Форум » История » МОЙ АТЛАС АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (полная кондиция) » Ответить

МОЙ АТЛАС АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (полная кондиция)

ВЛАДИМИР-III: Наконец-то закончил альбом "раскрась" и довел до полной кондиции мой ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АТЛАС АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Вот 9 карт из 24. 800 год до н.э. 700 год до н.э. 600 год до н.э. 500 год до н.э. 400 год до н.э. 300 год до н.э. 200 год до н.э. 100 год до н.э. 1 год н.э.

Ответов - 30, стр: 1 2 All

ВЛАДИМИР-III: Гость пишет: Лингвистически это давно неверно, койсанские языки делятся не на две семьи, а более сложно. Лингвистические классификациии африканских народов - достаточно молодая наука. Если Гринберг считал койсанцев единой макросемьей (таксона типа ностратиков или сино-кавказцев), в состав которой входят 2 семьи - бушменская и готтентотская, то Вестфаль в принципе считал их разнородными макросемьями - сандаве-готтентотской и бушмено-хадза. Ныне известные койсанские языки делятся на 3 семьи (две из которых возможно объединяются в одну) и 3 изолированных языка: Центральнокойсанская семья (кхой) * ветвь кхойкхой (готтентотская) — народы нама, хайлъом и дамара o + язык нама (Nama, Khoekhoegowab) — самый крупный койсанский язык: 234 тыс. чел. в Намибии и ЮАР + капский кхойкхой (Cape Khoekhoe) — почти вымерший язык юго-запада ЮАР, сохранились два наречия — къхири (гриква) и къора, менее 100 чел. * ветвь чу-кхве (калахарская, центрально-бушменская; Tshu-Khwe) — Ботсвана, Намибия (45 тыс.): северо-восток пустыни Калахари o группа кхое + язык кхое (Kxoe) + язык лъани-буга (||Ani-Buga) o группа наро-лъгана + язык наро (Naro) + язык лъгана-цъгви (||Gana-|Gui) o восточнокхойская группа + язык шуа (Shua) + язык чва (Tshwa) Надсемья жу-къви (периферийно-бушменская) (JU-!WI); единство данной семьи не является общепризнанным; включает 2 семьи: Севернокойсанская семья (жу-чъоанская) * ветвь жу (къхунг; Ju) — на юго-востоке Анголы, севере Намибии и западе Ботсваны (45 тыс.) o язык северный къхунг (!’o-!xung) o язык центральный къхунг (C. !Xung) o язык юго-восточный къхунг (ju|’hoan) — в том числе наречия жуцъоан и лъхаулъе o (†) старохайлъомский язык (Old Hai||om) — язык группы хайлъом, ныне говорящих на особом наречии языка нама o (†) овамбо-бушменский язык (кеди-чвагга; Kedi-Chwagga) — перешли на яз. овамбо (банту) * моногруппа чъоан (ǂHoã) — на юге центральной Ботсваны (200 чел.), иногда считается изолятом Южнокойсанская семья (таа-къви, туу) * ветвь та (Taa, !Xóõ) — на востоке Намибии и западе Ботсваны (4,2 тыс.) o язык западный къхонг o язык восточный къхонг * группа къви (!Kwi) — ЮАР, Намибия o язык нцъу (N|u) — единственный живой язык этой группы (ок. 8 чел. говорящих); вкл. чъхомани (ǂKhomani) и лън-къе (||Ng-!ke) o язык цъауни-хатия (†; |’Auni-Xatia) o язык чъункве (†; ǂUnkwe) o язык лъхау (†; ||Kxau) o язык цъхам (†; |Xam) o язык лъулъе (†; ||Ku||e) o язык сероа (†; Seroa) o язык къган-къне (†; !Gã!ne) o язык лъхегви (†; ||Xegwi) Изоляты * язык квади — вымерший (в XX веке) изолят юго-запада Анголы * язык сандаве — изолированный язык Танзании (40 тыс.) * язык хадза — изолированный язык Танзании (800 чел.) Громова Н. В. Койсанские языки // Большая российская энциклопедия. Т. 14. М.: Изд-во «БРЭ», 2009 Таким образом имеем минимум 6 групп (ведь могли быть еще и абсолютно вымершие языковые семьи) соответствующего масштаба. Кстати, на своих картах я как раз их и показал. Только одно исправление: готтентоты (кой-койн) относительно недавно - около I века н.э. переселились из Межозерья в Анголу, а оттуда - дальше на юг. Если же попытаться заглянуть в далекое прошлое Африки и попытаться сопоставить известные семьи с археологическими культурами (учитывая то, что Африка археологически еще довольно слабо изучена), то следует искать на всем пространстве от Эфиопии до мыса Доброй Надежды. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ ПО РЕГИОНАМ (лет до н.э.) ВОСТОЧНАЯ АФРИКА И СОМАЛИ САНГО 44000-18000 СТИЛЛБЕЙ 26000-14000 МАГОЗИЙСКАЯ 18000-7000 ХАРГЕЙСАНСКАЯ (семиты) 10000-4000 КЕНИЙСКО-КАПСИЙСКАЯ 8500-5000 ДОЙ 7000-3500 ЭЛЬМЕНТЕЙТА 4800-4000 ЗАМБИЯ ХАРАМАНСКАЯ 44000-34000 БАМБАТАНСКАЯ 20000-17000 УМГУЗАНСКАЯ (МАГОЗИЙСКАЯ) 19000-10000 ПОМОНГВАНСКАЯ 10200-5700 НАЧИКУФСКАЯ 8000-1600 г. н.э. МАТОПАНСКАЯ 6500-800 г н.э. РОДЕЗИЯ ПРОТОСТИЛЛБЕЙСКАЯ 44000-30000 СТИЛЛБЕЙСКАЯ 30000-18000 МАГОЗИЙСКАЯ (В.КАПЛЭНД,Ю-В АНГОЛА,С-З ЗАМБИЯ) 18000-1000 г. н.э. УИЛТОНСКАЯ 1000- ЛЕПИУАНСКАЯ ЮЖНАЯ АФРИКА ФОРСМИТ 58000-38000 ПИТЕРСБУРГСКАЯ 38000-13000 СТИЛЛБЕЙ 35000-16000 ХОУИСОНСКАЯ 21000-5500 МАГОЗИЙСКАЯ-СМИТФИЛД А 10000-1000 СМИТФИЛД В 9300- УИЛТОНСКАЯ 5500-1 г н.э. Абсолютно точно можно сопоставить с южнокойсанцами уилтонскую, начикуфскую и матопанскую культуры. А вот магозийская культура, XVIII тысячелетие до н.э. - это, скорее всего, северокойсанцы. Вопрос - а как же культуры типа Стиллбей? Не были ли они вообще какой-либо ископаемой языковой семьей, жившей рядом с койсанцами?

ВЛАДИМИР-III: Гость пишет: А как быть с тем, что ближайшие языковые родственники малагасийцев на Калимантане? Ничего удивительного. Малайцы изначально - выходцы с Западного Калимантана. Гость пишет: А вот насчёт этого не помню - доказано ли, что было доавстронезийское население на Мадагаскаре? Или вазимба - это типа эльфов, гномов и т.д.? Сиртя тоже считали сказочными духами, пока не нашли усть-полуйскую культуру и не обнаружили, что ее обитатели - часть культур гребенчато-ямочной керамики (промежуточного звена между финнами и палеоазиатами типа омоков (древнейших юкагиров) - в рамках ностратической теории. Вазимба правильнее называть микеа (так именуются современное потомки этих самых пигмеев, которым в реальности не откажешь). Мадагаскар - очень многорассовая страна, где встречаются самые различные расовые типы - от арабов до чистокровных негров. Вот, к примеру, современный президент Мадагаскара - http://ru.wikipedia.org/?oldid=27729255

Гость: ВЛАДИМИР-III пишет: Таким образом имеем минимум 6 групп (ведь могли быть еще и абсолютно вымершие языковые семьи) соответствующего масштаба. Возможно, как минимум 7, если учитывать ещё четвёртый возможный изолят. Кроме того, когда я рылся по африканской генетике (работа Tishkoff про 14 африканских кластеров, кажется), то видел дерево, где фигурировали и пять субстратных койсанских - один был в Уганде и повлиял на нило-сахарские кульякские (они и сейчас в Уганде реликтами живут), другие были в Кении - и повлияли на афразийские южнокушитские (кажется, на южнокушитском, дахало, мбугу-рифтском и рифтском уровнях, из них только мбугу-рифтский субстрат предполагается относительно близким к сандаве) - сейчас рифтские и мбугу в Танзании, а дахало в Кении. По крайней мере, дахало точно должен быть с койсанским субстратом - в нём есть кликсы. Некоторые южноафриканские банту тоже имеют кликсы. Ну, и сколько могло быть ещё вымерших койсанских - никто не знает. Кроме того, не нужно забывать, что банту - наиболее успешная некойсанская экспансия в койсанские земли. Про кульякцев и южных кушитов уже говорил. Есть ещё нилоты и центральносуданцы. Часть пигмеев говорит не на банту, а на убангийских и центральносуданских. В Кении есть ещё вымирающий кушитский Yaaku и некоторые Lowland East Cushitic. А ведь могли быть и вымершие некойсанские волны в те края. По той генетике вообще интересные данные. Носители койсанских юга Африки имеют давние связи с пигмеями - часть пигмеев мбути вообще имеют тот же генетический кластер, что и южноафриканские койсанцы. А вот хадза и сандаве от пигмеев и южноафриканских койсанцев существенно дальше. Конечно, генетика о языковом родстве ничего не говорит, но кое-что всё-таки даёт для размышлений.


ВЛАДИМИР-III: Гость пишет: По той генетике вообще интересные данные. Носители койсанских юга Африки имеют давние связи с пигмеями - часть пигмеев мбути вообще имеют тот же генетический кластер, что и южноафриканские койсанцы. А вот хадза и сандаве от пигмеев и южноафриканских койсанцев существенно дальше. Конечно, генетика о языковом родстве ничего не говорит, но кое-что всё-таки даёт для размышлений. А был ли у пигмеев свой "пигмейский" язык?

ВЛАДИМИР-III: ВЛАДИМИР-III пишет: начикуфскую Нет, проверил - Начикуфская связана с центральной Африкой с палеолитической культурой Санго. Пигмеи? Значит, Юг Африки не был сплошным массивом койсанцев.

ВЛАДИМИР-III: ВЛАДИМИР-III пишет: уилтонскую А в уилтонской был сильный элемент влияния капсийского комплекса Сахары.

Гость: ВЛАДИМИР-III пишет: А был ли у пигмеев свой "пигмейский" язык? Пигмеи вроде не очень-то похожи на типичных банту и прочих негров рядом. Можно исходить из этого. А то, что языки не сохранились - так, например, ведды разве не говорили на своём языке до сингалов и тамилов? А филиппинские негритосы разве не могли говорить на языках, похожих на папуасские, до появления австронезийцев там?

Гость: http://www.rogerblench.info/Archaeology%20data/Africa/Konigswinter%202007/Konigswinter%20paper.pdf интересная статья на английском про кушитско-койсанские контакты, насколько понял. неужели кушиты до банту намного южнее северной Танзании добегали?

Гость: ВЛАДИМИР-III пишет: Значит, Юг Африки не был сплошным массивом койсанцев. Во всей койсанской теории меня смущают кушитский дахало и некоторые банту, имеющие щёлкающие звуки, но к койсанским не относимые, потому как в целом эти звуки для банту и кушитских нехарактерны, объясняются койсанским субстратом. Из этого что можно подумать? Тот факт, что щёлкающие звуки могут проникнуть в другие языки, говорит о том, что сами койсанские языки могут быть не более, чем ареальным объединением. Потому как по сути объединили-то их только из-за этих звуков. Я это к тому, что абсолютизировать слово "койсанцы" не стоит, разные семьи и изоляты там могут быть наследием совершенно разных археологических культур.

ВЛАДИМИР-III: Гость пишет: интересная статья на английском про кушитско-койсанские контакты, насколько понял. неужели кушиты до банту намного южнее северной Танзании добегали? Вполне! И это тоже отмечено в моих картах. Где-то в самом начале I тысячелетия до н.э.



полная версия страницы