Форум » История » Верна ли идея "1 миграция - 1 язык"? » Ответить

Верна ли идея "1 миграция - 1 язык"?

хмык: Насколько можно судить, если и верна, то не всегда. Достаточно вспомнить протовенгерскую миграцию в Паннонию, где вместе с уграми-мадьярами шли и тюрки-кавары. В общем, как историки борятся с искушениями упростить картинку миграций?

Ответов - 125, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

ВЛАДИМИР-III: Скажем так, если у нас есть неархеологические (и вообще дополнительные) данные, позволяющие определить многонациональный состав такой миграции, то тогда мы это устанавливаем. Если таких оснований нет - тогда миграция считается мононациональной. Я более чем уверен, что изобрети мы машину времени и начни проверять существующие научные теории о прошлом стран и народов, придется переписать половину выводов. Не то, чтобы мы совсем неправильно это представляем, но в реальности все оказывается на порядок сложнее и рельефнее, чем в теории. С другой стороны - а что такое этнос? Динамическая система. Однако патриоты всех времен и народов воют как цепные псы - не хотят признавать этот простой факт. Обидно им. Зачастую дискуссия вокруг этнических процессов ведется по вопросу: а можно ли сделать для нашего (любимого) этноса исключение из общих правил? Нельзя! - со всем возможным злорадством отвечу я. И если рассматривать этнос как динамическую систему, совместная миграция - вполне достаточное основание для последующей ассимиляции (разве что более слабый компонент будет еще долгое время иметь статус субэтноса или иной группы в составе более сильного).

ВЛАДИМИР-III: Кстати, к вопросу о двусоставных миграциях. Западная Африка. III тысячелетие до н.э. Сахара усыхает, и часть народов, ее населяющих, двинулись на юг - в Верхнюю Гвинею. Там (от Гвинеи-Биссау до устья Нигера) жили в это время пигмеи (группа лаал? известны названия двух племен: булом и киси). Видимо, в авангарде двигались племена сенуфо (их обширная культура кинтампо в какой-то момент охватила все пространство между Сенегалом и Западным Камеруном). Но вместе с кинтампо распространяется (видимо из района Южной Мали) группа культур предков манде. Впрочем, пигмеям удается закрепиться в приокеанских лесах Гвинеи, где они доживают до I-II веков до н.э. Насколько эта миграция была совместной? На это указывает обширность первичного распространения культуры кинтампо (2500-2200 гг до н.э.), которая затем сжимается до относительно небольшого ареала сенуфо в Гане, Того, Бенине и части Нигерии. Манде и сенуфо - отдельные семьи в составе нигеро-кордофанской макросемьи. А вот сонинке (тоже семьи манде) приспособились к полупустынному ландшафту, благодаря чему занимали запад Сахары вплоть до исторических времен, борясь с берберами и основав в конце-концов Древнюю Гану.

хмык: Ещё мне напомнили, что миграция кайова унесла с собой часть апачей. И вообще есть такое вот мнение о дробностях языков. Для охотников-собирателей характерны диалектные континуумы на больших территориях. Как примеры - инуиты и кри. Для ранних земледельцев (те же новогвинейцы) наоборот характерны сгущения разнородных языков. В качестве контраста между первым и вторым по соседству - монолитная апачская группа и разносемейные языки индейцев-пуэбло.­


ВЛАДИМИР-III: В достаточно стройной системе африканских этно-лингвистических процессов есть одна непонятная вещь. Это изоляты Африки. Бангери (http://ru.wikipedia.org/?oldid=37467462), джалаа (http://ru.wikipedia.org/?oldid=33784594) и лаал (http://ru.wikipedia.org/?oldid=29924718) - куда их отнести? А есть еще ряд языков в Восточной Африке (онгота, оропом и шабо), которые удалось классифицировать, но которые оказались изолированными таксонами внутри нило-сахарской и кушитской общностей. Но если брать бангери, джалаа и лаал, то возникает вопрос о их роли в истории Западного и Центрального Судана. Версия первая: бангери, джалаа и лаал - реликтовые языки пигмеев (либо западно и центральноафриканских групп пигмеев). Версия вторая: эти племена всегда были микроскопическими группами и не сыграли никакой существенной роли. Версия третья: это какая-то "третья сила" Африки - некойсанцы и незинджи (но и не пигмеи). Для ответа на вышезаданные вопросы необходимо установить - существует ли какая-то связь между этими тремя языками. либо они являются реликтами таксонов ранга гиперсемьи. Что же касается пигмеев, то как раз рядом с бангери вплоть до XIV века проживали телем (tellem), которые считаются пигмеоидной популяцией, неаасимилированной распространяющимися с севера нигеро-кордофанцами, однако бангери не относятся с этой группе. Сейчас данная территория (прилегающая к западной границе Буркина-Фасо территории Мали) населена догонами, и хотя догоны оказали сильное влияние на язык бангери, а телем и вовсе были ассимилированы ими, эта местность Африки стала заповедником изолятов. Лаал в I тысячелетии до н.э. также проживали в пигмеоидном окружении (юг ЦАР). Генетические группы, причем достаточно древние, указывают на возможность существования на Западе Африки столь же древних языковых групп. Напомню, что из семи митохондриальных групп L3 вышла за пределы Африки, L0 еще очень рано ушла на крайний юг (древнейшие койсанцы юга Африки), L1 - пигмеоидная группа Конго, L4 - небольшая группа в районе Африканского Рога (койсанцы?), L5 - пигмеоидные группы Центрально-Восточной Африки, L6 - группа в Эфиопии (койсанцы?). Остается L2, распространенная в Западной Африке (http://en.wikipedia.org/wiki/Haplogroup_L2_%28mtDNA%29). Между прочим. она также встречается у афроамериканцев США. Означает ли это, что генетическая группа L2 маркирует присутствие в Западной Африке предков бангери, джалаа и лаал, а пигмеи пришли в регион значительно позже, но раньше, чем нигеро-кордофанцы с севера, а нило-сахарцы с северо-востока? С т.з. экосистем это весьма вероятно, поскольку пигмеи исторически заселяли тропические леса, а последний пик оледенения характеризуется усыханием всего Африканского континента и почти полным исчезновением тропических лесов (кроме небольших участков в Габоне, Южном Камеруне и кое где по побережью Гвинейского залива). К северу вплоть до широты северной Ганы простирались сухие саванны, а дальше - полупустыня и пустыня. Вероятно, эта западноафриканская гиперсемья (или гиперсемьи) обитала между южными пределами Атера и Гвинейским заливом на юге, а также между Сенегалом и ЦАР с запада на восток. Расцвет ее (их) существования падает на верхний палеолит. Затем, после таянья ледников, по мере расширения ареала влажных лесов, регион заселяют пигмеи с запада (Иво-Илеру и др. культуры), а усыхание Сахары в конце неолита приводит с севера племена нигеро-кордофанцев. В итоге, от трех крупных этно-лингвистических таксонов остались всего три небольших племени.

retrograde: Даже сами 4 африканских макросемьи по Гринбергу скорей всего в классификациях ещё не раз поменяют свой состав и внутреннюю классификацию. Некоторые семьи и изоляты могут не войти в эту четвёрку. Например, по Диммендаалю сонгайские, каду, команские и гумуз не являются нило-сахарскими, а манде и убангийские не являются нигер-конго. И это скорей всего не единственное сомнение после работы Гринберга. Думаю, Африка ещё наделает сюрпризов при дальнейшем изучении её языков.

retrograde: Бангери, если правильно помню, культурно как бы догоны, но к догонской семье/группе языков никаким боком? Возможно, что в современный ареал догонских языков бангери пришли вместе с догонскими языками как иноязычная примесь - ну, такая аналогия: догоны как мадьяры, бангери как кавары. Сами догонские языки если и нигер-конго, то емнип, считаются весьма непохожими на все остальные в регионе, даже на манде непохожи. Или догонские языки вместе с бангери сидят в старом рефугиуме или это вообще какая-то относительно недавняя волна кочевников Сахеля, подбитая затем более поздними волнами типа сонгайцев, фульбе... Конечно, бангери могут быть и более древними жителями "Догонии", не спорю...

retrograde: Лаал географически близок к ареалу чадских языков. В ареале чадских языков у многих мужчин встречается нетипичная для субсахарцев R1b (хотя субклад далёк от основного европейского) - это считается некоторыми одним из доводов азиатского происхождения афразийских языков вообще. Но при учёте того, что африканскую прародину афразийских не все сбрасывают со счётов - всё-таки максимальное разнообразие в Эфиопии, то такая вот крамольная мысль: что если R1b в Чадский бассейн занесли языки, не имеющие отношения к афразийским? Что если тот же лаал - реликт этих языков? Но есть ли родственники лаала в Азии? На том же Ближнем Востоке те же семитские и индоевропейские языки много чего почистили в своё время... Интересно, связан ли джалаа с лаалом?

ВЛАДИМИР-III: retrograde пишет: Даже сами 4 африканских макросемьи по Гринбергу скорей всего в классификациях ещё не раз поменяют свой состав и внутреннюю классификацию Ну, на данный момент эта классификация сохраняется, хотя и усложняется. retrograde пишет: Думаю, Африка ещё наделает сюрпризов при дальнейшем изучении её языков. Что вообще странно. Не смотря на многообразие экосистем, Африка достаточно простой континент. И миграции шли, как правило, с севера на юг, иногда в меридиональном направлении (галла и поздние фульбе), но никогда с юга на север. Создается впечатление, что Сахара была более благоприятна для жизни, чем остальная Африка, еще 5000 лет назад. retrograde пишет: Бангери, если правильно помню, культурно как бы догоны, но к догонской семье/группе языков никаким боком? Есть хорошая книга на этот счет - http://www.sil.org/silesr/2004/silesr2004-004.pdf Вообще, догоны неплохо изучены со всех сторон, в т.ч. их мифология. retrograde пишет: Или догонские языки вместе с бангери сидят в старом рефугиуме или это вообще какая-то относительно недавняя волна кочевников Сахеля, подбитая затем более поздними волнами типа сонгайцев, фульбе... Думаю, первое. Догоны пришли не издалека, а со среднего течения Нигера, подтолкнутые сонгаями, т.е. где-то между V и XIV веками, но телем сохранялись в своем ареале до XIV века. Впрочем, уже в первые века н.э. бангери - микроэтнос. Сейчас их 2 тысячи, и в прошлом было не больше. retrograde пишет: Но при учёте того, что африканскую прародину афразийских не все сбрасывают со счётов - всё-таки максимальное разнообразие в Эфиопии Вот именно. В споре Дьяконова и Милитарева прав Дьяконов. retrograde пишет: такая вот крамольная мысль: что если R1b в Чадский бассейн занесли языки, не имеющие отношения к афразийским? Что если тот же лаал - реликт этих языков? Но есть ли родственники лаала в Азии? На том же Ближнем Востоке те же семитские и индоевропейские языки много чего почистили в своё время... Неужели банановые языки? Впрочем, потенциальный круг кандидатов велик. Здесь и язык древнего Иерихона (отнюдь не семитский), и хурритская семья (в этом случае лаал мог попасть в Африку где-то в XX-XVIII веках до н.э.. когда хирбет-керакская культура достигла Синая (или даже в эпоху гиксосов - этого сброда со всего Ближнего Востока). retrograde пишет: Интересно, связан ли джалаа с лаалом? Вот это, мне кажется, первый вопрос, каким должны были задаться африканисты.

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: Не смотря на многообразие экосистем, Африка достаточно простой континент. Вообще где-то видел карту, что в Африке выделяли штуки три независимых (?) "неолитических" очага - Западная Африка, Сахель и Эфиопия. В простейшем варианте можно, наверное, соотнести с неоспоренными пока членами соответственно нигер-конго, нило-сахарской и афразийской макросемей. Спорные члены, изоляты и "койсанцы" - это всё реликты донеолитических языков. На самом деле всё было сложнее, очевидно, но в первом приближении, наверное, могло быть так.

retrograde: http://mbbnet.umn.edu/scmap/agmap.gif Вот эта карта. Стоит заметить, что западноафриканский и сахельский очаги совсем рядом, возможно, нигер-конго с нило-сахарскими и в самом деле более близки, как полагают некоторые, чем к афразийским.

retrograde: Кстати, это не означает, что эти три макросемьи начали расходиться с появлением этих неолитических очагов! Возможно, в этих ареалах уже были эдакие рефугиумы разошедшихся, но родственных языков.

retrograde: Вот, если попробовать на худо бедные, но карты языков посмотреть: http://africanlanguages.org/00images/map_ngc.gif Наибольшая дробность нигер-конго в Западной Африке - вполне согласуется с гипотезой о том, что наибольшая дробность присуща ранним земледельцам. http://africanlanguages.org/00images/map_afa.gif С афразийцами то же самое, в Эфиопии и омоты, и кушиты... http://africanlanguages.org/00images/map_nls.gif Правда, нило-сахарские не вписываются на первый взгляд в очаг на западе Сахеля, но тут надо подозревать большую мобильность сахельцев и основное направление миграции, емнип, с запада на восток. Те же фульбе (пусть они и нигер-конго) двигались, судя по ближайшими языковым родичам, откуда-то с Сенегала... Поэтому наибольшую концентрацию нило-сахарских к востоку от этого очага можно объяснить последовательными волнами мигрантами на восток. Кстати, из этого следует, что чадские языки могли прийти в Чадский бассейн так же с запада, а не с востока, как обычно думают. В пределах афразийских чадские чаще всего сближают или с египетским или с берберскими. Можно предположить миграцию проточадских диалектов по северному побережью Африки, потом на юг до примерно Сенегала - и дальше уже "эффект фульбе". Что думаете?

ВЛАДИМИР-III: retrograde пишет: Наибольшая дробность нигер-конго в Западной Африке - вполне согласуется с гипотезой о том, что наибольшая дробность присуща ранним земледельцам. Насчет нигер-конго все более-менее понятно - вплоть до сроков миграций (плюс-минус). Вопрос вызывает лишь кордофан. Откуда и когда они появились в Судане? И не занесла ли эта миграция известный негроидный элемент в неолитический Египет? Насчет нило-сахарцев тоже все более-менее понятно (даже небольшой анклав сонгаев на западе Алжира - этот выселок появился в результате разгрома Империи Сонгай марокканцами в XVI веке и угона части населения - вроде появления караимов в Литве и на Волыни). Вот только возраст распада нило-сахарской макросемьи на отдельные семьи очень велик. retrograde пишет: Кстати, из этого следует, что чадские языки могли прийти в Чадский бассейн так же с запада, а не с востока, как обычно думают. В пределах афразийских чадские чаще всего сближают или с египетским или с берберскими. Можно предположить миграцию проточадских диалектов по северному побережью Африки, потом на юг до примерно Сенегала - и дальше уже "эффект фульбе". Что думаете? Думаю, все проще. Чадцы сформировались где-то в центрально-западной части Сахары, причем относительно поздно - уже в неолите. И - совершенно верно - пришли в Северную Нигерию с северо-запада (причем относительно поздно - уже в первые века н.э.) Родство египетской и чадской ветвей (если это окончательно доказано) говорит лишь о том, что какая-то часть египтян (лингвистические доминанты) пришла с запада (тоже в неолите). Кстати, заметил одно любопытное свойство долины Нила: она еще в мезолите и дальше в неолите притягивала разные племена со всех концов афразийских пустынь и степей. Это еще один аргумент против концепции Милитарева: семиты из Передней Азии могли придти в долину Нила, но они не пошли бы дальше: с какой стати. Все-таки главная, а затем единственная река Сахары. retrograde пишет: Те же фульбе Вот это загадка № 1. Во всяком случае, в масштабе Африки. В Сенегал они пришли где-то в VIII веке н.э. с запада Сахары, но и этот регион - не их первоначальная родина. Мифы и предания самих фульбе указывают на восток Сахары (примерно район к северу от Кордофана). Там они проживали еще в I тысячелетии до н.э. По языку фульбе, разумеется, не нигеро-кордофанцы (свой современный язык они позаимствовали у сонинке или иных групп атлантической семьи уже после VIII века). Два варианта: 1) нило-сахарцы, 2) афразицы (причем, скорее кушиты, чем кто-либо еще). Все остальное отсекается бритвой Оккама (в I тысячелетии до н.э. никаких миграций иных племен в районе Красного моря не происходило, кроме эфиопосемитов, но они уж точно не похожи на фульбе). retrograde пишет: нигер-конго с нило-сахарскими Нило-сахарцев выводят из т.н. акватической цивилизации сахарского мезолита побережий Палеочада.

ВЛАДИМИР-III: В общем пока иное не доказано, придется дополнить карты Африки (начиная с палеолита) еще тремя таксонами: бангери, джалаа и лаал.

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: Вопрос вызывает лишь кордофан. Дробность кордофанцев интересна: http://en.wikipedia.org/wiki/Kordofanian_languages Результат ли это долгого сидения в рефугиуме одной волны мигрантов или были последовательные миграции?

retrograde: http://www.thenubian.net/settlement.php вот интересная ссылка. в одной компании с кордофанцами (и каду, если они отдельно) так же восточносуданцы ньиманг и темеин! отдельные группы нубийцев и даджу явно залётные поздние там. То есть, всё может быть очень сложно и однозначного решения может не оказаться. Но то, что Нуба - это такой маленький рефугиум, сомнений быть не может.

retrograde: Кстати, по поводу ньиманг и темеин интересно то, что первые астаборцы, а вторые кир-аббайцы. То есть, их языки разошлись ещё на восточносуданской прародине, до прибытия в Нуба. Получается так.

ВЛАДИМИР-III: А что если Кордофан - родина (еще палеолитическая) нигеро-кордофанцев? А по Сахаре (вначале) они распространились лишь с началом более влажного мезолита? И уже из Западной Сахары - на юг?

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: А что если Кордофан - родина (еще палеолитическая) нигеро-кордофанцев? С трудом всё-таки верится, что можно усидеть как минимум десяток тысяч лет на месте, не растеряв свой язык. Такое только островные изоляты типа андаманцев могут учудить, наверное...

ВЛАДИМИР-III: Горы могут служить такими экологическими нишами. Но в любом случае зинджи в целом должны были возникнуть где-то на юго-восточном "берегу" Сахары.



полная версия страницы