Форум » История » Антропология в Доистории (продолжение) » Ответить

Антропология в Доистории (продолжение)

Андрэ Натальер: Собственно сюда хотелось бы снести все основные тезисы по антропологическим типам доисторических людей. Составить и обсудить генеалогию вида Хомо. Рассмотреть концепции современных российских (и по возможности зарубежных) антропологов. Затронуть тему генезиса палеорас человечества.

Ответов - 76, стр: 1 2 3 4 All

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: Итак, Флеминг, Эрет и Бендер сходятся на том, что первым из крупных таксонов от афразийского языка отделился омотский язык. На глоттологе без перемен вроде - единых омотских нет, это четыре семьи. И все кучкуются примерно на юго-западе Эфиопии. Совпадение или нет?

ВЛАДИМИР-III: Значит, как всегда (в древней истории) все еще сложнее. Но неудивительно. Если протоомотский язык отделился от афразийской общности в XIII тысячелетии до н.э., у него было вполне достаточно времени для таких градаций. Территория - Кения, Эфиопия, некоторые районы совр. Судана. Но все равно современная территориальная группировка этих языков выглядит реликтом (или полуреликтом). Как нахо-дагестанские - вроде очень разнообразные, но горный реликт, а на равнинах вокруг исчезли.

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: Но все равно современная территориальная группировка этих языков выглядит реликтом (или полуреликтом). Разброс современной численности омотских народов весьма разительный - от очень малочисленных до велайта (или волайта?), которых несколько миллионов человек вроде. Если велайта реликт - то как-то он разросся.


ВЛАДИМИР-III: Я уже давно говорил, что меня всегда удивляла география африканских языковых семей. Все они, за редким исключением (банту, фульбе, кушиты) проживают очень компактно, причем занимают эту свою компактную территорию 500, 1000 и более лет. В Евразии все как-то иначе: миграции, ассимиляции, сохранившиеся реликты. Такое впечатление, что большая часть африканских языковых семей очень редко мигрирует. Гораздо реже, чем евразийские. Или мы просто не знаем африканскую палеолингвистику, сравнительно с евразийской? Вот хотя бы вопрос: как давно омотские народы занимают свою нынешнюю территорию?

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: Вот хотя бы вопрос: как давно омотские народы занимают свою нынешнюю территорию? Видимо, последнее массовое событие в юго-западной Эфиопии - миграция оромо (когда?). Могли частично ассимилировать разнообразное население региона, частично оттеснить. Но досталось всем там, похоже - и прочим кушитам, и эфиопским семитам, и омотам, и нило-сахарцам.

ВЛАДИМИР-III: ВЛАДИМИР-III пишет: Первыми из афразийской общности выделяются омото, но я затрудняюсь идентифицировать их с какой-либо конкретной финальнопалеолитической или мезолитической культурой (верхний и финальный палеолит Сахары вообще развивался по очень извилистым тропкам, и возможно там, где мы помещаем одну общность, в XV-X тысячелетиях до н.э. было несколько. Из закрытой темы. Думаю, все это это Эбурран, который возникает в XIII тысячелетии до н.э. и считается близким к кушитско-омотским племенам. Возникает он довольно далеко - в Кении и просуществовал до IX тысячелетия до н.э. Кенийско-капсийская культура, которая возникла там же на основе Эбуррана, связывается с некоторыми культурами развитого мезолита Индии (Лангхандж). Интересно, неужели Декан был одно время омотоязычен? Собственно кушитов можно связать с более поздней культурой Лаггиа в Эфиопии и другими вокруг Эбуррана: Олтоме, Кадеро, Гогошиис-Кабе. Кстати, нило-сахарские племена в финальном палеолите и мезолите активно заселяют территорию совр. Судана - вплоть до Эритреи. Акватическая цивилизация освоилась в среднем течении Нила? Нило-сахарский элемент очень силен в Судане, вплоть до н.э. Почему-то египтяне не расселялись вверх по реке, не смотря на все культурное влияние уже в эпоху фараонов. Эльментейту в конце концов отнесли к древнейшим нилотам.

ВЛАДИМИР-III: retrograde пишет: Видимо, последнее массовое событие в юго-западной Эфиопии - миграция оромо (когда?). Могли частично ассимилировать разнообразное население региона, частично оттеснить. Но досталось всем там, похоже - и прочим кушитам, и эфиопским семитам, и омотам, и нило-сахарцам. А все же, какова последовательность этнических слоев населения Эфиопии? Это многое разъяснит.

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: А все же, какова последовательность этнических слоев населения Эфиопии? Я бы обратил внимание на (потенциальные) изоляты. По глоттологу на юго-западе Эфиопии их две (!) штуки: онгота - обычно вроде пытаются включить в каких-нибудь кушитов? шабо - обычно в нило-сахарской гипотезе, но кому ближе всего может быть, непонятно. Возможно, это остатки наиболее древних слоёв, ещё доомотских?

ВЛАДИМИР-III: Кларк (Кларк Дж.Д. Доисторическая Африка. М.,1977) вот такую для Эфиопии и окрестностей последовательность выстроил: ВОСТОЧНАЯ АФРИКА САНГО 160000-60000 лет до н.э. ЭФИОПСКАЯ 80000-40000 ХОР-ДАУД 60000-50000 МАТОПАНСКАЯ 40000 СТИЛЛБЕЙ 35000-15000 ЭФИОПСКАЯ 28000-20000 МАГОЗИ 15000-10000 ЭБУРРАН 10000-1000 ЭЛЬМЕНТЕЙТА 8500-2000 ТУРКАНА 8000-1000 УИЛТОНСКАЯ 7500-2000 КЕНИЙСКАЯ 4000-2000 СУДАНСКАЯ 3000-1000 ГУМБСКАЯ 2000-1000 НИОРСКАЯ 600- Что за Уилтон в Эфиопии? Искал-искал - ничего не нашел.

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: Что за Уилтон в Эфиопии? Искал-искал - ничего не нашел. Нагуглилась карта какого-то Somaliland Wilton - https://www.somalispot.com/threads/somaliland-wilton-culture.60951/ Имеет ли отношение к настоящему Уилтону - надо дальше копать. Может, это какая-то местная культура, похожая на Уилтон?

ВЛАДИМИР-III: Если верить карте, то она как-то совпадает территориально с Харгейсой. Может она сменила там Харгейсанскую, а первоначально располагалась южнее и западнее? Дело в том, что в Южной Африке уилтон - это одна из групп койсанцев.

ВЛАДИМИР-III: Вот пока такая карта у меня получилась: СЕВЕРНАЯ АФРИКА около 10000 года до н.э.

ВЛАДИМИР-III: Кто здесь кто: 68 и 69 - нило-сахарцы, которые, как я уже говорил, в финальном палеолита распространились на запад до Красного моря (а затем якобы даже пересекли его (протокунама). 69 - ГОБЕДРА. 66 и 67 - нигеро-кордофанцы (67 - именно кордофанцы, которые в финальном палеолите, отделились от основного массива, откочевали в Судан и там живут до сих пор (еще одна лингвистическая проблема Судана) 58 – СЕБИЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА Египта. Протоафразийские (за вычетом уже выделившихся кушитов-омото и семитов, т.е. предки берберов, гуанчей, египтян и хауса) 59 - КАДАНСКАЯ-ИСНА 60 - МАСАРАНСКАЯ 61 - ВОСТОЧНО-ОРАНСКАЯ 62 - АРКНИАН 63 - ИБЕРО-МАВРУСИЙСКАЯ (ОРАНСКАЯ) 64 – УШТАТСКАЯ 65 – ХАРИФСКАЯ (та самая, которая отличается от Натуфы). Протокушитские-протоомотские группы 70 – ЭБУРРАН Протосемитские группы 71 – ХАРГЕЙСА Ну и Натуфийские культуры: 80 - НАТУФИЙСКАЯ 81 - КАРАИН 82 - МЮРАЙБИТСКАЯ 83 - ГЁБЕКЛИ-ТЕПЕ I 84 - ХИМИАНСКАЯ 85 - НЕВАЛЫ-ЧОРИ 86 - БЕЙДА Еще сохранившийся кебарийский слой: 78 - ДУАРА В 79 - КУМ-БУКАДЖИ 75 - НЕБЕКИЙСКАЯ Другие палеолитические слои Ближнего Востока: Ближневосточно-ориньякские 73 – ФАЛИТСКАЯ Атлитианские 74 – СКИФТИЙСКАЯ

ВЛАДИМИР-III: ВЛАДИМИР-III пишет: А все же, какова последовательность этнических слоев населения Эфиопии? Если сомалийцы-оромо являются самой молодой этнической волной на территории совр. Эфиопии (XVI век), то до них на этих территориях проживали более ранние этносы, которые оромо смели и ассимилировали. До того оромо (галла, как их называют на семитских языках, в т.ч. эфиопском) жили на севере Кении и юго-востоке Эфиопии более 7000 лет (след ок. 5500 года до н.э.) Эфиопосемиты пришли в Эфиопию с азиатского берега Красного моря в VI-V вв до н.э. - скорее всего они и были южноаравийским компонентом семитской языковой семьи, основным населением Сабейского царства, либо частью его. Вариант: эфиопосемиты составляли население одного из царств Южной Аравии, завоеванного Сабой (ряд эфиопских историков, например, Гетачев Меконнен Хасен, предполагают, что название народа ахмара связано с химьяритами). Сабейская племенная конфедерация именно в VIII веке до н.э. вела завоевательные войны и это могло стимулировать миграции. Вообще большая часть совр. Йемена доисламских времен - это не арабы. Мысленно уберем с территории Эфиопии всех эфиопосемитов, оромо и сомалийцев (в регионе Огаден сомалийцам предшествовал вымерший народ харла, который засвидетельствован там с VI века н.э. принял ислам в VIII веке и в конце IX века создал Султанат Шоа с династией Махзуми (до того харла были в составе Аксума; харла - либо эфиопосемиты, либо кушиты, но не сомалийской ветви). Что останется? По современной классификации, кушиты делятся на 4 ветви: северная (беджа), центральная (агау), южнокушитская (к Эфиопии не относится, хотя очень интересная группа - если бы не нашествие банту, сейчас большая часть Танзании говорила бы на их языках) и восточная, которая делится на т.н. горные народы - сидамические и близкие к ним языки, и на т.н. равнинные народы: афар-сахо, оромо, консо и сомали. Оромо и сомали мы удалили с этнической карты эфиопии. Остаются консо, проживающие на юго-западе Эфиопии ("загадочный" народ - пришли в свое нынешнее место расселения в начале III тысячелетия до н.э.. но откуда неведомо, отличался замкнутостью и воинственностью), афар и сахо (во всяком случае по языку) близки к консо. Легенды афар в один голос говорят о происхождении из Аравии и даже утверждают, что какие-то территории Йемена были населены в древности (в какой?) кушитами. Афар-сахо живут ближе к Красному морю и видимо всегда там жили. Об омотских народах мы уже говорили - юго-западная Эфиопия, встречаются и в Восточной. Вдоль всех восточных границ Эфиопии живут нило-сахарцы: нуэр, берта, кунама, ануак, мурле, бареа, туркана, кома. Затесалось и небольшое племя гоша - из семьи бенуэ-конго. P.S. До 1 млн. оромо исповедуют монотеистическую неорелигию Ваакеффанна (видимо, достаточно молодую)

ВЛАДИМИР-III: Считается, что агау до прихода эфиопосемитов заселяли большую часть центральной Эфиопии - следовательно речь идет о эпохе до середины I тысячелетия до н.э. Северные кушиты - беджа ранее расселялись не только на побережье Судана, но и севернее (в Египте), в Эритрее и (до I века до н.э.) в совр. Сомали. откуда их вытеснили пришедшие из Северной Кении сомалийцы. Так что все или почти все племена, с которыми экспедиция Баурджеда (из романа Ефремова ВЕЛИКАЯ ДУГА) сталкивалась вплоть до прибытия Пунт вдоль побережья Красного моря от египетских пределов, были схожи по языку и относились к древним беджа. Ефремов помещает Пунт в районе совр. Могадишо или чуть севернее, но современные гипотезы помещают Пунт ближе к Египту - около Джибути. К беджа относились античные племена блеммиев. Возможно афар и сахо также пришли в регион Афарской котловины в эпоху переселения консо (откуда?) Была ли территория Сомали родиной народов беджа, или лишь южной окраиной их обширного ареала? Горные территории сидамических народов заселены ими раньше или позже прихода консо и афар? Наконец главный вопрос: как давно в Эфиопии жили агау и кто там был до них?

ВЛАДИМИР-III: Нило-сахарские народы, скорее всего, никогда на заселяли сколько-нибудь значительные территории в Эфиопии, может быть кроме северной ее части, прилегающей к Эритрее.

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: По современной классификации, кушиты делятся на 4 ветви Это если не учитывать проблемы классификации ряда языков восточной и южной ветвей. Но часть из них вымерла или вымирает, может, недостаток данных... https://shs.hal.science/halshs-03341503/file/08_Vanhove_SM_Final.pdf Вот тут на карте такой вариант: 1) равнинная восточная 2) горная восточная 3) центральная 4) южная 5) северная 6) дахало - а его куда обычно суют - в восточные или в южные? 7) дуллайская - отдельно от других восточных может быть! (хотя эту группу стараются вроде в равнинные восточные втиснуть?) ... некоторые языки неясной классификации, которые могут включать в восточные или в южные. Восточную так вообще разобрали минимум на три ветви, если не побольше. Видимо, восточная ветвь настолько древняя, что сомнения в единстве. А южная ветвь работает в качестве мусоросборника - сомнительные вымершие-полувымершие языки туда прилепляют, потому что если они не восточные, то, наверное, южные.)))

ВЛАДИМИР-III: retrograde пишет: сомнительные вымершие-полувымершие языки туда прилепляют, потому что если они не восточные, то, наверное, южные. Редикты могут лди в принципе быть более ранним слоем. В целом получается, что в III и II тысячелетиях до н.э. почти всю территорию совр. Эфиопии заселяли кушиты, но удельный вес разных групп был иным.

retrograde: ВЛАДИМИР-III пишет: но удельный вес разных групп был иным. Но в целом равнинные восточные уже давно должны занимать жирный кусок. Потому что довольно древние они. https://www.researchgate.net/publication/270258773_Glottochronological_Classification_of_Oromo_Dialects Тут один из вариантов глоттохронологии для кушитских. Равнинные восточные (хоть с дуллайскими, хоть без них) начали разбегаться, возможно, в 4 тыс. до н. э.! Это уровень достаточно древней языковой семьи, одни только равнинные восточные кушитские такие вот древние.

ВЛАДИМИР-III: Уилтонская культура тут вносит интересное разнообразие. Если она продержалась до 2000 года до н.э. (конечно, следует учесть, что Кларк давал некалиброванные даты, и кроме того многие культуры с тех пор значительно состарили) и не была кушитской (койсанской?), то совсем иначе выглядит судьба протосемитов согласно мой гипотезе (Харгейса) - их вытеснили уилтонские племена. Мы-то привыкли к койсанцам в качестве аутсайдеров африканской истории, оттесненных в Калахари более развитыми соседями, но есть ведь сандаве и хадза, которые ничуть в хозяйственном отношении не уступают окружающим банту. Кто из них (тут или - или - уж больно разные сандаве и хадза) может быть потомком уилтонской культуры? В языке хадза есть влияние кушитских языков, но кушиты населяли Танзанию до прихода банту, и это влияние могло произойти уже там, а не в странах Африканского Рога. Кроме того в последнее время у хадза нашли пигмейские гены: Недавнее генетическое исследование показало, что они, фактически, больше связаны с западноафриканскими пигмеями. Согласно Knight et al. (2003), Y-хромосомные гаплогруппы представлены у хадза главным образом субветвью B2b-M112 гаплогруппы B (52 %[Tishkoff Sarah A., Katherine Gonder Mary, Henn Brenna M. et al. (2007). "History of Click-Speaking Populations of Africa Inferred from mtDNA and Y Chromosome Genetic Variation". Molecular Biology and Evolution. 24 (10): 2180–2195][Knight Alec, Underhill Peter A., Mortensen Holly M. et al. (March 2003). "African Y Chromosome and mtDNA Divergence Provides Insight into the History of Click Languages". Current Biology. 13: 464–473.]), то есть той же самой субветвью, которая присутствует у типичных представителей пигмеев — народов мбути и ака. Большая доля Y-хромосомной гаплогруппы E3a (30 %) показывает известную примесь от банту. Остальные Y-хромосомные гаплогруппы представлены у хадза другими субкладами гаплогруппы E (E1b1a, E1b1b[3]). Митохондриальная ДНК представлена у хадза гаплогруппами L2 (главным образом субклад L2a1 пигмейского происхождения) и L3 (преимущественно субклад L3g восточно-африканского происхождения), и ни одна из них не совпадает с таковыми койсанских народов Южной Африки, которые принадлежат к субкладам L1d/L1k. У хадза L0a достигает 5%[Daniel Shriner et al. Genetic Ancestry of Hadza and Sandawe Peoples Reveals Ancient Population Structure in Africa Архивная копия от 17 февраля 2019 на Wayback Machine, Genome Biology and Evolution, Volume 10, Issue 3, 1 March 2018, Pages 875–882, 14 March 2018]. Полная генетическая картина предполагает, что первоначальное население хадза было носителями Y-хромосомной гаплогруппы B2b и митохондриальной гаплогруппы L3a1, а впоследствии приняло поток генов от народов банту. Предки хадза отделились от предков восточных пигмеев и койсанов от 98 000 до 96 000 лет назад, от предков сандаве (живущих всего в 150 км от них) — 87 800 лет назад. Там же.



полная версия страницы