Форум » История » Локальные варианты Олдувайской эпохи » Ответить

Локальные варианты Олдувайской эпохи

Евгений К: Прежде не выделялись культуры внутри общности галечниковых местонахождений Археолита, хотя и были попытки. Выделялись хронологические этапы. Например, Мэри Лики различала ранний и развитой Олдувай. Шла речь о доолдувайской культуре Омо. Теперь объём данных позволяет говорить о локальных вариантах и, возможно, даже культурах галечникового типа.Об этом вскользь упоминали учебники по археологии и уважаемые учёные (Деревянко).

Ответов - 124, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

ВЛАДИМИР-III: Ды-к! Свяжите нас! Я так и не повидался с ним в Минске в 2015 и 2016. Хотя, если он занят, можно перенести встречу в Минск.

Евгений К: Раз мы опубликовали список антропологических останков и структуры археологических находок, давайте попробуем создать условную схему сравнения данных эволюции лишь одних культурных традиций, как дает нам информацию материальная культура. (Такая ситуация часто встречается в реальных исследованиях различных регионов). И сравним это с материалами, основанными лишь на антропологических данных без апелляции к археологии. Что мы имеем в сухом остатке теоретизирования над камушками? 3300-3000 тлн – 1 популяция 3000-2700 тлн – 2 популяции 2700-2500 тлн – 2 популяции 2500-2300 тлн – 3 популяции 2300-2150 тлн – 3 популяции 2150-1960 тлн – 3 популяции 1960-1800 тлн – 2 популяции 1800-1600 тлн – 3 популяции А теперь контроль по данным косточек. 3300-3000 тлн – нет данных 3000-2700 тлн – 1 популяция 2700-2500 тлн – 1 популяция 2500-2300 тлн – 3-4 популяции 2300-2150 тлн – 4 популяции 2150-1960 тлн – 4 популяции 1960-1800 тлн – 3 популяции 1800-1600 тлн – 4 популяции Что же, в итоге мы не получили точного соответствия. Однако, налицо высокая корреляция массивов данных. При этом для более ранних эпох археологические данные оказались информативнее. Затем, с накоплением антропологических находок, данные о популяциях из антропологии, возможно, становятся более информативными. Нам следует совместить известную схему культур и антропотипов. Надо признать, что мы делали анализ в масштабе всего континента, а потому популяции, представляющие одну линию развития на разных концах Африки, могли образовать свои уникальные антропотипы.

Евгений К: thrary пишет: А що означа -- палеолітичний застій? Здраввствуйте, чтоб не оказаться невежливым и не оставить вопрос без ответа, хочу попросить Вас выразить его яснее. К чему применяется этот Ваш вопрос? К тексту сообщений или это общий вопрос по теме топика?


Евгений К: Андрей убежал болеть, можно пользоваться компом. Краткий обзор традиций камнеобработки. Начальный массив культуры в Африке, основанный на одноплощадочных ядрищах, порождает три пласта традиций: - пласт с явным доминированием биполярного раскалывания; - пласт с однонаправленным типом раскалывания и доминированием одноплощадочных ядрищ; - пласт, эволюционирующий в сторону создания ретушированных отщепов (по наличным на сегодняшний день данным берёт начало вне Африки). Линия с доминирующим биполярным раскалыванием (Унда-Гона и Кооби-Фора UBU) будет долго вести самостоятельную жизнь. Пласт с ретушированными отщепами станет развиваться вне Африки на базе мультиплощадочных ядрищ и раскалывания, как было в традиции (Йирон и Риват). А вот линия с простой однонаправленной оббивкой (Ломекви – Када-Гона – Дана Ауле) через какое-то время разделится: одни сольются с группами отщеповиков, прибывших из Азии (Омо 894 и далее), другие продолжат самостоятельное существование (Локалалей 1). Зафиксируемся здесь: 2400 тлн. Итак сначала начальная популяция в Африке делится на 2 части: внутреннюю и внешнюю, ту, которая будет существовать вне пределов Африки. Внутренняя делится тоже на 2: дву- и одноплощадочников (следующих за линиями Унда-Гоны и Када-Гоны, соответственно). Затем под воздействием из Азии популяций в Африке становится 3 (часть одноплощадочников сливается с ретушировщиками из Азии). Продолжим. Когда мы строим линии связей древних индустрий, мы можем видеть географические районы, где данные популяции обитают. Эта географическая близость ведёт к гарантированным пересечениям маршрутов популяций, что однозначно сказывается на материальной культуре. Именно смешение некоторых традиций камнеургии мы замечаем в культурных комплексах раннего археолита. Для одноплощадочников станет характерна тенденция на миниатюризацию индустрии. Это и будет то время и та линия, что создаст локальную культуру Омо-Шунгура. Судя по находкам за пределами Африки (Пэбби Хиллз и Лонггупо), популяция одноплощадочников разделилась: часть осталась в Африке, а часть, сохраняя контакты с прародиной, вернулась в Азию и совершила экспансию на Дальний Восток [34]. Сначала двуплощадочники сталкиваются с независимыми одноплощадочниками и оказывают влияние друг на друга. Около 2200-2100 тлн это произошло. Затем происходит мегасинтез культур, в результате которого доминировать станет только одна линия (собственно, Олдувайский австраль), вытесняющая прочие на периферию. 2000-1900 тлн случается это, и начинается экспансия групп двуплощадочников по континенту. Похоже, что двуплощадочники вытеснили одноплощадочников отщеповиков за пределы Африки. Таким образом только 2 популяции должны были остаться. Однако по данным, которыми мы располагаем, популяция одноплощадочников, не смешавшаяся с азиатами, как будто тоже исчезает. Тем не менее, материальная культура показывает, что всё-таки популяций должно быть 2 в этот период, после 1900 тлн. Вновь обнаруживаются группы с преобладанием многоплощадочных ядрищ (Стеркфонтейн и Найена Энгол). Это те, кто был от начала камнеургии в Африке, но до сих пор скрывался? Нет. Хоть они и тесно связаны с двуплощадочниками, как показывает комплексный анализ (например, по наличию полиэдров), но хронологически они входят в кластер близкий схожим группам азиатов с таким же типом раскалывания (Убейдия, ранние стоянки). Господство двуплощадочников было прервано новой инвазией из Азии. Одноплощадочники вернулись и на своих спинах притянули культуры нового технокомплекса – ашеля. Снова 3 популяции. Можно определённо говорить на основании археологических материалов, что сначала интервенты сосуществуют с автохтонным населением, частично вытесняя, а частично ассимилируя их. Затем следы двуполщадочников автохтонов исчезают. Вместо 3 популяций: местных, пришельцев и метисов, - остаются 3: метисы и, предположительно, 2 группы пришельцев. Далее следует вести анализ нового этапа в камнеобработке – ашеля.

Евгений К: Распределение антропологических типов среди культурных традиций. Ещё раз требуется сделать оговорку, что палеоантропология предоставляет весьма фрагментарные и дискутируемые данные. В этой связи интерпретация этих останков носит предположительный характер. 2700-2500 тлн - известны неспециализированные хомо 2500-2300 тлн - хабилисы, просто хомо, эргастеры типа Дманиси, рудольфцы, пре-эректусы близкие группе азиатских архантропов типа КФ 3733. 2300-2150 тлн – ранние хомо, хабилисы, эргастеры, телантропы 2150-1960 тлн – хабилисы, эргастеры, ранние хомо и телантропы. Рудольфцы без орудий труда за хомо здесь не считаются. 1960-1800 тлн – хабилисы, эргастеры, телантропы, 1800-1600 тлн – хабилисы, эргастеры, эректусы, лантяньцы. Возможно, были сделаны различия между акселерироваными эргастерами и миниатюрными. В таком случае упоминание телантропов или дманисийцев указывает на миниатюризацию популяции. У Э. Карбонелла и ко есть работа «От гомогенности к множественности» (2009), где, обосновывая идею мода 0, т.е. пре-олдувая, он хотел показать гипотетический облик той предковой традиции. У него она должна была состоять из простейших приемов раскалывания и самых примитивных орудий. Однако наличные данные говорят несколько об обратном, и здесь уместно вспомнить идеи Бунака о недифференцированных антропологических признаках на ранней стадии сапиентации, которые впоследствии специализировались и выкристаллизовались в современные расы. Итак, именно множественность характерна для начального этапа камнеобработки, а потом опыт применения технологий привёл к сложению технологических традиций. При этом множественность на начальном этапе свидетельствует о наличии предварительных трудовых навыков или, как минимум, о способности к целеполаганию, связанному с трудовой деятельностью. Эта деятельность была не обязательно камнеобработкой, она могла связываться с древообработкой, собирательством или обработкой кости. Развитие камнеургии вело к специализации навыков и, как следствие, дифференциации культурно-технологических традиций, к сложению того, что советские ещё учёные называли "линияями развития" .

ВЛАДИМИР-III: Давно в связи с этим хотел спросить: сколько было сломано копий вокруг скрещивания кроманьонца с неандертальцем (и сейчас уже генетически доказано) - а какова гибридность других видов, особенно дальше отстоящих, чем эти два первых, друг от друга?

Евгений К: ВЛАДИМИР-III пишет: а какова гибридность других видов, особенно дальше отстоящих, чем эти два первых, друг от друга? В настоящее время известны геномы двух несапиенсных видов. Это хомо неандерталенс и хомо алтаенсис. Оценочно, общие их предки обитали около миллиона лет назад. Уже у неандертальцев обнаружены несколько генетических линий, так же минимум 2 линии обнаружены у денисовцев. Корреляция их между собой позволила предполагать наличие ещё одной гипотетической группы между хомо неандерталенс и хомо алтаенс, о которой пока ничего не известно со стороны костных останков. Другая группа возможных метисов известна из генома африканцев. Есть какие-то аллели и локусы в их геноме, которые указывают на смешение с более древними палеоантропами, чем хомо неандерталенс. Нет никаких серьёзных оснований предполагать отсутствие иных подобных смешений между ранними популяциями хомо. Однако установить их достоверно без наличия секвенированных геномов не представляется возможным. Порой смешение антропологических признаков видно антропологам по их данным, но с уверенностью доказать, что это есть результат метисации или эволюции невозможно. Типичный пример - череп из Нгандонга. Он эволюционно продвинут относительно предшествующих черепов типа поздних Самбунгмаканских находок, сохраняет основные признаки популяции явантропов, но вместе с тем он похож по ряду признаков на черепа из Африки и тот же череп из Утнора. Как это возможно? Конвергентная эволюция? Полицентризм? Или всё-таки параллельные процессы: и эволюционная цефализация и сапиентация, и смешение с материковыми группами. Мне лично кажется, что на многие вопросы могла бы дать ответы популяционная генетика приматов, и прочих высших млекопитающих, описывающая подобные процессы в популяциях других животных: хищных и травоядных. Как это у них? Как это у медведей? У быков? У орангутанов? У горилл?

Андрэ Натальер: Ах, какие же вы молодцы, что так организовали и провели такое мероприятие! Я тащусь! Круто! Респект! Евгений К пишет: Краткий обзор традиций камнеобработки. Что бы я хотел от Вас, Евгений, это чтоб Вы провели ревизию материалов по ранним традициям и культурам австраля, собственно, чему и посвящён раздел. Я так вижу, что локальные культуры в Африке размножились? ПРоясните. Пролейте свет, так сказать

Евгений К: Мне понравилась тема и задача, что была озвучена Андрэ Как видно из крайних материалов, многое приходится и пришлось переосмыслить, в т.ч. и благодаря форумчанам Трухистори. Всё-таки 5 лет назад другие были концепции, основанные на других объёмах познания. Тогда обозначился прорыв в знании и открытии новых стоянок Евразии с древнейшими каменными орудиями. Мало кто связывал их воедино с Африканскими традициями камнеургов, т.е. Восточная Африка - колыбель камнеобработки, а культуры Евразии радикально более поздние и на фоне Африки уже и примитивные и отсталые. Были попытки, наоборот, объединить их все в одно целое. Сплошниковый массив культур мода 1 без внутренних локальных различий. Как тогда так и сейчас мне чуждо как противопоставление древних стоянок Африки и Евразии по древности друг другу, так и безразличение их самобытности. Однако если 5 лет назад, основным критерием локальных культур для меня служил географический фактор, то сейчас в качестве доминанты можно выделять фактор индустриальный, основанный на способе производства каменных орудий. Во многом это стало возможно благодаря осмыслению и, отчасти, критике идей Дороничева о палеолитических технокомплексах. Я пытался объединить стоянки территории в единое целое полагая преимущественную трансляцию идей и технологий внутри региона. Однако мной была недооценена мобильность древних групп архантропов и их способность к разносу своих традиций на огромные расстояния. Это неудивительно, ведь хотя стоянки и принадлежат одному региону, но хронологически они разделены тысячелетиями, а значит и сотнями поколений древних популяций. Региональная (локальная) устойчивость культур на таких гигантских временных расстояниях оказалась под вопросом. На смену локальным культурам всё же более подходит представление о линиях развития, внедрённая в работе по Палеолиту Ближнего и Среднего Востока. - Л.: Наука. - 1978, авторами того сборника. Идею линий развития в применении к Африке я попытался развить в предыдущих постах этого года. Вместе с тем, локальность, как территориальная привязка, никуда не исчезает. Она просто играет менее значимую роль относительно технологии у кочующих групп населения. Однако ландшафт местности и географическая специфика накладывают отпечаток на биоту региона, на сырьевой его потенциал, на промысловых животных и способы их добычи первобытными коллективами, а значит на особенности хозяйства и материальной культуры хомо. Поэтому в дальнейшем изложении я буду опираться на идеи о технологических комплексах (Дороничев В., Ранний палеолит Кавказа и Западной Азии: сравнительный подход, 2009), о линиях развития внутри них. и на идею о том, что популяции древних не появляются и не исчезают из пустоты, но находятся в состоянии взаимодействия разной степени сложности друг с другом.

Евгений К: Что изменилось? А что осталось незыблемым? Неизменной остаётся попытка описать культуры мода 1 во всей ойкумене. Мод 1 - безашельские культуры (по западной традиции). Мод 2 - индустрии с бифасами. Мод 3 - технологии с леваллуа. Мод 4 - появление призматического раскалывания и верхнепалеолитических техник. Мод 5 - микролиты. Взято у С.Оппенгеймера. Изгнание из Эдема: Хроники демографического взрыва. - М.: Эксмо. - 2004. География описываемых регионов осталась прежней: Африка, Присредиземноморская Европа, Кавказ, Западная Азия, Центральная Азия, Южная Азия, Восточная и Юго-Восточная Азия. Фактическая задача сводится к описанию возникновения традиций камнеобработки в каждом из указанных регионов. В перечне культур олдувайского круга, мода 1 или австраля, как это было у меня: Прикрасноморский (Ханаанский и Хадарский), Индский, Чиньский, Таманский, Олдувайский, Капский и Романский. Несколько локальных групп сохранили свою позицию: Олдувайский (совпал с олдувайским технокомплексом), Ханаанский (совпал с одной из особых уникальных традиций камнеобработки), Хадарский (совпал с традицией Омо-Шунгура), Таманский (выделяется всё больше в результате новых раскопок, где подтверждается уникальность традиции) и Романский (из множества стоянок региона часть будет отнесена к этому типу в силу своей специфики). Они, немного трансформировались, иначе сгруппированы стоянки, но в целом я бы их и сейчас оставил. Остальные претерпевают изменения.

Евгений К: Технокомплексы и локальные культуры Соотношение технокомплексов и локальных культур занимает важное место в описании австраля (мода 1). Для безбифасиальных технологий у Дороничева выделено 4 типа индустрий: - до-олдувайский технокомплекс - олдувайский технокомплекс - технокомплекс ядра, чоппера и обработанного отщепа - технокомплекс тейяка. В отличие от локальной культуры региона технокомплексы имеют привязку к навыкам групп хомо. В силу регистрируемой мобильности древних камнеургов трансляция технологических комплексов камнеобработки идёт по условным линиям развития, в которых усматриваются устойчивые черты технокомплекса на огромных пространствах и временных промежутках. В рамках одного технокомплекса могут быть разные линии развития, отражающие культурную специфику определённой группы населения. Поскольку обычно австраль (мод 1) это первая культура освоивших регион хомо, постольку эта первая культура может приобрести локальную специфику для конкрертной популяции. Вместе с тем технокомплексы и их локальные варианты имеют тенденцию распространяться волнами в регионы. Это может означать как смену насителей культурных традиций, так и смену технологий без смены носителей. Поэтому в новых построениях локальные культуры приобретают ещё более локальные черты во времени. Сетевидность эволюционных процессов в антропогенезе накладывает свой отпечаток на развитие локальных культур. Они тоже имеют вид не стройной линеечки или хотя бы деревца, а вид рваной сети с некими узлами смешений, расхождений, обрывов и нововведений. Как вы видите, понятие австраль (=мод 1) уже не вмещает все феномены эпохи начальной камнеобработки (археолита). Оно становится слишком общим и слишком неточным. Тем более именования мода 1 - Олдувайской эпохой. Полагаю, что представление о локальных культурах и особых линиях развития археолита станет более значимым и точным в описании первых каменных индустрий.

Евгений К: Хм, более значимым для специалистов, конечно. Появляется в Эфиопии, в Афаре, согласно современным представлениям (стоянка Када Гона, 2700-2100 квс). Распространяется в Ханаан, Хадрамаут и Олдувай примерно в промежутке между 2600 и 2100 квс. Данная культура фиксирует наличие производящей каменные орудия и ведущей с их помощью хозяйственную деятельность популяцию древнейших людей. От этой популяции происходит радиация и рассеивание архантропов на восток, через Загрос в Пакистан, где обнаруживаются стоянки Индского аустраля. Можно выделить 2 полюса у этой культуры: северный в Ханаане и южный в Хадаре. Из Северного центра произойдёт формирование популяции Кавказа. Из южного центра произойдёт смещение ещё дальше на юг, сначала в Восточную Африку, а затем и в Южную. Отличительной особенностью является редкое употребление полиэдров и сфероидов относительно чопперов и чоппингов. Предположительно именно в среде этой культуры зародится двусторонняя обработка камня (стоянка Мелка Контуре, 1700 квс). Регион Прикрасноморья остаётся важным в формировании множества камнеургических традиций. На сегодняшний день сохранить его единым уже не могу. И тогда я пытался разделить его на 2 полюса. Сейчас можно говорить о формировании большего количества традиций тут. Общим местом для ранних культур региона станет принадлежность к до-олдувайскому технокомплексу. Что же мы находим на месте ПКМ-австраля теперь? Традиция Омо (2420-1600 тлн) - формально соответствует Хадарскому австралю, даёт выселку в Азию Традиция Ломекви - Када-Гоны (3300-1360 тлн) - основная традиция Прикрасноморья, носители обитают вокруг Красного моря и в прилегающих регионах Традиция Йирона (2500-1700 тлн) - формально соответствует Ханаанскому австралю, даёт выселок в Африку, распространяется в Азии. Традиция Унда-Гоны (2700-1900 тлн) - хоть и берёт начало в Прикрасноморье, но распространяется далеко на юг от него. Предшественница Олдувайского австраля.

Евгений К: В этом веке была открыта стоянка Риват в предгорьях Гималаев с галечниковыми орудиями, датируемая 2200-1800 квс (Англовики). В зависимости от того, как решается вопрос о непрерывности заселения Южной Азии, следует делать вывод: либо Пакистан уже в это время стал центром дальнейшей экспансии на Восток (похоже так считает Зубов), либо оставался перевалочным пунктом, а начальные хомо закрепятся здесь позже (около 1500 квс). Я (для пущего драматизьма исторического процесса) за вторую версию. На стоянке неизвестны останки гоминин. Фрагментарность же археологического материала скорее говорит в пользу того, что Риват был перевалочной базой архантропов, а не центром расселения. Предположим, что прочному освоению региона препятствовала высокая тектоническая активность Гималаев и Декана. По геологическим данным выпячивание гор продолжалось ещё и в Раннем плейстоцене, а не только в позднем плиоцене, о котором ведём пока речь. Мне даже кажется, что освоение региона могло прекратиться между 1800 и 1500 квс, что впрочем не исключает мизерного присутствия редкой популяции архантропов где-то по соседству до начала досоанского галечникового периода. Итак ИНД-аустраль - транзитная культура, ведущая происхождение от ПКМ-аустраля и переходящая в нестратифицированные досоанские памятники. Позже, когда коммуникация регионов станет более интенсивной, получит развитие Соанская культура (примерно после 1200 квс). Скорее, подтвердилась идея о несамостоятельном характере ранних стоянок Индостана. Регион стал перевалочным пунктом для волн миграций древних хомо. Стоянки принадлежат разным традициям камнеобработки. Ниболее устойчивая традиция Ривата и, возможно, наследующего ему Пэбби Хиллз формировались под воздействием волн мигрантов, которые накладывали свои отпечатки на памятники региона до наступления ашельской эпохи. Именно эта условная традиция несла следы технокомплекса ядра и обработанного отщепа, связанного с Западной Азией. Вообще, будучи транзитным регионом, Индостан на ранних этапах камнеургии входил в ареал традиций Западной Азии и немного - Восточной Африки. Поэтому если и называть что-то Индским австралем, то не начальные стоянки, а линию, идущую уже от Пэбби Хиллз (2000/1900 - 1400 тлн).

Евгений К: Китайский австраль Китайские учёные обнаружили несколько хорошо стратифицированных памятников Археолита с датировками более 2 миллионов лет назад. Все они располагаются на Юге Китая (Лонгупо, Юаньмоу) и датируются в диапазоне 2300/2200-1600/1500 квс. Специфика их материальной культуры, по мнению советских/российских и зарубежных археологов, в преобладании односторонней камнеобработки по типу соанской археологической культуры. На базе ЧИН-аустраля, пришедшего из Южной Азии, сформировалась популяция архантропов, заселившая земли к северу и югу от бассейна Янцзы. До определённого момента эта культура существовала автономно и в ней смог закрепиться такой яркий маркирующий признак как синодонтия. Зубов говорит, что отсюда произошла экспансия архантропов в Юго-Восточную Азию и мы согласимся с ним, добавив, что произошло это до формирования комплекса синодонтии, т.к. явантропы оставались нормодонтами, как и африканские популяции. Как и с ИНД-австралем тут происходят перемены в интерпретации данных. Волны миграций, д окатившиеся до Восточной Азии несли следы западных традиций. И популяции их сформировавшие не сложили единую культуру. В Китае всегда обитало несколько групп носителей разных традиций камнеобработки. Андрэ описывал их как мини- и макролитистов. Существуют там даже ещё большие различия. Традиция Лонггупо - Сихоуду (1960-1200 тлн) - связана с Западной Азией и Восточной Африкой Традиция Рензидонга (2250-1500 тлн) - древнейшая и самая грубая из традиций, восходящая к Када- Гоне и мигрантам оттуда Традиция Нихэвани (1900-1100 тлн), происходит от мигрантов из Южной Азии, возможно, связана с Солойской культурой Явы

Евгений К: Австраль Южной Африки Капский (КАП) аустраль (характерен также и для Анголы). Имеются различные датировки и интерпретации останков с Юга Африки. По одним из них аустраль очень древен и тогда он должен относиться к эргастерам из Прикрасноморья; по другим – орудийный комплекс достаточно продвинут и представляет собой не ранний аустраль, а развитой Олдувай, и значит происходит с Востока Африки. (Палеолит Африки).С другой стороны, аббевильские грубые рубила Капской провинции показывают связь с Прикрасноморьем по миндалевидной форме бифасов. Кроме каменных орудий в пещерах Южной Африки обнаружены костяные чопперы и другие, которые обрабатывались по технологии камня. Уже в фазе ашеля сюда придёт влияние из Сахары и Восточной Африки. Для пещер Южной Африки вопрос с выделением мода 1 остаётся спорным. Что сейчас нового по этому региону? В Стеркфонтейне есть т.н. олдувайский горизонт. Вернее, у одной из стенок пещеры скопление орудий без рубил. А у входа, примерно в этих же горизонтах уже рубила есть. Хотя это не полноценные горизонты, их называют слой 4 и слой 5. Особенности залегания слоёв всё-таки позволяют считать, что пристенный слой более древний: 2000-1700 тлн. НО это не олдувайский австраль, а совершенно особая фация ни на что в Африке не похожая до-олдувайского технокомплекса. И потом есть несколько пещер, где встречаются орудия из кости, но нет орудий из камня: КРомдраай и орудия из Дримолейн, древностью 2300-1700 тлн. Данные новые из Rhiannon C.Stammers, Matthew V.Caruana, Andy I.R.Herries. The first bone tools from Kromdraai and stone tools from Drimolen, and the place of bone tools in the South African Earlier Stone Age. - Quaternary International, 17.4.2018, я их ещё не обработал и не осмыслил. Если существование Капского австраля подтвердится, то его особенности, связанные с особой ролью костяных орудий в хозяйстве, можно будет переносить ретроспективно по линии развития данной индустрии в культуру - источник такого специфичного способа раскалывания. т.е. в Йирон.

Евгений К: Австраль Индонезии Такого пункта не было 5 лет назад. Сейчас стало известно о Солойской культуре археолита. Это минилитическая культура с аморфными отщепами, снятыми с аморфных же ядрищ. Тип такой культуры в соседних регионах известен из Южной Азии и из Северного Китая, из Нихэвани, где в Сяочанлине встречаются минилиты бессистемного скалывания. Возможно, эти культуры имеют общий центр распространения.

ВЛАДИМИР-III: Евгений К пишет: Тогда обозначился прорыв в знании и открытии новых стоянок Евразии с древнейшими каменными орудиями. Мало кто связывал их воедино с Африканскими традициями камнеургов, т.е. Восточная Африка - колыбель камнеобработки, а культуры Евразии радикально более поздние и на фоне Африки уже и примитивные и отсталые. Были попытки, наоборот, объединить их все в одно целое. Сплошниковый массив культур мода 1 без внутренних локальных различий. То есть получалось, что Африка принципиально была новатором, а Азия - раз за разом - периферией?

ВЛАДИМИР-III: Евгений К пишет: На смену локальным культурам всё же более подходит представление о линиях развития, внедрённая в работе по Палеолиту Ближнего и Среднего Востока. - Л.: Наука. - 1978, авторами того сборника. Да, это-то мне показалось у них самым продуктивным. Евгений К пишет: Поэтому в дальнейшем изложении я буду опираться на идеи о технологических комплексах (Дороничев В., Ранний палеолит Кавказа и Западной Азии: сравнительный подход, 2009), о линиях развития внутри них. и на идею о том, что популяции древних не появляются и не исчезают из пустоты, но находятся в состоянии взаимодействия разной степени сложности друг с другом. Вопрос только: насколько они выразительны? Сколько вообще артефактов в общей сложности осталось от рассматриваемого периода? Не находится ли археология нижнего палеолита сейчас все еще в той стадии, в которой археология бронзового или медного века пребывала сто лет назад? Евгений К пишет: Регион Прикрасноморья остаётся важным в формировании множества камнеургических традиций. На сегодняшний день сохранить его единым уже не могу. И тогда я пытался разделить его на 2 полюса. Сейчас можно говорить о формировании большего количества традиций тут. Общим местом для ранних культур региона станет принадлежность к до-олдувайскому технокомплексу. Что же мы находим на месте ПКМ-австраля теперь? Традиция Омо (2420-1600 тлн) - формально соответствует Хадарскому австралю, даёт выселку в Азию Традиция Ломекви - Када-Гоны (3300-1360 тлн) - основная традиция Прикрасноморья, носители обитают вокруг Красного моря и в прилегающих регионах Традиция Йирона (2500-1700 тлн) - формально соответствует Ханаанскому австралю, даёт выселок в Африку, распространяется в Азии. Традиция Унда-Гоны (2700-1900 тлн) - хоть и берёт начало в Прикрасноморье, но распространяется далеко на юг от него. Предшественница Олдувайского австраля. Надо это все как-то свести в генеалогическую таблицу, схему точнее. Евгений К пишет: Скорее, подтвердилась идея о несамостоятельном характере ранних стоянок Индостана. Регион стал перевалочным пунктом для волн миграций древних хомо. Стоянки принадлежат разным традициям камнеобработки. Ниболее устойчивая традиция Ривата и, возможно, наследующего ему Пэбби Хиллз формировались под воздействием волн мигрантов, которые накладывали свои отпечатки на памятники региона до наступления ашельской эпохи. Именно эта условная традиция несла следы технокомплекса ядра и обработанного отщепа, связанного с Западной Азией. Вообще, будучи транзитным регионом, Индостан на ранних этапах камнеургии входил в ареал традиций Западной Азии и немного - Восточной Африки. Дополнительный вопрос о мотивациях не только дальнейших миграций, но и о остановках и переходу к оседлости. Евгений К пишет: В Китае всегда обитало несколько групп носителей разных традиций камнеобработки. Ды-к и никакого ландшафтного и климатического единства в Китае никогда не было. Важнейшее разделение страны на Север и Юг (по водорозделу Хуанхэ-Янцзы) может иметь предысторию еще во времена синантропов. Евгений К пишет: Традиция Лонггупо - Сихоуду (1960-1200 тлн) - связана с Западной Азией и Восточной Африкой С какой именно?

Евгений К: Таманский (ТАМ) аустраль. Происходит от аустраля Прикрасноморья. По каким-то причинам насельники северной части ПКМ-региона, сместились ещё севернее (либо улучшились климатические условия, либо ухудшились демографические). Они дошли до границы тогдашней ойкумены, до манычско-донского пролива, заняв Кубань, Ставрополье, Дагестан, Чечню, Кабарду и прочие земли, с севера прилегающие к Кавказу. Одной из особенностей этой культуры будет сохранение традиции культуры Омо, т.е. микролитов в составе инвентаря (Амирханов, 06). По оценкам грузинских археологов, верхней границей этой культуры станет рубеж в 1300 квс. Примерно с этого времени эргастеры уступают место азиатским эректусам или лантяньцам, по интерпретации Андрэ. Новые раскопки заставляют Вячеслава Щелинского по новому взглянуть на материалы из Тамани. Всё сходится к тому, что перед нами древнейшие формы раннего ашеля, а не австраль. И если подтвердятся датировки доолдувайского времени, до 1976 тлн, то это будет древнейший ашель в мире. (Немного гложут меня сомнения по поводу стратиграфии стоянок Тамани, но...). Там ведь куча костных останков, которые можно попытаться продатировать. Вон Андрей даже нашёл бивень древнего слона или предка мамонта там, он прислал мне фотки. Так что ж они медлят!? На фоне таманских перспективными выглядят дагестанские находки, не несущие следов ашельского технокомплекса: Рубас, Айникаб 1,- плюс Арени 1, то же Дманиси. То есть возможно надо будет говорить о Кавказском австрале, а не Таманском. И тогда ряд родовых признаков этой группы поменяется. То есть я включал в Таманский австраль на начальном этапе и РОдники и Дманиси и Рубас, но теперь таманские комплексы надо выводить из общего списка, а без них Таманский австраль уже не Таманский (к тому же и не австраль ).

Евгений К: ВЛАДИМИР-III пишет: То есть получалось, что Африка принципиально была новатором, а Азия - раз за разом - периферией? Вот такой афроцентризм господствовал и господствует в антропологии и вслед за ней и в археологии. Считаю его неверным. То есть в вопросе антропологии он может сохраняться, но в вопросе археологии надо спорить. Понимаете, когда Африка вытолкнула из себя первых мигрантов, через пару поколений они уже стали аборигенами Евразии. И с тех пор не было запретов на обратные влияния. В чём-то популяции континентов стали равноправными в плане влияния друг на друга. Мы видим вслед за антропологами экспансию из Африки разных типов архантропов. Но каменная индустрия не всегда поддерживает однонаправленность вектора влияний. Не всегда. Мы вынесем с Андреем наши соображения на эту тему в обсуждение сюда чуть позже.



полная версия страницы