открытого сторонника и наталкивает его на мысль об издании, в сотрудничестве с Монталамбером, Лакордером и др., журнала «L’Avenir». Опечатка в Википедии. Правильно: "Революция 1830 г."



полная версия страницы