Форум » История » Грекулов Е.Ф. Православная инквизиция в России (продолжение) » Ответить

Грекулов Е.Ф. Православная инквизиция в России (продолжение)

ВЛАДИМИР-III: http://grekulov.narod.ru/ 1964 год [quote]Введение В дореволюционной исторической литературе высказывалась, правда очень робко, мысль, что православная церковь, так же как и католическая, использовала инквизиционные методы расправы с теми, кто выступал против религиозной идеологии и феодального гнета, и имела для этого особый аппарат. Историки считали, что начало инквизиции в восточной церкви было положено еще во времена императора Феодосия в Константинополе ( IV в. н. э.). Они доказывали также, что инквизиция существовала не только в древней Руси, но и в начале XVIII в., при Петре I . "Петр I , - писал один историк в журнале "Русский вестник" в 1891 г., - создал у нас инквизицию и инквизиторов, и нет возможности отрицать, что все гражданское и церковное управление при нем и долгое время после него было проникнуто инквизиционным настроением". Церковные власти возражали против попыток разоблачить инквизиционный характер деятельности православной церкви. Видные церковные историки по поручению Синода выступали в печати с опровержением таких попыток. Они утверждали, что православная церковь в России не знала инквизиции и что у нее не было такого аппарата, каким располагала католическая церковь. Так, известный церковный историк М. И. Горчаков в статье " Инквизиция в восточной церкви ", полемизируя с Вл. Соловьевым, доказывал, будто инквизиционный процесс считался главным каноническим средством борьбы с ее врагами и не заменялся другими видами судопроизводства лишь в католической церкви, в древних же "правилах" православной церкви нет якобы сведений об особом трибунале, занимавшемся преследованием и осуждением еретиков 1. Институт инквизиции в России отрицал и другой церковный историк, Н. И. Барсов. В книге "Существовала ли в России инквизиция?" (1892 г.) он утверждал, что созданные при Петре I Приказ протоинквизиторских дел и другие церковные учреждения носили совершенно невинный характер: они лишь наблюдали за деятельностью епископов и церковных организаций, а их выступления против еретиков и других врагов церкви носили случайный и непоследовательный ха рактер 2. Споры о том, была ли в России инквизиция, на этом, собственно, и закончились. Инквизиционные порядки в монастырских тюрьмах и других церковных организациях освещались и в некоторых других работах, но эти работы либо запрещались, либо замалчивались. Так, в 1898 г. В. Г. Короленко в статье "Об инквизиции", предназначенной для журнала "Русское богатство", говоря об изуверстве и религиозном фанатизме, разжи гавшемся Церковными инквизиторами-католиками в г. Ковно, пытался разоблачить деятельность и православных инквизиторов в царской России. Однако статья эта была запрещена цензурой 3. Лишь в годы первой русской революции прогрессивному историку и общественному деятелю А. С. Пругавину удалось познакомить русское общество с инквизиционной деятельностью монастырских застенков 4. Его работы, основанные на архивных материалах, вызвали в обществе широкий отклик. Журналы того времени писали, что со страниц его книг "веет ужасами инквизиции" и если инквизиция отошла уже в область преданий, то монастырские тюрьмы представляют современное зло и даже в XX в. сохранили специфические черты человеконенавистничества и жестокости. 1 "Юридическая летопись" , 1891, N 12, стр. 491-504. 2 Н. И. Барсов. "Существовала ли в России инквизиция?" СПб., 1892, стр. 5-6. 3 Эта статья хранится в отделе рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. 4 А.С. Пругавин. Монастырские тюрьмы. М., 1905; он же. В казематах. Очерки и материалы по истории русских тюрем. СПб., 1909. Духовное ведомство не стало опровергать опубликованные Пругавиным материалы, оно предпочло молчать о них. Но в годы реакции, наступившей после разгрома революции 1905г., дальнейшее разоблачение инквизиционной деятельности православной церкви было невозможно, ее интересы надежно защищал весь административный и полицейский аппарат самодержавия. Православные церковники нередко критиковали католическую церковь за деятельность ее инквизиции. Они говорили, что католическая инквизиция не есть учреждение "каноническое", так как в церковных канонах нет указаний на право церкви подвергать за отступление от веры смертной казни или другим наказаниям, что католическая церковь, присвоив себе функции уголовного суда и организовав для этого внутри самой церкви особый орган - инквизицию, поступила неправильно, "не канонически". Возникновение инквизиции как особого учреждения относится историками обычно к началу XIII в., когда преследование еретиков было возложено на монахов доминиканского ордена. Но и до этого католическая церковь огнем и мечом расправлялась с участниками народных антифеодальных движений, имевших религиозную оболочку. Католическая церковь боролась против прогрессивной общественной мысли, против развития просвещения и науки. Она сжигала отдельные книги и целые библиотеки, уничтожала замечательные памятники искусства, предавала смерти ученых. Епископ Августин, живший в IV в. н. э., разработал целую теорию для оправдания массового убийства людей, выступавших против церкви, используя для этого тексты Священного писания и "творения" отцов церкви. Августин доказывал, что сам бог требует физического уничтожения людей, восстававших против светской и церковной власти. Учение Августина было положено в основу деятельности католической инквизиции. Его взгляды хорошо усвоили и православные церковники. Католическая церковь была одним из самых могущественных феодалов. Она сосредоточила в своих руках огромную экономическую и политическую силу. По словам Ф. Энгельса, церковные феодалы "эксплуатировали своих подданных так же беспощадно, как дворянство и князья, но вели себя еще более бесстыдно" 5. Православная церковь также была крупнейшим феодалом в России. Ей принадлежало свыше миллиона крестьян, которых она угнетала с исключительной жестокостью, используя для этого хорошо налаженный аппарат принуждения. Борьба народных масс против феодального гнета часто принимала религиозную оболочку, выступая в виде разных ересей. Восставая против феодальной эксплуатации, массы боролись и против церкви, так как церковь оправдывала и защищала этот гнет, освящала феодальный строй божественным авторитетом. По словам Ф. Энгельса, церковь занимала положение "наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя. Ясно, что при этих условиях все выраженные в общей форме нападки на феодализм и прежде всего нападки на церковь, все социальные и политические революционные доктрины должны были по преимуществу представлять из себя одновременно и богословские ереси" 6. Против антифеодальных движений, принимавших религиозную оболочку, и направлен был прежде всего "духовный меч", соединявшийся с мечом светским. Светская власть также использовала инквизицию для борьбы с еретическим движением, ибо еретики, как отметил Ф. Энгельс, "были столь же опасными врагами монархии в государ стве, как и папства и церкви" 7. Наказание еретиков сожжением на костре было введено в светское законодательство многих стран уже в XII - XIII вв. Для оправдания этого обычно ссылались на " божественные " законы. Инквизиция очень скоро распространила свои органы во многих европейских странах, где церковь благодаря инквизиции превратилась в самое страшное орудие абсолютизма. Она применяла такие меры устрашения, как сыск, доносы, конфискация имущества, пытки, сожжение на костре. Расследованием дел инквизиция обычно не занималась, установленного процесса судопроизводства у нее не было. Инквизиция сама определяла сущность преступления против веры, сама 5 Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. М., 1953, стр. 25. 6 Там же, стр. 34. 7 Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 5. М., 1938, стр. 250, выносила приговоры, а затем передавала обвиняемых светской власти для приведения приговоров в исполнение. Из всех видов наказания инквизиция предпочитала смертную казнь. Фома Аквинский (1227-1274) обосновал необходимость смертной казни для еретиков: ересь-де большее преступление, чем даже оскорбление государя. Лицемерно заявляя о нежелательности проливать кровь осужденных, Фома Аквинcкий рекомендовал заживо сжигать еретиков, и такой способ расправы с ними на долго вошел в практику инквизиции. Начиная со второй половины XIII в., инквизиционные костры запылали во многих европейских странах. Зажгли их и в России. Участь еретиков здесь разделили чародеи, ведьмы и другие ослушники православной церкви. В России еретиков судили по "градскому" закону, но это - по словам историка Н. М. Карамзина - было лишь одной "пристойностью" 8. Хотя православная церковь не располагала таким инквизиционным аппаратом, какой имела католическая церковь, но в борьбе с ересями, прикрывавшими, как и на Западе, движение против феодального гнета, она применяла настоящие инквизиционные методы расправы - розыски допрос под пытками и другие способы "познания истины". Она вела часто весь судебный процесс, добиваясь угодного ей приговора и наказания. Православная церковь посылала на костры еретиков и ослушников собственной властью, светская же власть была лишь исполнительницей ее требований и приговоров. Один из основателей православной инквизиции Иосиф Волоцкий провозгласил, что царь, не желавший бороться против ересей, не слуга божий, а дьявол. Свою инквизиторскую деятельность православная церковь осуществляла через судебные органы, находившиеся в распоряжении епархиальных архиереев, через патриарший суд и церковные соборы. Она располагала и специальными органами, созданными для расследования дел против религии и церкви - Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольнической и Новокрещенской конторами и др. В духовном 8 См. Н. М. К арамзин. История государства российского, т. V . Пг., 1915, стр. 327. приказе рассматривались дела о богохульстве, еретичестве, волшебстве, святотатстве. Дела против веры и церкви вело также организованное при Синоде в 1721 г. тиунское управление. Приказ духовных дел наблюдал за "чистотой" православия, расправлялся с раскольниками и еретиками. Приказ инквизиторских дел вел следствие по делам "интересным" и "безгласным". Он имел большой штат инквизиторов как в Москве, так и на местах, возглавлял его протоинквизитор, архимандрит московского Данилова монастыря Пафнутий. В распоряжении Приказа инквизиторских дел были свои подьячие, своя охрана и собственная тюрьма. Настоящим инквизиторским застенком являлась и Раскольническая контора, существовавшая до 1764 г. С организацией духовных консисторий (1744 г.) дела о религиозных преступлениях перешли в их ведение. Консистории производили розыск по делам против веры и церкви, сажали в свои тюрьмы обвиняемых, чинили над ними суд и расправу. Наиболее важные дела вел непосредственно Синод. Он применял такие же инквизиционные методы воздействия, как и другие церковные организации. Монастырские власти вели следствие над неугодными правительству и церкви людьми, держали их в жестоком тюремном заключении. По настоянию церкви делами о преступлениях против церкви и религии занимались и светские следственные органы - Сыскной приказ, Тайная канцелярия, Преображенский приказ и др. Сюда поступали дела от церковных властей, в тех случаях, когда в "изъяснение подлинной правды" требовалось подвергнуть обвиняемых пыткам. И здесь духовное ведомство продолжало наблюдать за ведением следствия, получало допросные листы и "экстракты". Оно ревниво оберегало свои судебные права, не допуская их умаления со стороны светских властей. Если светский суд не проявлял достаточной оперативности или отказывался пытать обвиняемых, посланных церковниками, те жаловались на ослушников светским властям. По настоянию духовных властей правительство неоднократно подтверждало, что местные власти обязаны по требованию епархиальных иерархов принимать направленных ими людей "для полного розыска". Католическая инквизиция как специальный институт под давлением общественного мнения была уничтожена в большинстве стран в XVIII в., но инквизиционный дух сохранялся в этой церкви в течение многих лет. Католическая церковь и в наши дни запрещает читать книги, внесенные в особые списки, куда попадают лучшие произведения мировой литературы, передовой общественно-политической мысли; она отлучает от церкви видных ученых, имевших мужество выступить против реакционной религиозной идеологии; она осуждает демократические организации, обвиняя их в том, что их деятельность направлена против религии и церкви. Инквизиционные методы расправы с прогрессивной мыслью, с передовым общественным движением, с людьми, выступавшими против религии и церкви, существовали и в православной церкви. Предлагаемая вниманию читателя книга рассказывает, об инквизиционном аппарате православной церкви, об ее расправе с участниками народных антифеодальных движений, принимавших форму ересей, о борьбе церкви против общественно-прогрессивных взглядов, против просвещения народа и развития материалистической науки. [/quote]

Ответов - 22, стр: 1 2 All

ВЛАДИМИР-III: Известный в прошлом (1988-1991) своей приверженностью православию и имперскому патриотизму талантливый тележурналист и очень неприятная личность (кстати, одно другому ничуть не мешает: вот Николло Паганини был скотиной, но при этом гениальным музыкантом) Александр Глебович Невзоров переиздал книгу Е.Ф.Грекулова "Нравы русского духовенства". «Нравы русского духовенства» — книга советского историка и религиоведа Ефима Грекулова, изданная первоначально в 1928 году и переизданная российским публицистом и телеведущим Александром Невзоровым в 2011 году тиражом 3000 экземпляров. Как утверждается в предисловии, написанном Невзоровым, книга полностью основана на документальных исторических свидетельствах и знакомит читателя с различными скрытыми бытовыми особенностями жизни русского духовенства. Книга, как утверждают, представляет интерес для самых широких читательских кругов. Книга содержит следующие главы: * Предисловие Александра Невзорова * Состав древнерусского духовенства * Церковь — носительница культуры и просвещения * «Безмерное упивание» * «Блудное объядение» * «Плотское похотение» * «Содомская пагуба» * «Особые стяжания» * Ростовщики от духовенства * Нравы духовенства в XIII веке От реализации скандальной книги отказалось несколько крупных книжных магазинов. На сайте онлайн-петиций собираются подписи под обращением к Патриарху Кириллу с требованием запретить распространение книги и полностью уничтожить её тираж «в связи содержащимися там богохульными заявлениями, оскорбительными и кощунственными высказываниями и клеветой на Русскую Православную Церковь» http://ru.wikipedia.org/?oldid=34263387 Предисловие к книге Александра Невзорова: «... Разумеется, блуд, пьянство, злоба, педофилия, гомосексуализм, обжорство и воровство есть везде, где есть люди. Не следует думать, что эти качества присущи только православному духовенству. Отнюдь. Это в высшей степени распространенные человеческие особенности и свойства. И данный академический труд Е. Грекулова, целиком основанный на документальных исторических свидетельствах, не пытается изобразить жрецов православия как средоточие зла и разврата. Грекулов бесстрастно и академично фиксирует те «следы», что оставили представители духовенства в «документальной» памяти России. Эти свидетельства тем более ценны, что созданы не некими «хулителями и врагами веры», а теми, кто вместе с «героями» этих документов жил в т.н. православном мире, исповедовал те же убеждения, исполнял те же обряды. Мы видим реальное лицо православного священства. Безусловная достоверность документов свидетельствует, что даже предельная близость к «таинствам», «причастию», «благодати» и т.н. богу – не меняет и не улучшает человека. Он остается точно таким же, как и все прочие люди, таким же лживым и жестоким, таким же развратным и жадным. Никакого «чуда» не происходит. Вернее, не происходит того главного «чуда», которое декларирует религия, – «чуда улучшения человека». ttp://zdravomyslie.ru/news/fond-zdravomislie-privez-v-moskvu-nravi-russkogo-duchovenstva Вот уж действительно, достали. Достали искреннего патриота, талантливого журналиста, вообще яркого человека нашей эпохи (мне лично Невзоров всегда был неприятен, но это мое личное дело, и его заслуг это не умаляет). Нет, не тем, что есть попы содомиты или пьяницы - это уж их личное дело, в конце-концов. А тем, что с постными рожами, нагло глядя в глаза (вот почему все - ВСЕ! - верующие врут, нагло глядя в глаза???) утверждают, что этого не было и не могло быть с православным попом (вот, с католиком или кришнаитом - вполне, а с православным попом - ни в какую!)

ВЛАДИМИР-III: «в связи содержащимися там богохульными заявлениями, оскорбительными и кощунственными высказываниями и клеветой на Русскую Православную Церковь» Значит, заниматься "содомией" попу - это не богохульство, а говорить об этом - богохульство. Вот уж полный ideaлизм! Нет, ребята точно заигрались. Если бы они действительно ВЕРИЛИ в реальность своих побасенок, они бы предполагали, что вскоре (по астрономическим масштабам) произойдет следующий диалог: Бог: ТЫ СОДОМИЕЙ ЗАНИМАЛСЯ? Поп, попавший на небо: БЫЛО ДЕЛО. Бог: КТО-НИБУДЬ ОБЛИЧАЛ ТЕБЯ? Поп: И ТАКОЕ БЫЛО. ДАЖЕ В ГАЗЕТАХ ПИСАЛИ. Бог: А ТЫ? Поп: ВСЕ ОТРИЦАЛ. КАК НА ДУХУ. Бог: ТО ЕСТЬ ВРАЛ? Поп: НУ... КАК БЫ ЭТО СКАЗАТЬ... ВРАЛ, ПОТОМУ ЧТО ГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ - ХУЛИТЬ БОГА. РАДИ ТВОЕЙ СЛАВЫ, ГОСПОДИ! Бог: ПОРОЖДЕНИЕ ЕХИДНИНО! ТЫ И ТУТ БУДЕШЬ В ТОМ ЖЕ ДУХЕ ПРОДОЛЖАТЬ! И ТОЖЕ РАДИ СЛАВЫ МОЕЙ!



полная версия страницы