Форум » История » ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА В ХХ ВЕКЕ » Ответить

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА В ХХ ВЕКЕ

ВЛАДИМИР-III: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА В ХХ ВЕКЕ. В этой книге я хочу показать политическую карту мира ХХ века: как она выглядела 100, 50 или 10 лет назад, как она формировалась и изменялась. Хочу ответить на вопросы: как в разных странах мира формировалась власть, каковы были качественные и количественные характеристики избирательных систем, каково было своеобразие политических систем больших и малых стран мира. За контрольные точки избраны десять дат ХХ века (1910, 1920, 1930, 1940, 1950, 1960, 1970, 1980, 1990, 2000), а также одна дата накануне века – 1900 год. В качестве объекта анализа взяты демографические характеристики государств, количество избирателей, явка избирателей на выборы, результаты выборов, представительство политических сил в органах власти. Автор старался избегать политизированных оценок, ограничиваться лишь цифровыми данными и характеристиками, проистекающими из официальных правовых актов описываемых государств. Это, однако, не исключает использования определенной терминологии, которая позволяет более-менее адекватно классифицировать избирательные системы. Предложены следующие термины: Избирательные: Полная избирательная демократия – система, в которой избирательным правом (пассивным и активным) в равной степени обладают люди обоего пола старше 18 лет. Цензовая избирательная демократия – система, в которой избирательным правом обладает лишь часть полного (с современной т.з.) количества избирателей, и эта часть ограничена половыми, возрастными, имущественными, религиозными, расовыми, этническими, профессиональными цензами, а также цензом грамотности. Куриальная избирательная демократия – система, в которой избирательным правом различные сословные группы обладают в разной степени (обычно с доминированием господствующих классов, при котором они представлены в органах власти совершенно непропорционально своей реальной численности). Партийно-политические: Многопартийная система – партийно-политическая система, в которой несколько (три и более) соперничающих политических партии имеют заметное представительство в органах власти. Двухпартийная система – партийно-политическая система, в которой только две соперничающие политические партии имеют заметное представительство в органах власти. Полуторапартийная система – партийно-политическая система, в которой реально доминирует во всех органах власти одна-единственная политическая партия, а оппозиция в течении продолжительного времени (10 и более лет) не имеет количественного представительства в органах власти, достаточного для реализации своих программ. Однопартийная система – партийно-политическая система, в которой одна-единственная политическая партия представлена во всех органах власти, а остальные политические организации фактически запрещены. Правительственные: Абсолютная монархия. Парламентская монархия. Конституционная монархия. Парламентская республика. Президентская республика. Колония. Самоуправляющаяся колония и протекторат. Военная диктатура. Оккупированная территория. Приведены количественные данные, характеризующие все без исключения государства и территории. Для удобства временной срез контрольных точек отнесен к началу соответствующего года. В своих оценках политических систем ХХ века автор исходит из признания абсолютного равенства всех дееспособных людей, не зависящего от религиозных, национальных, имущественных, идеологических и прочих характеристик.

Ответов - 43, стр: 1 2 3 All

ВЛАДИМИР-III: Также небезынтересно проанализировать формирование господствующих политических партий и классифицировать их по происхождению.

ВЛАДИМИР-III: ПЕРВАЯ ДАТА – 1900 ГОД. Население мира в 1900 году (тысяч человек): АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ 5 893 ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ 947 828 АФРИКА 110 445 ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА 285 820 ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА 63 689 РОССИЯ* 137 918 СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА 81 565 ВЕСЬ МИР 1 633 458 * здесь и в 1910 году включая Финляндию и среднеазиатские вассальные государства. В Европе насчитывалось 20 суверенных государств: Австрийская империя и Венгерское королевство, Королевство Бельгия, Германская империя, Королевство Дания, Королевство Испания, Королевство Италия, Княжество Лихтенштейн, Великое Герцогство Люксембург, Королевство Норвегия, Османская империя (европейская часть), Королевство Португалия, Королевство Румыния, Республика Сан-Марино, Королевство Сербия, Французская республика, Княжество Черногория, Швейцарская конфедерация, Королевство Швеция, Королевство эллинов. Также насчитывалось несколько зависимых территорий: Викариат Андорра, Княжество Болгария, Территория Босния и Герцеговина, Колония Гибралтар, Исландская автономия, Государство Крит, Колония Мальта, Княжество Монако. Таким образом, к началу 1900 года в Европе насчитывалось 17 суверенных монархий, 3 суверенные республики и 8 зависимых территорий. Королевство Норвегия находилось в персональной унии с Королевством Швеция. Из числа суверенных государств Османская империя и Княжество Черногория являлись абсолютными монархиями (Османская империя – также теократическая монархия, возглавляемая падишахом (которого ошибочно именуют султаном) и халифом в одном лице. Великобритания и Швеция относились к числу парламентских монархий с некодифицированными конституционными законами. В ряде монархий действовали конституции: Австро-Венгрии (с 1867), Бельгии (с 1831), Германии (с 1871), Греции (с 1864), Дании (с 1866), Испании (с 1876), Италии (с 1860), Лихтенштейне (с 1862), Люксембурге (с 1868), Нидерландах (с 1815), Норвегии (с 1814), Португалии (с 1826), Румынии (с 1866), Сербии (с 1894). Франция – парламентская республика (по конституции 1875 года), Швейцария – федеративная парламентская республика (по конституции 1818 года), Сан-Марино – парламентская республика (по конституции 1600 года – старейшей из нынедействующих). Что касается зависимых территорий, то в Болгарии действовала конституция 1879 года, в Исландии существовало местное самоуправление, на Крите – также местное самоуправление. Остальные территории не имели самоуправления: в Андорре и Монако сохранялись абсолютные монархии.

ВЛАДИМИР-III: Итого в странах с абсолютными монархиями проживало 6373 тысячи человек (2,2% населения Европы), в т.ч. в исламских монархиях – 6130 тысяч; в колониях проживало 214 тысяч человек; на самоуправляющихся зависимых территориях – 315 тысяч человек, на оккупированных территориях – 1678 тысяч человек. Население государств с конституционным (или некодифицированным конституционным) законодательством составляло 277240 тысяч человек (97,0% населения Европы), в т.. население стран с республиканским строем – 41776 тысяч человек (14,6% населения Европы). Ни одно из европейских государств к 1900 году нельзя назвать избирательной демократией в современном смысле этого слова. Во всех парламентских и конституционных монархиях и республиках действовали правовые нормы, существенно ограничивающие число избирателей. В Австрии (Цислейтанской части Австро-Венгрии) на выборах голосовали мужчины старше 24 лет. Также не голосовали военнослужащие. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 40%**. **Сравнивая современные показатели удельного веса избирателей в общем населении страны старше 18 лет, следует учитывать более высокую долю детей и подростков младше 18 лет в населении в начале ХХ века. В начале века этот показатель колебался от 37% в Швейцарии до 40% в Швеции.


ВЛАДИМИР-III: В Королевстве Бельгия на выборах голосовали мужчины старше 25 лет. Помимо этого в бельгийской избирательной системе можно было за деньги купить дополнительные голоса: всего за 5 франков покупался один дополнительный голос, а обладатель годового дохода в 2000 франков имел право дополнительно на два голоса. 16% избирателей имели 3 голоса, 21% - 2 голоса и 63% довольствовались одним. Не смотря на обязательность голосования 27 мая 1900 года к избирательным урнам пришло только 90% избирателей. До 1877 года голосование не было тайным. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 46%.

ВЛАДИМИР-III: В Княжестве Болгария на выборах голосовали мужчины старше 21 года. Существовала система сельских и городских общинных избирательных курий, которые в рамках 261 избирательной секции голосовали самостоятельно. Горожане (они составляли всего 19,8% населения страны) в итоге избирали гораздо больше депутатов, чем 80% селян. Действовал также высокий имущественный (налоговый) ценз. Болгарские избиратели отличались заметной необязательностью: на выборы 1899 года пришло всего 49,4%. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 34%.

ВЛАДИМИР-III: Соединенное Королевство, которое гордилось своей старейшей в Европе парламентской системой (правда, ряд стран могли оспаривать это первенство), предоставляло избирательное право белым мужчинам старше 18 лет (подразумевалось, что они могут голосовать на территории всей Британской империи), однако ирландцы, живущие в Великобритании, избирательных прав не имели, и вообще действовал достаточно жесткий ценз оседлости, который лишал права голоса многих людей, не имеющих постоянной регистрации в избирательном округе. С 1872 года голосование на выборах стало тайным. Британцы также обнаруживают безразличие к предвыборным кампаниям: 1-15 января 1900 голосовало всего 52% избирателей. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 27%.

ВЛАДИМИР-III: Венгрия (Транслейтанская часть Двуединой монархии) отличалась крайне запутанным и непропорциональным избирательным законодательством. Помимо многочисленных цензов: имущественного и ценза грамотности (при том, что даже школьные учителя допускались к выборам с рядом ограничений) сохранялась система куриального представительства, при которой высшие сословия имели гораздо большее парламентское представительство, чем средние, а низшие – вообще к выборам не допускались. Само собой, не голосовали цыгане. Различные этнические группы также имели неравное представительство. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 9%.

ВЛАДИМИР-III: В Германии на выборах в рейхстаг голосовали мужчины старше 25 лет, за вычетом самых бедных, которые не платили налога определенного размера. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 34%. В Королевстве эллинов всеобщее избирательное право было даровано только мужчинам старше 21 года, платящим налоги и выдержавшим другие жесткие цензы. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 30%. В Дании избирателями могли быть лишь мужчины старше 30 лет, которые являются государственными служащими, домохозяевами или имеют достаточно высокий доход. Значительная часть избирателей (5 апреля 1898 – 43,5%) вообще не ходила на выборы. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 27%.

ВЛАДИМИР-III: В Испании избирательное право имели мужчины старше 25 лет, соответствующие налоговому цензу. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 38%. В Италии, чтобы иметь избирательное право, в 1900 году необходимо быть мужчиной старше 21 года, но при этот достаточно состоятельным налогоплательщиком. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 11%. В Нидерландах голосовали мужчины старше 25 лет, соответствующие нескольким налоговым и имущественным цензам. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 20%. В Норвегии, по избирательному закону 1898 года, могли участвовать в выборах мужчины старше 25 лет, не банкроты, платящие определенный налог и проживающие в избирательном округе не менее 5 лет. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 34%. В Португалии избирателями были чиновники, офицеры, профессора, учителя и налогоплательщики, ежегодно уплачивающие налог в 500 мильрейсов (что равнялось 525 рублям начала ХХ века). Этому требованию отвечали лишь несколько % современных избирателей Португалии. В Румынии для голосующих мужчин действовали достаточно высокие возрастные, имущественные, образовательные и иные цензы. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 2%. В Сербии, по законодательству от 1888 года, голосовали лишь мужчины старше 30 лет - крупные налогоплательщики. Что составляло всего несколько % современных избирателей Сербии. Франция - единственная страна в Европе, где в 1900 году отсутствовали какие-либо дополнительные цензы, и один избиратель имел на выборах один голос. Голосовало все мужское население старше 21 года, постоянно проживающее в своем избирательном округе. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 44%.

ВЛАДИМИР-III: В Хорватии – автономном королевстве в составе Венгрии – избирали Сабор. Число избирателей также было ограничено половым, имущественным и прочими цензами. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 10%. Швейцарская конфедерация предоставляла избирательное право мужчинам с 20 лет, но оно также было ограничено рядом цензов. Выборы происходили в три тура (в двух первых турах отсеивались кандидаты-аутсайдеры). С 1872 года введено тайное голосование. Мало-помалу отдельные кантоны переходили от многомандатных округов к пропорциональному представительству. В федеральных выборах 1899 года участвовало всего 50% избирателей. Швейцария – единственная страна прямой демократии, где традиция референдумов даже по самым незначительным вопросам имеет многовековую историю. В 1900 году проводились референдумы о пособиях по болезни, из-за несчастных случаев и ранений на войне, о списочно-пропорциональных выборах в Национальный Совет (нижнюю палату парламента) и о всеобщем прямом избрании членов Федерального Совета (верхней палаты парламента). Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 37%. В Королевстве Швеция выборы происходили по куриально-мажоритарной системе (т.е. разные группы избирателей имени неравное представительство в парламенте). Голосовали, по закону от 1866 года, мужчины старше 30 лет, имеющие годовой доход 800 риксдаллеров (400 рублей того времени), либо земельную собственность стоимостью 1000 рискдаллеров (крон). Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 11%. Таким образом, ни одно государство Европы в 1900 году по формальным признакам не может быть признано полной избирательной демократией. Помимо Европейской Турции, Черногории, Гибралтара и Мальты, где избирательные процессы вообще отсутствовали, все остальные государства относились к категории цензовых демократий, а кое-где вдобавок существовала куриальная система непропорционального представительства. К числу стран с наибольшим процентом избирателей по отношению ко всему населению старше 18 лет относятся Австрийская часть Австро-Венгрии, Бельгия и Франция, к числу стран с наименьшим размером электората – Венгрия, Португалия, Румыния и Сербия.

ВЛАДИМИР-III: С т.з. содержания избирательного процесса, в Австрии депутатский корпус Рейхстага (нижней палаты) в силу пестрого национального состава страны носил характер национального представительства. По этой же причине ни одна политическая партия заведомо не имела большинства и в силу нарастающей враждебности между главными национальными группами – австрийскими немцами и чехами – не могла создать коалицию с родственными партиями других национальных представительств. После 1873 года правительства назначались императором и лишь взаимодействовали с парламентом подобно правительствам Германской империи. Следовательно, назвать Австрию парламентской демократией в прямом смысле слова нельзя. Подобные политические режимы можно классифицировать как монархо-парламентскую систему. В Королевстве Бельгия после долгого господства жесткой двухпартийной системы после выборов 1894 года произошел переход к многопартийности благодаря успехам Бельгийской рабочей партии. Типичная парламентская демократия. В 1900 году правящая партия – консервативная Католическая партия. В Болгарском княжестве в 1900 году все еще сохранялась жесткая двухпартийная система (консерваторы – либералы), однако на выборах 1899 увеличилось количество независимых кандидатов. В начале 1900 года правительство возглавлял консерватор – представитель Народной партии Болгарии Тодор Иванчов. В Соединенном Королевстве Великобритании и Ирландии после раскола в 1886 году либеральной фракции на старых либералов и либерал-юнионистов установилась уникальная для британской политической практики многопартийная система. Выборы 1900 года дали «почти большинство» (334 из 670 мест) консервативной партии. Венгрия в силу большей национальной однородности не знала проблем Австрии. На политической сцене страны с 1875 года господствует Либеральная партия, и поэтому партийную систему Венгрии 1900 года вполне можно считать полуторапартийной. В Германской империи, как и в Австрии, представленные в парламенте политические партии не имели прямого отношения к назначению правительства. При этом, поскольку в Рейхстаге были представлены множество консервативных и либеральных партий (всего около 18), а также набирающая силу немецкая социал-демократия, германская партийно-политическая система относится к многопартийным. В Палате депутатов Королевства эллинов в 1900 представлено множество партий. У власти правительство либеральной Новой партии. Партийно-политическая система Дании также относилась к числу многопартийных. У власти в 1900 году правительство консервативной Правой партии (Хейре).

ВЛАДИМИР-III: В Королевстве Испания 1900 года в парламенте были представлены различные либеральные, консервативные и республиканские партии. У власти – консерваторы-сильвелисты. В Королевстве Италия продолжалась начавшаяся еще в 1876 году «либеральная эра». Все остальные партии вместе взятые получали 10-20% мест в парламенте. Еще один случай полуторапартийной системы. На выборах в Королевстве Нидерландов традиционно боролись Либеральная партия и блок консервативно-клерикальных партий, но поскольку интересы этих клерикалов не всегда совпадали, пестрая конфессиональная структура позволяла Нидерландам входить в число стран с многопартийной системой. В Норвегии – жесткая двухпартийная система (т.е. в парламенте представлены только две партии). У власти – либеральная партия (Венстре). В Португалии у власти сменялись консерваторы (Партия Возрождения) и либералы (Прогрессивная партия). Все остальные партии: республиканцы, социалисты и др. представительства в парламенте не имели. У власти на начало 1900 года прогрессисты. В Румынии также существовала жесткая двухпартийность. В начале 1900 года из двух парламентских партий – национал-либералов и староконсервативной партии бояр – правительство формировали последние во главе с принцем Георге Кантакузино. В Республике Сан-Марино жесткая двухпартийность. В Большом генеральном совете представлены Консервативная партия и либеральный Демократический союз. В Королевстве Сербия начиная с 1881 года менялись у власти Народно-либеральная партия и патриотическая Народно-радикальная. Жесткая двухпартийная система. Партийное представительство в парламенте Франции включало множество политических партий и группировок от монархистов до социалистов. Многопартийность и парламентский характер республики способствовали неустойчивости политической власти: за 1890-1899 сменилось 11 правительств, как правило, сформированных правыми и центристскими республиканцами. В Хорватии автономное правительство отсутствовало. Швейцарская конфедерация – пример многопартийной системы, чему способствовала этническая и региональная неоднородность страны. В 1900 году президентом Конфедерации был радикальный демократ В.Хаузер. В Королевстве Швеция в 1900 году после объединения либералов и консерваторов в две партии установилась жесткая двухпартийная система. Правительство в 1900 году возглавляла консервативная Партия сельских хозяев. Европейская партийно-политическая система в интересующий нас момент истории представлена тремя типами. В Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Нидерландах, Франции и Швейцарии – многопартийность. В Болгарии, Люксембурге, Норвегии, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Сербии и Швеции – двухпартийность (в большинстве случаев жесткая, т.е. вообще без представительства третьих партий в парламенте). В Венгрии и Италии – полуторапартийность (т.е. длительное господство одной политической партии при минимальном представительстве в парламенте всех других). Кроме того, из 28 суверенных и зависимых территорий Европы 4 были абсолютными монархиями, 2 – монархо-парламентскими государствами, 2 – парламентскими монархиями, 10 – конституционными монархиями, 3 – парламентскими республиками, и еще 7 – административными территориями. Практически во всех странах в 1900 году существовали механизмы управляемой демократии (ограничение избирательных прав, куриальная система, замкнутость политического пространства в виде двухпартийной или полуторапартийной систем). Пожалуй, лишь во Франции результаты выборов были непредсказуемы, и ее политическая система, по мнению многих современников (в т.ч. французов), находилась в состоянии перманентного кризиса, а власть не была способна принимать четкие решения.

ВЛАДИМИР-III: В Северной Америке располагались федеративная республика Соединенные Штаты Америки, Доминион Великобритании – Канада и 5 колоний – Аляска, принадлежащая США, Бермудские острова и Ньюфаундленд, принадлежащие Великобритании, Гренландия, принадлежащая Дании, и Сен-Пьер, принадлежащий Франции. Британские доминионы (в 1900 был всего один – Канада) – особое политическое образование, главой которого является монарх Великобритании, представленный генерал-губернатором, однако имеющее свое законодательство, парламент и правительство, а также прочие атрибуты государственности (армию, посольства в других странах и т.д.) Т.о. речь идет о более высокой ступени самостоятельности, чем самоуправляющаяся колония. Аляска, Гренландия и Ньюфаундленд в 1900 году имели внутреннее самоуправление, а Бермуды и Сен-Пьер были колониями. Из 81565 тысяч населения региона, в республике проживало 76158 тысяч, в доминионе – 5154 тысячи, остальные 253 тысячи – в колониях. В Канаде до 1917 года не существовало единой избирательной системы: каждая провинция имела свое законодательство. В целом избирательная система была мажоритарной. Голосовали мужчины старше 25 лет. С 1874 года голосование стало тайным. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 38%. Аналогичная система действовала на Ньюфаундленде. В США законодательство формально гарантировало всеобщее избирательное право (впервые декларировано в 1828 году в Южной Каролине), однако фактически избирательное право имели белые мужчины (возрастной ценз в разных штатах колебался от 21 до 25 лет) и чернокожие мужчины, отвечающие цензам оседлости, грамотности, которые существенно снижали численность избирателей-негров. Цензы оседлости и грамотности, а также налоговый ценз распространялись и на белое население США. Индейцы вообще не принимали участия в выборах. Существовала система предварительной регистрации избирателей. Выборы по мажоритарным округам. Победитель получал относительное большинство. Законодательство также устанавливало жесткие временные рамки выборов: выборы президента в обязательном порядке проводятся по високосным годам, парламентские выборы – по четным годам. В истории США не было ни одного случая досрочных выборов как президента (в случае его смерти или отставки его автоматически заменяет вице-президент), так и парламента (который в принципе не может быть распущен), хотя в других англосаксонских странах подобные досрочные выборы происходят регулярно (в Великобритании даже бывали случаи двукратных выборов на протяжении одного года). Выборы президента непрямые. В каждом штате избиратели голосуют за выборщиков, которые затем от имени отдельных штатов выбирают президента. Выборщик, в принципе, может проголосовать за другого кандидата в президенты, но в законодательстве половины штатов предусмотрены наказания за подобное поведение, и таких случаев практически нет. В 1876 и 1888 годах победитель на президентских выборах получал меньше голосов избирателей и больше голосов выборщиков, чем его соперник. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 41%. В Канаде и на Ньюфаундленде бытовала жесткая двухпартийная система (либералы – консерваторы). В обоих странах у власти стояли либералы. В конституции США нет ни слова о политических партиях. Однако фактически (начиная с 1850-х гг) президентом, сенатором и даже мэром мог стать представитель только одной из двух политических партий. Политические партии США в корне отличаются от европейских. Точнее, можно говорить о двух типах политических партий: англосаксонском и (условно) германском. Англосаксонский тип – это политическая партия в качестве предвыборного штаба, мобилизующего группы интересов и мелкие политические партии, действующего только в периоды предвыборных кампаний. Фиксированное членство отсутствует. Этот тип также был очень распространен в Латинской Америке XIX – начала XX веков, однако, к концу ХХ века практически исчез там. Германский тип политической партии (т.н. «партия нового типа») это постоянно действующая политическая идеологическая организация, стремящаяся оказывать влияние на все стороны жизни своих членов и своего электората. Под патронажем подобных партий действуют молодежные, детские, женские, спортивные, профсоюзные, культурные и даже военные (между двумя мировыми войнами) организации. В случае безальтернативного прихода к власти, «партия нового типа» способна играть роль «руководящей и направляющей силы». Причем политические партии формировались во всех частях политического спектра – от коммунистов до монархистов. Мажоритарная система выборов и коллегия выборщиков в США способствует складыванию двухпартийной системы. Все многочисленные попытки на протяжении 150 лет (после гражданской войны) создать т.н. «третью» партию неизменно терпели поражение. Основная причина этого в том, что две главные американские политические партии строятся не на идеологической основе. Они представляют интересы различных социальных групп и регионов, а попытки начать идеологическую борьбу за избирателя терпят неудачу. Так, к примеру, полностью провалились попытки создать в США левую социал-демократическую партию, что вполне удалось не только в Европе, но и в британских доминионах. Каждая из двух политических партий США (демократы и республиканцы) имеет устойчивое «ядро» - по 40% избирателей (ни разу за 150 лет ни одна из партий не получала меньше), а за остальных 20% колеблющихся ведется основная борьба. В 1900 году в США жесткая двухпартийная система. У власти республиканец Мак-Кинли. Республиканцы имеют большинство в обеих палатах парламента – Сенате и Палате представителей. Т.о. в 1900 году в Северной Америке господствуют двухпартийные системы, а прямые выборы президента США компенсируются их непрямым характером. Выборы в значительной степени предсказуемы. Сохраняется цензовая избирательная демократия.

ВЛАДИМИР-III: В Латинской Америке в 1900 году насчитывалось 18 формально суверенных государств: Аргентинская республика, Республика Боливия, Республика Соединенных Штатов Бразилии, Соединенные Штаты Венесуэлы, Республика Гаити, Республика Гватемала, Республика Гондурас, Доминиканская республика, Республика Колумбия. Республика Коста-Рика, Объединенные Мексиканские Штаты, Республика Никарагуа, Республика Парагвай, Перуанская республика, Республика Эль-Сальвадор, Восточная Республика Уругвай, Республика Чили и Республика Эквадор (большинство из которых фактически находилось на положении зависимых от Великобритании и США стран), 1 оккупированная территория (Куба), 1 нейтральная территория (Акре) и множество колоний Великобритании, Франции, Нидерландов, США и Дании, из которых 2 – Голандский Суринам и Американское Пуэрто-Рико – пользовались самоуправлением. В 1900 году Аргентина, Бразилия, Венесуэла и Колумбия были федеративными республиками, остальные 14 суверенных государств – унитарными республиками (в т.ч. Мексика). Население суверенных государств – 58679 тысяч человек (92% населения Латинской Америки).

ВЛАДИМИР-III: Избирателями Аргентинской республики в 1900 году были мужчины старше 21 года, соответствующие многочисленным цензам: имущественному, цензу грамотности и оседлости. Голосование не было тайным. Депутаты Национального Конгресса избирались в две ступени (т.е. вначале избиратели выбирали выборщиков, а затем уже выборщики - самих депутатов) по мажоритарным округам. Президент с 1853 года избирался Национальным Конгрессом на 6 лет. С момента обретения независимости Аргентины конституции принимались в 1817, 1819, 1824 и 1853 гг. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет несколько процентов. В Республике Боливия в выборах Национального Конгресса могли принимать участие мужчины старше 21 года, грамотные и отвечающие множеству других цензов. Президент, в принципе, избирался напрямую избирателями, но в 1899 году в Боливии произошла гражданская война; к власти пришла либеральная Правительственная Хунта, свергнувшая консервативного президента С.Фернандеса Алонсо. Хунта без всяких выборов назначила новый Национальный Конгресс, а он 50 голосами из 54 избрал либерала Х.М.Пандо президентом. Только после этого в 1900 году состоялись выборы в Национальный Конгресс. Поэтому в Боливии 1900 года существующий режим можно считать военной диктатурой. Формально действовала конституция 1826 года. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет - 4%. В Республике Соединенных Штатов Бразилии избирательными правами обладали мужчины старше 21 года, грамотные и отвечающие множеству иных цензов. Избирательных прав лишались военные и духовенство. Голосование не было тайным и проходило под контролем местных властей. В 1898 году на всеобщие выборы пришло всего 40,2% избирателей. Выборы в Национальный Конгресс происходили по мажоритарным округам. Президент и вице-президент избирались прямым голосованием, причем по разным спискам. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет - 11%.

ВЛАДИМИР-III: ВЛАДИМИР-III пишет: и Колумбия были федеративными республиками Ошибка. Колумбия с 1886 года - унитарная республика.

ВЛАДИМИР-III: В Соединенных Штатах Венесуэлы голосовали мужчины старше 21 года, отвечающие множеству цензов. Явка на выборы обязательна. Выборы в Национальный Конгресс по одномандатным округам. Президент избирается всеобщим голосованием. В 1899 году в ходе очередной либеральной революции под лозунгом «Новые люди, новые идеи, новые методы!» Сиприано Кастро сверг незадолго до того избранного (и набравшего на выборах 99,34% голосов) президента либерала И.Андраде, захватил власть и провозгласил себя Верховным правителем. Национальный Конгресс был распущен. В стране продолжалась гражданская война. С момента обретения независимости Венесуэлы конституции принимались в 1811, 1821, 1830, 1857, 1858, 1864, 1873, 1881, 1891 и 1893 гг. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет - 29%. В Республике Гаити на выборах голосовали мужчины старше 21 года. Также избирательное право ограничено множеством цензов, в т.ч. 5-летним окружным цензом оседлости (т.е. избиратели должны были проживать в своем избирательном округе не менее 5 лет). Военнослужащие лишены избирательного права. На выборах депутатов Национальной ассамблеи действует мажоритарная система относительного большинства. Президент избирается парламентом на 7 лет. С момента обретения независимости Гаити конституции принимались в 1789, 1801, 1805, 1806, 1816 и 1859 гг. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет несколько процентов. В Республике Гватемала на выборах голосовали мужчины старше 21 года, отвечающие множеству цензов, в т.ч. цензу грамотности. На парламентских выборах действует мажоритарная система относительного большинства. Участие в выборах обязательно. Президент избирается депутатами Национального конгресса. 8 февраля 1898 года президент Х.М.Рейна Барриос был убит в результате покушения. Новым президентом стал его первый заместитель М.Эстрада Кабрера, чьи полномочия подтверждены единогласно депутатами парламента. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 33%. В Республике Гондурас на выборах голосовали мужчины старше 21 года, отвечающие множеству цензов. На парламентских и президентских выборах действует мажоритарная система относительного большинства. Президент и Национальный конгресс избираются на 4 года. С момента обретения независимости Гондурасом конституции принимались в 1812, 1823, 1825, 1831, 1839, 1848, 1865, 1873, 1880 и 1894 гг. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 13%. В Доминиканской республике на парламентских выборах голосовали мужчины старше 21 года, отвечающие множеству цензов. Явка на выборы обязательна. На парламентских выборах действует мажоритарная система относительного большинства. Президент с 1888 года избирался коллегией выборщиков. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 19%. В Республике Колумбия избирательным правом пользовались мужчины старше 21 года, отвечающие образовательному, имущественному и прочим цензам. На парламентских и президентских выборах действовала мажоритарная система относительного большинства. Национальный Конгресс избирается на 2 года, президент – на 6 лет. Хотя по конституции 1886 года президентские выборы всеобщие, фактически в 1886, 1892 и 1898 президент продолжал избираться коллегией выборщиков. Проигравшие выборы 1898 года либералы начали гражданскую войну, было введено военное положение, а парламент фактически прекратил функционирование. С момента обретения независимости Колумбией конституции принимались в 1811, 1821, 1863 и 1886 гг. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 11%. В Республике Коста-Рика избирательным правом обладало ничтожное меньшинство населения – менее 1 тысячи человек. Явка на выборы обязательна. Президент избирался Законодательной Ассамблеи. В Объединенных Мексиканских Штатах избирательное право было ограничено множеством цензов. Голосовали крупные собственники мужского пола, грамотные и не служащие в армии. Президента избирали выборщики, представляющие регионы. Каждый выборщик формально представлял 500 жителей. Современники часто говорили о превращении Мексики из республики в монархию. В 1900 восстали индейцы Соноры. Штат Сонора тяготеет к США (во время испано-американской войны население Соноры послало в американскую армию вспомогательный отряд из 2500 человек). Конституции принимались в 1824 и 1857 гг. Доля избирателей (фактически выборщиков) во всем населении старше 18 лет – 0,2%. В Республике Никарагуа на выборах голосовали мужчины старше 21 года, соответствующие многочисленным цензам. Участие в выборах носило обязательный характер. Президента избирал Национальный Конгресс сроком на 4 года. Конституции принимались в 1826 и 1838 гг. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 5%. Республика Парагвай – единственная страна мира, где в 1900 на выборах голосовали мужчины старше 18 лет. Однако различные цензы: грамотности, имущественный и др. несколько сокращали число избирателей. Президентские выборы двухстепенные (избиратели голосуют за выборщиков, а те выбирают президента и вице-президента сроком на 4 года). Явка на выборы обязательна. Католическая религия официально объявлена государственной. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 34%. В Республике Перу на выборах голосовали мужчины старше 21 года, соответствующие многочисленным цензам. Индейское население начисто лишалось каких-либо избирательных прав. На парламентских выборах действовала мажоритарная система относительного большинства. Выборы президента – двухступенчатые (через выборы коллегии выборщиков). Явка на выборы обязательна. С момента обретения независимости Перу конституции принимались в 1823, 1826, 1828, 1834, 1839, 1856, 1860 и 1867 гг. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 3%. В Пуэрто-Рико на выборах голосовали мужчины старше 21 года. Сохранялась испанская избирательная система и выборы в Палату Депутатов (35 депутатов). Губернатор назначался американским правительством. На выборы 6 ноября 1900 года пришло всего 47,5% избирателей. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 21%. В Республике Эль-Сальвадор избирательное право принадлежало мужчинам старше 21 года. Действовали имущественный, образовательный и натурализационный (5 лет) цензы. Явка на выборы обязательна. Законодательное собрание избирается на 2 года, президент (прямым голосованием и абсолютным большинством) – сроком на 4 года. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 26%.

ВЛАДИМИР-III: На выборах Генерального Собрания Восточной Республики Уругвай не могли голосовать рабочие, поденщики, слуги, неграмотные, военнослужащие, бродяги, алкоголики и женщины, а также полицейские. Возрастной ценз – 20 лет. В стране действовала мажоритарная система многомандатных округов. На выборах побеждал депутат, набравший хотя бы 30% голосов. Явка на выборы обязательна. Президент избирался парламентом. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 7%. В Республике Чили Национальный Конгресс избирали мужчины старше 21 года, отвечающие имущественному и образовательному цензам. С момента обретения независимости Чили конституции принимались в 1811, 1812, 1814, 1818, 1822, 1823, 1828 и 1833 гг. Действовала мажоритарная система относительного большинства. Явка на выборы обязательна. Президент избирался парламентом сроком на 5 лет. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 10%. В Республике Эквадор избирательное право ограничивалось множеством цензов. Голосовали мужчины старше 21 года, умеющие читать и писать, а также владеющие достаточным имуществом, натурализованные (прожившие в избирательном округе определенный срок) и цивилизованные (неиндейцы). Голосование происходило по мажоритарным округам. Президент и Конгресс избирались прямым голосованием на срок 4 года. С момента обретения независимости Эквадором конституции принимались в 1830, 1835, 1843, 1845, 1851, 1861, 1878 и 1897 гг. В 1895 году произошла революция, и в стране установилась либеральная диктатура Э.Альфаро Дельгадо. Доля избирателей во всем населении старше 18 лет – 3%. Во всех латиноамериканских республиках в 1900 существовала неизвестная в Европе, но по образу и подобию США президентская форма правления (даже в тех, где президент избирался парламентом).

ВЛАДИМИР-III: С содержательной стороны партийно-политическая система Латинской Америки не менее примечательна. В Аргентине с 1880 года – полуторапартийная система доминирующего блока консервативных партий. Либеральная партия после смерти Сармьенто не могла вернуться к власти. В Боливии после переворота 1899 года установлена либеральная военная диктатура. В Бразилии после свержения монархии в 1889 и отстранении от власти да Фонсеки в 1891 году фактически установилась полуторапартийная система, при которой две правящие партии (республиканская партия Сан-Паулу и республиканская партия Минас-Жераиса, - т.н. «кофе с молоком») обеспечивали себе на выборах подавляющее большинство (на выборах 1898 года – 91,5%), а депутаты парламента от оппозиционных партий добровольно-принудительно включались в состав правящей партии, и таким образом партийно-политическая система Бразилии тяготела к однопартийности. В Венесуэле после прихода к власти военного режима либерала Сиприано Кастро политические партии фактически прекратили деятельность. На Гаити десятилетиями существовали различные военные диктатуры. После смерти 24 марта 1896 года диктатора Луиса Мондестина Флорвилла Ипполите принявший власть Совет государственных секретарей во главе с Тиресисом Антонио Аугустом Симон-Саном организовал 31 марта 1896 года всеобщие выборы нового президента, и в тот же день Симон-Сан стал президентом Республики Гаити, получив ровно 100% голосов избирателей. В Гватемале фактически сложилась однопартийная система абсолютной власти Либеральной партии и ее главы – президента Эстрады Кабреры. Все остальные партии запрещены. В Гондурасе – жесткая двухпартийная система (либеральная и консервативная партии). На выборах 1898 года либерал Т.Сьерра получил 82,5% голосов. В Доминиканской республике жесткая двухпартийная система (либеральная персоналистская Хименистская партия и консервативная также персоналистская Горационистская партия). На выборах 1899 года либерал Х.Хименес получил голоса 571 выборщика из 579. В Колумбии в условиях гражданской войны правящая консервативная Национальная партия загнала своих противников – либералов в подполье. В Коста-Рике – полуторапартийная система. Представитель правящей Консервативной партии Рафаэль Ансельмо Хосе Иглесиас Кастро в 1898 году был вторично переизбран депутатами Законодательной Ассамблеи, получив ровно 100% голосов. В предыдущий раз – в 1894 году – ему удалось получить лишь 53% голосов парламентариев. В Мексике с 1877 года единоличная диктатура Порфирио Диаса. Его политическая партия – Либеральный Союз – в 1894 году преобразовано в более консервативное Национальное Объединение Порфиристов. Все остальные политические партии запрещены. На очередных перевыборах в 1900 году Порфирио Диас получил 99% голосов избирателей выборщиков. В Никарагуа с 1893 года военный режим во главе с представителем Либерально-националистической партии Хосе Сантосом Селайей. Оппозиционная партия консерваторов запрещена. Депутаты Национального Конгресса фактически назначены президентом. В Парагвае безраздельно господствовала консервативно-республиканская партия Колорадо. Президент Эмилио Асевало на выборах 1898 года получил ровно 100% голосов избирателей. Противники Национально-республиканской ассоциации «Колорадо» - либералы загнаны в подполье. В Перу – редкая в Латинской Америке на 1900 год многопартийная система. В 1899 году к власти пришел консерватор Э.Лопес, получивший 95,9% голосов избирателей. В Пуэрто-Рико – жесткая двухпартийная система. В Сальвадоре 14 ноября 1898 года в результате военного переворота к власти пришел генерал Томас Эркулано де Хесус Регаладо Ромеро. В начале следующего года на выборах он получил ровно 100% голосов избирателей. Президент ориентировался на консервативную партию. Либералы загнаны в подполье. В Уругвае десятилетиями укреплялась жесткая двухпартийная система, которая с 1865 года сменилась однопартийной - президентами неизменно становились представители либерально-республиканской партии «Колорадо». На выборах в парламенте 1899 года президент Х.Л.Куэстас получил 76 голосов из 77. Представители второй партии – консервативной Национальной партии «Бланко» неоднократно поднимали восстания (в т.ч. в 1899 году). В рамках партии «Колорадо» действовало несколько фракций и персоналистских групп, между которыми шла основная политическая борьба. Чили – вторая страна региона с выраженной многопартийностью. Правда, основные политические партии с 1891 года объединились в две коалиции: Либеральный альянс и консервативную Коалицию. В выборах также участвовала левая коалиция социалистических партий. В Эквадоре с 1895 года установилась либеральная военная диктатура Э.Альфаро. На выборах 1899 года он получил ровно 100% голосов избирателей. Правительство состояло из членов Либерально-радикальной партии. Остальные партии ушли в подполье. Из 19 вышеперечисленных избирательных систем Латинской Америки все в той или иной степени являются цензовыми. В ряде стран выборы президента в подражание США осуществлялись через коллегию выборщиков. В одно стране (Пуэрто-Рико) существовало парламентское самоуправление, остальные 18 – президентские республики, хотя формально в 8 республиках президент избирался парламентом. В Боливии, Венесуэле, Гаити, Никарагуа, Сальвадоре и Эквадоре в 1900 году правили военные диктатуры, фактически военная диктатура в условиях гражданской войны установилась в Колумбии. По характеру партийных систем можно выделить две страны с многопартийностью (Перу, Чили), три страны с двухпартийностью (Гондурас, Доминиканская республика, Пуэрто-Рико), три страны с полуторапартийной системой (Аргентина, Бразилия и Коста-Рика) и девять стран с однопартийной системой (Боливия, Гватемала, Колумбия, Мексика, Никарагуа, Парагвай, Сальвадор, Уругвай и Эквадор). В Венесуэле и на Гаити политические партии фактически не функционировали. 8387 тысяч человек (13,2% населения региона) жили в условиях военных диктатур, еще 5058 тысяч (7,9% в условиях колониальной или оккупационной власти), остальные 78,9% - в государствах с гражданским правлением.

ВЛАДИМИР-III: ВЛАДИМИР-III пишет: В Гватемале фактически сложилась однопартийная система абсолютной власти Либеральной партии и ее главы – президента Эстрады Кабреры. Все остальные партии запрещены. В 1898 году правящий режим провел президентские выборы. Эстрада Кабрера (кандидат Либеральной партии) получил 99,79% голосов. Его единственный соперник - Хосе Леон Кастильо (тоже представитель Либеральной партии) получил 0,21% голосов.



полная версия страницы