Форум » История » ГЛОБУС УКРАИНЫ » Ответить

ГЛОБУС УКРАИНЫ

ВЛАДИМИР-III: Хочу дополнить мой АТЛАС серией карт, посвященных исключительно истории Украины. 800 год до н.э.

Ответов - 52, стр: 1 2 3 All

ВЛАДИМИР-III: 164 - Племенные союзы культуры басараби. 175 - Племенной союз голиградской культуры. 178 - Племена лужицкой культуры. 179 - Племена высоцкой культуры. 180 - Племена комаровской культуры. 181 - Племена лебедовской культуры. 266 - Племенной союз чернолесской культуры (возможно, потомки катакомбной культуры). 267 - Племенной союз бондарихинской культуры. 269 - Племенные союзы киммерийцев. 270 - Племенной союз тавров (Кызыл-кобинская культура). 272 - Племена кобяковской культуры.

ВЛАДИМИР-III: Культура басараби - фракийцы Северных Балкан. Голиградская культура - также фракийские племена, переселяющиеся на север, форсировавшие Карпаты и потеснившие племенной союз комаровской культуры. Лужицкая культура в настоящее время признана если не чисто славянской, то во всяком случае стоящей в русле славянского этногенеза. То же самое касается Высоцкой культуры на Львовщине. куда ее носители пришли с запада. Комаровская культура, доживающая последнее столетие своего существования, является реликтовым феноменом процесса отпочкования курганных культур Средней Европы от блока культур боевых топоров и шнуровой керамики Прибалтики и Северо-Запада России. Это, в сущности, связующее звено древнейших балтов и большей части остальных европейских индоевропейцев (славян, германцев, кельтов, лузитанов, италиков, иллирийцев, бастарнов и либурно-венетов), чьи предки прошли через этап курганных культур. Лебедовская культура - южный фланг балтов. Чернолесские племена, не смотря на свое проживание в сердце Украины, не есть славяне и даже не есть их предки. Чернолесская традиция связана с катакомбными племенами, которые представляют собой часть ямных (древнейших индо-дардо-иранских) племен, подвергшихся сильному влиянию кавказских культур, которые уже тогда были по языку близки к современным адыго-абхазам и нахо-дагестанцам. В свое время чернолессцами были поглощены белогрудовские племена, также жившие в центре Украины, и которые считаются древнейшими фракийцами. Как видим, Среднее Поднепровье не являлось зоной древнейшего славяногенеза, и наши предки пришли сюда из Польши в гораздо более позднюю эпоху. Чернолесские же племена не оставили прямых потомков. Бондарихинцы - остаток некогда обширного ареала древнейших индо-иранцев. т.е. абашевской культуры. Их соплеменники дошли до Палестины, гор Загроса и Гималаев, купали коней в Персидском заливе и водах Ганга, а они продолжали жить на своих традиционных землях, но магическая тысяча лет этногенеза этого народа близилась к концу. Киммерийцы, которых патриоты-лингвисты пытались приписать то иранской, то славянской, то фракийской и даже кельтской языковой группам. Жаль, что киммерийцы не дожили до нашего времени. иначе мы бы узнали от киммерийских патриотов-лингвистов, что они - представители отдельной языковой группы, промежуточной между тохарами и армянами, и к славянам, а тем более фракийцам, отношения не имеющей. Киммерийцы - они же представители группы срубных культур (которые совершенно необоснованно приписываются скифам), распространившиеся с Нижней Волги (Полтавкинская культура начала II тысячелетия до н.э.) Тавры связаны с кавказскими племенами, вероятнее всего с адыгами. Кобяковская культура - реликт влияния кавказоидов на катакомбные племена.

ВЛАДИМИР-III: 700 год до н.э. Хм... такое ощущение, что славяне немного другим цветом стали... Вам не кажется? Или это я уже дальтоник?.. Для создания исторических карт недопустимое качество.


ВЛАДИМИР-III: 145 - Племенные союзы культуры басараби. 165 - Племена лужицкой культуры. 166 - Племена высоцкой культуры. 167 - Племенной союз невров (милоградская культура). 168 - Племенной союз будинов (юхновская культура). 254 - Племенной союз чернолесской культуры (возможно, потомки катакомбной культуры). 255 - Племенной союз бондарихинской культуры. 256 - Племенные союзы киммерийцев. 257 - Племенной союз тавров (Кызыл-кобинская культура). 258 - Племена кобяковской культуры.

ВЛАДИМИР-III: За сто лет произошли некоторые изменения, но главное - коренное изменение всей этнической карты Украины - а именно, вторжение скифов с востока - еще впереди и случится в ближайшее десятилетие. Подходит к концу срубно-киммерийская эпоха XV-VIII вв до н.э., начинается скифская эпоха (VII-III вв до н.э.) Киммерийцы проникают в Карпаты (сметая по пути Голиградский племенной союз). Некоторые историки даже считают, что их передовые отряды, добравшиеся до Альп, дали толчок гальштадтским культурам. Но скорее всего, если такое влияние и было, можно предположить появление у кельтских (именно кельтских!) племен Австро-Баварии конца VIII века до н.э. киммерийской аристократии, чье военное искусство позволило кельтам начать свою экспансию на пол-Европы. В центре Украины чернолесские племена переживают расцвет и расселяются на восток и запад, тесня иранско-поздняковские и славяно-лужицкие племена. Остатки балто-славянских комаровских племен ушли на север и создали милоградскую культуру Полесья. Сомнения ученых в принадлежности милоградской культуры балтам или славянам объясняются ее промежуточным положением между балтами и славянами. Однако, милоградская культура также не оставила прямых потомков. Это исторические невры с их культом волка. К востоку от милоградской возникает более балтская юхновская культура (будины). Бондарихинская культура стагнирует.

ВЛАДИМИР-III: 600 год до н.э.

ВЛАДИМИР-III: 53 - Племенной союз агафирсов. 169 - Племена лужицкой культуры (возможно, предки славян). 173 - Племенной союз невров (милоградская культура). 174 - Племенной союз будинов (юхновская культура). 175 - Племенной союз гелонов (северо-донецкая культура). 262 - Племенные союзы скифов. 263 - Племенной союз тавров (Кызыл-кобинская культура).

ВЛАДИМИР-III: Приход скифов в самом начале VII века до н.э. резко изменил этническую карту Украины. Исчезли - ушли или ассимилировались киммерийцы. Чернолесские племена также ассимилируются и превращаются в северную лесостепную окраину скифских племен. Скифы заселяют степи и лесостепи, но в этот момент кажется, что Северное Причерноморье лишь временная база скифских племен - они следят за событиями на Ближнем Востоке и активно принимают в них участие. Если бы скифское царство в совр. Азербайджане сумело закрепиться и переманить из Северного Причерноморья основную часть скифских сил, на Украине образовался бы определенный вакуум, который стали бы заполнять другие народы. Возможно, сарматы пришли бы на 300 лет раньше или дахи, которые после 600 года до н.э. уходят с Нижней Волги на Амударью, продвинулись бы на запад, а не на восток. В Молдавии и на Карпатах развивается племенной союз агафирсов - интереснейший и до сих пор малоизученный феномен в истории Румынии. Отметая все фантастические гипотезы, можно считать агафирсов скифским кланом, подчинившим ряд фракийских племен. Агафирсы явно были родственны правящим кланам собственно Скифии. На западе Украины укрепляется протославянская Лужицкая культура, а в Полесье - прибалтийские племена милоградской и юхновской культур. Гелоны северо-донецкой культуры близ совр. Харькова также относятся к балтам, но влияние скифов и вообще степной культуры на них гораздо сильнее. Наконец, тавры сохраняются в качестве реликта в Горном Крыму.

ВЛАДИМИР-III: 500 год до н.э.

ВЛАДИМИР-III: 51 - Племенной союз агафирсов. 126 - Племена лужицкой культуры (возможно, предки славян). 130 - Племенной союз невров (милоградская культура). 131 - Племенной союз будинов (юхновская культура). 132 - Племенной союз гелонов (северо-донецкая культура). 200 - Олигархия Тирас. 201 - Олигархия Ольвия. 202 - Олигархия Феодосия. 203 - Пантикапейская демократия. 204 - Племенные союзы скифов. 205 - Племенной союз тавров (Кызыл-кобинская культура).

ВЛАДИМИР-III: За век скифы освоились в причерноморских степях, заметно продвинулись на запад - в Карпаты. Агафирсы также распространили свою власть на большую часть совр. Румынии. А на черноморском побережье появились греческие колонии. Границы Персидской империи Ахеменидов достигли Дунайских гирл, но дальше продвинуться Дарий не смог.

ВЛАДИМИР-III: Продолжаю ГЛОБУС УКРАИНЫ 400 год до н.э.

ВЛАДИМИР-III: 58 - Племенной союз агафирсов. 129 - Гетское царство. 133 - Племена культуры подклешевых погребений (возможно, предки славян). 135 - Племенной союз невров (племена милоградской культуры). 136 - Племенной союз будинов (племена юхновской культуры). 137 - Племенной союз гелонов (племена северо-донецкой культуры). 211 - Олигархия Тирас. 212 - Демократия Ольвия. 213 - Херсонесская аристократия. 214 - Олигархия Феодосия. 215 - Боспорское царство. 216 - Племенные союзы скифов. 217 - Племенной союз тавров. 219 - Царство Синдов (индо-арии, ассимилированные меотами).

ВЛАДИМИР-III: Золотой век Скифии. Наблюдается определенная геополитическая стабильность. Скифы безраздельно властвуют в степях, греки прочно обосновались на черноморских и азовских берегах, а балты населяют лесные северные окраины совр. Украины.

ВЛАДИМИР-III: 300 год до н.э.

ВЛАДИМИР-III: 60 - Племенной союз вольков (кельты). 149 - Гетское царство. 155 - Племена поморской культуры (возможно, балто-славянские племена). 156 - Племенной союз невров (племена милоградской культуры). 157 - Племенной союз будинов (племена юхновской культуры). 158 - Племенной союз гелонов (племена северо-донецкой культуры). 229 - Олигархия Тира. 230 - Демократия Ольвия. 231 - Херсонесская демократия. 232 - Боспорское царство. 238 - Племенные союзы скифов.

ВЛАДИМИР-III: На западных рубежах совр. Украины появляются кельты, которые оттесняют славян на север. С востока туда же продвигаются (видимо при Атее) скифы. Вольнь заселена балто-славянскими племенами, пришедшими из Польского Поморья. Расцвет греческих городов на побережье Черного и Азовского морей. Усиление гетов.

ВЛАДИМИР-III: 200 год до н.э.

ВЛАДИМИР-III: 108 - Племенной союз бастарнов. 110 - Племена поморской культуры (возможно, балто-славянские племена). 111 - Племенной союз невров (племена милоградской культуры). 112 - Племенной союз будинов и гелонов (племена юхновской культуры). 185 - Олигархия Тира. 186 - Демократия Ольвия. 187 - Херсонесская демократия. 188 - Боспорское царство. 189 - Царство Малая Скифия. 190 - Скифское царство. 191 - Племенной союз агафирсов (скифы). 198 - Племенной союз языгов (сарматы).

ВЛАДИМИР-III: Резкое изменение этнической и политической карты региона. С запада - точнее, из совр. Нижней Саксонии - приходят бастарны и занимают значительную часть Правобережной Украины и на короткое время достигают даже Днепровских порогов. Бастарны не относятся ни к одной из ныне сохранившихся индоевропейских языковых групп и, вероятно, составляют одну из вымерших. Уже тогда античные историки спорили - какую именно. С востока вторгаются сарматы и наносят скифам сокрушительное поражение (хотя какие-то племенные группы скифов, несомненно, влились в состав племенного союза языгов, давшего этноним славянской бабе-Яге). Скифы распадаются на несколько мелких образований, одно из которых закрепляется в Крыму, другое - вторгается в Добруджу и надолго закрепляется там, сокрушив царство гетов. Что касается "агафирсов", чудесным образом переместившихся из Трансильвании на Полтавщину-Харьковщину, т, вероятно, речь идет не о народных массах нескифского происхождения (тоже, вероятно, вымершей языковой группы индоевропейцев. либо даже какого-то доиндоевропейского субстрата - позднетрипольского или колоколовидного), а о династии, правящей агафирсами, которая определенно скифского происхождения. Сметенная наступающими с запада бастарнами она ушла за Днепр и сумела консолидировать лесостепные группы северной периферии скифского мира. Балто-славяне распространяются на Львовщину. Начинается процесс варваризации греческих городов Северного Причерноморья.

ВЛАДИМИР-III: 100 год до н.э.

ВЛАДИМИР-III: 71 - Племенной союз бастарнов. 72 - Племена пшеворской культуры (возможно, предки славян). 73 - Племена зарубинецкой культуры (возможно, происходящие от племен поморской культуры). 74 - Племенной союз будинов и гелонов (племена юхновской культуры). 144 - Племенной союз языгов. 145 - Племенной союз роксоланов. 147 - Племенной союз иппоподов. 152 - Царство Малая Скифия. 153 - Скифское царство. 154 - Племенной союз агафирсов. 155 - Племенные союзы спалов: саргатии, сатархи, свардены, тарфии. 199 - Понтийское царство Митридата.

ВЛАДИМИР-III: Во втором веке до н.э. сарматы продолжают расселяться по Украине. Языги перешли на Правобережную Украину, толкающие их с востока роксаланы заселили Левобрежную, а одно из сарматских племен - иппоподы - проникло в Северские земли. Однако, три последних осколка былого скифского величия - Малая Скифия, Неаполь Скифский и агафирсы сохранили свои ниши (особенно успешно оказывается развитие Скифии в Крыму и на Нижнем Днепре. Вслед за сарматами из глубин Средней Азии приходят также ираноязычные племена спалов. Понтийское царство Митридата именно в этот момент распространяет свое влияние почти на все побережье Черного моря. Бастарны отсупают под натиском сарматов, но им удается закрепиться в молдавских кодрах и Карпатах. Балто-славяне заселяют Среднее Поднепровье, а вслед за ними вновь начинают распространяться на юго-восток древнейшие славяне (пшеворские племена).

ВЛАДИМИР-III: 1 год н.э.

ВЛАДИМИР-III: 50 - Племенной союз лугиев (племена пшеворской культуры). 52 - Племенной союз костобоков. 53 - Царство Дакия. 55 - Царство Восточная Дакия. 56 - Племенной союз тирагетов. 57 - Племенной союз бастарнов. 58 - Племена зарубинецкой культуры (возможно, происходящие от племен поморской культуры). 137 - Боспорское царство. 138 - Скифское царство. 139 - Племенной союз агафирсов. 140 - Племенной союз саргатиев. 142 - Племенной союз сатархов. 143 - Племенной союз гертихеев. 144 - Племенной союз тарфиев. 148 - Племенной союз языгов. 149 - Племенной союз роксоланов. 150 - Племенной союз агандеев. 151 - Племенной союз периербитов. 152 - Племенной союз иппоподов.

ВЛАДИМИР-III: Когда римляне проникли в регион Северного Причерноморья, они застали там следующую картину: степные районы Украины прочно заселяют сарматские племена: языги, роксоланы, агандеи, периербиты, иппоподы. Вперемешку с ними расселились племена спалов. Не смотря на политическую раздробленность, сарматы и спалы неплохо координировали внешнюю политику, заключавшуюся в лишении купцов из Средиземноморья доступа в глубинные районы Евразии (на это жалуется Страбон). Скифы сохранились в Крыму и (агафирсы) - в лесостепной Полтавщине. Боспорское царство вновь усиливается и контролирует почти все побережье Азовского моря. Фракийцы в последний раз в своей истории начинают экспансию и, в т.ч., теснят бастарнов из Молдавии. Бастарны отступают в Буковину и Покутье, где и доживают свои последние годы. Царство Дакия распадается на три державы, и столица одной из них курьезным образом расположена там, где автор этих строк проводил летние каникулы с 1981 по 1993 год. Далеко от проходного двора евразийских степей - на севере региона процветают поселения балто-славян и славян. Где-то на границах Закарпатья появляются первые авангарды германцев.

Митридат: Племена лужицкой культуры вполне могли сыграть роль в этногенезе западных славян, но по характеристикам своей материальной культуры - это чистые кельты. Впрочем, ничего удивительного. Западные славяне генетически весьма близки к западноевропейцам, в том числе к кельтам Британских островов.

Митридат: По поводу этнической атрибуции культур железного века лучшим трудом я считаю книгу Щукина "На рубеже эр". В главе первой он довольно доходчиво пишет, чем именно протославяне отличались от протобалтов, протокельтов и т.п. Сам Щукин - специалист по хронологии кельтов и германцев. По отдельным элементам изменения вооружения создал хронологию латенской культуры чуть ли не до года.

ВЛАДИМИР-III: Митридат пишет: Племена лужицкой культуры вполне могли сыграть роль в этногенезе западных славян, но по характеристикам своей материальной культуры - это чистые кельты. Впрочем, ничего удивительного. Западные славяне генетически весьма близки к западноевропейцам, в том числе к кельтам Британских островов. Думаю, все одновременно сложнее и проще: лужицкая культура возникла ранее появления кельтов как таковых. Если нам нужен не Гальштадт в целом, а именно носители языка - предка современной кельтской группы - обитали в X-VIII веках до н.э. где-то в Верхней-Нижней Австрии и Баварии. Лужицкая культура старше на 200 лет (иногда ее появление связывают с подвижками этносов в Эгейском регионе около времен Троянской войны. А поскольку славяне уходят в XVI век до н.э., лужицкая культура хотя бы отчасти относится к ним. Митридат пишет: книгу Щукина "На рубеже эр". Надо почитать.

Митридат: Насчёт кельтов не всё так просто: http://dmitri-lytov.livejournal.com/tag/кельты По этой ссылке сразу несколько публикаций. Особо подчеркну, что греко-римский термин "кельты" охватывал далеко не все те языки, которые ныне относят к кельтским. Гойделы к тому времени давным-давно отделились, но для римлян они не были кельтами. Язык-предок кельтской группы (в современном, а не античном смысле этого слова) обычно датируют ранним или средним бронзовым веком. Раньше - никак, поскольку у кельтов есть общие термины для технологий той эпохи. В то же время, и позже - никак; выводить ирландцев от латена или гальштата - абсурд, их сказания описывают классическую картину бронзового века, да и археология это подтверждает.

ВЛАДИМИР-III: Но ведь там были доирландские племена - т.н. иерны. И вообще бронзовый век Британских островов - на этом сходятся большинство ученых - это неиндоевропейские племена, связанные, скорее, с традицией колоколовидных кубков, пришедших из Южной Португалии. Колоколовидные кубки пытались неоднократно причислить к индоевропейцам. но безуспешно. Наличие же бронзоволитейной терминологии объяснимо элементарно, поскольку в регионе (СЗ Европы) пережитки бронзового века сохранялись и в I тысячелетии до н.э.

Митридат: Это так, может быть, полвека назад считали. Сейчас ККК считают надкультурной традицией МЕНЬШИНСТВА, которая накладывалась на весьма разнородные культуры. Возможно, носители ККК были "богатыми евреями" или служителями некоего культа того времени, но во всяком случае, не большинством. Напротив, точка зрения о том, что гойделы были в Ирландии уже в раннем бронзовом веке, приобретает всё больше сторонников. Джон Уоддел много писал на эту тему (его статьи есть в сети).

Митридат: В Сети я ещё встречал великолепный двухтомник Encyclopedia of the Barbarian World под редакцией П. Богуцкого и П. Крэбтри: http://www.amazon.com/Ancient-Europe-8000-B-C-1000/dp/0684806681 Это полнейший и, главное, новейший обзор по дописьменной Европе начиная от палеолита и до раннего средневековья.

ВЛАДИМИР-III: Митридат пишет: Сейчас ККК считают надкультурной традицией МЕНЬШИНСТВА, которая накладывалась на весьма разнородные культуры. Возможно, носители ККК были "богатыми евреями" или служителями некоего культа того времени, но во всяком случае, не большинством. Да, это так. Колоколовидные кубки - это племена торговцев, совмещавших торговлю со скотоводством. Сопоставляя археологию с Геродотом, можно даже найти остаток (точнее "стартовое племя") этих племен - это кинеты Южной Португалии, которые дожили до римлян. Но не вижу никакого противоречия. Колоколовидное меньшинство вполне могло распространить свой язык по всей Европе (в т.ч. в Польше и Подунавье). Митридат пишет: Напротив, точка зрения о том, что гойделы были в Ирландии уже в раннем бронзовом веке, приобретает всё больше сторонников. Джон Уоддел много писал на эту тему (его статьи есть в сети). Тогда от какой из ветвей индоевропейцев он выводит кельтов? Митридат пишет: Это полнейший и, главное, новейший обзор по дописьменной Европе начиная от палеолита и до раннего средневековья. О! Благодарю. Пошел читать.

ВЛАДИМИР-III: Н-да. Жаль, что ее нельзя прочесть в сети.

Митридат: Я видел здесь: http://www.uz-translations.su Поиск по слову Barbarian. И всё же, Щукин - это minimum minimorum, must read. Его найти элементарно.

Митридат: По поводу кельтов. Культуру полей погребальных урн (КППУ) кельтологи считают кельтской довольно давно. Уже 50 лет назад Ян Филип (его труд - minimum minimorum по кельтам, легко найти в сети) писал, что единственная проблема здесь - отсутствие письменных памятников данной культуры, всё остальное - однозначно "за". Однако что касается ирландцев, то тут ещё интереснее. У КППУ была предковая культура - курганных погребений. Именно она мигрировала на Британские острова около 1500 г. до н.э. И как показывают лингвистические данные, вплоть до прихода римлян носители гойдельских языков населяли ВСЕ Британские острова (кое-где вперемешку с бриттами). Бритты пришли намного позже, в железном веке, и принесли с собой круглые дома - совершенно такие же, как "кастро" у кельтов Иберии. Это уже в эпоху великого переселения сложилось так, что Бритты закрепились в Уэльсе и на юге Англии, а гойделы - в Шотландии и Ирландии. Вплоть до римлян картина была более пёстрой.

ВЛАДИМИР-III: Митридат пишет: По поводу кельтов. Культуру полей погребальных урн (КППУ) кельтологи считают кельтской довольно давно. Уже 50 лет назад Ян Филип (его труд - minimum minimorum по кельтам, легко найти в сети) писал, что единственная проблема здесь - отсутствие письменных памятников данной культуры, всё остальное - однозначно "за". На мой взгляд, здесь обычная проблема узких специалистов, точнее дурная привычка - смотреть только на свою тему и не замечать всех остальных. И курганные культуры, и погребальные урны относятся к древним индоевропейцам поздней бронзы, но приписывать их исключительно какой-либо из современных языковых групп - в данном случае кельтам - столь же наивно, как и проделывать то же самое в отношении славян или германцев (Коссина). К тому же, помимо современных языковых групп, с курганниками связываются также вымершие группы: венето-либурны, бастарны и лузитаны (последние, возможно, относятся к италикам). И что это за миграция около 1500 года до н.э.?

Митридат: По поводу миграций в Британию - британцы на эту тему много напубликовали. По поводу культуры курганных погребений: для отождествления её с кельто-итало-венетской общностью поздновато будет. Получается, что потом эти языки распадались с просто феерической скоростью. Вот если отождествить общность с более ранней культурой шаровидных амфор - тогда, наверное, сходится.

ВЛАДИМИР-III: Митридат пишет: По поводу миграций в Британию - британцы на эту тему много напубликовали. Да, но все индоевропейские миграции (была одна - самая ранняя - некельтская, а скорее бастарнская с низовий Рейна) относятся уже к I тысячелетию до н.э.

Митридат: Да ну? Откуда же там тогда культура курганных погребений посреди 2 тыс. до н.э.? Причём со всеми теми же характерными чертами, что и в Европе.

ВЛАДИМИР-III: То есть Вы считаете культуру «Food-Vessel» пришедшей из Центральной Европы (то есть кельтской)? Но она слишком уж древняя даже для курганников. Ведь автор S. Piggott. в British Prehistory. Oxford, 1949, стр. 125., который настаивает на вторжении XVII века в Англию из Бретани, отнюдь не утверждает, что это были курганники.

Митридат: Пигготт - это позапрошлый век. В начале ХХ века хронология вообще была приблизительной: писали не о датах, а о "раннем бронзовом", "позднем неолите" и т.д. Затем с появлением радиоуглеродного метода появилась первая, ныне отвергнутая "краткая хронология". Пигготт долго не хотел признавать даже её, пользуясь традиционной периодизацией. А потом, около 40 лет назад в археологической хронологии произошла революция. По дендрохронологии, которая долго дремала на периферии, накопилось довольно много данных, появилась возможность уточнить радиоуглеродную датировку по крайней мере для голоцена, и в результате борьбы "краткой" против "долгой" победила "сверхдолгая". Следы этой борьбы можно увидеть в некоторых современных археологических трудах, где параллельно приводятся старая и новая хронологии. Вот один из примеров (даты AC - старая "краткая хронология", ВС - современная калиброванная): http://atil.pagesperso-orange.fr/atil/xxx.htm По поводу вторжения, о котором пишет Пигготт - речь идёт о культуре, близкой культуре Сены-Уазы-Марны на территории Франции, то есть действительно индоевропейской, но докельтской и даже, скорее всего, не родственной кельтам, близкой "северо-западному блоку" на территории Нидерландов. Но только по современной датировке это событие имело место намного раньше, где-то в раннем или среднем энеолите (3000-2800 гг. до н.э.)

Митридат: Если сопоставлять народы "Книги завоеваний" Ирландии с тем, что сейчас известно археологам, то всё ложится на удивление хорошо. Фоморы - мезолитическое население, Фир Болг - неолитическое, Племена богини Дану - первые индоевропейские пришельцы (родственные континентальной культуре Сены-Уазы-Марны). Легенды отмечают необычайную красоту Племён богини Дану по сравнению с местными, и антропологи это подтверждают: постнеолотическое население было высокорослым, неолитическое - низкорослым, с "детскими" чертами лица. Но Племена богини Дану, при всём их культурном превосходстве, были малочисленными, поэтому пришедшие более чем тысячу лет спустя гойделы их одолели. С прихода гойделов и начинается история собственно ирландцев и шотландцев. но до начала письменной истории ещё ох как далеко. Вместе с гойделами появляются курганы и невероятно богатые погребения (на территории Англии ранее известны как "Уэссекская культура", сейчас термин считается некорректным). Наконец, бритты появляются где-то на рубеже Гальштата и Латена. Из Англии и Уэльса они гойделов постепенно изгоняют, и даже на какое-то время пробиваются на окраины Ирландии, но потом гойделы их отбивают. Что характерно, в ранем средневековье ещё жива память о былой полиэтничности Британских островов. Похоже, и гойделы, и бритты были изначально лишь правящим слоем, а большинство составляли местные, от которых бритты даже заимствовали своё название (совершенно аналогичная ситуация была в Микенской Греции, "греческой" Греция стала уже в железном веке).

ВЛАДИМИР-III: Митридат пишет: Племена богини Дану - первые индоевропейские пришельцы (родственные континентальной культуре Сены-Уазы-Марны). Стоп! А Сена-Уаза-Марна - индоевропейцы?

Митридат: С большой вероятностью, индоевропейцы или "параиндоевропейцы" (вроде хеттов) играли в этой культуре господствующую роль. Примерно как в Греции элладского и микенского периодов: элита - греки, но основная масса народа всё ещё говорит на своих местных языках.

Митридат: Примечание к предыдущему посту: называть хеттов "параиндоевропейцами" - это не моя прихоть, это взгляд довольно заметного числа индоевропеистов. В анатолийских языках есть ряд черт, по которым они противопоставляются всем остальным индоевропейским языкам. Нельзя исключать, что кроме них, существовали и другие "параиндоевропейцы". Это могли быть, например, носители культуры воронковидных кубков.

Митридат: Возвращаясь к культуре Сены-Уазы-Марны: по многим чертам эта культура напоминает соседнюю культуру воронковидных кубков, носящую смешанный характер: изделия в основном похожи на культуру боевых топоров, но образ жизни несколько другой. В то же время она поглотила, вобрала в себя остатки михельсбергской культуры (дальний потомок линейно-ленточной керамики предположительно кавказского происхождения).

ВЛАДИМИР-III: Митридат пишет: С большой вероятностью, индоевропейцы или "параиндоевропейцы" (вроде хеттов) играли в этой культуре господствующую роль. Примерно как в Греции элладского и микенского периодов: элита - греки, но основная масса народа всё ещё говорит на своих местных языках. Чтобы утверждать именно такую конструкцию, необходимо знать, на каком языке говорили аборигены С-У-М. О греках, тем более о хеттах и их отношении к хаттам мы многое знаем (хотя там-то это было не так однозначно: хаттский язык сохранялся и не в качестве жаргона простонародья, а как культовый язык). Потому что дошли письменные источники. С-У-М таких источников не оставила. Я вывожу энеолитическую, а затем бронзовую культуру Сена-Уаза-Марна из культур типа шассе, которая относится к потомках керамики импрессо, и она родственна михельсбергской, кортайо, тенакской, уиндмиллхиллской и т.п. Иногда эти культуры связывают с лигурами. Воронковидные же кубки - это одна из линии развития Маглемозе, близкая палеоиндоевропейуам, но не идентичная им.

Митридат: Что бы там во Франции ни было, факт остаётся фактом: около 2800 г. до н.э. на Британских островах местных неолитических карликов сменяет высокорослое брахицефальное население. Они продолжают использовать мегалиты, более того, на какое-то время мегалитическая архитектура даже получает новый рывок - но это уже последний рывок. Но вот что интересно: у воронковидных кубков и у СУМ имела место аналогичная тенденция: последний рывок развития мегалитов перед их выходом из употребления (причём со сходными архитектурными приёмами). Поэтому я и объединяю британский энеолит с воронковидными кубками и СУМ в общую традицию.

ВЛАДИМИР-III: Ладно. Изучу этот вопрос. Но все же, по моему, для начала III тысячелетия до н.э. искать индоевропейцев так далеко от Донбасса - это анахронизм. Если только не учесть калибровку радиоуглеродных дат (дам все "едет" в прошлое на 600-700 лет).

Митридат: The Horse, the Wheel and Language - очень хороший источник по этому поводу (автор даже русским владеет и в России когда-то копался).



полная версия страницы