Форум » История » Доистория Средней и Задней Азии » Ответить

Доистория Средней и Задней Азии

Андрэ Натальер: Появление человека разумного в центре Евразийского континента и на его Востоке. Метисация с предковыми формами людей. Эволюция археологических культур, становление новых технологий и сложение новых языковых прасемей. Кроме индоокеанского побережья у древних людей всегда был путь навстречу солнцу через сердцевину Азии - подножия горных хребтов водоразделов континента. Впервые хомо сапиенс прибыл в Среднюю и Центральную Азию после своего исхода из Африки и, вероятно, после начала последнего Оледенения. До этого путь на Северо-Восток ему преграждали популяции азиатских гейдельбергцев и неандертальцев. После катастрофы извержения Тобы этот путь оказался расчищен, во всяком случае, палеоантропы воспрепятствовать натиску неоантропов не могли. Вместе с тем, на Восток Азии сапиенсы добрались, возможно, даже раньше, чем в Центр континента, поскольку часть людей исхода уцелела в катастрофе и эта часть как раз располагалась на Юго-Востоке. Древнейшие популяции исхода, носители гаплогруппы D у-хромосомы стали насельниками уже тихоокеанского побережья. На форуме неоднократно отмечалось, что береговая линия тогда проходила много дальше по шельфу, и были обнажены ныне затопленные тысячи и тысячи квадратных километров древней суши.

Ответов - 119, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Андрэ Натальер: Существовал ли единый центр миграций на восток Азии? Чтобы, согласно нашей гипотезе, попасть на древние стоянки Китая, требовалось постоянно мигрироватьвверх-вниз по течению Великих восточных рек, доходя до переправ и бродов с целью форсирования речных преград. Однако если предположить, что на южных склонах Кун-Луня был единый центр миграций, то объяснимы становятся попадания популяций архантропов в разные междуречья, плюс миграция на Юго-Восток Азии. Более того, как минимум в 3х из 4х обитаемых междуречий проявится культура минилитов, ведущая историю от культуры ОМо, Йирона и Тамани. (Такие вводные данные даже могут помочь выдвигать версии где и что искать: культуру минилитов на южных склонах Кунь-Луня). В упрощённом варианте. пока не подтверждена идея единого центра, история путешествия и заселения Восточной Азии будет выглядеть так: эргастеры-первопроходцы из верховий Инда стали обходить Тибето-Гималайское поднятие по срединному Евразийскому водоразделу, опасаясь сейсмо-тектонической активности южного маршрута, а затем спускались долинами Великих рек на Китайскую равнину и в соседние регионы В подобном раскладе событий появление эргастеров в том или ином междуречье - случайно. Хронология определялась скоростью продвижения каждой популяции по своему водоразделу-берегу. Вектора общего движения (с Ю-З на С-В) не было. Сообщества междуречий формировались отдельно, что привело впоследствии к сложению различных традиций камнеобработки и даже различных антропологических типов населения (спорить с академиками, так уж на полную катушку ). Именно хаотичную картину распределения культурных традиций и древних популяций видно в дальнейшей истории доисторического Китая.

Андрэ Натальер: Справедливости ради отметим, что стали появляться в СО РАН работы различающие разные культурные традиции в рамках нижнего палеолита Центральной и Средней Азии. Вот и по Китаю такие работы стали появляться.

Андрэ Натальер: Преодоление разрыва Картографирование культур Китая и составление стратиграмм региональных культур в прежнее время вскрывало хронологические разрывы в индустриальных традициях Восточной Азии. Переход от культуры к культуре сопровождался хронолакунами незаполненными находками (как, например, соединить воедино линии развития и связей культур предложенные Цзя Ланьпо: Сихоуду-Кэхэ-Динцунь или Чжоукоудянь-Шиюй-Сячуань). Приходилось выдвигать порой оригинальные версии поведения древних людей, а сами разрывы, ссылаясь на того же С.Кучеру, объяснять повышением тектонической активности. Если Европа обезлюдевала от наступления Холода, то на Дальнем Востоке бушевали вулканы, случались локальные "ядерные зимы", резкие колебания климата. Молодые горы подвергались высотному оледенению и люди вынуждались к отступлению вместе с прочей фауной. Однако в западных источниках были встречены другие варианты решения проблем разрывов: разрывы преодолевались путём передатирования находок и местонахождений. Более старые омолаживались, молодые удревнялись так, что границы переходов культуры в культуру сближались. Такой метод, применённый к стратиграмме культур, всё же не лишил её разрывов окончательно, но нам помог уже на более широком исследованном материале отыскать выпавшие в разрывы звенья. Как бы то ни было, но "разрывы "в культурных традициях имеют место быть и они прекрасно согласовываются с данными как сейсмо-тектонической активности, так и с данными генетики по наличию крупных миграционных потоков, зафиксированных в ядерном геноме человека. Совмещая обе версии интерпретации, добавляя археологическую и антропологическую составляющие, мы приходим к выводу, согласному с геологией и генетикой, о существовании периодов "бутылочных горлышек" в развитии человеческой популяции, проходя через которые оно сужало свой генофонд. Далее оказывалось, что «бутылочное горлышко» повышало миграционную (восстанавливающую популяции пострадавших регионов) активность, заново открывая и заселяя опустошённые регионы.


ВЛАДИМИР-III: Андрэ Натальер пишет: То есть, чтобы занять перечисленные выше плацдармы освоения Востока Азии, архантропы раз за разом форсировали крупнейшие реки Азии туда-сюда. //Проверяется версия этологами поведения приматов. Если приматы замечены в форсировании крупных рек, то эта версия остаётся господствующей. Если же, как кажется, и приматы и не-приматы в целом боятся воды, то может и должна вступить в силу версия северного маршрута//. А скачкообразное изменение поведения? Мореплаванье подтверждено только с эпохи около 840000 лет до н.э. Попадались ли археологам какие-либо доказательства создания архантропами плотов или иных плавсредств в описываемую Вами эпоху? Андрэ Натальер пишет: Если вверна северная версия, то можно предположить, что в район Сивалика архантропы попали с ближайшего водораздела, обходящего Инд, а это отроги Гиндукуша и предгорья Памира. Оттуда есть выходы в Таримскую долину и предгорья южных склонов Кун-Луня и Тянь-Шаня. А что в это время с Тибетом?

Андрэ Натальер: ВЛАДИМИР-III пишет: А скачкообразное изменение поведения? ??? ВЛАДИМИР-III пишет: Попадались ли археологам какие-либо доказательства создания архантропами плотов или иных плавсредств в описываемую Вами эпоху? Нет ничего. Только косвенные догадки. Древесина плохо сохраняется, хуже кости. Следы обработки дерева известны с начала эпохи камня. Чоппер-ударник может перерубить дерево толщиной в руку за минут 20 (Матюшин), ещё ловчее приспособить для этого кливер с поперечным лезвием. По микроследам на лезвиях ручных рубил и кливеров стало понятно, что их использовали для рубки и обработки древесины (Волков). Плывущее поваленное дерево архантропы могли наблюдать не раз. Плывущих на спине бегемота птиц тоже, поэтому, когда родилась идея переправы при помощи бревна, сказать трудно. Тростниковые охапки нужно было связывать, поэтому когда появилась идея верёвки из жил, веток или волокон растений, неизвестно. Если только не переплетали стебли-ветки как гнездо какое... Только догадки. В любом случае преодоление водной преграды - постоянная и насущная проблема людей: - пресноводное озеро можно обойти - пресноводную реку уже сложнее, её обходили до момента обнаружения брода, переправы. переправы стали стратегическими пунктами, ведь ими пользовались и звери и гоминиды. Если переправу занимало враждебное племя, то оставался путь вплавь. Вот и выкручивались, как могли - солёное море или пролив/реку изначально не обойдёшь. Значит, форсировали их после того, как освоили речные переправы. - от переправ, возможно, пошло и каботажное морское плавание на рыбный или промысел морского зверя (в той же Салданьи это дельфин). Как Трэри говорит, везде существовали различия исторического развития и способов существования. О-то, о цэ ж.

Андрэ Натальер: Ранние традиции. В древнейшей миграции из Прикрасноморья участвовало 2 близких, как кажется, традиции галечникового типа: - австраль доолдувайский (=хадарская культура); - австраль минилитический (=шунгурская или омо культура). Обе традиции берут начало в Эфиопии и распространяются по древней ойкумене. Мы предполагаем, что потомки этих мигрантов и прямые наследники их традиций добрались на Восток Азии. Неолдувайский австраль/мод1, представлен традицией Рензидонга. Миниавстраль омо представлен традицией Лонггупо. Стратегия рассления, при которой перемещаются вместе кланы двух (или нескольких) культурных традиций или двух/нескольких родов, может указывать на существование своего рода фратрий, между которыми происходит обмен брачными партнёрами. Так минимизируется риск кровосмешения, хотя полностью и не исключаются его негативные последствия (как отмечалось на примере черепа из Циннюшаня, кажется). Именно обменом брачными партнёрами между фратриями можно объяснить ряд феноменов развития популяций Китая и сопредельных территорий. Само признание существования "фратрий" могло бы опровергнуть идеи тотального промискуитета и обозначить новые горизонты понимания организации ранних первобытных сообществ (то ли на Элементах, то ли на АнтропогенезеРу было исследование генетиков о том, что устройство мигрирующих сообществ было специфичным по половому признаку). К традициям первопроходцев позже (после 1200 тлн) добавятся ещё традиции с Ближнего Востока. При этом интересно, что они распространяться будут в среде насельников Востока Азии избирательно, что наталкивает на мысль о распространении в близкородственной среде популяций. И ещё, пока в первом приближении, тенденция распространения влияний с Ближнего Востока близка матрице, свойственной распространению в Европу.

Андрэ Натальер: Две линии. Две судьбы. Портрет древнейших популяций. Рензидонг. Население владеет галечниковой технологией достаточно развитого вида (в западных источниках /Гаррод, 2010/ поэтому считают стоянку более молодой, чем Лонггупо). Нет типичных олдувайских элементов индустрии. О зубах гоминид подробно не известно, поэтому будем считать их нормодонтами (это не слишком произвольное допущение, поскольку нормодонты присутствуют в регионе в глубокой древности, Сихоуду). Лонггупо. Использование минилитов, подобие на культуру Омо . Нет олдувайских элементов в индустрии типа сфероидов (правда, набор самих орудий со стоянки минимален). Населению присуща синодонтия (лопатообразность резцов). М ы можем отследить примерные пути развития и распространения как культурно-индустриальных традиций, так и популяционных потоков. (А это, как оказалось, далеко не одно и то же). Здесь как раз и начнут сказываться многие парадоксы, а может именно закономерности древнего культурного существования и возникнут проблемы соответствия археологических материалов той или иной популяции. Камнеургическая традиция Лонггупо хорошо известна в Восточной Азии. Она распространяется в двух направлениях: из Юго-Западного Китая она попадёт на северо-восток (в полном соответствии с данными С.Кучеры), севернее Хуанхэ, в Нихэвань, стоянка Сяочанлинь. НО есть и другое крыло распространения традиции: в противоположном направлении, на Юго-Восток Азии, культура реки Соло, Ява, Индонезия. Минилиты в рамках галечных культур австраля/мода1 встречаются и там и там, но парадокс состоит в том, что ни там, ни там не засвидетельствовано на раннем этапе у известного населения синодонтии. Традиция-то из Лонггупо, а население другое, нормодонты. Что же стало с синодонтами? Нет, носители синодонтных признаков не исчезали из региона, однако они станут носителями другой традиции, не связанной с минилитами и Омо-культурой. Популяция синодонтов в рамках традиции Юаньмоу просуществовала южнее Янцзы до рубежа в 1200 тлн. И лишь примерно с этого времени начиная, они выйдут за пределы южнокитайского ареала (появление в междуречье Янцзы и Хуанхэ в районе Гунванлиня лантяньского архантропа). Следующий парадокс с этой популяцией состоит в том, что в это же время предположительно синодонтное население известно в Средней Азии (Сельунгур, популяцию которого Зубов связал с синодонтами Восточной Азии, с синантропами). То есть кажущаяся пассивность палеонаселения была обманчивой?

Андрэ Натальер: Все эти факты: перекрещивание традиций камнеобработки между различными типами популяций, слишком быстрое распространение синодонтных групп в пространстве в короткий промежуток времени - привело нас к следующему мнению/гипотезе. * синодонтия популяции Лонггупо объясняется синодонтией (хотя бы частичной) их предковой популяции. Мы не случайно ввели представление о гипотетической икс-популяции, обитавшей на южных склонах Кун-Луня или поблизости, что именно от неё могли произойти и синодонты Китая и Средней Азии. * в более сильном варианте данной версии можно предположить присутствие синодонтии вообще среди носителей культуры Омо в Юго=Западной Азии (и Прикрасноморье). Тогда понятнее станет появление синодонтии у ряда аборигенных популяций Ближнего Востока, Кавказа и Европы (здесь камень преткновения в споре с пекинскими археологами, которые считают синодонтию Запада производной с Востока). * поскольку мы предполагаем смешанный состав популяции первопроходцев Евразии (нормодонты и синодонты) и фратрийный тип сосуществования их родов (носители минилитической и макролитической традиций), то перенос культурно-индустриальных навыков от популяции к популяции в рамках подобной дуальной системы не вызывает противоречий. Ниже мы будем излагать материал , придерживаясь этой гипотезы.

Андрэ Натальер: Традиция Рензидонга. Возможно, постоянные читатели этой ветки форума помнят, что первоначальную археологическую культуру Восточной Азии мы прозвали ЧИН-австралем. Все стоянки до появления культуры Сихоуду мы приписали ей. По аналогии с другими местами ойкумены древнейшая традиция камнеургии передаёт эстафету нарождающимся. Поэтому традиции макролитов после появления Рензидонга 2250 тлн мы считаем производными от ЧИН-австраля. Собственно, датировки по Рензидонгу 2250-1200 тлн (Гаррод, 2010). Носителями данной традиции должны были бы быть архантропы пре-эректусы, т.е. эргастеры типа Дманиси или Туркана-бой. Оба этих антропотипа разнятся. В связи с этим зададимся вопросом: а не отражает ли изучаемый сложносоставный антропокомплекс первых мигрантов отмеченную нами картину разделения в материальной культуре? Дманисийцы - минилитисты, турканцы - макролитисты, все - ещё нормодонты. Туракнцы - первые известные эргастеры, дманисийцы - первые эргастеры вне Африки. Чтобы понять, кого антропологи называют пре-эректусами, надо посмотреть на тех, кого, собственно, они называют эректусами. Эректусы - для большинства классификаций (замечу, что мы не придерживаемся их и отстаиваем несколько иное различение антропотипов, см. разделы Антропологии в Доистории) - это внеафриканские архантропы: лантянец (плюс более поздние синантропы) и моджокертец (плюс более поздние сангиранцы). Учитывая то, что между лантяньцами и яванскими архантропами имеются схождения по ряду признаков (см. у Дробышевского и Тэмплтона на Антропогенезе), можно предположить, что пре-эректусы Восточной Азии были носителями предковых (относительно указанных двух антропотипов внеафриканских архантропов) признаков. Если версия с синодонтией части внеафриканских омо-мигрантов верна, то для всей популяции, разделённой на фратрии, предположим смешение признаков, которые согласно эффекту основателя при изолированном междуречьями существовании дадут начало разным антропотипам в последующем. У потомковых групп населения при этом культурно-индустриальные признаки будут распределяться случайно при сохранении общего основания в ЧИН-австрале (унифасиальная техника изготовления орудий, аморфные и одноплощадочные ядрища, т.н. бессистемное раскалывание). Что показывает костный матерал? Ближайшей культурой, отпочковавшейся от ЧИН-австраля во время существования Рензидонга, является культура Сихоуду. По ней есть ископаемый антропологический материал. У С.Кучеры указывается на схождение признаков сихоудца с ... яванскими архантропами. Итак портрет Сихоуду. Люди были нормодонтами. Они не использовали минилитическую омо-индустрию, наоборот, спецификой их камнеобработки стала на тысячелетия !!!! макроиндустрия обработки и создания особых тяжёлых остроконечников. Данная особенность станет маркером индустриальной традиции многих производств в Северном Китае и сопредельных территориях (Корея, Монголия, Центральный Китай). Распространение в Центральный Китай станет для Кучеры основанием говорить о распространении Сихоуду на контроверсии к минилитистам на юг, а не на север. Однако далее мы покажем немного другой механизм движения традиций и популяций в Восточной Азии. А вот портрет ближайших антропологических родственников сихоудцев отразит один из парадоксов развития культур Китая (Задней Азии). Этими родственниками являются яванские архантропы. Какой же материальной культурой пользовались они? Очевидно, что в Зондию они добрались к 1880-1800 тлн, минуя Индокитай, значит около 1900 тлн моджокертцы обитали где-то в междуречье Салуина и Меконга. Здесь, южнее Янцзы, господствовали традиции, как мы знаем, синодонтов-минилитистов Лонггупо. Именно минииндустрию каменных орудий обнаружат археологи в древнейших слоях на берегах реки Соло (1600-1070 тлн). НО они были нормодонтами. Что получается? Нормодонты родственной фратрии для Лонггупцев утащили омо-традицию в Зондию, где их и обнаруживают учёные. Благодаря эффекту основателя, там в изоляции сохранились лишь признаки нормодонтии, а синодонтия исчезла или вовсе отсутствовала в кланах мигрантов в Юго-Восточную Азию из Индокитая. Возможно, и так. Наше же мнение таково, что и предки носителей культуры Сихоуду, и предки носителей Солойской культуры вышли из единого источника антропологических типов, из общего ареала икс-популяции, обитавшей на южных склонах Кунь-Луня.

Андрэ Натальер: Предварительные итоги на 1800 тлн Предположительно, нерасчленённые группы архантропов-эргастеров с признаками как нормодонтии, так и синодонтии, продвигаясь с Ближнего Востока, оккупировали южные склоны Евразийского водораздельного хребта около 2400-2300 тлн (это, конечно, гипотеза). Группы эти принадлежали родственным фратриям, разделяемым культурными маркерами приверженности определённой традиции камнеобработки: одна фратрия (клановый союз, клановое объединение) практиковала производство минилитов; другая фратрия-союз - поизводство макролитов. (Согласно анализу местонахождения Бизат Рухама в Палестине, для населения предпочтение материала и способа камнеобработки определялось культурными склонностями, а не наличием материала или технологическими навками, см. у Деревянко, 2009). В промежутке между 2300-2000 тлн из ареала обитания этого союза фратрий осуществлялись вылазки по водоразделам южных водостоков (экологически и климатически это было комфортнее, чем движение на север, когда не препятствовала сейсмообстановка). Так мы находим следы выселок: в предгорьях Гималаев (Риват, Пэбби Хиллз, 2300-1900 тлн), в междуречье Инда и Ганга в Индокитае (Лонггупо, 2000-1800 тлн), в междуречье Янцзы и Меконга здесь же в Индокитае гипотетический выселок в междуречье Салуина и Меконга между 2000-1900 тлн (чему свидетельство - популяция Зондии после 1880 тлн) в Среднем Китае (Рензидонг, 2250-1200 тлн), в междуречье Хуанхэ и Янцзы в Северном Китае (Сяочанлинь, 2200/1870-1300 тлн и Сихоуду, 1800-1270 тлн), в междуречье Амура и Хуанхэ. Севернее 37* с.ш. архантропы, по замечанию Лаухина, не забирались на данном этапе доистории. Эти выселки сформировали области освоения территорий, в рамках которых осуществлялись кочевые переходы групп фратрий вверх-вниз по течению господствующих рек с вероятным форсированием речных долин и проходами на соседние водоразделы. Степень конфликтности таких переходов-вторжений из-за недостаточности костного материала неизвестна.

Андрэ Натальер: Предварительные итоги (продолжение) Рассматривая сообщества архантропов Восточной Азии по географическим районам, отметим следующее: на севере региона существуют 2 традиции, повторяя ситуацию изначального заселения Китая - минилитисты Нихэвани, 1870-1360 тлн, нормодонты - макролитисты Сихоуду, 1800-1270 тлн, нормодонты, близки антропологически явантропам, или принадлежат потомкам предковой для явантропов популяции на юге региона существуют 2 традиции, повторяя ситуацию изначального заселения Китая - минилитисты ИНдокитая и Юго-Восточной Азии, 1800-1070 тлн, нормодонты, непосредственные родственники яванской популяции - макролитисты Юаньмоу, 1900-1100 тлн, синодонты Данный регион более сейсмоопасен, популяции архантропов поэтому разделились на фратрии и стал заметен эффект основателя у более изолированных групп. в центре региона доживают макролитисты междуречья Янцзы и Хуанхэ из Рензидонга, предположительные нормодонты-эргастеры. Эта популяция растворится в потомках при последующей экспансии южан (см. разделы ниже) Гипотетическая икс-популяция продолжает обитать близ Тибета. Она поддерживала контакты как с южным выселком в Пакистане, с восточными выселками в Китае и с западной прародиной на Ближнем Востоке. Экстремальность климата высокогорий требовала постоянных миграций в пределах близлежащих областей. Так к 1700 тлн представители этой популяции выйдут в Ферганскую долину, одолев многие перевалы Гималаев, Гиндукуша и Припамирья.

ВЛАДИМИР-III: Андрэ Натальер пишет: ??? Ну, я имел в виду, что хотя приматы не любят плавать, это не могло быть жестким правилом для всех видов. Андрэ Натальер пишет: Гипотетическая икс-популяция продолжает обитать близ Тибета. К северу? А сам Тибет?

Андрэ Натальер: ВЛАДИМИР-III пишет: К северу? А сам Тибет? Пожулуй, что не к северу, а к югу от Кунь-Луня. Тибет мог быть обитаем только на начальных стадиях Четвертичного оледенения во время орогенеза. Посл того, как Тибет и Гималаи сформировались окончательно, т.е. сформировались движение воздушных масс. режим увлажнения и инсоляции, распределились растительность и фауна на ярусах высотной зональности, регион стал почти необитаем. На картах я обозначаю это либо разрывом популяционнного заселения. Северные склоны того же Кунь-Луня одолеют после 900 тлн. Только в Ферганскую долину пройдут до окончательного формирования Тибета

Андрэ Натальер: Северяне. Мы отметили примерно 5 групп палеонаселения на Востоке и Юго-Востоке Азии (икс-популяцию пока не считаем, как гипотетическую и обитающую, скорее, в Центральной Азии). Движемся в описании истории групп дальше. Активно расселяются и осваивают новые ареалы минилитисты Нихэвани (Сяочанлинь, Маджуанагоу). Их продвижение в рамках междуречья Амура и Хуанхэ направлено на северо-восток в Дунбэй. Древние люди осваивают восточные склоны Хингана и выходят к Жёлтому морю. Возможно, что достигают левобережья Амура. На стоянке Ванфутунь известны орудия, изготовленные в традиции и минилитов и макролитов. Данный факт может говорить о совместном продвижении фратрий Северного Китая в Манчжурию. Традиции Сихоуду из долины Хуанхэ тоже выйдут и распространятся как на север, так и на юг. В отличие от минилитистов они осваивают западные склоны Хингана и попадают в Гобийскую степь. На Монгольском плато в то время могло существовать бессточное озеро, привлекшее популяции животных и гоминид. Огромное количество поверхностных сборов с галечниковыми орудиями обнаруживается там. К тому же исследователи палеолита Монголии указывают, что древнейшие памятники в Гоби принадлежат традиции Сихоуду, станут её продолжением и развитием. Другое направление смещения сихоудцев - к югу. Считается, что культура Гунванлиня, макролитическая по камнеобработке и содержащая тяжёлые остроконечники, станет преемницей Сихоуду в Центральном Китае. Этот выселок на другой водораздел вызывает много вопросов. 1- он оторван от популяции нормодонтов. 2-антропологические останки говорят о смене населения, лантяньцы - синодонты. Возможно, что в изоляции от метрополии под давлением соседних фратрий произойдёт смена доминирующего антропологического типа у носителей культуры Сихоуду, но нам кажется, что более верной станет версия заимствования южанами индустриальной традиции северян. Хотя могут оказаться справедливыми обе версии. Почему мы склоняемся к версии культурного заимствования? Да, потому, что наличествуют серьёзные свидетельства экспансии южан и поглощении ими остатков культуры Рензидонг в Центральном Китае.

Андрэ Натальер: Южане. Фратрии южан разделились. Синодонты, изготовители макроорудий традиции Юаньмоу расширят свой ареал к северу. Лопатообразность резцов и макролитическая технология станут известны в Среднем Китае. До этого там обитали нормодонты-макролитисты Рензидонга. Вероятно, направление экспансии обусловлено тем, что пути на юг были заняты родственными фратриями нормодонтов-минилитистов. Древние кланы Рензидонга уступили молодым, сформировавшимся на месте и адаптированным к местным условиям популяциям. Доминирующее положение в этот период начинают играть кланы древних синодонтов, именуемые лантяньскими людьми. Юаньмоусцы были уже лантяньцами по антропотипу. В среднем течении они форсируют Янцзы, а затем приходят к берегам Хуанхэ. На их стоянках известна зола, что может говорить о поддержании природного огня. Возможно, что по пламени костров синодонты макролитисты правого берега Хуанхэ стали известны нормодонтам макролитистам левого. Произошёл культурный контакт, в результате которого группы южан, сложившие памятники типа Гунванлинь, переняли необходимую в новых условиях Центрального Китая технологию изготовления тяжёлых остроконечников. Нормодонты минилитисты были второй группой, обитавшей к югу от Янцзы. Как кажется, на основании имеющихся данных, им прищлось удалиться в изоляцию в субэкваториальные районы. Причиной тому - тектоника. Примерно с 1500 тлн давление Индостанской плиты на Юго-Восточную Азию возрастает, формируются впадины мирового океана, Зондия испытала влияние опрокидывающего момента подползания Индостана под Евразию: часть её поднялась в виде Суматранской складчатости, а часть опустилась в воду так, что появлялась над водой во времена только самых сильных трансгрессий. Обособление Зондской популяции привело к сложению оригинального антропологического типа: с необычайной массивностью скелета и черепа и пережитками архаичных признаков, сближающих, например, сангиранцев с эргастерами Африки. Проницаемость ЮВАзии для инородных влияний обновится после или около 1000 тлн. Тогда обновляется фауна за счёт многих континентальных видов (фауна Триниль). Особенно распространились южноазиатские виды флоры и фауны, вслед за которыми с неизбежностью придёт и древний человек. Так мы сопроводили население Восточной и Юго-Восточной Азии примерно к рубежу в 1400-1300 тлн. Что было дальше, в следующих разделах.

Андрэ Натальер: Бутылочное горлышко. Предположительно, в промежутке между 1300-1200 тлн случился экологический кризис в Восточной Азии, последствием которого стало "бутылочное горлышко" для популяций древних людей. Это время прекращения существования многих культур и смещения ряда традиций (но не всех) к северу и к западу от Востока Азии. Надолго пустеет Дунбэй (возможно, его коснулась аридизация климата и горное оледенение, которое сказывалось сильнее на севере региона // Кучера), до конца нижнего плейстоцена. Разрыв в датировках местонахождений здесь примерно 470 тысяч лет. Возможно, что часть популяции дунбэйцев вернулась в Нихэвань. В самой Нихэвани наблюдается небольшой разрыв в датировках между 1360 тлн и 1200 тлн. Предположительно, нихэваньцы откочевали на север, в Дунбэй на это время, а потом снова вернулись, т.к. с 1200тлн появляется индустрия минилитистов нормодонтов из Донггуто. Полагаем, что это движение с востока на запад не остановилось у Хуанхэ, а продолжилось отрогами Нань-Шаня дальше на Запад (в предполагаемый ареал икс-популяции?). В Центральной Азии обе группы архантропов слились и смешались. Ху Ямей из Пекинского университета считает, что существовал своеобразный аналог Шёлкового пути в это время из Восточной в Западную Азию и даже дальше в Европу. Она назвала его Каменный Путь. Мы оспариваем ряд её тезисов, но существование близкородственных коллективов первобытных людей на северном маршруте миграций подтверждаем. Насиженные места покидают сихоудцы. В датировках между Сихоуду и Кэхэ разрыв в 470 тысяч лет (1270-800 тлн). Вероятное направление откочёвки - север, в район Монголии, Монгольского Алтая. А пришедшие с юга лантяньцы традиции Гунванлинь переняли в контакте с потомками культуры Сихоуду ряд индустриальных навыков. Нормодонтия в этом регионе сменится на синодонтию.

Андрэ Натальер: Бутылочное горлышко. (продолжение) Кроме вулканической активности, надо уточнять, что ещё послужило причиной экологического кризиса. Возможно, что побудительные причины миграций возникли только на юге, южане синодонты стали теснить соседей нормодонтов и вынудили мигрировать более северные группы сихоудцев. Оставшихся ассимилировали. Яркую миграцию в пределах региона совершают южане из Южного Китая в Средний. Макролитические традиции, берущие начало в Юаньмоу, появляются в междуречье Янцзы и Хуанхэ, заимствуя ряд технологических навыков у сихоудцев. Покинув Южный Китай, там останутся редкие группы, о которых мы почти ничего не знаем до тех пор, как в регионе проявится культура унифасиальных камнеургов-макролитистов культуры Аньят. Разрыв между Юаньмоу и Аньятом - 370-470 тысяч лет. В известных культурах Зондии промежуток оценочно составляет 230 тысяч лет (конец Солойской культуры в 1200 тлн и появление культуры в Мата-Менге на о.Флорес, 840 тлн). И здесь произошла радикальная смена индустрий. Эта смена стала следствием миграции нового населения извне. Скорее всего, из Южной Азии через Индокитай, так что и в Таиланде после завершения разрыва взаимодействия культур появляются новые традиции. Поскольку считается, что обликом новые популяции были похожи на флоресцев, можно отследить судьбу этой миграции в том числе по материальным артефактам. Судя по тому, что южные регионы восстановили культуру и популяции через меньший промежуток времени, чем на Севере, то, вероятно, что волна миграции к ним пришла с юга Азии. На этот раз точно из-под Гималаев. Во всём регионе с рубежа нижнего-среднего плейстоцена имеется много следов присутствия людей и остатков их материальной культуры. Миграция подтверждена фауной и генетикой (Дробышевский, Ямей, Тэмплтон). Это означает, что миграции осуществлялись в прямо противоположной последовательности, чем утверждал А.П. Деревянко: сначала северный маршрут, затем во "второй" волне южный и откат снова по северному, который получается эксплуатировался в обе стороны (см. ниже).

ВЛАДИМИР-III: Андрэ Натальер пишет: Пожулуй, что не к северу, а к югу от Кунь-Луня. Тибет мог быть обитаем только на начальных стадиях Четвертичного оледенения во время орогенеза. Посл того, как Тибет и Гималаи сформировались окончательно, т.е. сформировались движение воздушных масс. режим увлажнения и инсоляции, распределились растительность и фауна на ярусах высотной зональности, регион стал почти необитаем. На картах я обозначаю это либо разрывом популяционнного заселения. Северные склоны того же Кунь-Луня одолеют после 900 тлн. Только в Ферганскую долину пройдут до окончательного формирования Тибета Спору нет - 3-2 млн. лет назад Гималаи и Тибет были пониже, но намного ли? Индия прибилась к Евразии еще 55 млн. лет назад, а Киммерийский континент (Тибет и окрестности) - еще ранее. Насколько, Вы думаете, Гималаи были ниже 2000000 лет назад?

Андрэ Натальер: Например, на юго-западе ТИбета только за последние 36-40 тл произошло поднятие на 800 метров. //Палеолит Тибета: предварительные замечания: Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция / Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 1. С. 11-14//. Поскольку, кажется, процесс поднятия опускания подвержен какой-то периодичности, то можно предположить, что сильный орогенез происходил 1500-1200 тлн. Сильнее вюрмских подвижек. Тогда какие-то глобальные сдвиги были не толлько в Азии, но и в Африке (тот же эоловый туф ОЛдувая или происхождение РИфта Палестины) Ларичев пишет, что даже на севере ТАР (это наша искомая область) обитали буйволы, которые сейчас живут только в тропиках ЮВАзии. То есть, регион был менее горист, и туда проникали муссоны или тёплые воздушные массы с ИНдики. Т.е. Гималаи не превышали высотой нагорье ТИбета, а тот был ниже нынешнего, оценочно, не менее чем на километр.

Андрэ Натальер: 55 млн фауны палеоИндостана и Евразии стали способны к смешению, а это не одно и то же, что современное положение. ТО есть они соприкоснулись какими-то частями тогдашних окраин, но это стало началом орогенеза. Глубина по воздействию на материк процесса столкновения мне не известна, но тот же Гобийский Алтай формировался ещё в плейстоцене // Каменный Век Монголии: ПЛ и НЛ Долины Озёр. - Нсб.: 2000. Как-то так, если грубо визуализировать. Байкал только нужно в более раннее время переносить А это иллюстрация практически такого же процесса, но из учебника без привязки к конкретным горным массивам. Похожая ситуация с Кордильерами и ЮВАзией. У нас только показано, что составными частями гор становится дно океана, что видно в слоистости их строения. Ну, и более глобально на нашей схемке



полная версия страницы